Масштабная трансформация
Сбербанка в прямом эфире
LIVE

Дикоросы по новому, или как маленький "приработок" на плюшевых медведях превратился в немаленький кондитерский цех

В закладки

Всем Привет! С вами Вадим Титов, предприниматель из маленького северного городка со сложным названием и красивой дикой природой - Ханты-Мансийск.

Мы с партнером развиваем кондитерский цех по производству натурального мармелада, шоколада, конфет, батончиков на основе северных дикоросов - "Этника".
Созданный нами в 2019 году бренд Этника, не просто наименование продукта, но и многовековая культура коренных народов нашего сурового края. В чем она заключается и как выражена в продукте, я расскажу далее. А сначала хочу рассказать как я к этому пришел.

"Заказывали в столице больших плюшевых медведей и продавали их с наценкой 100%

Все началось в далеком уже 2013 году. Я, моя супруга и наша 6-ти месячная дочь решили совершить вояж на автомобиле по необъятной родине, по крайней мере по её части. И к слову говоря , прокатились очень хорошо, накатали 9000 км, и без приключений не обошлось. Но сейчас не об этом, а о том, как мы заехали погостить к друзьям в г. Уфу, которые в свою очередь, на вечерней банной посиделке с пенным, поведали историю о том, как их друзья организовали нормальный источник дополнительного дохода, который не требует много времени и сил. А схема была проста, как и все гениальное: они заказывали в столице больших плюшевых медведей и продавали их с наценкой 100% через группу ВК. Вернувшись домой, мы не долго думая, решили реализовать схему заработка на медведях в нашем городе. Немного изучили рынок, поняли что конкуренции просто нет, создали группу в ВК, заказали первую партию, быстро её продали (запустили продажи в аккурат под сезон праздников). И так раз за разом. Дальше появился небольшой шоу-рум в кинотеатре, дополнили ассортимент подарочными сладостями, популярными в то время "Вкусная помощь" а затем и подарочным шоколадом питерской фирмы "Шокобокс".

Первый шоу-рум в кинотеатре

Все шло хорошо, сверх прибылей не было, но копеечка в карман падала стабильно. Медведи вскоре отошли, так как их китайские братья заполонили все вокруг. Но это и не беда, необычные шоколадки и мармеладки продавались не плохо. Не нравилось одно: товар готовился под заказ, приходилось замораживать оборотные средства почти на месяц. Однажды, кто то из знакомых спросил, а почему вы сами на шоколадки этикетки не клеите, это же вроде не сложно. Так и появилось первое производство по переупаковке обычных сладостей в подарочные и шутливые - "МистерШоко", на запуск которого супруга получила грант в 300 т.р. от фонда поддержки предпринимательства, выиграв конкурс "Путь к успеху". Я сразу нацелился на масштаб, мы два раза побывали в Москве, представив наш ассортимент на выставке "Подарки". Продавали продукцию по всей стране, активно рекламировались в интернете, открыли еще две собственные торговые точки и даже успели продать несколько франшиз.

Так все развивалось до конца 2017 года, пока в проект не вошел местный производитель сувениров. Через год он вышел из дела, но за это время мы успели запустить небольшой цех по производству крафтового шоколада. Сначала это был фигурный шоколад ручной работы. Сам шоколад мы изготавливали с нуля, для этого был приобретен диковинный аппарат - меланжер, по сути та-же мельница, которая с помощью каменных жерновов перетирает в пастообразную массу все ингредиенты шоколада.

Наш первый шоколад собственного производства

Рецепт взяли по ГОСТу, немного изменив пропорции. Какао решили использовать хорошее, выбор остановили на редком южноамериканском сорте Fino de aroma. Сорт этот обладает тонкими цветочными, фруктовыми, ореховыми и солодовыми нотками. Благодаря удачным пропорциям какао и како масла, вкус темного шоколада получился мягким, без горчинки, который пришелся по вкусу любителям как горького так и молочного шоколада.

"Какао решили использовать хорошее, выбор остановили на редком южноамериканском сорте Fino de aroma.

Пообщавшись с городской розницей, я понял, что продукция из местных дикоросов пользуется повышенным спросом, появилась идея добавлять дикоросы в шоколад. В ассортименте появились плитки шоколада с барельефом в виде мамонтов (местная достопримечательность), и добавленной вяленой клюквой или кедровым орехом. Затем необычное драже "Сосновая шишка в шоколаде", которая кстати немного видоизмененная и сейчас в топе продаж, а так-же сосновый мармелад и конфеты.

Так вот плавно, без резких движений, проект "МистерШоко" перерос в производство крафтового шоколада с дикоросами "Сибирский шоколад". Чуть позже, производство подарочных сладостей "МистерШоко" было продано, дальнейшая судьба проекта теряется в истории.

А вот теперь самая интересная часть истории. "Сибирский шоколад" был по достоинству оценен покупателями, продажи росли, появились корпоративные клиенты и даже правительство автономного округа облюбовало продукцию местного производства. Но несколько управленческих ошибок чуть не погубили перспективное дело. Не правильное ценообразование, не верные шаги в формировании штата, точнее в его количестве, высокая сезонность продукции, большие отсрочки в продуктовой рознице, чуть было не стали фатальными для бизнеса. Сформировался большой кассовый разрыв. Тогда на помощь пришел один из оптовых покупателей.

"Несколько управленческих ошибок чуть не погубили бизнес

В его распоряжении было 5 магазинов рыбной и фермерской продукции, а так-же несколько пунктов приема дикоросов в таежных глубинках Югры. В силу своего опыта, он сразу разглядел перспективность этого направления производства. Более того, уже продолжительное время являлся дистрибьютером одной известной сибирской эко-фабрики и вынашивал идею запуска собственного производства эко сладостей на основе дикоросов. А тут появился я, со своим шоколадом и шишками. Когда "Сибирский шоколад" начало "штормить", он пошел навстречу и начал брать продукцию без отсрочки платежа и даже по предоплате. То есть переводил определенную сумму не счет, а потом выбирал продукцией по мере надобности. Эта помощь помогла продержаться на плаву, а в дальнейшем было решено объединить наши возможности и усилия. Мы договорились полностью перезапустить производство и продукт, а старый цех был закрыт.

Один из цехов нового производства

В результате появился бренд "Этника". В новое оборудование и обустройство цехов было вложено около 10 млн. рублей. А в новый бренд и продукт очень много сил и творческого потенциала, как нашего, так и ближайшего окружения.

Почему же Этника, это не просто продукты питания?

Философия

Культура коренных народов: ханты и манси отличается взаимосвязью между человеком и природой, неразрывностью традиционного и современного образов жизни, они являются источниками альтернативного мировоззрения, заключающими в себе потенциал для осмысления роли человека в мире. Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствует сохранению значительной части биоразнообразия планеты.

Бренд «Этника» – это продвижение в массы традиций коренных народов севера, через натуральные и полезные продукты.Чтим традиции, передавая дух этноса в продукте.
Сказки, мифы, легенды, иллюстрации художников – все это можно встретить на упаковке и внутри неё.

Мы очень долго и упорно работали над концепцией, посетили множество мероприятий и музеев посвященных этносу и быту, консультировались со специалистами и представителями малочисленных народов севера, прочитали тонну тематической литературы. Кропотливо работали над мельчайшими деталями вместе с дизайнерами, копирайтерами и художником. И вот, 10 декабря 2019 года, под звуки фанфар, мы представили первые образцы на суд потребителя. Это случилось на выставке "Товары земли Югорской", которая традиционно проходит в г. Ханты-Мансийске и собирает множество местных товаропроизводителей.

Презентуем процесс производства губернатору Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Наталье Владимировне Комаровой. 

Наш стенд на выставке получился очень интерактивный, так как по мимо продукции, мы взяли с собой несколько видов оборудования, для демонстрации процесса производства настоящего ремесленного шоколада. А так же дали возможность любому посетителю отлить собственноручно плитку шоколада и забрать её с собой. Надо сказать, что задумка удалась. Стенд вызвал большой интерес у посетителей выставки. Не обошли стороной наш стенд и официальные делегации, в числе которых губернатор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - Наталья Владимировна Комарова и глава города Ханты-Мансийска - Ряшин Максим Павлович.

Максим Павлович Ряшин, глава города Ханты-Мансийка изготавливает плитку шоколада

Главы региона и города высоко оценили качество и необычную "подачу" продукции. Не отказались изготовить по плитке шоколада собственноручно.

Чем еще уникален продукт, кроме культуры?

Конечно же, наш продукт уникален не только красивой коробочкой. В качестве сырья мы используем дикоросы произросшие в Югре. Северные дикоросы из-за суровых климатических условий содержат значительно больше питательных и биологически активных веществ, чем произрастающие в средней полосе.

Почва северных таёжных районов почти не возделывается для земледелия, в неё не вносятся минеральные удобрения и пестициды, поэтому она чиста, девственна и имеет наиболее полный и сбалансированный состав всех минеральных веществ.

Так же в производстве мы используем уникальные, запатентованные ингредиенты. Например в составе мармелада по мимо дикоросов, есть экстракт трав на основе ягеля, сфагнума, травы шикши, смеси настоев хвои лиственницы и иван чая, который благотворно влияет на иммунную систему и на организм человека в целом. Ягель, содержит сильный антибиотик — усниновую кислоту, а так же вита мины группы В, А, С и другие микроэлементы. Сок шикши борется с воспалениями и поднимает иммунитет. Отвар сфагнума обладает антибактериальным и противовирусным действием.

В качестве глазури для драже и конфет мы используем только настоящий шоколад собственного производства. Для этого даже пришлось конструировать глазировочную машину с возможностью темперирования.

Ну и стоит понимать, что продукция не содержит искусственных красителей, ароматизаторов, консервантов и прочей гадости. Только натуральное, экологически чистое сырьё.

"В производстве мы используем уникальные, запатентованные ингредиенты

Продажи и маркетинг

Уделив очень много внимания продукту, мы, казалось бы совсем забыли про маркетинг и продвижение. Сделали мы это не случайно, а совершенно осознано, поскольку уверены, что сначала продукт должен продавать его создатель, а потом продукт должен продавать сам себя. Большие вливания средств в продвижение на начальном этапе, рождает большие "мыльные пузыри", где есть много разговоров, но мало реальных свойств для покупателя. На сегодняшний день у нас нет собственного сайта и интернет магазина. Презентационный сайт мы конечно сделаем и в рекламу возможно вкладываться тоже будем, но только после того, как будем понимать что продукт, что называется "зашел" потребителю. А вот розничный интернет магазин, скорее всего делать не будем, поскольку при наличии множества различных маркетплейсов, его продвижение и настройка логистики теряет всякий смысл. Наша бизнес модель "заточена" на ОПТ и дистрибуцию.

Поскольку база оптовых покупателей по региону у меня и моего партнера уже была, вывести продукт на региональный рынок не составило труда. По началу, основными нашими клиентами были фермерские и специализированные магазины в городах Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Тюмень и Екатеринбург. Но пандемия внесла свои коррективы в планы на развитие. Я бы даже сказал она дала большой "волшебный пендель". Региональный рынок "не обязательных продуктов" парализовало полностью. И наши продажи остановились почти на 100%. Мы даже не на долго остановили производство и стали думать, как срочно выходить на федеральный и сетевой рынок.

Из за пандемии, региональный рынок "не обязательных продуктов" парализовало полностью. И наши продажи остановились почти на 100%

Сначала мы начали изучать работу популярных маркетплейсов. Как оказалось продавать на них не так то просто. Маркет плейсы очень регламентированы и до начала продаж нужно пройти несколько обязательных процедур. Например заключить договор на электронный документооборот и установить специальный модуль в 1С. А так же все маркетплейсы очень требовательны к упаковке и маркировке товара. В итоге, с момента начала работы над поставкой в 3 ТОПовых маркетплейса, до первых продаж, у нас ушло почти 2 месяца.

Вот кстати наши магазины на маркетплейсах, там сейчас много акций и скидок:

Паралельно работе с маркетплейсами, мы искали контакты федеральных и столичных сетей, а так же дистрибьютеров в регионах. В результате две крупные сети заинтересовались продуктом, с одной из них договорились о тестовых продажах на август 2020 года, а в другой ждем освобождения места на полке. Я хоть и не суеверный человек, но на всякий случай название сетей озвучивать пока не буду), скажу только то, что они очень известные. Первая занимается продуктами только с натуральными составами, а вторая позиционируется на рынке в сегменте средний плюс. Кто первый угадает название сетей в комментариях к статье, отправлю в подарок набор наших сладостей).

Кто первый угадает название сетей в комментариях к статье, отправлю в подарок набор наших сладостей).

С дистрибьютерами тоже дело движется в положительной тенденции. На сегодня заключены соглашения на УРФО и респ. Башкортостан. По остальным регионам активно ищем представителей. Если у кого то возник интерес, есть опыт и АКБ, готовы обсуждать условия. Контакты оставлю в конце статьи.

Ассортимент еще совсем не большой, но мы над ним активно работаем. Например очень скоро в прайсе появится мармелад из голубики, конфеты из кедровой шишки и хвойные батончики.

Вот такая, на мой взгляд получилась занимательная история о реалиях в Российском бизнесе и производстве. Буду рад пообщаться в комментария, а может и лично, если будет интерес в продукции. Всем удачи, а самое актуальное в наше время - крепкого здоровья)

Ну и на последок полезные ссылки и контакты

Телефоны: +79527227224; +79028193537

Email: info@ecoethnica.ru

{ "author_name": "Вадим Титов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 12, "likes": 1, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 133161, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 11 Jun 2020 08:47:18 +0300", "is_special": false }
0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

ответ простой - кому как не ВКУСВИЛЛ-у продавать вашу продукцию?

Ответить
0

Замечательно), а вторая сеть?

Ответить
0

подходила бы азбука вкуса, но вы пишите "а вторая позиционируется на рынке в сегменте средний плюс" - ткну наугад в "перекресток" например))) он более подходит в правиле "средний плюс"

Ответить
0

Перекресток не верно, но вы близко), очень..

Ответить
0

гадать не по правилам наверное))) ну пусть будет ОКЕЙ!

Ответить
0

Эх...Нет)

Ответить
1

Во время прочтения усилилось слюноотделение и заурчало в животе).
Если не хотите делать свою фирменную розницу, может быть сделаете свои небольшие отделы или стойки?
У вас интересный и уверен ,хороший продукт, но его нужно уметь продавать - рассказывать о полезных свойствах.
На полках он может затеряться - будет обидно. 
Успехов!
Вы молодцы!  

Ответить
0

Спасибо). По стойкам обязательно подумаем, как это можно реализовать

Ответить
0

Магнит?)

Ответить
0

Магнит это скорее сегмент "эконом", наш продукт там скорее всего не поймут). Хотя кто знает, может и до магнита доберемся))

Ответить
0

Вкусвилл и магнит?
или может быть вторая сетка - это лента?

Ответить
0

Вкусвилл - да, вторая сеть нет. Подскажу, её называли комментаторы выше)

Ответить

Комментарии