Как мы создали цифровую платформу для управления развитием города
Эта платформа уже создана — здесь, в России, в Ижевске. А сейчас идет процесс ее интеграции в систему принятия управленческих решений. Платформа создана на базе геоинформационной системы. Она позволяет анализировать различные слои пространственных данных и выводить результат на карту. Посмотреть на аналитику, сформированную на основе нашей системы можно на сайте: Ижевск 2030
Следует отметить, что, несмотря на все новаторство нашего IT-решения, достичь результата удалось с помощью простых и понятных методик. Мы не вшили внутрь какую-то «секретную технологию умной генерализации данных». Все, что мы делали, создано с помощью уже существующих технологий и инструментов. Но начнем по порядку.
Кто мы такие
Проектно-консалтинговая компания «Новая земля». Мы специализируемся на городском планировании и формирования комфортной городской среды. Чаще всего мы получаем заказы от государства на различную аналитику — тот самый Big Data Analysis. За последние годы люди научились собирать большие объёмы данных, но что с ними делать, мало кто представляет. Постепенно, проект за проектом, нам удалось найти достаточное количество специалистов для решения практически любой задачи в этой области.
Как появилась идея
Во время работы над предыдущими проектами мы создали алгоритмы для анализа различных слоёв данных. Приведу несколько примеров проектов, которые подвели нас к созданию платформы.
В 2016-2017 году мы с компаниями «Урбика», OneFactor и «Спутник» сделали большой проект для МосУрбанФорума по заказу правительства Москвы. Нам нужно было проанализировать агломерации мегаполисов мира — Токио, Сеула, Милана, Лондона Нью-Йорка и сравнить их по ряду характеристик с агломерациями российских городов-миллионников. Мы работали со многими слоями данных, в том числе, с данными мобильных операторов, с помощью которых можно выявить структуру маятниковой миграции внутри агломерации.
В 2019 году мы участвовали в разработке стратегии развития архитектурного облика городов Московской области. Мы предложили инструментарий для мониторинга и контроля за соблюдением требований к архитектурному облику зданий, который позволяет выводить идентифицированные по адресу здания или кадастровому номеру земельного участка требования ко всем элементам архитектурного облика на экране компьютера или смартфона.
Разработанное ПО с возможностью интеграции в автоматизированные системы управления муниципальным имуществом и программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов смогло повысить эффективность действия регламентов и оптимизировало процесс мониторинга.
Когда у нас накопилось достаточно опыта сбора и анализа данных, мы поняли, что можно выстроить всё это в единую систему и придумать алгоритм анализа многих слоев пространственных данных. Мы только ждали удобного случая, чтобы такую систему создать.
Референсы
Параллельно мы неформально общались с теми, кто работает с похожими системами за рубежом. Нигде в мире нет системы, которая бы охватывала такое количество категорий инфраструктуры, как наша, но отдельные показатели рассчитываются довольно давно. Например, в Лондоне уже около 10 лет работает индекс PTAL - Public Transport Accessibility Levels. Он рассчитывает уровень транспортной доступности различных зон города. На основе этого индекса принимаются решении о развитии. Мы пообщались с представителями структуры, которая является оператором этого проекта и подумали: «А почему бы нам не сделать систему, которая рассчитывала бы доступность всех категорий инфраструктуры?»
Задача
Региональная администрация Удмуртии увидела необходимость в создании стратегии пространственного развития Ижевской агломерации. Город фактически вышел за свои формальные границы, начался рост пригорода, который породил проблему взаимодействия между муниципалитетами в вопросах социального обеспечения граждан. Застройщики перешли к комплексному освоению территорий. Всё это — на фоне транспортных проблем и кризиса доверия между жителями, застройщиками и администрацией города.
Куратором разработки стратегии был назначен Центр развития дизайна, городской среды и энергосбережения Удмуртской республики, который и выступил в роли нашего заказчика.
Сама по себе стратегия пространственного развития — для российского рынка продукт не новый. Её уже создали в ряде городов, и есть несколько компаний, предлагающих эту услугу. Проблема заключается в том, что для разработки таких стратегий обычно нанимают сторонних консультантов, и жители не всегда понимают, почему были приняты те или иные решения. Также возникают трудности с тем, чтобы отследить, как реализуется эта стратегия.
Удмуртия задумалась о создании собственной стратегии — публичного документа, определяющего основные приоритеты пространственного развития на ближайшие 10 лет. Обычно эта стратегия представляет собой набор документов, "книг" описывающих текущее положение, основные проблемы, ключевые цели и задачи, которые перед собой ставит территория, а также непосредственные стратегические решения.
Переговоры
У нас накопился большой опыт по сбору и анализу данных, поэтому мы предложили: «Давайте сделаем стратегию, которая, благодаря цифровому интерфейсу, будет прозрачной для жителей, властей и девелоперов, и регулярно будет обновляться на основе актуальных данных». У нас уже был набор IT- решений, которые надо было собрать в единую систему, и наглядно продемонстрировать, что такой инновационный подход намного лучше, чем классическая стратегия. Это не составило труда — администрация с готовностью откликнулась.
Потом были многочисленные рабочие группы, общение с представителями местных ведомств с пояснениями того, что мы планируем делать, чем это отличается от того, что сейчас уже есть и какие исходные материалы нам необходимы.
Что мы сделали
Мы создали Геоинформационную систему инфраструктурной обеспеченности, в которую вводятся пространственные данные об объектах, располагающихся на территории Ижевской агломерации, и их характеристиках. Часть этих данных собирали мы, часть — муниципальные и региональные власти по нашим запросам, часть данных закупалась. Наша система станет частью РГИС, Региональной геоинформационной системы, которая уже сейчас есть в Удмуртии. На данном этапе наша система будет решать прикладные задачи оценки насыщенности среды теми или иными категориями инфраструктуры.
После достаточно продолжительного периода сбора данных, мы получили необходимые массивы информации, которые легли в основу Индекса инфраструктурной обеспеченности, оценивающего достаточность расположения объектов по 9 категориям городской инфраструктуры:
- Детские сады
- Школы
- Поликлиники
- Спортивные объекты
- Культурно-досуговая инфраструктура
- Коммерческие объекты
- Рабочие места
- Общественные пространства
- Зеленые зоны
В будущем к системе можно подключать другие слои данных: датчики чистоты воздуха, криминогенную обстановку, покрытие видеокамерами и так далее.
Можно посмотреть как сводный индекс по всем категориям, так и индекс по каждой отдельной категории. Для удобства различные значение индекса подсвечиваются на карте разным цветом.
Сейчас мы проводим социологическое исследование, которое показывает, какие объекты важнее для самих жителей: что должно располагаться ближе, каких объектов нужно больше. В систему заложена возможность расставлять категории по приоритетности. Например, сейчас в Ижевске наблюдается нехватка мест в детских садах, и жители говорят, что детские сады для них важнее всего. Поэтому доступность мест в детских садах влияет на общий индекс сильнее, чем другие категории. Однако демографический прогноз говорит, что через пять лет эта проблема не будет стоять так остро, поэтому потребности жителей в инфраструктуре изменятся, можно будет откорректировать Индекс в зависимости от новых реалий.
Обновлять данные тоже не составляет большого труда. По некоторым категориям это нужно делать раз в квартал, по некоторым — раз в несколько лет. Это могут делать сами чиновники, не прибегая к услугам специалистов и консультантов. Так как Индекс будет интегрирован в РГИС, в доступе всегда будут наиболее актуальные данные.
Как Индекс инфраструктурной обеспеченности помогает в разработке Стратегии пространственного развития территории (а ведь именно эта задача стояла перед нами)?
На этапе аналитики с помощью Индекса мы оценили текущей уровень обеспеченности: выявили наиболее проблемные территории, там где живут люди, а индекс находится на низком уровне. То есть те места, на которые нужно обратить внимание в процессе разработки стратегии. Выделили мы и их противоположность — территории с уже высоким уровнем инфраструктурной обеспеченности, которые могут быть интересны для дальнейшего развития. Фактически индекс помогает избежать ситуации, когда новое строительство, в первую очередь речь о жилье, ведется в чистом поле, и жители потом долгие годы ждут появления необходимых сервисов. А так как в его методику заложена возможность уточнять приоритет каждой из категорий, то сам инструмент будет актуальным по мере повышения уровня жизни и изменения запроса жителей.
Индекс инфраструктурной обеспеченности находится в открытом доступе. Это позволяет жителям и девелоперам самим видеть, на каком основании принимаются решения о пространственном развитии города, например, о жилой застройке тех районов, где уже имеется хорошо развитая инфраструктура, или отказе в застройке тех мест, где инфраструктуры практически нет.
Инструмент работает и в обратную сторону: имея на руках Индекс, жители могут оспорить обоснованность тех или иных решений.
Нормативная база
Генеральный план продолжает быть основным документом территориального планирования, поэтому цель Стратегии пространственного развития — внесение изменений в Генплан и Правила землепользования и застройки города (ПЗЗ). Порядок действий выглядит следующим образом:
Сбор данных
Подготовка данных
Занесение данных в систему
Формирование Индекса инфраструктурной обеспеченности
Формирование Стратегии пространственного развития
Подготовка рекомендаций по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ
Внесение изменений в Генплан и ПЗЗ
Общественные слушания по новому Генплану
Утверждение Генплана правительством
Таким образом у жителей появляется возможность повлиять на процесс принятия решений до внесение изменений в Генплан.
Где мы нашли специалистов
Над проектом работали несколько десятков специалистов с уникальными компетенциями. Пространственные и городские данные имеют свою специфику, хотя с точки зрения объемов и сложности они не всегда относятся к Big Data. Чтобы создавать IT-решения, связанные с городским развитием, требуются знания не только в анализе данных, но и в градостроительстве, географии, экономике, урбанистике. От проекта к проекту в команде появлялись разные сильные специалисты, которые в итоге смогли разработать методологию и реализовать решение. Приятно, что для этого проекта мы не нанимали ни одного западного специалиста. Вся система сделана россиянами.
Чего мы добились в Ижевске?
● В городе сформирована геоинформационная система инфраструктурной обеспеченности.
● Система формирует Индекс инфраструктурной обеспеченности, который показывает, где нужно развивать инфраструктуру, а где — застраивать. Всё это можно видеть на карте и выводить на экран показатели как по отдельным категориям инфраструктуры, так и по нескольким.
● Индексом будут пользоваться органы власти, причастные к принятию решений о развитии города.
● Индексом будут пользоваться девелоперы, чтобы найти оптимальные для застройки территории и договориться с властями.
● Индексом будут пользоваться жители ижевской агломерации. Они, по сути, могут в режиме онлайн наблюдать за принятием решений о развитии и оспаривать их обоснованность.
● На основе Индекса формируется Стратегия пространственного развития, а на её основе — рекомендации по внесению изменений в в генеральный план и правила землепользования и застройки города.
● Мы создали базовую систему для управления городом, к которой можно подключать различные блоки данных.
Пару недель назад была такая статья здесь. Уже поржали вроде. Второй заход?