{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Агрегатор сервисов gde-saas.ru и мои прошлые агрегаторы: какие гипотезы сработали

Всем привет! Меня зовут Евсеев Юра, мне 33 года. Я занимаюсь развитием агрегаторов около трёх лет. Сейчас развиваю агрегатор онлайн-сервисов для бизнеса gde-saas.ru (да, я знаю, что аналогичные проекты уже есть=)

Я не являюсь пока что суперуспешным примером в данном направлении бизнеса, но определенный опыт за эти три года я точно приобрёл, получил какие-то небольшие результаты, поэтому считаю, что, может быть, эта статья будет кому-то полезна.

Я буду писать всё честно и правдиво, так как сам люблю читать только такой контент. Кидаться красивыми формулировками и фразами, украшая действительность нет никакого желания. Скорее интересно послушать со стороны, может кто-то ещё развивал агрегаторы или планирует. Уверен есть те, у кого успешный опыт (Я лично знаком с таким человеком). В общем, погнали.

Содержание (чтобы каждый нашёл своё):

  1. Как я попал в агрегаторы. (мой первый агрегатор).
  2. Выбор ниши для агрегатора.
  3. Текущий агрегатор онлайн сервисов (gde-saas.ru), который я развиваю.
  4. Движок для агрегатора.
  5. Общие выводы на основании моего опыта.

Как я попал в агрегаторы (мой первый агрегатор).

Если совсем кратко, у меня был неудачный опыт создания стартапа( с классической разработкой продукта по американской модели мечты в домике всей командой, хождения по акселераторам, воодушевлением и крушением надежд (прощание с иллюзиями, как бы сказал Познер). Мы делали приложение для расширения нетворкинга. После этого провала я работал по найму в онлайн-школе английского языка (название писать не буду) продакт- менеджером. Мне нужно было создавать такие продукты, которые собирали бы отдалённый холодный трафик. Большая рыбка уже попалась на удочки контекстной рекламы, SEO, SMM. Мне же нужно было отправиться на отлов тех, кто, вроде как, может быть не против когда-нибудь выучить английский язык, но совсем ещё не уверен в этом. Я делал такие продукты как статейник, который собирал SEO трафик по запросам типа: Грамматика английского языка, Английский алфавит, сайт по переводу песен с английского на русский и так далее. Один из выбранных нами продуктов был, как раз агрегатор школ английского языка. Тогда я ещё мало что знал про эту модель, но показалось интересно. Задача была собрать SEO трафик в данной нише и по максимуму продвигать свою школу. Кто-то называет эту модель — Карманный агрегатор. Надо — сделаем. Так появился на свет englishchoice.ru. Скажу честно, меня сразу немного напрягла модель, в которой нужно проделать нехилую работу по написанию уникального контента для более, чем 300 школ, создания достаточно сложного движка, SEO работ и ещё много всего, чтобы на выходе пытаться не помогать людям выбирать школу, а продвигать свою. Но сильно глубоко я не копал тогда и начали делать. Как результат мы крепко заняли ТОП3-5 по основным запросам СЯ, но продажи именно уроков онлайн школы были небольшие, так как почти весь SEO трафик этой ниши хотел оффлайн школу ( по старинке прийти в школу, увидеть лица живых людей). Руководством было принято решение свернуть проект, а я, как раз планировал к тому времени, набравшись сил и зализав раны, ринуться снова на беспощадное поле боя предпринимательства. Я попросил руководство продать мне проект за символическую сумму, они великодушно пошли мне на встречу, и вот я уже стал основателем(владельцем) агрегатора школ английского языка. Далее я кратко и тезисно опишу, что у меня получилось, что нет, с какими трудностями я столкнулся:

Какие гипотезы удалось проверить:

  • Пробовал собирать заявки на обучение на агрегаторе и продавать их школам. Вывод: не лучшая модель для данной ниши. Конверсия в заявку крайне низкая (около 0,5%). Причины этому на мой субъективный взгляд: нет срочности покупки здесь и сейчас(как например в выборе МРТ клиники) Есть какое-то опасение со стороны пользователей, что агрегатор с них что-то себе заберёт.
  • Опробовал модель за комиссию с контрактов. Именно эта модель показала себя лучше всего, но как всегда есть много но. Она хороша, когда средний чек очень высокий. В школе, в которой оплата шла сразу за год, получалось забирать 25% комиссии, в деньгах 25 000 рублей. В среднем такая школа давала 6-12 контрактов в месяц, в зависимости от сезона.
  • Пробовал медийную рекламу ( поднятие в топы, баннеры, попапы) . Работало слабо, так как трафика в нише не очень много и он горячий, т.е. его выгоднее всего продавать как комиссию с больших контрактов. Но в целом кто-то покупал и такой формат размещения. Он имеет место быть в этой нише.
  • Пробовал делать что-то типа ручного подбора школы. По факту искать школу вручную для людей. Людям это, конечно, нравилось, но всё заканчивалось тем, что в 90% случаем после детального поиска идеальной школы с личным вентилятором и видом на Невский проспект, с учителем-экстравертом, пользователь благодарил за подбор и говорил, что подумает, вешая трубку. А нам оставался бублик.
  • Пробовал лить платный трафик. Если кратко, то юнит экономика не билась. Чтобы она билась, на мой взгляд, нужно, чтобы с вами работало как минимум 60% игроков рынка, и человек с большой вероятностью на ком-то остановился. В моём случае я работал с 10-15% школ. С остальными, по разным причинам, заключить договор не удалось.

Какие итоговые результаты:

  • Вывел проект на чистую прибыль = 200 000 рублей в месяц (считаю усредненно по всем году. В сезонные месяцы есть увеличение, не в сезонные небольшая просадка).
  • Автоматизировал проект, и он стал в большей мере пассивом( что для кого-то хорошая модель). Затраты были примерно 50 000 — 100 000 в месяц.
  • Продал проект за 3,3 млн рублей. (Продал, потому что хотелось именно развивать агрегатор, а в этой нише лично я выжал максимум для себя, не видел дальнейшего развития)

Выбор ниши для агрегатора

Если кратко, вроде как в любой нише можно замутить агрегатор. Вообще, агрегатор в моём понимании — это сайт на котором можно сравнить характеристики товаров или услуг и выбрать наилучшую для себя. А сравнивать можно в любой нише. Вообще всплеск агрегаторов как раз и начался из-за SEO трафика. Поисковики поняли, что на запрос зубная клиника лучше выдать сайт, на котором можно сравнить 100 клиник, чем сайт одной клиники, хвалящей себя по всем параметрам. И на первый взгляд всё так сладко. Изначально я думал создать агрегатор в 10 нишах, зарабатывать в каждой по 100 000 — 200 000 рублей и пить мохито на Бали, но моей мечте пока сбыться не удалось. Хотя я всё ещё верю в агрегаторы=) (самообман — вообще сильная штука).

Итак, на что я смотрел, когда сравнивал ниши, уже после опыта englishchoice:

  • Лидер ниши (агрегатор) имеет от 300 000 именно SEO трафика в месяц. (в нише школ английского у лидера было 50 000)
  • Доля SEO трафика не менее 70%
  • Уже создана какая-то инфраструктура партнёрства. Вам не придётся объяснять каждому потенциальному партнёру, что такое агрегатор. Желательно большое количество потенциальных партнёров (не 5-6 школ)
  • Желательно высокая скорость принятия решения (МРТ, починка чего-то, всё что желательно купить сегодня/завтра)
  • Не очень высокая конкуренция ( я лично всё поднимал сам без инвесторов, так что лезть в ниши авиабилетов или недвижки просто не готов). Если у вас есть куча бабосика, то эти ниши хороши, хоть и супер конкуренты.
  • Высокий средний чек (если вы планируете зарабатывать на комиссии)
  • Ниже скрин ниш, которые я так или иначе рассматриваю для развития:

Текущий агрегатор, который я развиваю — gde-saas.ru (онлайн сервисы для бизнеса)

Параллельно с развитием агрегатора школ английского языка, я пробовал влезть в другие ниши. Пример:

Сейчас я этим агрегатором активно не занимаюсь, так как медицинская ниша очень конкурентная и я решил не лезть в неё на данном этапе не имея большой подушки безопасности. Но вообще ниша МРТ одна из самых сладких. Знаю, что там можно делать до 2 млн. рублей чистыми. Но для этого нужно иметь не один агрегатор, делать свой колл-центр и много геморроя с клиниками. Я решил начать с чего-то попроще, и забросил МРТ, сфокусировавшись на нише онлайн сервисов для бизнеса.

Ожидания:

  • Нет привязки к оффлайн ( что круто в наше время пандемий)
  • В нише больше 2000 сервисов, минимум у 600 есть партнёрские программы
  • У лидера ниши больше 400 000 трафик
  • Всего 2-3 сильных конкурента, за счёт чего получится быстрее войти в ТОПЫ по SEO

Реальность:

  • Пока складывается ощущение, что на партнёрках от сервисов особо много не заработаешь. Но нужно время и статистика. Пока просто гипотеза.
  • В нише очень много сервисов, как следствие нужно делать много уникального контента, что достаточно дорого.
  • Складывается ощущение, что большинство сервисов имеют более сложную структуру, чем кажется на первый взгляд, и людям сложно выбрать из десяти один, даже имея все инструменты нашего агрегатора.
  • Для раскачки этой ниши нужно больше средств, чем я предполагал, и пока не совсем с понятным и прогнозируемым выхлопом (это не такой уж и минус в целом, просто повторюсь, я поднимаю проекты на свои средства, и соразмерность ожиданиям выхода на окупаемость — важный момент)
  • Мы уже вышли на 3000 SEO трафа в месяц, и очень неплохо растём по позициям. Пример одного из брендовых запросов:

Мне до сих пор кажется данная ниша достаточно перспективной. Тут нужно время, чтобы получить реальные цифры и статистику, чтобы делать более точные выводы.

Движок для агрегатора.

Отдельно хотел остановиться на движке. Я создал лендосик agregator-wp.ru, так как у меня периодически спрашивают, могу ли я продать готовый движок. Не планирую никому тут его впаривать, но я считаю мы сделали за это время универсальный, хорошо продуманный движок, который можно адаптировать под любую нишу. Специально делали его на WordPress, чтобы он не стоил космических денег в обслуживании.

Делать агрегатор на самописе или готовом движке — выбор каждого. Тут 1000 особенностей и можно писать отдельную статью. Если кратко, мне искренне кажется, что 90% ниш легко потянет коробочное решение, но сделанное именно для агрегатора. Где учтена вся архитектура и особенности именно этой бизнес-модели. В общем если кому-то будет интересно — пишите, обсудим. Цена заложена на мой взгляд адекватная реальности. Разработать самим с 0 такой движок ( учитывая все подводные камни) будет не так просто. Хотя, конечно, каждый может пробовать.

Основные выводы по агрегаторам:

  • Агрегатор как бизнес модель безусловно имеет место быть.(Да, я Кэп=)
  • Раскрутка агрегатора и выход в плюс более сложный процесс, чем кажется на первый взгляд.
  • Каждая ниша имеет свои особенности, понимание которых на 90% определит ваш успех или провал в данной нише.
  • Основная проблема развития агрегатора, на мой взгляд, в том, что агрегатор должен по хорошему решать какую-то точную конкретную проблему. Проблема, которая стоит остро. Разрешение которой решит боль пользователя. Я искренне считал, что эта проблема — выбор. Но сейчас складывается ощущение, что проблема не на столько актуальна. Она как бы есть, но она не очень острая. Да зашел, да сравнил, да почитал отзывы, пошёл дальше.(Опять же если это не МРТ, которое нужно сделать завтра)
  • Делая агрегатор вы с большой вероятностью привяжите себя к SEO трафику. Это вообще главный минус, на мой взгляд. Привязывать бизнес к одному каналу, тем более достаточно не стабильному ( завтра алгоритмы поиска поменялись, и бизнесу кирдык) — это большая ошибка, которую мне пока обойти не удалось. Может у кого-то есть другой опыт?
  • Если у вас получится ( хватит терпения, средств, навыков) и вы раскачаете агрегатор, то это достаточно интересная и прибыльная бизнес-модель.

Коллеги, если честно, это моя первая статья, просто решил, что кому-то это может быть актуально. Не судите строго. Буду рад новым знакомствам и общению, обменом мыслей и идей! Буду рад ответить на ваши вопросы, если я про что-то забыл рассказать, а вам это будет важно.

0
73 комментария
Написать комментарий...
Ярослав Полулященко

Цена на готовый движок высока. Есть ли вариант "подписки" или рассрочки с помесячной оплатой?

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

250 высока?... На раскрутку надо х10 бюджета. На сопровождение и оргвопросы нужен бюджет. Если у вас допустим нет 250 на движок, то смысл этим заниматься?

Ответить
Развернуть ветку
Евсеев Юра
Автор

Я с вами полностью согласен! Я сделал вывод, что целевая аудитория данного движка делиться на 2 группы. Те кто реально будут заниматься агрегатором, и они понимают, что на это нужны бюджеты. Они понимают, что при любых раскладах придётся потратиться на движок. Не важно делать самим, заказывать в студии или купить готовое решение.
И есть те, кому просто на каком-то первичном уровне интересна эта тема. Они хотят купить движок за очень дёшево и скорее всего не очень точно представляют как будет устроен весь процесс, сколько на это нужно денег ( вложений ). Поэтому согласен с вами, что цена тут очень расплывчатый момент. Сложный продукт)

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

"целевая аудитория данного движка делиться на 2 группы. Те кто реально будут заниматься агрегатором, и они понимают, что на это нужны бюджеты" - я бы уточнил только вашу фразу, что целевая аудитория почти любого движка для агрегаторов :) И всё остальное полностью так и есть.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда