«Медовое раздолье» — натуральный мёд из 600 ульев

Всем привет! Меня зовут Василий Огрель — я пчеловод, который живёт на пасеке с 13 лет. Вместе с женой я произвожу натуральный и вкусный мёд. Рассказываю, что такое быть пасечником, зачем обжаривать пчёл и при чём тут Эйнштейн.

«Медовое раздолье» — это и бизнес, и дело всей моей жизни. Мы производим натуральный мед без добавок — липовый, донниковый, гречишный, цветочный.

Продаем пергу, цветочную пыльцу, маточное и трутневое молочко, восковые свечи… На нашей пасеке 600 ульев, и в каждом живут здоровые, сильные пчелы. В карантин за нашим медом стояла очередь — попробовав его, сложно вернуться к магазинному.

На этом видео я за работой на пасеке. Оно короткое, но очень красивое. Будем знакомы!

Про идею: пчеловод с 13 лет

Я занимаюсь пчеловодством 30 лет. История проста — у моей мамы было 3 детей, и все мы росли без отца. Воспитывала она нас сама, а позже познакомилась с пасечником Сергеем Масалкиным. Мы стали часто бывать у него на пасеке, а потом взрослые поженились. Но разошлись спустя 3 года, и мама собралась уезжать.

На фото: Сергей Масалкин. С моей мамой он прожил только 3 года, но стал мне отцом на всю жизнь

А вот я уехать не смог. Сергей меня зацепил, харизматичный был человек. В итоге я остался — мама разозлилась, но понимала, что мне нужен отец. Мы стали жить вдвоем на пасеке, а Сергей начал меня учить. В прошлом военный, он получил большую дозу радиации — врачи говорили, чтобы готовился умирать.

Но вместо этого он купил дом, завел пасеку и достиг в пчеловодстве больших высот. К нему обращались профессора и опытные пасечники — он был новатором, знал все тонкости… На центральном рынке его называли «медовым королем», и он прожил долгую, достойную жизнь.

Человек с тяжелым характером, но пчеловод от бога. Мог послать меня, нагрубить, выгнать из дома, но всему научил. «Серега дал тебе знаний на 50 лет вперед», — говорили другие пасечники. Мне повезло — я могу сказать, что учился у гения.

На пасеке прошла вся моя жизнь. На этой фотографии позади меня 120 ульев. Сейчас — уже 600

При жизни Сергей застал 400 ульев, а в 2011 году его не стало. К тому моменту с пасекой была связана вся моя жизнь, поэтому я выкупил весь участок у сестры Сергея. Потом встретил свою жену, у нас появились 2 дочки — вместе мы живем в том же доме бок о бок с пчелами. А я продолжаю дело отчима.

Наша пасека! Иногда нам пишут, мол, «невзрачно, ульи надо покрасить». Не красим, но обрабатываем подсолнечным маслом — и для пчел натурально, и дерево не гниет

Про конкурентность: чем наш мед отличается от другого

Наш мед можно сравнить с медом из магазина или от такой же пасеки. Но все-таки он другой. От других пасек нас отличает отношение — у нас все подтверждено документами. Каждый год мы сдаем на анализ пчел и мед, а раз в квартал наш магазин проверяют на стерильность. Это важно — тем самым мы гарантируем, что у нас все безопасно, а пчелы здоровы.

Только здоровые пчелы могут дать вкусный и безопасный для человека мед

Пчелы тоже болеют. Чаще всего нозематозом (вызывается паразитом) и варроатозом (вызывается клещом). Обычно их лечат антибиотиками, но я использую только растительные препараты. Самая большая беда — клещ. В этом случае пчел обрабатывают химикатами, но у меня другая система — я использую камеры, где пчел жарят.

Выглядит это так — я собираю пчел в железную сетку и ставлю в термокамеру. Это реальная обжарка пчел, но есть одна тонкость.

0,5 градуса
— разница между гибелью клеща и гибелью пчелы

Поэтому я делаю это сам — если не уследить и увеличить температуру всего на полградуса, пчелы погибнут. Другие пчеловоды этого не делают, потому что боятся убить всю пасеку. Это уникальный способ — клещи погибают и отваливаются, а пчелы целы и здоровы. Если отпустить пчелу на зимовку с клещом, она просто не выйдет — клещ её съест. Я знаю это, и за всё время, что я занимаюсь пчеловодством, у меня не погибла ни одна пчела.

От магазинного меда нас отличает натуральность. Вы даже не представляете, как часто подделывают мед — я называю таких производителей бодяжниками. Этот суррогат они дешево продают — люди покупают, у них портятся рецепторы, и нормальный мед им кажется странным на вкус. Чтобы его перестали подделывать, он должен стоить дешевле сахара.

Мед в сотах — это тема. Представьте, какой он, когда его просто достали из улья и отправили покупателю на стол :)

Наш мед про другое. Он прямо с улья! Причем в чистом виде — мы не продаем никакой мешанины вроде меда с клубникой, меда с какао… Открываешь улей, берешь мед, кладешь в банку и ешь — это вкусно и очень полезно.

Про бизнес: магазин, команда и техника

До знакомства с женой никакого «Медового раздолья» не существовало. У нее была своя фирма по оказанию бухуслуг, мы взяли её и переименовали. Сделали документы, декларации, сертификации… Но пчеловод с бумагами не дружит: ) Поэтому у нас четкое деление — я отвечаю за продукт, пасеку и пчел, а супруга — за продажи, документооборот и маркетинг.

Моя супруга Юля полностью взяла на себя всю административную часть работы

Изначально я продавал мед только в Тенториум — магазин натуральных продуктов на основе продуктов пчеловодства. Но я всегда очень хотел свой магазин — мне нужна была розница и хороший сбыт. Супруга нашла помещение, мы продали 2 однушки, купили трёшку в жилом доме на первом этаже, переоборудовали и в 2014 году открыли свой магазин. Он очень красивый и уютный! Так исполнилась моя мечта — магазину уже 6 лет.

Наш магазин в Перми. Каждый может зайти к нам и попробовать настоящий мед

На пасеке работает 10 человек, в магазине — 2 продавца. Работа пасечника очень тяжелая (сами они называют её адской), поэтому зарплаты у всех соответствующие. Из техники у нас грузовой автомобиль ГАЗ-3306 и погрузчик.

Это необходимость — один улей весит под 70 кг. А у нас их 600! На момент, когда мне понадобился погрузчик, я заработал 6 грыж на спине. Денег на него у нас не было, а таскать ульи и копать землю сам я уже не мог. Мы ходили по банкам, но везде отказали. В итоге, пока мы обивали пороги, курс вырос — погрузчик взлетел с 1,3 млн до 2 млн.

Погрузчик MultiOne — без него я не смог бы содержать пасеку в порядке. Я почти езжу на Ferrari — мой погрузчик и эти автомобили делает один и тот же завод

Но пчеловода снова выручила его жена. Она узнала, что в нашем городе выдают гранты и пошла в министерство.

«Ты че? Какой грант? Даже не думай об этом. Купи белорусский трактор и на нем работай», — эти слова моя супруга услышала в министерстве.

На грант претендовало 100 человек, из них одобрили всего 13, и мы вошли в их число. Нам выделили 1,4 млн, а мы добавили остальное. Так мы получили погрузчик, а я понял — всегда можно рискнуть и найти выход.

Про деньги: маркетинг, продвижение и продажи

Основные продажи мы получаем из собственного магазина. Но еще мы представлены в сети магазинов «Семья», «Берег», «Лакшми-Тюмень», в магазине «Экофермер», кафе «Грибушин» и маленьких частных магазинах без названия.

Наш мед на полках магазинов «Семья» — очень качественной пермской сети

Некоторые покупатели говорят, что наш мед слишком дорогой. К сожалению, безопасный мед с пасеки не может стоить дешевле — заплати сотрудникам, сделай анализы, вылечи пчел… Мы очень зависим от погоды: если меда будет мало, на него приходится повышать цену, много — делаем дешевле.

Мы завели Instagram, Вконтакте и Facebook. В маркетинге ничего не понимаю, поэтому передаю слово супруге.

Всем привет! Всё как у всех — сделали сайт и социальные сети. Но постарались сделать это качественно, чтобы людям было и удобно, и интересно. Раньше давали рекламу на местном телевидении и радио — стоила она дорого, но не окупалась. Поэтому оставили только социальные сети — изредка запускаем там рекламу. Раньше с удовольствием приезжали на местные ярмарки, чтобы каждый мог попробовать натуральный мед! Если за прилавком стоял Вася, ярмарка окупалась (аренда стоила 60 тысяч). Сейчас не участвуем — у пчеловода за соседним прилавком, который привез мед без анализов, упаковки и документов, будет дешевле.

