Ratibor - крутейшая техника по подписке. Как мы нашли голубой океан

Краткая история поиска новой ниши, тестирования спроса и общения с инвесторами. Как коронавирус и схлопнувшиеся до нуля продажи помогли нам начать новый бизнес.

Привет, меня зовут Давид. Последние 5 лет я развивал свою компанию на рынке аренды оборудования. За это время мы сменили различные бизнес-модели, и сейчас занимаемся техническим обеспечением мероприятий. У нас в парке есть светодиодные экраны, плазменные панели, ноутбуки, планшеты и прочее мультимедийное и презентационное оборудование. ПМЭФ, Нефтегаз, Синергия – везде мы выступаем в роли технического подрядчика. Вернее, выступали…

Долбаный коронавирус

Как вы, наверное, знаете, с марта в нашей стране запрещены любые массовые мероприятия, и этот запрет действует по сей день. В итоге, бизнес большинства ивент-агентств в момент схлопнулся практически до нуля, что сказалось и на нас, так как мы работаем на этом же рынке. Коронавирус и последовавший за ним кризис выявили слабость нашей текущей бизнес-модели. Если бы не ноутбуки, нам бы нечем было элементарно платить зарплату, но принудительный удаленный режим работы для компаний взвинтил спрос на компьютеры в несколько раз – по итогу 150 ноутбуков уехало в долгосрочную аренду. Откровенно говоря, некоторые из них уже полностью окупились за 4 месяца работы.

Все это натолкнуло нас на размышления, о том, куда же двигаться дальше. Мы провели комплексный анализ рынка и выявили перспективную нишу - владение техникой по подписке.

Что такое подписка

На западе сервисы владения по подписке популярны уже давно – первые из них появились в США еще в середине ХХ века. Они были популярны среди бэби-бумеров, так как давали возможность бурно развивающемуся американскому среднему классу обзавестись своим жильем, сэкономив при этом на покупке дорогостоящей мебели и бытовой техники. Сегодня это сложившийся рынок объемом более 8 млрд. долл. в год.

Но не только мебель можно использовать по подписке. В Германии активно развивается стартап Grover, предлагающий различную технику: от смартфонов и ноутбуков до смарт-часов и даже дронов. За последние 5 лет этот сервис привлек уже €300 млн. инвестиций, и его парк превышает 100 тыс. устройств, что свидетельствует о явной востребованности такой услуги.

Примечательно, что Россия не стоит особняком в этом тренде – наоборот, подобные прогрессивные сервисы отлично приживаются на нашем рынке. Взять хотя бы каршеринг, который всего за 5 лет стал обычным явлением в крупных российских мегаполисах. Люди все больше привыкают к мысли, что для того, чтобы чем-то пользоваться, не обязательно этим владеть.

Впрочем, даже подписка на технику уже есть на нашем рынке – эту услугу предлагает дочерняя компания одного крупного банка. Но бизнес банков – это деньги, а не техника или подписка, поэтому и критика их сервиса традиционна для стандартных кредитов и рассрочек: скрытые комиссии и условия, которые сводят на нет всю выгоду. К тому же, они не предлагают никакой гибкости – вы берете на себя обязательство пользоваться техникой 12 месяцев и исправно платить за их рассрочку подписку.

Несмотря на все эти недостатки, сервис за полтора года существования значительно вырос, и сейчас у них тысячи Клиентов.

Куда мы идем

Сервис Ratibor, над которым мы работаем сейчас – это настоящая подписка. Гибкая и удобная. Вы сможете постоянно пользоваться самыми последними моделями техники, меняя их ежегодно и получая одними из первых в рамках подписки. Стоимость подписки при этом будет меньше стоимости кредита или рассрочки и в среднем не будет превышать 5 тыс. руб. в месяц. При этом, вы не только сможете отказаться от использования в любой момент и просто вернуть устройство, но и двигать дату списания средств за подписку в рамках месяца, чтобы более гибко планировать свой бюджет. В стоимость подписки мы включим страховку, которая покроет 90% стоимости ремонта. К тому же, в рамках сервиса сотрудники помогут с переносом всех данных со старого устройства на новое. Так что теперь нет смысла отказывать себе в удовольствии пользоваться крутыми новинками электроники - все заботы мы возьмем на себя!

Предвкушаю ваши комментарии и возражения о мошенниках, испорченных устройствах, амортизации, юнит-экономике и проч. Вы, безусловно, правы – это не типичный стартап или облачный SaaS сервис. Но и мы не зеленые новички – работаем в банковской и арендной сфере не первый год. Объем рынка электроники в нашей стране превышает $30 млрд. – это десятки миллионов устройств в натуральном выражении. До 20% покупок на этом рынке осуществляется через кредиты или рассрочки – это и есть наша целевая аудитория. Есть за что побороться!

Сейчас мы находимся только в начале пути. За пару месяцев мы уже проделали огромную работу: более 100 писем и контактов с инвесторами и фондами, участие в акселераторах и питчах, десятки созвонов в zoom и личных встреч, выходы на инвестиционные комитеты и реальное инвестиционное предложение.

О нашем опыте и пути, который мы уже прошли и по которому продолжаем идти, я буду регулярно писать в социальных сетях. О том, как и где мы искали инвесторов, какие вопросы нам задает каждый второй из них, и почему мы не торопимся соглашаться на имеющееся предложение, я напишу в ближайшей статье, так что подписывайтесь. Я буду благодарен, если в комментариях вы поделитесь обратной связью по нашему проекту. Можете даже написать, что именно вам хотелось бы получить в подписку и по какой цене – я буду рад, если вы станете одними из наших первых Клиентов!

В любом случае, люди не перестанут покупать технику и другие товары и точно не откажутся от стремления оптимизировать затраты - это базовые предпосылки, на которых мы строим компанию. Уверен, мы точно сможем найти способ использовать эти факторы и создать не просто локальный бизнес, но выйти за пределы РФ и сделать disrupt в сфере осознанного и рационального потребления.

Stay tuned!

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Верно подмечено😉
Варенье классное, но я надеюсь, что в скором времени Ratibor будет ассоциироваться уже с подпиской!

Ответить
Развернуть ветку
TaurusVisions .

Любопытная задумка - интересно посмотреть, как взлетит

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Будем регулярно делиться новостями нашего стартапа!

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Старков

Извините, а о чем ваша статья?
Я хотел купить подписку на технику, но я не понял как и где.
Нужен Объектив Fujifilm XF 50-140 f/2.8 R LM OIS WR

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Пока объективов у нас, но все впереди!
Кстати, вы можете нам помочь - подскажите, на какой срок вы хотели бы взять в подписку такой объектив и сколько было бы комфортно за него платить?)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Старков

Комфортно было бы платить 2000р в месяц или меньше.
А срок - от 3х месяцев.

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Ок, учтем! Фотоаппараты и объективы к ним - очень специфичная техника. Но я согласен, что востребованная! Может, еще что-то было бы интересно взять в подписку? Например, хороший ноутбук для обработки полученных снимков?😉

Ответить
Развернуть ветку
gerda frend

надо было назвать сервис - айфоншеринг)

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Слишком узко - Самсунги мы тоже предлагаем😃

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Ноутбуки окупились за 4 месяца аренды - это как? То есть люди платят за аренду ноута столько, что за 4 месяца могли бы сами полностью купить такой же ноутбук?

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

В основном арендовали компании для своих сотрудников, притом сначала на короткий срок. Никто не рассчитывал, что карантин продлится несколько месяцев, поэтому и возник такой казус - сначала брали на месяц, потом приходилось продлять. К тому же те ноутбуки не новые. Но это скорее уникальная ситуация)
От краткосрочной аренды мы отходим. Подписка - это другой бизнес) Рассчитываем, что сейчас цена подписки у нас будет составлять примерно 6-8% от стоимости нового устройства. 

Ответить
Развернуть ветку
Pol Bal

что-то каталог не прилетел. а так вроде очень интересненько

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Пока мы находимся на этапе запуска и только формируем ассортимент. Лендинг постоянно меняем - сейчас он служит больше для тестирования спроса) 
Вам интересно было бы какую технику по модели подписки использовать и постоянно обновлять?

Ответить
Развернуть ветку
Pol Bal

маки и айфоны, да с постоянным обновлением

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Действительно, идея не новая, но вопрос в реализации - на нашем рынке с этим пока проблемы. Есть чему поучиться у зарубежных аналогов) 
А если говорить концептуально, то эволюционная цель с заключается в том, чтобы дать людям больше свободы и гибкости в повседневной жизни. С этой точки зрения подписка - отличный инструмент. И использоваться он может не только для техники, но и транспорта, жилья, одежды, аксессуаров - уже есть стартапы во всех этих сферах! Так что за шеринг экономикой и осознанным и рациональным потреблением будущее!

Ответить
Развернуть ветку
Вел Колдин
люди не перестанут покупать технику и другие товары

не перестанут, но рынок может упасть. но совершенно точно люди не перестанут покупать хлеб и водочку. не смотрели в эту сторону? ябподписался

Ответить
Развернуть ветку
тима махотлов

Тема отличная и нужная. Вопрос в другом - кто вам даст на старте от 1млн$ и много много выше? Путём простых подсчётов выясняем - чтоб дать в аренду 1тыс чел по 1 айфону ценой 40тыс вам нужно 40млн рублей только на закупку этих телефонов. Если по 2тыс в мес их сдавать то 1,5 года уйдёт только чтоб покупку отбить, и еще 6 мес чтоб в какой то плюс или по 0 выйти. И этот только для 1тыс человек. Почитайте кейс арентер.ру

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Спасибо за наводку! С кейсом Арентер хорошо знакомы - как я и говорил, мы уже 5 лет на рынке аренды и знаем всех игроков😉
Несмотря на то, что у них есть услуга подписки, они все-таки больше ориентируются на краткосрочную аренду. Оно и понятно, рентабельность в моменте в нем больше, но зато рынок краткосрочной аренды несоизмеримо меньше. Мы не закрываем ситуационную потребность в технике, а предлагаем ее в постоянное долгосрочное использование. У нас с ними разные бизнес-модели.
Вы правы в том ключе, что для масштабирования нам нужны серьезные инвестиции, но мы развиваемся поэтапно. Уверен, что через годик уже сможем претендовать на $1 млн. и больше!
Подписывайтесь на соц. сети и следите, чтобы быть в куре✌️

Ответить
Развернуть ветку
Василий Иванов

как посмотреть каталог? На почту ничего не пришло

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Пока только формируем ассортимент. Всем, кто оставил заявку на сайте, лично отвечаю)
Из ваших предзаявок и будет составлен перечень техники для первой закупки😉

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Если что, всем, кто заявку на сайте сейчас оставляет, я вручную отвечаю, поэтому приношу извинения, что не сразу:) 

Ответить
Развернуть ветку
Гончаров Алексей

So so..  Классно, что можно держать последний мак (например) и получать актуальное железо по подписке, но:
1. Куда деть старое? Да, можно делать скидки и тп (как сейчас студенты скупают 6-7 айфоны, лишь бы яблоко), но по подписке все же хочешь получать актуальное железо и с андроидами так не прокатит, ажиотаж ниже.
2. Проблема персональных данных. Вы будете их затирать? Рисковые вы ребята...
3. Замена комплектующих. Проверять каждый девайс - можно сразу вешаться.
4. Кто какую ответственность берет на себя? Тут весьма интересен договор, чтобы он не нарушал федеральные законы и чтобы в случае судебных разбирательств не оказаться крайним) как с тем же каршерингом было, только сейчас там гайки начинают закручивать, а до этого что только не делали с "девайсами" и никого не привлечь... Вопрос идентификации вообще отдельный, чтобы девайсы не исчезали.

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Спасибо за обратную связь!
1. Технику планируем продавать в среднем через год работы.
2. Будем предлагать услугу переноса данных со старого устройство на новое в рамках подписки. Старое будем сбрасывать до заводских настроек при Клиенте. Наш опрос показывает, что большинство людей сейчас продают свою старую технику, то есть вопрос сохранности данных действительно присутствует - мы экспертно проконтролируем, чтобы ничего не осталось на устройстве.
3. Есть ПО, которое проверяет комплектующие. К тому же мы проверяем Клиентов на благонадежность - об этом далее.
4. Мы не собираемся раздавать устройства всем подряд - будем скорить Клиентов по нашей модели. Что касается возможных поломок, в стоимость подписки уже включена страховка, покрывающая 90% стоимости ремонта. 
Так что хотим создать действительно удобный и качественный сервис, пользоваться которым будет не толко выгодно, но и приятно!😉

Ответить
Развернуть ветку
Саша Неретин

Посмотрите на arenter.ru и на joymode.com

Ответить
Развернуть ветку
David Kozh
Автор

Спасибо за наводку! Мы на рынке аренды уже давно, поэтому про арентер хорошо знаем - отличный сервис, но решает другую задачу, так как фокусируется на краткосрочной ситуационной аренде. А мы предлагаем альтернативу кредитам и владению)
Про joymode не слышал раньше, но встречал подобные зарубежные сервисы, которые позволяют попробовать товар перед покупкой - тоже очень интересная бизнес-модель! 

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда