Трибуна
Anatoly Burchakov

«Мы хотим создать для общества операционную систему»

Forbes о будущем ботов в Kik, Facebook, Telegram и других мессенджерах

Обозреватель журнала Forbes Парми Олсон написала о том, как массовое распространение ботов обещает превратить мессенджеры в универсальный инструмент. На примере канадского Kik и других сервисов она показывает, как приложения для обмена сообщениями меняют торговлю и сферу услуг. Редакция vc.ru публикует перевод статьи.

«Я сижу в дорогом ресторане в университетском городке Ватерлоо, провинция Онтарио. На улицах сугробы. Я открываю Kik — один из самых популярных у североамериканских подростков мессенджеров — и сканирую код на стене. "Добро пожаловать в Bauer Kitchen! Чем могу помочь?" — спрашивает приложение. Всплывают подсказки, выбираю опцию заказа напитков и пишу, что хочу диетическую колу, избегая дежурных расшаркиваний, свойственных подобным разговорам с живыми людьми», — пишет Парми Олсон. Kik был разработан в Ватерлоо.

«Спустя минуту появляется официантка и без лишних вопросов ставит передо мной высокий бокал с газировкой и льдом. В этот момент я испытывала те же чувства, что и при первом использовании Uber — стоило нажать кнопку, и через три минуты меня ждала машина. Это пресловутая магия онлайн-офлайн — возможность заказывать физические услуги из мобильного приложения. Только в описываемом случае скачивать новое приложение не пришлось», — рассказывает автор Forbes.

Золотой век мобильных приложений уже закончился, пишет Олсон: «Американцы в среднем скачивают ноль новых приложений в месяц: у большинства из нас уже есть необходимый набор, зачастую состоящий из нескольких мессенджеров и клиентов для социальных сетей. Поэтому бизнес, например, ресторан Bauer Kitchen, вместо того, чтобы тратить тысячи долларов на разработку и продвижение приложения, использует доступные инструменты: Kik, Facebook Messenger и WhatsApp, как минимум один из которых и так есть у каждого».

В Китае миллионы компаний принимают платежи и размещают рекламу через так называемые официальные аккаунты в WeChat — самом популярном в стране мессенджере с аудиторией в 650 миллионов пользователей. В 2015 году WeChat заработал 3,8 миллиарда долларов, главным образом, на продаже игр и рекламы в официальных аккаунтах. Объем продаж, видимо, будет расти, указывает автор.

Перед бизнесом встаёт вопрос: кто будет обрабатывать все приходящие от потребителей сообщения? Можно, конечно, нанять для этого специальных людей или возложить эти обязанности на имеющихся сотрудников. Но есть другая опция: роботы. В WeChat зарегистрировано 10 миллионов официальных аккаунтов компаний, и многие из них пользуются сочетанием человеческого труда с машинным.

***

Через официальный аккаунт пекинского ресторана Dian DouDe в WeChat можно вдумчиво выбрать и быстро заказать дамплинги, а если написать аккаунту China Southern Airlines запрос «Гуанчжоу — Пекин», он предложит доступные билеты, которые можно сразу и оплатить. В Пекине стоят вендинговые автоматы с напитками, которые принимают оплату через WeChat, если отсканировать QR-код.

Facebook Messenger тоже использует как людей, так и ботов. Платформу Messenger for Business запустили в марте 2015 года, и сейчас ей пользуются чуть больше двух десятков компаний. Ритейлер Everlane держит в штате двух человек, которые ежедневно обрабатывают около 200 запросов от покупателей. Через Facebook Messenger можно заказать Uber, запрос обработает бот. Боты — это доступная альтернатива службам поддержки, констатирует Forbes.

Сильно продвинулись в развитии боты, которые «общаются» с людьми. Стартап из Тель-Авива Imperson разработал бота Мисс Пигги, которая разговаривает с людьми в Facebook Messenger и продвигает «Маппет-шоу». «30 лет назад люди вешали на стены постеры с изображением любимых персонажей. Сейчас поклонники рассчитывают на более прямую коммуникацию с кумирами», — сказал журналу один из создателей Imperson Эйяль Пфайфель.

Он уверен, что в конце концов боты будут обслуживать не только вымышленных персонажей, но и живых знаменитостей, на которых сейчас работают целые команды SMM-специалистов. Пфайфель рассказывает, что экспериментировал с ботами, которые притворялись известными личностями и вступали в беседы с людьми. Беседы получались «великолепными», и собеседники ботов сильно удивлялись, когда узнавали, с кем в действительности имели дело.

***

Сервис рекомендаций ресторанов Luka полностью автоматизирован, а его сооснователь Евгения Куйда считает, что обязательное условие успеха — привить виртуальному помощнику «личность». «Необязательно проходить тест Тьюринга, чтобы поддерживать осмысленную связь с пользователем», — цитирует Куйду Forbes.

Десятки тысяч ботов функционируют в мессенджере Telegram: они сообщают прогноз погоды, помогают выбирать подарки, некоторые — способны распознавать и изображать определённые эмоции. Создатель мессенджера Павел Дуров планирует в 2016 году внедрить возможность обработки ботами платежей — это может привлечь значительные денежные потоки.

Kik по-своему уникален в работе с ботами, пишет Олсон. В отличие от Telegram, мессенджер развивает это направление совместно с несколькими десятками компаний-потребителей и разработчиков. В отличие от Facebook, платформа Kik предполагает использование лишь полностью автоматизированных ботов (причем, не очень умных). «В диапазоне от всезнающих до супертупых мы — точно в зоне супертупости», — цитирует издание создателя мессенджера Теда Ливингстона.

Легко сбросить Kik со счетов с его 8 миллионами активных пользователей в США («дико мало», по определению Ливингстона) в сравнении с 60-миллионной аудиторией Facebook Messenger, 12 миллионами WhatsApp и 20 миллионами у Snapchat. Но до сих пор Ливингстон попадал в самую точку.

В 2011 году он первым пустил в свой мессенджер сторонние сервисы — игры и просмотр веб-страниц, опередив WeChat и Facebook Messenger на несколько лет. В 2014 году он первым на Западе предложил рекламодателям использовать ботов. Сейчас около 80 крупных брендов — MTV, SkullCandy, Washington Post и другие — беседуют с пользователями Kik через ботов. Сейчас платформа налаживает взаимодействие с фастфудом: можно сделать заказ, отсканировав штрих-код, что намного дешевле для бизнеса, чем устанавливать специальные автоматы, стоимость которых может доходить до $150 тысяч.

«Некоторые считают, что сервисы обмена сообщениями — это будущее интернета», — рассуждает генеральный директор мессенджера Tango Эрик Сеттон. В феврале его сервис запустил собственные игры и групповые чаты. «Это универсальный интерфейс, он может заменить всё, что вам нужно в интернете. Никто не ожидал, что такое вообще станет возможным», — говорит менеджер.

Одно из главных рыночных преимуществ Kik — это демография его аудитории: 50% — подростки, а это значит, что им пользуются четыре американских подростка из 10, и многие из них считают, что Facebook — это не круто. Подростки — самая передовая демографическая группа среди пользователей мобильного интернета (почти как китайцы). Они никогда не совершали покупок в интернете посредством обычного компьютера. Они вообще впервые попали в интернет с помощью мобильного телефона. И они будут первыми, кто «настроит мир под себя» с помощью ботов, уверен Ливингстон.

«В Китае боты приводят общество в движение. Мы хотим создать для общества операционную систему», — говорит бизнесмен. У него есть китайские партнёры: фонд Tencent в августе 2015 году купил 5% акций Kik за $50 миллионов. Стартап, таким образом, был оценён в $1 миллиард. Сделка положила начало пути, цель которого, по словам Ливингстона, стать «западным WeChat».

***

Ливингстон по-прежнему живёт в Ватерлоо, и это обстоятельство накладывает свой отпечаток. В начале 2014 года инвестор Питер Тиль предложил ему пообедать с Марком Цукербергом. Ливингстон отказался и, вспоминая об этом, улыбается и пожимает плечами. Он восхищается создателем Facebook и объясняет свой отказ тем, что, возможно, застеснялся. Через несколько недель после того случая Цукерберг встретился с Яном Кумом и купил WhatsApp за $16 миллиардов.

В январе 2016 года стало известно, что WhatsApp будет развивать услуги для бизнеса. В развязавшейся войне мессенджеров крупные игроки проводят линии фронтов вокруг стартапов, которые разрабатывают интересных и привлекательных ботов.

Яркий пример — стартап из Сан-Франциско 200 Labs, основанный 29-летним россиянином Дмитрием Думиком. Компания начала работать в июле 2015 года, а через несколько месяцев её уже хотел купить Google. 200 Labs создала агрегатор чат-ботов для Telegram — Storebot. По данным The Wall Street Journal, компания отклонила предложение Google.

«Все хотят подобраться к пользователям поближе. Теперь кратчайший путь лежит через мессенджеры», — цитирует Forbes Думика. Когда пользователи смогут предоставлять Telegram данные своих банковских кард, им можно будет продавать тот или иной эксклюзивный контент — по символической цене.

Боты могут представлять серьёзную угрозу для Google, поскольку люди начнут обращаться к ним со своими вопросами. «Google показывает нужные результаты, но человеку всё равно надо что-то делать самому», — рассуждает в разговоре с Forbes партнёр венчурного фонда Greylock Джош Элман. Его фонд инвестировал в мессенджер Operator, который позволяет совершать покупки с помощью ботов.

***

Самое сложное для Kik — сделать так, чтобы люди привыкли к ботам. Чем активнее ботов будут использоваться для рассылки спама, тем труднее будет эта задача. В Kik чрезвычайно много ботов, которые прикрываются фотографиями симпатичных девушек и выманивают пользователей на сайты с трансляциями через веб-камеры, где предлагается ввести данные банковской карты, указывает сотрудник специализирующейся на безопасности компании Adaptive Mobile Кэтл Макдэйд.

Он отмечает, что разница между нормальными ботами и спамерами не так уж велика: и тем, и другим что-то от вас нужно: «Возможно, люди, скрепя сердце, всё-таки примут ботов как явление, но это потребует множества проб и ошибок».

«Это как с первыми уродскими интернет-сайтами. Думаю, боты пройдут тот же путь. Сканируешь код, платишь отпечатком пальца, и появляется официантка с напитками. Типа, управляешь миром через чат. Это так просто, настоящее волшебство», — улыбается Ливингстон.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Akeno

Лайк если только что узнал про Kik

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов

Сколько еще неизведанного таит в себе интернет

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aleksey Bobkov

не по Галахе)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Архангельский

Очень хорошо, что сервисы создаются подобные.
Они меняют стериотипы людей и экономику.
Ценности изменились во многих странах, теперь не принято покупать дорогую недвижимость и привязывать себя к месту навсегда, аренда машины становиться выгодной, индустрия доставки еды быстроий и качественной.
Стартаперы двигатель прогресса

Ответить
Развернуть ветку
kemerover

Это не сервисы изменили стереотипы людей и сделали покупку недвижимости непопулярной, а экономика настолько извратилась, что покупка машины и дома перестала быть нормой и стала роскошью, создав потребность в таких сервисах.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Petrosyan

кстати да, альтернативный взгляд на прогресс и хитрожопых торгашей, так в антиутопическом будущем будут у тебя 99% запл отбирать на всЁ, но владеть не будешь НИ чем...

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

"Стартаперы двигатель прогресса" - благими намерениями вымощена дорога в ад.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Архангельский

Чиновники и бюрократы - это дорога в ад для населения

Ответить
Развернуть ветку
Lucky

Боты всегда были, как только появился HttpWebRequest GET/POST

Ответить
Развернуть ветку
Lucky

не надо делать из этого магии

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панич

Тема крутая, по мне так похоже на новую "волну". Не знаю правда может это просто статья слишком оптимистичная и не рассказано об океане проблем. Но на хакатон по написанию ботов я теперь точно пойду ))

Ответить
Развернуть ветку
Mike Melanin

Когда ближайший?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Костиков

Ну ладно, про ботов я ещё может быть частично согласен. Но мобильная версия сайта лучше, чем нативное приложение? Нет, спасибо. Хотя бы потому, что сайты не умеют взаимодействовать с нативными системными фишками мобильных ОС (будь то iOS или Android).

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Denis Kiselev

Ботам желательно обучиться распознавать естественную речь! Будет чатик) "- Дайте билет до Милана. -На какие даты? -В конце следующей недели. -Вот варианты: а-б-в. -Давайте подешевле. -Только с пересадкой..."

И тп.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Denis Kiselev

Скорее всего что то подобное появится. Типа умного глубокого поиска - как в смартфонах (сейчас в приложениях искать можно системным поиском)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

И ждет нас мир Валли. Оминь.

Ответить
Развернуть ветку
Groosha

Лучше б мир грамотности >.<

Ответить
Развернуть ветку
Злой Одуванчик

Кирилл предпочитает ашкенозис.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Боты весьма удобны, особенно если бы автоматом по геометке боты этой кафешке в мессенджере дискаверились

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Denis Kiselev

Новыми возможностями, которые просто и быстро использовать!

Например, за счет доступа мессенджера к нативным возможностям ОС (типа маячков) может быть реализована функция типа "позвать официанта" или "попросить счет" - когда будет ясно, с какого столика это сообщение было отправлено - за счет iBeacon в столе. Не думаю, что в ближайшее время в браузер встроят такой API (всё таки соображения безопасности и все такое). А реализация в мессенджере - вполне реальна.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Chvalun

То есть мало того что посетители поголовно в чатиках зависают, теперь еще и официантка должна будет бегая между столами одним глазом в телефон глядеть?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Предлагаете электроды ей прямо в мозг имплантировать? ;)

На самом деле есть не такие "передовые" аналоги этой же функции - на стол посетителям ставят кнопку вызова официанта (там две или три кнопки - что то типа "принесите счет, готовы сделать заказ и вызов официанта"). У официантов на месте дислокации загорается лампочка на табло столиков.

Можно решить через смарт-часы - официанту они будут сильно удобнее смартфона.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Denis Kiselev

Кнопка в столе может выполнять только ограниченную функцию. Чат внутри мессенджера - более универсальная и гибкая штука. Универсальные штуки часто побеждают

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная тема!
Мы у себя в Пивной сетевой компании тоже хотим обеспечить возможность заказа пива через бот в программе ВотсАп.
Ищу программиста, который сможет сделать такой интерфейс.
Кто знает, сколько попросит программист?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Melanin

Отличный обзор b2c ботов! Мы стараемся развивать b2b аналитические решения – наша первая попытка это http://www.statsbot.co – позволяет работать с данными из Google Analytics всей команде прямо в чате.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mike Melanin

Сейчас юзкейсы примерно такие:
– Людям гораздо интереснее пинать бота время от времени, что бы посмотреть основные метрики, чем заходить в web UI
– Люди добавляют бота в чат, чтобы начать обсуждать какие-либо показатели совместно
– Те члены команды которые только начинают разбираться с аналитикой гораздо охотнее работают с ботом, нежели с перегруженным UI google analytics
– Бот может присылать отчеты по расписанию, уведомлять если какая-то метрика преодолела пороговое значение – люди активно используют подобного рода автоматизации

Ответить
Развернуть ветку
Zhamil Askhabov
Ответить
Развернуть ветку
Читать все 27 комментариев
null