Юля Огрель

Про нас писали Аргументы и Факты, писал местный портал 59.ru. После этого жене пришло письмо в конверте — статьи прочитала женщина, которая жила в Архангельской области, но очень хотела попробовать наш мед. Мы с удовольствием все отправили, а письмо сохранили как сувенир.

Мед мы доставляем сдэком и ПЭКОМ, а по Перми работаем с Яндекс.Доставкой.

Я знаю, что вам интересно узнать о цифрах. За пасеку и землю я отдал в районе 2,5 млн, магазин обошелся в две квартиры, на погрузчик добавили 600 000р. Забор вокруг пасеки встал в мой проданный автомобиль. На зарплаты в сезон уходит 300 000р, в остальное время — 150 000р. В плюс мы не вышли, и, признаться, я понятия не имею, когда выйдем.

Зато все, кто пробовал наш мед, очень его любят, а друзья называют нас Винни-Пухами и по-доброму нас подкалывают: )

Про пчел: от бандитов до иерархии

Пчелы очень умны и создали целую иерархию. Есть рабочая семья — матка, рабочие пчелы и трутни. Рабочие пчелы делятся на воспитателей, охранников и тех, кто носит нектар. Например, охранники следят, чтобы другие пчелы не воровали их мед: ) А матка никогда не есть сама — она же королева! Поэтому её кормят другие пчелы.

Матками не становятся — пасечник специально создает для этого все условия. Например, здесь будущая матка — в коробочке по центру

Многие люди боятся пчел, ведь ужаливание — далеко не самое приятное ощущение в жизни. Но просто так они не жалят, ведь пчела погибает после укуса, оставляя жало в теле человека. Таким образом они защищаются — очень не любят запаха сигарет, перегара, не любят черный цвет… Это надо учитывать. Представляете, каково нашей деревне? :)

Мы всегда жили скромно, а раньше даже ульи делали своими руками

Про будущее: 25 000 ульев

В Перми карантин объявили со 2 апреля — у людей были сутки, чтобы закупиться продуктами. В тот день в наш магазин стояла очередь, и мы сделали самую большую выручку за все 6 лет его существования. Скупили почти весь магазин! Это было очень приятно — мы работали, а потом люди пришли и проголосовали за нас рублем.

В будущем я хочу увеличить размеры пасеки минимум до 1000 семей (1 семья — 1 улей), а в идеале — до 25 000. Равняюсь на Канаду и Финляндию, где пасеки такого размера считаются средними. За границей пчеловоды зарабатывают не медом, а опылением — высаживают поля, привозят пчел, а те опыляют растения. Как итог — в 5 раз больше урожая.

«Если на Земле исчезнут пчелы, то через четыре года исчезнет и человек. Не будет пчел — не будет опыления, не будет растений, не будет животных, не будет человека».

Альберт Эйнштейн

В мире все взаимосвязано. Поэтому мы хотим сохранять экологию, заботиться о пчелах и делать так, чтобы люди могли есть хороший продукт. А еще мечтаем купить линию для выкачки меда. Жена уже думает про другой гранд: )

Большое спасибо, что прочитали! Надеюсь, вам было интересно. Если у вас есть вопросы, предложения или вы хотите покритиковать пчеловода — буду рад всем комментариям.

0
310 комментариев
Написать комментарий...
Darpa Viz

Попался на кликбейт "зачем обжаривать пчел" :))

Ответить
Развернуть ветку
Василий Огрель
Автор

Надеюсь, вам было интересно :) Об этом мало кто знает – решил поделиться!

Ответить
Развернуть ветку
Skyliner777

Я так и не понял. Причем тут клещи. Они в улей забираются? 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Огрель
Автор

Клещи живут на самих пчелах – они очень маленькие и их сложно увидеть, но как есть. Если клещ поразил пчелу, то её нельзя отпускать на зимовку. Хоть и маленький, но съест её

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Василий Огрель
Автор

Я с 13 лет на пасеке, поэтому клеща увижу :) Но поражение клещом более-менее стабильно. Если клещ уже поразил пасеку, начнется гибель пчел. Многие готовят пчел в конце осени перед зимовкой и обрабатывают их химией. А я готовлю их еще в сентябре – вижу клещей и обжариваю по расписанию :) Обычно такое происходит каждый год

Ответить
Развернуть ветку
307 комментариев
Раскрывать всегда