{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Retell: как мы озвучили 40 тысяч статей онлайн-СМИ

Привет! Я — Сергей Баранов, со-основатель сервиса Retell. И я не хочу, чтобы вы читали эту статью. Почему? Потому что её можно слушать!

Аудитория Sports.ru слушает статьи через наш сервис

С чего всё началось

В конце 2018 года мы обратили внимание на нарастающий тренд, связанный с аудио на сайтах интернет-изданий по всему миру. Тогда этот формат потребления контента был крайне экспериментальным: то появлялся на сайтах, то пропадал.

Для себя мы отметили, что все найденные нами издания с аудиоверсиями своих публикаций реализовывали это по-разному. Часть из них ушли в разработку собственных программных решений, другая часть использовала сторонние плагины, такие как Amazon Polly для WordPress, а были еще и такие издания, кто вручную озвучивал тексты через демо-стенды Text-to-Speech-платформ и также вручную размещал файлы со сгенерированным аудио внутри своих материалов.

Последний вариант — это та ещё рутина. Ради эксперимента попробуйте измерить время создания хотя бы одной статьи, например, через демо-стенд «Яндекс Speechkit». Для корректности прибавьте еще несколько минут на размещение получившегося аудио на самом сайте.

Измерили? А теперь представьте, что вы публикуете от 20 до 100 статей ежедневно. На долго ли вас хватит?

«Тут нужна автоматизация», — подумали мы и создали MVP нашего сервиса. Первая версия включала в себя:

  • Виджет-плеер для прослушивания аудио на сайте.
  • Подключение через внедрение в статьи специальной микроразметки.
  • Один «дикторский» голос.
  • Хранение аудио на наших серверах без возможности скачивания и размещения на сторонних площадках.
  • Вебхук для создания собственного навыка для «Яндекс.Алисы».
  • Старт сотрудничества после подписания двустороннего договора, с оплатой по счету.

Не путайте, Retell — это не платформа Text-to-Speech, конкурирующая с TTS от корпораций, а сервис для онлайн-изданий, позволяющий в автоматическом режиме озвучивать статьи и публиковать созданные на их основе подкасты.

Создание продукта

Блок с преимуществами на созданном лендинге

Несмотря на не слишком богатую функциональную «начинку» MVP, мы сразу же запустили простенький лендинг и разместили несколько рекламных постов, чтобы оценить спрос и собрать обратную связь.

В первую же неделю через лендинг мы собрали более 20, а всего с момента запуска более 200, заявок и стали общаться с изданиями с целью понимания их потребностей и фреймворка принятия решения о подключении к нашему сервису.

В процессе общения мы обнаружили много проблем прошлой концепции и решили:

  • Отказаться от внедрения сложной микроразметки статей в пользу подключения по ссылке на RSS-канал и упростить процесс подключения, в целом.
  • Добавить личный кабинет издания, где отображать собираемую статистику по прослушиванию статей.
  • В этом же ЛК позволять: выбирать голос, гибко управлять тарифом и производить оплату, как картой, так и через самостоятельное формирование счета.
  • Реализовать механизм создания плейлистов и подборок аудиостатей.
  • Для каждого отдельного сайта дать возможность создания собственного словаря правильного произношения фамилий, названий, аббревиатур, сокращений.
  • Поддерживать работу сервиса в мобильных приложениях и на AMP-страницах.
  • Снизить стоимость сервиса.

Становясь лучше

Полученная от изданий информация дала пищу для серьезных размышлений о пути развития сервиса, воплотившихся в следующие изменения:

Подключение

Подключиться теперь очень просто: указать ссылку на RSS, подтвердить права на сайт, разместить плеер на страницах сайта.

Личный кабинет

Релиз личного кабинета издания также не заставил себя долго ждать, и многие «полезности» увидели свет. Среди них есть настройка голоса озвучивания, добавление виджета мобильной версии, гибкая настройка тарифа и оплата:

Стали собирать и отображать статистику прослушивания статей, но не просто общее количество, а с разбивкой по точкам контакта с аудиторией.

Словарь

Добавили и словарь, который помогает изданиям управлять ударениями в сложных для озвучивания случаях.

И это далеко не полный список того, что уже есть в нашем сервисе, не говоря о том, что несколько потрясающих и крайне полезных для изданий функций находятся в стадии активной разработки прямо сейчас. Но пока обойдемся без спойлеров ;)

«Роли озвучивали»

Retell собрал в своем каталоге голосов более десяти отборных голосов от разных TTS-платформ. Вот несколько сэмплов:

Мы активно и постоянно мониторим рынок и при появлении новых качественных голосовых моделей сразу же добавляем их в свой каталог.

Не всё так просто

Во время испытания беты мы столкнулись с проблемой, связанной с турбо-страницами «Яндекса». Одному из наших первых клиентов пришло уведомление от «Яндекс.Вебмастера» о критической ошибке:

Дальнейшее общение со службой поддержки «Яндекса» не очень и помогло:

Адрес сайта и номер тикета умышленно изменены

В предложенном «Яндексом» варианте каждому изданию пришлось бы подключаться к нашему API для получения ссылки на звуковой файл и переписывать механизм формирования RSS для турбо-страниц. Что шло вразрез основной идее нашего сервиса, основанной на исключительной простоте добавления аудио.

Разумеется, мы спросили про возможность установки js-виджета в турбо-страницы, но «увы»:

По факту же эта проблема могла бы убить наш сервис, так как выбор, перед которыми были поставлены издания, был бы такой:

Озвучивание статей или турбо-страницы (и весь трафик с них).

Очевидно, что здесь выбор был бы не в нашу пользу, но у нас очень крутая команда и в ней есть волшебники. И исключительно за счет их магических чар мы смогли решить эту проблему и теперь все подключенные к Retell сайты могут не беспокоиться о блокировке их турбо-страниц.

Так что если вы решите делать своё техническое решение для озвучивания статей или воспользоваться альтернативным сервисом, знайте — ваши турбо-страницы могут забанить.

Что будет дальше

Мы активно заняты развитием Retell. В прошлом месяце мы тотально обновили ядро сервиса и переработали архитектуру для его более стабильной работы, снижения нагрузки и себестоимости.

За счёт этого мы смогли в несколько раз снизить стоимость сервиса, и теперь для всех новых клиентов активны новые, более дешевые тарифы. Конечно, про старых клиентов мы тоже не забыли и перевели их на выгодные тарифы автоматически.

41568
статей было озвучено через Retell (актуально на 24 июня 2020)

И сегодня мы делаем официальный и публичный запуск сервиса Retell. В числе early adopters нашего сервиса уже есть интернет-издания:

  • Sports.ru
  • Dni.ru
  • ProUfu.ru
  • SuperOmsk.ru
  • ProVladimir.ru
  • Avtocod.ru
  • Novostroy.ru

и с десяток других классных сайтов.

И если вы хотели бы попробовать аудиоформат применительно к вашей аудитории, будем рады видеть вас в числе наших клиентов, а если вы являетесь непосредственным потребителем-читателем, перешлите вашим любимым изданиям ссылку на наш сервис. Будем признательны!

Хотели бы, чтобы статьи на ваших любимых ресурсах были доступны в аудиоформате?
Да
Нет
Пф, они уже доступны в аудио
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

P. S. А ещё, мы будем благодарны, если в комментариях к этой статье вы предложите свои идеи, как сделать Retell лучше как для конечных пользователей, так и для онлайн-изданий. Спасибо!

P. P. S Ого! Вы дочитали нашу статью до конца. В знак благодарности за ваш неподдельный интерес, держите специальный промокод на 30% скидку: VC.RU

0
72 комментария
Написать комментарий...
Тимур Тарасов

Даже не знал о таком сервисе... Какие языки еще поддерживаете?

Ответить
Развернуть ветку
Retell
Автор

Рады, что статья оказалась полезной.  Сейчас в интерфейсе можно выбрать только русский язык. До конца лета добавим еще 22 языка, включая наиболее популярные.

Ответить
Развернуть ветку
Лера Вавилова

Языки интерфейса только или голосовые?

Ответить
Развернуть ветку
Retell
Автор

На оба вопроса ответ - да. На сегодня: язык интерфейса - только русский, голоса - только русский. Очень активно работаем над мультиязычным интерфейсом, а голоса для других языков уже на подходе, вот-вот.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Качанко

Большое пожелание: вести активную разработка русской модели, учет лингвистических особенностей и генерация максимального "живого" произношения! А так молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Retell
Автор

Все пожелания обязательно учтем. Специально просили в статье давать обратную связь в комментариях - это очень важно для нас. Вам, Олег, отдельное спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда