Трибуна Anatoly Burchakov
7 106

Российский рынок медицинского туризма: завышенные цифры и упавший интерес

Мнение создателя сервиса Recomed.ru

В закладки

Основатель сервиса для поиска медицинских услуг за границей Recomed.ru Роман Кононов написал для vc.ru о состоянии рынка медицинского туризма. Автор уверен, что многие отраслевые стартапы сознательно завышают данные о спросе на такие услуги.

Поводом для написания этой колонки послужило большое количество спекуляций и мифов на тему рынка медицинского туризма, особенно в России. Официальной статистики не существует, поэтому часто стартапы, которые выходят на новый раунд инвестиций, выступают с осознанно завышенными оценками рынка. Иногда в цифры включается оздоровительный туризм (spa&wellness). Каков же на самом деле размер рынка медицинского туризма в России на сегодняшний день?

Исходя из собственного опыта и внутренней информации, которую мы получаем от клиник за рубежом, а также из доступных публичных источников, можно говорить о 20 тысячах человек, ежегодно выезжающих на лечение. Туристов, которые поскользнулись на отдыхе в Египте, сюда включать не стоит, это другой вид бизнеса.

Важно понимать, что почти половина из этого числа — это самостоятельные туристы, которые не испытывают проблем с языковым барьером и предпочитают вести работу напрямую с клиниками. Ввиду большого количества бывших соотечественников в таких странах, как Израиль и Германия, зачастую общение с принимающей стороной ведётся на русском.

Как агентство медицинского туризма наш проект существует уже более восьми лет. За это время накопилось много статистики и данных по разным направлениям: в базе агентства более 800 клиник из 40 стран мира, с топ-менеджментом которых я знакомился лично, перед тем как отправлять пациентов на лечение.

В основу работы проекта был заложен принцип индивидуальной работы с каждым пациентом в формате консьерж-службы. Учитывая исключительность каждого медицинского случая, особенно в онкологии, невозможно заранее без предварительного консилиума врачей предоставить готовый «пакетный план» лечения с фиксированной стоимостью.

Существует много факторов, таких, например, как, стадия заболевания, тактика лечения, в случае если это хирургическое вмешательство — количество часов аренды операционной, количество дней последующей госпитализации, а также состав и дозировка химиотерапии. Поэтому по каждому случаю пациенту необходимо предоставлять медицинские выписки, которые переводятся и отправляются врачам на рассмотрение.

Если пациент согласен с предложенной тактикой лечения и сметой, организовывается дальнейшее сопровождение: бронирование авиабилетов, отелей рядом с клиникой, помощь в оформлении визы, подбор переводчика-координатора в стране лечения, а иногда и борт санавиации для транспортировки тяжело больных.

Схема монетизации проекта проста — это фиксированный координационный сбор за ведение медицинского случая от первичного обращения до возвращения домой, который составляет 150 евро. Важно отметить, что пациент производит все оплаты за лечение исключительно напрямую в кассу клиники и по ценам клиники.

***

Каждый год мы проводим исследования на фокус группах и видим, что 97-99% пациентов изучают информацию в интернете о клинике, враче и так далее. Даже если клиника была рекомендована друзьями или коллегами. Благодаря сервису wordstat.yandex.ru можно понять каков вообще интерес к теме медицинского туризма.

Так, «лечение в Израиле» в январе 2016 года искали всего 13 тысяч раз. На долю «Яндекса» в русскоязычном интернете приходится около 60-70% поисковых запросов, а остальное — преимущественно на Google. Так можно сформировать понимание реального интереса к этой стране с точки зрения медицинского туризма.

Стоит отметить, что конверсия по сайтам в обращение через форму заполнения заявки или звонка в среднем не превышает 5-7%. При хорошем качестве трафика каждый 20-й обратившийся выезжает на лечение за рубеж.

С какими заболеваниями обращаются наши сограждане и в какие страны чаще всего выезжают и как сказался кризис на предпочтениях россиян?

Само понятие медицинского туризма связано с мотивацией получить доступ либо к технологиям, которых нет на местном рынке, либо к услугам по более выгодным ценам. В связи с экономической ситуацией в России получение медицинских услуг за рубежом по более низкой цене уже не выглядит реалистичным.

Для российского потребителя необходимость лечения за границей связана прежде всего с недоверием к отечественной медицине, уже затем — с желанием получить доступ к технологиям, компетенции. Очень часто приходится сталкиваться с запросами из серии «Мы хотим попасть к врачу, который участвовал в разработке вакцины против рака мозга».

Спрос упал почти в два раза, а по таким направлениям как Великобритания, США и Турция отсутствует почти полностью ввиду политических конфликтов, ярко освещаемых в СМИ.

В европейской части России в число наиболее популярных направлений по-прежнему входят Израиль (45% медицинских туристов из РФ) и Германия (35%). Жители Дальнего Востока, в свою очередь, предпочитают Корею, Китай, Таиланд и Японию.

Заметен сильный спад количества заявок на искусственное оплодотворение, роды, стоматологию, эстетическую хирургию, check-up (обследования). В условиях кризиса люди едут лечиться за границу преимущественно со сложными случаями в хирургии, онкологии, с генетическими заболеваниями.

В два с половиной раза сократился и средний чек, который россиянин оставляет при лечении за рубежом. Теперь пациенты стараются пройти только диагностику, определить тактику дальнейшего лечения и продолжить лечиться уже по месту жительства. По нашим наблюдениям, ожидаемого некоторыми участниками рынка перераспределения трафика пациентов на такие эконом-варианты, как Индия, Польша, Венгрия и Прибалтика не произошло. Все-таки в силу стереотипов и зачастую обоснованных, люди предпочтут лечиться в России, вместо того, чтобы ехать в Калькутту.

Несмотря на падение рынка и закрытие большого количества мелких агентств, в России происходит органическое перераспределение рынка в пользу сильнейших игроков. Можно признать, что мы подготовились к этому хорошо, имея самую большую базу клиник и стремясь предоставить качественный сервис. На сегодня 37% наших месячных продаж — это так называемый канал лояльности: клиенты, которые рекомендуют нас знакомым, и те, которые обращаются повторно.

#Колонка #Туризм #стартапы #медицина #здоровье

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
Статьи по теме
«Было сложно сфокусировать внимание российских пациентов на онлайн-сервисе»
{ "author_name": "Anatoly Burchakov", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0443\u0440\u0438\u0437\u043c","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u043c\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u043d\u0430","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0437\u0434\u043e\u0440\u043e\u0432\u044c\u0435"], "comments": 24, "likes": 15, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 13955, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 01 Mar 2016 12:52:37 +0300" }
{ "id": 13955, "author_id": 44006, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/13955\/get","add":"\/comments\/13955\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/13955"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199116, "possessions": [] }

24 комментария 24 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Роман, добрый день.

очень интересная статья, в последнее время тема "лечения за рубежом" очень активно обсуждается.

если позволишь, хотел бы задать 4 вопроса:
1. расскажите пож. о третьем по популярности направлении лечения жителей европейской части России.
2. какие самые "популярные" болезни едут лечить? назовите пож. топ5
3. в чем УТП компании Recomed?
4. в условиях сжимающегося рынка, какие зоны роста Вы видите?

спасибо,

Ответить
1

Дима, спасибо большое за Ваши вопросы.

1) До недавнего времени была Турция, но после известных событий с инцидентом на границе с Сирией и введением санкций Правительством РФ, отправка туристов в Турецкую Республику под запретом. Пока не могу сказать, что кто-то выбился в явные фавориты и занял это место.

2) Стоит говорить об онкологии и все ее разновидности

3) Компетенции, моральная и социальная ответственность и сервис, конечно же помимо самой широкой базы клиник, с которыми мы знакомились лично.

4) Исходя из реалий сегодняшнего дня, всячески стараемся предложить решение среди 40 стран, с которыми работаем, подстраиваясь под финансовые возможности клиента.

Ро

Ответить
1

Хм, а есть ли обратный приток: в Россию из-за рубежа? Одно время наши центры иск.оплодотворения были неплохими по цена/качество, в Новосибирске есть сильная школа косметологи и там были китайские туристы.

А рынок мед.консультаций онлайн с западными врачами? Есть несколько проектов в этой сфере,но тоже н е очень ясно как себя чувствуют

Ответить
2

Могу дополнить ответ Романа по поводу консультаций с иностранными врачами: помимо общих стереотипов недоверия к дистанционным консультациям, также есть проблема с неурегулированностью законодательства в сфере телемедицины, ну и цена. Платить за дистанционную консультацию 100-400$ в текущей ситуации мало кто готов.

Мы на нашем сервисе онлайн-консультаций с врачами пробовали внедрять как консультацию с иностранцами, так и детальное дистанционное заключение по КТ, МРТ, рентгеннограмм у отечественных специалистов. Даже при цене в 1500-2500 рублей говорить о каких-то промышленных масштабах пока преждевременно

Ответить
0

В своей компании мы также планировали найти подход к тематике мед.туризма, сделали опросы врачей, но в итоге покрутив тему так и сяк не смогли найти явно выраженных решений устраивающих пациентов,которым нужно "недорого и качественно" и клиник с прямо противоположными задачами по факту. Для гос.учреждений пациент вообще скорее враг и досадная помеха и за него совершенно не надо бороться.

Ответить
1

Олег, благодарю за Ваш вопрос. К сожалению не могу однозначно прокомментировать ситуацию о притоке пациентов в Россию, однако из общения с коллегами по цеху, могу заметить, что наиболее привлекательно для иностранцев в России сегодня - ЭКО и суррогатное материнство.

Касаемо рынка именно удаленных медконсультаций (второго мнения) предстоит проделать еще много работы, у наших соотечественников пока что сохраняется некое недоверие к подобным сервисам.

Ответить
1

Государственные и университетские клиники % за пациентов не дают. Во всяком случае в Германии. У частников лечить онкологию редко кто берётся. Хорошие % можно получить с реабилитационных центров. Пациенты там по 2-4 недели проводят. Частные ортопеды и пластические хирурги дают хорошие %. С checkUp много не заработать. Стоимость диагностики 1500-3000 евро.

SEO в этом сегменте крайне неэфективно. Люди рассылают запросы на первые 10 позиций выдачи и ждут самого дешевого предложения. Потом они же оставляют недовольные отзывы и идут на Первый канал с душещипательными историями, как их обобрали, но это потом. Самый эфективный способ получение клиента-рекомендация друзей/знакомых. Тогда и не торгуются, и доверия больше.

В теме 10 лет. Диагностика, лечение, реабилитация в Германии.

Ответить
0

Онкология стремная тема.
Знаю что по онкологии часто в Израиль едут больные в четвёртой стадии, которым в РФ прямо и честно говорят что шансов никаких. Израильские же врачи менее склонны заморачиваться вопросами этики и склонны к преувеличению собственных возможностей. Ничего личного, просто бизнес. Напуганные люди готовы платить любые деньги просто за обещание продлить им жизнь хотя бы на полгода. Такие дела.

Ответить
2

Лео, спасибо за Ваш комментарий!

Вынужден от части согласиться с Вами, в 2012-2014 году в СМИ прошло большое количество передач о мошенниках, что сильно сказалось на рынке медицинского туризма в целом и на имидже Израиля, и надо сказать "аукается" до сих пор. Среди определенных категорий населения до сих пор чувствуется недоверие к Израильской медицине.

В своей работе считаем довольно важным "expectations management"(работа с ожиданиями) и проводится оценка целесообразности выезда. Это очень тонкая грань и морально-этические принципы на наш взгляд очень важны. Играть на чувствах и стрессах людей, обещать больше, чем это возможно - просто безнравственно.

Мы стараемся максимально точно передать мнение потенциального лечащего врача, тогда и пациент, и родственники зная реальные шансы и прогноз, принимают взвешенное решение.

Ответить
0

Я только хочу добавить, что даже полгода жизни - это все равно подарок. На практике - никто не знает КУДА обращаться по поводу лечения за рубежом, и спрос на это (пока границы открыты) - только возрастает, жить-то хочется всем.

Ответить
0

Здравствуйте. Я проработал 3 года в сфере медицинского туризма в Корее, конкретно 2.5 года в клинике и 0.5 года в компании-агентстве, специализирующемся на привлечении и ведении русскоязычных больных в клиниках Сеула. Если заинтересовались - могу помочь с информацией. Обращайтесь в Facebook или LinkedIn.

Ответить
0

Спасибо, очень интересная тема, чуть не начали делать такой проект несколько лет назад, много думали тоже.

Ответить
0

а что остановило ?

Ответить
2

• Распределение ответственности за здоровье и жизнь пациентов.
• Высокая цена малейшей ошибки - можно сразу закрывать всё, а после пары публикаций - еще и ущерб основному бизнесу и репутации.
• Чисто медицинские основания - часто лечиться за рубежом решаются уже на последних стадиях всяких нехороших болезней, когда процент выживаемости и так-то невелик ...

Понятно что договор на оказание консультационных услуг, но это как с турагентом/туроператором - что-то испортил туроператор, а претензии предъявляют турагенту.

Ответить
0

Интересно как обстоят дела с пластической хирургией? По опыту знаю, там самая интересная комиссия у клиник.

Ответить
0

Александр, благодарю за Ваш вопрос! Как уже было отмечено в колонке, спрос на данные услуги за рубежом падает.

Касаемо мотивации - да, зачастую все клиники, которые занимаются пластической хирургией являются частными, что позволяет им выплачивать комиссию. Такие клиники, как государственные, университетские не выплачивают комиссию вообще.

Ответить
0

а что скажете про Америку? Не так давно miVIP Surgery проводила трансляцию операции с роботом da Vinci для врачей из России в том числе, и вообще активно работает с русскими пациентами и врачами. Есть ли она в вашей базе и ездят ли в США вообще лечиться?

Ответить
0

Марина, спасибо за проявленный интерес. Как было описано в колонке, спрос на США существенно упал в виду финансовых и политических причин. Мы наслышаны о miVIP Surgery и шапочно знакомы с Liliia Soifer, но до текущего момента не сотрудничали.

Ответить
0

Роман, спасибо за статью!

Если позволите, несколько вопросов:

1. Скажите, имеют ли операторы вашего колл-центра мед.образование? Просто одно дело, когда женщину нужно записать на регулярную консультацию к гинекологу, другое - когда есть серьезное онкологическое заболевание с рядом нюансов. Или операторы собирают первичные данные и далее уже квалифицированные специалисты занимаются подбором клиники?

2. Сколько в среднем занимает поиск и подбор клиники для пациента?

3. Что у вас лучше отрабатывает на сайте - телефон или онлайн-форма? C точки зрения объемов/конверсии.

4. Неужели 150 евро является единственным способом монетизации вашего проекта? А как же оплаты клиник за пациентов, которые доехали и заплатили?

Спасибо!

Ответить
0

Роман, а зачем вы занимаетесь шелухой и пылесосите трафик к с поисковиков? Если Вы стали "центром компетенций по иностранным клиникам", то что Вам мешает заняться настоящими продажами, т.е. начать работать с "горячими врачами" (к которым обращаются лиды) и залезть в их карман (они то имееют от 2 до 15% кэшбека за рекомендацию клиники или конкретного врача)? Ваш оборот в штуках и деньгах вырастет на порядок и клиентам польза...

Ответить
0

День добрый! Диего, дайте мне этих врачей!))) Глубоко не зондировали, но из скромного опыта редко какой врач отдаст своего пациента.

Ответить
0

Мы думали пару лет назад такой "центр компетенции" создать. Тогда рынок был живой и многие врачи сами делали страничку на русском, продвигали ее в интернете, но качественный сервис обратившимся напрямую клиентам дать не могли. Не их специфика. Им бы лечить, а не трансферы, переводчиков и экскурсии в выходные организовывать. Сейчас рынок упал минимум на 50%. У врачей единицы прямых запросов. Поэтому и проект заморозили до лучших времен.

Ответить
0

Интересная тема. Тут уже спрашивали про отправку иностранцев в Россию, а что насчёт "внутреннего туризма"? Читал как-то про компанию, которая делает "стоматологические туры" из Москвы в Рязань. Ну или наоборот, туры из регионов в московские центры

Ответить
0

По сайту - понятно, что мы говорим о специфическом рынке, правила которого я сам, конечно, знаю не настолько хорошо, насколько вы, но кажется, вам есть, над чем поработать в плане представления информации. Например, выбирая услугу диагностики (свыше 100 клиник, судя по сайту, я вижу предложение лишь от двух клиник. При этом в информации о клинике есть её описание, но нет информации о конкретной услуге (в случае диагностики вполне можно написать время, необходимое на прохождение, проводимые обследования, да и цена, думаю, тоже более менее понятна). Опять же читал о предложениях "чек-апа за день" в некоторых клиниках Европы - думаю такие предложения были бы интересны.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }