{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как мы создали цифровую платформу для управления развитием города

Эта платформа уже создана — здесь, в России, в Ижевске. А сейчас идет процесс ее интеграции в систему принятия управленческих решений. Платформа создана на базе геоинформационной системы. Она позволяет анализировать различные слои пространственных данных и выводить результат на карту. Посмотреть на аналитику, сформированную на основе нашей системы можно на сайте: Ижевск 2030

Следует отметить, что, несмотря на все новаторство нашего IT-решения, достичь результата удалось с помощью простых и понятных методик. Мы не вшили внутрь какую-то «секретную технологию умной генерализации данных». Все, что мы делали, создано с помощью уже существующих технологий и инструментов. Но начнем по порядку.

Кто мы такие

Проектно-консалтинговая компания «Новая земля». Мы специализируемся на городском планировании и формирования комфортной городской среды. Чаще всего мы получаем заказы от государства на различную аналитику — тот самый Big Data Analysis. За последние годы люди научились собирать большие объёмы данных, но что с ними делать, мало кто представляет. Постепенно, проект за проектом, нам удалось найти достаточное количество специалистов для решения практически любой задачи в этой области.

Как появилась идея

Во время работы над предыдущими проектами мы создали алгоритмы для анализа различных слоёв данных. Приведу несколько примеров проектов, которые подвели нас к созданию платформы.

В 2016-2017 году мы с компаниями «Урбика», OneFactor и «Спутник» сделали большой проект для МосУрбанФорума по заказу правительства Москвы. Нам нужно было проанализировать агломерации мегаполисов мира — Токио, Сеула, Милана, Лондона Нью-Йорка и сравнить их по ряду характеристик с агломерациями российских городов-миллионников. Мы работали со многими слоями данных, в том числе, с данными мобильных операторов, с помощью которых можно выявить структуру маятниковой миграции внутри агломерации.

В 2019 году мы участвовали в разработке стратегии развития архитектурного облика городов Московской области. Мы предложили инструментарий для мониторинга и контроля за соблюдением требований к архитектурному облику зданий, который позволяет выводить идентифицированные по адресу здания или кадастровому номеру земельного участка требования ко всем элементам архитектурного облика на экране компьютера или смартфона.

Разработанное ПО с возможностью интеграции в автоматизированные системы управления муниципальным имуществом и программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов смогло повысить эффективность действия регламентов и оптимизировало процесс мониторинга.

Когда у нас накопилось достаточно опыта сбора и анализа данных, мы поняли, что можно выстроить всё это в единую систему и придумать алгоритм анализа многих слоев пространственных данных. Мы только ждали удобного случая, чтобы такую систему создать.

Референсы

Параллельно мы неформально общались с теми, кто работает с похожими системами за рубежом. Нигде в мире нет системы, которая бы охватывала такое количество категорий инфраструктуры, как наша, но отдельные показатели рассчитываются довольно давно. Например, в Лондоне уже около 10 лет работает индекс PTAL - Public Transport Accessibility Levels. Он рассчитывает уровень транспортной доступности различных зон города. На основе этого индекса принимаются решении о развитии. Мы пообщались с представителями структуры, которая является оператором этого проекта и подумали: «А почему бы нам не сделать систему, которая рассчитывала бы доступность всех категорий инфраструктуры?»

Задача

Региональная администрация Удмуртии увидела необходимость в создании стратегии пространственного развития Ижевской агломерации. Город фактически вышел за свои формальные границы, начался рост пригорода, который породил проблему взаимодействия между муниципалитетами в вопросах социального обеспечения граждан. Застройщики перешли к комплексному освоению территорий. Всё это — на фоне транспортных проблем и кризиса доверия между жителями, застройщиками и администрацией города.

Куратором разработки стратегии был назначен Центр развития дизайна, городской среды и энергосбережения Удмуртской республики, который и выступил в роли нашего заказчика.

Сама по себе стратегия пространственного развития — для российского рынка продукт не новый. Её уже создали в ряде городов, и есть несколько компаний, предлагающих эту услугу. Проблема заключается в том, что для разработки таких стратегий обычно нанимают сторонних консультантов, и жители не всегда понимают, почему были приняты те или иные решения. Также возникают трудности с тем, чтобы отследить, как реализуется эта стратегия.

Удмуртия задумалась о создании собственной стратегии — публичного документа, определяющего основные приоритеты пространственного развития на ближайшие 10 лет. Обычно эта стратегия представляет собой набор документов, "книг" описывающих текущее положение, основные проблемы, ключевые цели и задачи, которые перед собой ставит территория, а также непосредственные стратегические решения.

Переговоры

У нас накопился большой опыт по сбору и анализу данных, поэтому мы предложили: «Давайте сделаем стратегию, которая, благодаря цифровому интерфейсу, будет прозрачной для жителей, властей и девелоперов, и регулярно будет обновляться на основе актуальных данных». У нас уже был набор IT- решений, которые надо было собрать в единую систему, и наглядно продемонстрировать, что такой инновационный подход намного лучше, чем классическая стратегия. Это не составило труда — администрация с готовностью откликнулась.

Потом были многочисленные рабочие группы, общение с представителями местных ведомств с пояснениями того, что мы планируем делать, чем это отличается от того, что сейчас уже есть и какие исходные материалы нам необходимы.

Что мы сделали

Мы создали Геоинформационную систему инфраструктурной обеспеченности, в которую вводятся пространственные данные об объектах, располагающихся на территории Ижевской агломерации, и их характеристиках. Часть этих данных собирали мы, часть — муниципальные и региональные власти по нашим запросам, часть данных закупалась. Наша система станет частью РГИС, Региональной геоинформационной системы, которая уже сейчас есть в Удмуртии. На данном этапе наша система будет решать прикладные задачи оценки насыщенности среды теми или иными категориями инфраструктуры.

После достаточно продолжительного периода сбора данных, мы получили необходимые массивы информации, которые легли в основу Индекса инфраструктурной обеспеченности, оценивающего достаточность расположения объектов по 9 категориям городской инфраструктуры:

- Детские сады

- Школы

- Поликлиники

- Спортивные объекты

- Культурно-досуговая инфраструктура

- Коммерческие объекты

- Рабочие места

- Общественные пространства

- Зеленые зоны

В будущем к системе можно подключать другие слои данных: датчики чистоты воздуха, криминогенную обстановку, покрытие видеокамерами и так далее.

Можно посмотреть как сводный индекс по всем категориям, так и индекс по каждой отдельной категории. Для удобства различные значение индекса подсвечиваются на карте разным цветом.

Итоговый индекс Ижевска Новая Земля

Сейчас мы проводим социологическое исследование, которое показывает, какие объекты важнее для самих жителей: что должно располагаться ближе, каких объектов нужно больше. В систему заложена возможность расставлять категории по приоритетности. Например, сейчас в Ижевске наблюдается нехватка мест в детских садах, и жители говорят, что детские сады для них важнее всего. Поэтому доступность мест в детских садах влияет на общий индекс сильнее, чем другие категории. Однако демографический прогноз говорит, что через пять лет эта проблема не будет стоять так остро, поэтому потребности жителей в инфраструктуре изменятся, можно будет откорректировать Индекс в зависимости от новых реалий.

Общеобразовательные школы Ижевска Новая Земля

Обновлять данные тоже не составляет большого труда. По некоторым категориям это нужно делать раз в квартал, по некоторым — раз в несколько лет. Это могут делать сами чиновники, не прибегая к услугам специалистов и консультантов. Так как Индекс будет интегрирован в РГИС, в доступе всегда будут наиболее актуальные данные.

Как Индекс инфраструктурной обеспеченности помогает в разработке Стратегии пространственного развития территории (а ведь именно эта задача стояла перед нами)?

На этапе аналитики с помощью Индекса мы оценили текущей уровень обеспеченности: выявили наиболее проблемные территории, там где живут люди, а индекс находится на низком уровне. То есть те места, на которые нужно обратить внимание в процессе разработки стратегии. Выделили мы и их противоположность — территории с уже высоким уровнем инфраструктурной обеспеченности, которые могут быть интересны для дальнейшего развития. Фактически индекс помогает избежать ситуации, когда новое строительство, в первую очередь речь о жилье, ведется в чистом поле, и жители потом долгие годы ждут появления необходимых сервисов. А так как в его методику заложена возможность уточнять приоритет каждой из категорий, то сам инструмент будет актуальным по мере повышения уровня жизни и изменения запроса жителей.

Индекс инфраструктурной обеспеченности находится в открытом доступе. Это позволяет жителям и девелоперам самим видеть, на каком основании принимаются решения о пространственном развитии города, например, о жилой застройке тех районов, где уже имеется хорошо развитая инфраструктура, или отказе в застройке тех мест, где инфраструктуры практически нет.

Инструмент работает и в обратную сторону: имея на руках Индекс, жители могут оспорить обоснованность тех или иных решений.

Нормативная база

Генеральный план продолжает быть основным документом территориального планирования, поэтому цель Стратегии пространственного развития — внесение изменений в Генплан и Правила землепользования и застройки города (ПЗЗ). Порядок действий выглядит следующим образом:

Сбор данных

Подготовка данных

Занесение данных в систему

Формирование Индекса инфраструктурной обеспеченности

Формирование Стратегии пространственного развития

Подготовка рекомендаций по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ

Внесение изменений в Генплан и ПЗЗ

Общественные слушания по новому Генплану

Утверждение Генплана правительством

Таким образом у жителей появляется возможность повлиять на процесс принятия решений до внесение изменений в Генплан.

Где мы нашли специалистов

Над проектом работали несколько десятков специалистов с уникальными компетенциями. Пространственные и городские данные имеют свою специфику, хотя с точки зрения объемов и сложности они не всегда относятся к Big Data. Чтобы создавать IT-решения, связанные с городским развитием, требуются знания не только в анализе данных, но и в градостроительстве, географии, экономике, урбанистике. От проекта к проекту в команде появлялись разные сильные специалисты, которые в итоге смогли разработать методологию и реализовать решение. Приятно, что для этого проекта мы не нанимали ни одного западного специалиста. Вся система сделана россиянами.

Чего мы добились в Ижевске?

● В городе сформирована геоинформационная система инфраструктурной обеспеченности.

● Система формирует Индекс инфраструктурной обеспеченности, который показывает, где нужно развивать инфраструктуру, а где — застраивать. Всё это можно видеть на карте и выводить на экран показатели как по отдельным категориям инфраструктуры, так и по нескольким.

● Индексом будут пользоваться органы власти, причастные к принятию решений о развитии города.

● Индексом будут пользоваться девелоперы, чтобы найти оптимальные для застройки территории и договориться с властями.

● Индексом будут пользоваться жители ижевской агломерации. Они, по сути, могут в режиме онлайн наблюдать за принятием решений о развитии и оспаривать их обоснованность.

● На основе Индекса формируется Стратегия пространственного развития, а на её основе — рекомендации по внесению изменений в в генеральный план и правила землепользования и застройки города.

● Мы создали базовую систему для управления городом, к которой можно подключать различные блоки данных.

0
1 комментарий
Andrey Greenberg

Пару недель назад была такая статья здесь. Уже поржали вроде. Второй заход?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда