Успеть до карантина: как я запускал в Торонто свой бизнес кофе to go перед началом пандемии

Кейс основателя сети автоматизированных кофе-поинтов Vortex Coffee.

Привет! Меня зовут Тимур Кузьмин, я окончил 11 класс в канадской школе и хочу поделиться опытом запуска собственного бизнеса по продаже кофе «to go» в центре Торонто.

Признаюсь, когда я начинал, не был уверен в успехе моего предприятия и тем более не планировал как-то описывать события. Поэтому все приведённые фото — это технические снимки, которые остались в памяти моего смартфона и были сделаны для консультаций с разными участниками событий как на канадской, так и на российской стороне. Все цены приведены в канадских долларах (1CAD = 0,75USD).

До начала февраля я жил по обычному графику канадского старшеклассника: подъём в 7 утра, поездка в школу, учёба до 16.00… Но с первой половины февраля начала набирать обороты истерия по поводу коронавируса, впереди замаячил карантин. И я решил пойти на опережение событий: сказавшись простуженным, без лишних вопросов получил одобрение от администрации школы заниматься дома, в режиме дистанционного обучения.

Этот шаг позволил мне выиграть время накануне масштабного локдауна и сделать пробный запуск своего проекта.

С чего всё началось: самодельные кофейные модули из России

На летних каникулах 2020-го я планировал заняться раскруткой в Канаде своего кофейного решения Vortex Coffee. Для этого я привёз из России два спроектированных мною кофейных модуля за $14 тысяч каждый. В конце декабря прошлого года они прибыли в Торонто и разместились на складе компании BrokerHouse (с ней я договорился о сотрудничестве).

BrokerHouse — канадский вендинговый оператор с офисами от Монреаля до Ванкувера. Именно эта компания представлялась мне наиболее удачным партнёром для развития моего канадского бизнеса.

Высвободившееся от уроков время я хотел посвятить развитию проекта с BrokerHouse и первым делом отправился к ним в офис. Но там меня ждали неприятные новости. В компании заявили, что из-за распространения коронавируса они в ближайшее время планируют закрыть офис и шоу-рум.

Тогда я решил действовать самостоятельно: забрать мои кофе-модули со склада BrokerHouse и установить их в доме, где мы живём. К тому времени у меня была открыта собственная канадская компания со счетами в TD Bank, и я мог действовать от её имени.

Scotia Bank Arena — многофункциональная крытая арена в Торонто. Домашняя арена «Торонто Мейпл Лифс» (НХЛ)

Мы с отцом живем в даунтауне Торонто, на 65 Bremner, рядом со Scotia Bank Arena. Это людное место благодаря находящимся в шаговой доступности ж/д вокзалу, станции метро Union Station и самой популярной в городе спортивной арене.

День первый. Тумбочка на колёсах и жаркие дискуссии

Мы наняли грузовой фургон с гидробортом и перевезли оба кофе-модуля, планируя выгрузить их на одно из двух парковочных мест, закреплённых за нашей квартирой. Из-за ограничений по высоте, фургон не смог заехать на подземную парковку. Здесь пригодилась идея сделать кофе-зону на металлической раме с колёсами большого диаметра и резиновым протектором.

Модуль такой конструкции не только легко перемещается по ровному полу, но и удобно закатывается в лифт, преодолевая невысокие пороги.

Конечно, сварная металлическая рама ощутимо увеличивает себестоимость изделия. Но при проектировании я знал, что успех автономной точки продаж кофе во многом определяется местом её установки, для поиска которого придется неоднократно перемещать модуль.

Изготовители кофейных тумбочек из обычного ДСП не учитывают необходимость частой смены локации. Они делают дешевые, но, по сути, одноразовые изделия, не выдерживающие перемещений. Мои модули не должны были страдать подобным недугом, и я убедился в этом на практике.

Металлическая рама кофейной зоны на складе BrokerHouse

Появление двух кофейных модулей на парковке вызвало вопросы у администрации паркинга. Правила строго запрещали хранить мебель на парковочных местах. Но, так как наши модули были снабжены колёсами и легко перемещались по полу, я попытался доказать менеджеру, что это вовсе не «мебель», а мобильное торговое оборудование, такое же как фудтрак или магазин на колёсах.

Администраторы оценили такой юмор, но держать модули на территории парковки мне всё же не разрешили. Зато предложили на четыре-пять дней разместить их в помещении ремзоны, относящейся к паркингу. В ремзоне оказалось всё необходимое для работы: силовые розетки, вода (без неё кофемашина не запустится) и даже мобильный интернет (что не всегда возможно на подземных парковках).

Ура!

Силовые розетки в ремзоне паркинга

Как я пообещал угощать вкусным кофе и что из этого вышло

Итак, у меня есть пять дней… Где же установить модули? Пришло время отправиться на предварительные переговоры и поиск мест.

Жилая часть нашего дома — это две 50-этажные башни, как бы вырастающие из 9-этажной прямоугольной призмы офисного центра. Чтобы попасть в жилую зону, нужно сначала подняться на лифте до девятого этажа, где расположен ресепшен кондоминиума. А затем, пройдя через холл, выбрать лифты для подъёма в одну из башен. Всего в двух башнях находится 720 квартир, в которых постоянно проживает примерно 1200 человек.

Наш дом в Торонто

На ресепшене круглосуточно дежурят несколько консьержей. Там организован просторный холл, в котором гости ожидают риелторов или хозяев апартаментов. Здесь же находится офис компании, управляющей кондоминиумом.

Я подошёл в кабинет менеджера и пояснил, что мне от него нужно. Сначала он не понимал цели моего визита и отрицательно мотал головой по поводу любого предложения. Тогда я сфотографировал холл, поднялся домой и сделал вот такую визуализацию:

Визуализация установки кофейной зоны. Отлично вписалась!

Вторая попытка наладить диалог с менеджером увенчалась успехом. Картинка ему понравилась, и мне разрешили «попробовать несколько дней». При этом с меня взяли обещание: кофе будет вкусным, и я буду угощать им консьержей и менеджеров.

Мы определили место для установки кофе-зоны — у внешней колонны напротив консьержей, рядом с блоком розеток. Сюда же подключалась машина для уборки полов, что избавляло от необходимости дополнительных работ по организации электропитания модуля.

Помимо бесплатного кофе для консьержей с меня попросили 10% от оборота продаж в качестве комиссии для управляющей компании кондоминиума. Контракт договорились подписать после нескольких тестовых дней работы кофе-модуля.

Технические моменты: как я тратил $60 на чашку кофе

Закрыв вопрос с установкой первого модуля, я решил сосредоточиться на окончательной настройке обеих кофейных зон, чтобы как можно скорее вооружиться готовым оборудованием и начать продажи. Настройка также не обошлась без трудностей и усилий по их преодолению. Но сначала расскажу о технических нюансах установки кофейных модулей в Канаде.

Выбор кофемашины

Для своих автоматизированных кофейных зон я выбрал немецкие кофемашины WMF. Дешевые аппараты типа Unucum, Necta и прочие полукитайские поделки для вендинга я отмёл сразу, так как по большому счёту эти устройства не являются кофемашинами.

Это миксеры для разведения порошковых концентратов, которые не способны приготовить достойный кофе. В таких устройствах обычно присутствует кофемолка, но если у тебя есть возможность сравнить её с немецким или швейцарским заварочным модулем, то сразу понимаешь, где настоящая техника, а где китайская пластмассовая имитация.

Производители первого эшелона профессиональных автоматических кофемашин — WMF/Schaerer, Franke и Thermoplan. Остальные бренды сильно проигрывают тройке лидеров по качеству приготавливаемых напитков. При этом в тройке лидеров оборудование WMF/Schaerer обладает наилучшим соотношением цена/качество, благодаря чему занимает 27% мирового рынка — вдвое больше, чем любой из ближайших конкурентов.

Мой окончательный выбор для первых двух модулей — кофемашины WMF 1500S plus с одной кофемолкой и бункером для какао. Пруфы для этой парадигмы я приведу в другой своей колонке, чтобы не перегружать внимание читателей.

Электропитание

В Канаде используется напряжение 110V, поэтому для моих модулей нужны были кофемашины, произведённые для рынка Северной Америки. Ещё на стадии зарождения идеи, я связывался с канадскими дистрибьюторами WMF, после чего сделал вывод, что с местными ребятами каши не сваришь.

В течение нескольких месяцев я переписывался со всеми четырьмя канадскими дистрибьюторами, задал множество вопросов, но так и не получил ни одного вразумительного ответа.

Устав от безуспешных попыток купить нужные мне кофемашины в Канаде, я обратился напрямую в немецкий офис WMF. После двух недель переговоров завод пошёл мне навстречу, отгрузив в адрес выбранного мною российского дистрибьютора две кофемашины с рабочим напряжением 110V.

Вообще купить оборудование от WMF можно в любой стране мира. Например, в России есть два прямых дистрибьютора — один в Санкт-Петербурге и один в Москве. На сами кофемашины цены у них одинаковые, а вот комплект с холодильником для молока в Питере стоит на €300–600 дешевле, чем у москвичей.

Кроме этого питерские ребята предлагают множество ИТ-опций не только для управления самими кофемашинами, но и целыми кофейными зонами, а москвичи к ИТ относятся враждебно, видимо, застряв в развитии на уровне конца нулевых.

У питерской команды есть дистрибьюция WMF и Schaerer одновременно, у москвичей — только WMF и куча другого кофейного барахла от производителей второго и третьего эшелонов.

Неудивительно, что мой выбор в поиске российского партнёра для приобретения кофемашин WMF был сделан в пользу дистрибьютора из Санкт-Петербурга — вывод «у питерцев комплекты WMF дешевле и предложение лучше» не оставлял москвичам ни единого шанса.

Остальные элементы электротехнической начинки модуля в российских условиях можно было собрать только на напряжении 220V. Поэтому для первых модулей я спроектировал внутреннюю сеть 220V: она питалась от повышающего трансформатора 110/220, приобретаемого в России.

Вода

Конструкция моего модуля рассчитана на установку двух 19-литровых бутылей. Одна бутыль для снабжения питьевой водой (если нет возможности подключения к водопроводу), вторая — для приёма жидких отходов (при отсутствии канализации). Таких бутылей не было в ближайших магазинах.

Самая большая тара с водой, которую мне удалось найти — 10-литровая ПЭТ-бутылка. Погуглил и купил нужные бутыли в Walmart (они там продаются пустые за $9/шт.). Водопроводная вода в Торонто питьевого качества, я сделал тест на определение карбонатной жесткости, получилось 3 немецких градуса — в полном соответствии с требованиями завода-изготовителя.

Пустые 19 л бутыли, купленные в Walmart за $9/штука

Зерно

Мне нужна была технологичная кофейная смесь с соотношением арабика/робуста 80/20, подходящая для автоматических кофемашин. В нашем доме на нулевом этаже размещается супермаркет Longos — там большой выбор зернового кофе «whole beans», что нехарактерно для канадских сетевых магазинов.

Вход в супермаркет Longos. Справа — офис TD Bank

После долгих раздумий я выбрал смесь Tim Hortons за $19/кг, предполагая, что смесь от самой популярной в Канаде сети кофеен соответствует требованиям для использования автоматическими кофемашинами. И я не ошибся — смесь оказалась простой в настройках, приличный американо у меня получился уже со второй попытки.

Американо — самый сложный напиток для автоматической кофемашины с точки зрения настроек вкуса. Небольшое отклонение уводит вкус в кислоту или в горечь, а борьба с этими несовершенствами может привести к тому, что напиток будет «пустым».

С капучино и латте все гораздо проще: натуральное молоко сглаживает острые вкусовые углы, вам остаётся регулировать параметры молочной пены и температуру напитка.

Тим Хортон не только легендарный хоккеист, но и популярнейшая в Канаде сеть фастфуда

Также в меню были предусмотрены два напитка с какао — для них я выбрал смесь Fantasy Blue от компании Douwe Egberts. Я пользовался такой смесью в России и был рад, что встретил её на полках канадского супермаркета.

Молоко

В молочном отделе оказалось всего два наименования нужного мне продукта с маркировкой «whole milk». Остальные упаковки содержали какие-то ароматизированные молочные напитки.

Я выбрал ультрапастеризованное цельное молоко, 3,2% жирности в упаковках 2 литра за $4,2. Это молоко было приятным на вкус и показало хорошую способность к вспениванию молочной системой кофемашин WMF.

Молочный отдел в канадском супермаркете. Много товаров, но мало натурального молока

Очистка

У меня был запас таблеток для ухода за кофемашинами. Ещё часть я заказал у ближайшего местного дистрибьютера WMF (привезли через два дня).

Для дезинфекции ёмкостей приёма жидких отходов я использовал хлорсодержащую санитарную жидкость Clorox, 100 мл которой предварительно заливал в пустую ёмкость перед её установкой в кофе-модуль. Дезинфицирующую жидкость покупал в отделе бытовой химии супермаркета Longos по $3,4 за канистру 3,8 литра.

Стаканы

Фирменных стаканов Vortex Coffee у меня было предостаточно. Так как изначально предполагалась установка двух демонстрационных модулей в шоу-рум BrokerHouse в Торонто и Монреале, я привёз из России большой запас брендированных стаканов двух типов – 250 и 350 мл, примерно по 5000 штук каждого вида.

Если бы я этого не сделал, то всё равно за стаканы можно было не волноваться — стаканы с крышками можно без труда приобрести в Costco за $0,12/комплект. Брендированные стаканы обойдутся на 10–15% дороже.

Платёжный терминал

Это, пожалуй, самая важная часть модуля с точки зрения бизнеса. В России мои модули используют платёжные терминалы Vendotek, но в Канаде такие терминалы не работают. В компании BrokerHouse мне порекомендовали установить платёжный терминал американской компании SVP, но мне не удалось его запустить.

Карточный платежный терминал от SVP

Подключение платёжного карточного терминала к кофемашине WMF — сложная задача, требующая участия компаний-изготовителей оборудования, местного провайдера карточных платежей и банка, в котором открыт счёт компании, получающей деньги за проданные напитки.

К тому же в Канаде приём платежей, осуществляемых с кредитных карт, — это один пакет настроек и договоренностей, а приём платежей от дебетовых карт — другой. К середине второго дня безвылазного сидения в ремзоне паркинга у меня закипел мозг, и я понял, что без сторонней помощи не смогу подключить платёжные терминалы.

После многочисленных звонков участникам цепочки событий, пришло долгожданное решение. На заводе WMF мне порекомендовали не тратить время на эксперименты с SVP Retail Payments, а обратиться в израильскую компанию Nayax. По словам вице-президента, отвечающего за сервис кофемашин, платёжные терминалы от Nayax хорошо работают с оборудованием WMF/Schaerer.

Связавшись с ближайшим дистрибьютором Nayax, я выбрал платёжный терминал Onyx Contactless Card Reader, при этом договорился, что Nayax принимает на себя платежи за проданные кофенапитки и каждую неделю переводит на мой банковский счёт все поступления за вычетом комиссии. Комиссия составляет 6% от суммы поступлений с ежемесячной абонентской платой $10 за каждый используемый терминал.

Условия от Nayax

Такая схема меня устроила. Я интуитивно догадывался, что организация прямого зачисления платежей на свой банковский счёт отнимет у меня недели две переговоров с TD Bank и по затратам выйдет также или дороже.

На следующее утро приехал техник от дистрибьютора Nayax и привез два комплекта платёжных терминалов за $850 каждый, которые мы без труда установили на кофемашины. Какова была моя радость, когда через час оба терминала «задышали», а ещё через час у меня заработал личный кабинет, в котором можно было видеть платежи и другие транзакции, связанные с оплатой кофе на обеих кофейных зонах.

Терминал Nayax на боковой консоли кофемашины

Но и здесь не обошлось без досадных курьёзов. При настройке терминалов оказалось, что кофемашины пришли с российскими настройками, согласно которым стоимость кофе была установлена 60 руб./чашка. Я поменял валюту платежа, но в суете забыл изменить цифровое значение стоимости напитка и начал тестирование, списывая с карты по $60 за каждую пролитую чашку.

В итоге я не только обнулил остаток по карте, но и залез в долг банку. Когда кредит по карте в $1000 был исчерпан, терминал перестал запускать кофемашину и я обнаружил, что просадил все деньги… Конечно, через несколько дней деньги от Nayax пришли на счёт моей компании, но всё же этот момент сильно подпортил мне настроение.

Поскольку внутри каждого карточного терминала установлена предоставляемая Nayax SIM-карта, он самостоятельно связывается с облаком Nayax, не требуя местного интернет-подключения. Но, кроме обеспечения работы платёжного терминала, мне требовался интернет для удалённого управления обоими кофейными модулями.

Зная, что блоки BMS Coffee Control могут подключаться как к местной сети по Wi-Fi, так и к мобильному интернету, я сбегал в салон мобильного оператора Rogers, где приобрёл stick-modem с безлимитным интернетом за $30/мес., который установил в USB-порт блока электронного меню.

Блок управления от BMS Coffee Control

И ещё немного об удалённом управлении кофейной зоной. На этапе проектирования мне пришлось выбирать между «родным» мониторингом различных производителей кофемашин и сторонними разработками, самой известной из которых была BMS Coffee Control.

Оказалось, что «родной» мониторинг от производителей кофемашин всегда реализован только для самой кофемашины и не даёт мне возможностей удалённо управлять всей кофейной зоной. Я не знаю, есть ли вода в расходных ёмкостях и стаканы в диспенсерах, не могу удалённо управлять видеоконтентом на выносном мониторе.

Ни один производитель кофемашин не предоставляет мне мобильное приложение, с помощью которого я мог бы управлять кофе-зоной со своего смартфона.

Стоимость подключения к BMS Coffee Control для Канады составляла $276 разово и $23 ежемесячно за каждую точку мониторинга, у производителей кофемашин стоимость подключения от $840 и абонентская плата от $30 в месяц. Поэтому мой выбор в пользу BMS Coffee Control был очевиден.

День третий

Настроил вкус кофе и подключил удалённое управление

Третий день был потрачен на настройки вкуса кофе, корректировку дизайнов меню на экранах кофейной зоны и подключение к BMS Coffee Control. Из-за 8-часовой разницы во времени, финальные настройки пришлось делать после 18.00 по времени Торонто, но к 23.00 все было закончено. Я видел оба модуля в своём смартфоне, мог управлять всеми опциями обеих кофейных зон и понимал, когда в кофемашине заканчивались ингредиенты.

Мобильное приложение для управления кофейным бизнесом BMS Coffee Control

День четвёртый. Установка первого модуля и начало продаж

В 8 утра мы с отцом забрали первый кофейный модуль из ремзоны в паркинге и установили его в холле девятого этажа на оговорённом месте. Стоимость кофе я назначил $2,5 за стакан 250 мл и $3,5 за напиток 350 мл.

Меню выносного монитора кофейной зоны

Я сделал цены ниже, чем в Starbucks, который находится на территории супермаркета Longos:

Меню Starbucks в супермаркете Longos

Давайте подсчитаем себестоимость 200/300 мл стакана кофе по ингредиентам.

Давайте подсчитаем себестоимость 200/300 мл стакана кофе по ингредиентам:

Зерновой кофе: 10/15 гр. = $0,19/0,29.

Стакан с крышкой: $0,14 (взял с запасом).

Молоко: 120/200 мл = $0,26/0,42.

Сахар, сиропы, размешиватель (по желанию), химия для ежедневного ухода и вода увеличивали себестоимость стакана до $1.

Цвет подсветки выбрали синий — так больше понравилось старшему консьержу.

Забегая вперёд, скажу, что за первый день удалось продать 48 стаканов. Было бы больше, будь у меня время поработать промоутером.

Судьба первого кофе-модуля к этому моменту была определена. Он находился в холле девятого этажа на ресепшене кондоминиума, и мимо него ежедневно шёл поток из жилой зоны и обратно. А что делать со вторым модулем? Ответ очевиден — искать другие людские потоки.

Установка второго кофе модуля и победа дипломатии

Второй модуль я решил использовать на Ground floor (GF) и ловить людей, двигающихся в супермаркет Longos, офис TD Bank, а также транзитом через наше здание от Bremner Blvd к Maple Leaf Square и обратно.

Для получения разрешения на установку, мне нужен был менеджер, отвечающий за эту территорию. Оказалось, что найти его совсем не просто. Я обратился к уже знакомому мне руководителю консьержей в жилой зоне, но тот не смог мне помочь. Обходя различные магазины и офисы, расположенные на GF, я также не смог ничего выяснить.

Тогда, по совету отца, я решил ловить нужного мне человека на живца: просто выкатил второй модуль на площадку первого этажа и, найдя подходящую силовую розетку, подключил кофе-зону. Сам же стоял рядом и ждал… В это время я ничего не продавал, а на дисплее кофезоны разместил надпись «I’m looking for a manager responsible for rent to install this coffee corner on the Ground Floor of this building. Please contact me: (416) 722-0153, Mr. Timur Kuzmin».

Через час с небольшим «рыбка клюнула». Ко мне подошёл сурового вида администратор и потребовал немедленно очистить помещение, ссылаясь на запрет размещения стационарных торговых аппаратов вне территорий, предназначенных под аренду. Я пытался начать диалог, но он не хотел меня слушать и, размахивая телефоном, грозился вызвать полицию.

Понимая, что времени на переговоры у меня нет, я выдал экспромт: «ОК, сейчас я уберу модуль, но давайте перед этим мы попробуем кофе. Я вижу, вы очень серьёзный мужчина, а я всего лишь школьник, и мне важно мнение серьёзного взрослого человека о тех напитках, которые я настроил на этой немецкой кофемашине».

Обращение к «серьёзности и экспертности» сработало — администратор попросил сначала капучино, потом латте, а затем поинтересовался, действительно ли кофемашина немецкая и в какой компании я приобрел такой «cool coffee maker».

Когда я ответил, что спроектировал модуль сам и он был сделан в России, у нас наконец-то завязался разговор. После традиционных канадских вопросов о том, где я учусь, с кем живу и когда сюда приехал, менеджер поинтересовался, почему я решил поставить кафе именно здесь, «on the ground floor of this damn anthill».

Я рассказал, что хочу создать в Канаде целую сеть таких кофекорнеров, подобно Costa Express в UK. А здесь, на GF, я тестирую разные гипотезы, в том числе, хочу изучить, как посетители этого торгового пространства будут реагировать на мое кофейное предложение. По сути, я не столько торговец, сколько исследователь коммерческого потенциала продаж coffee to go…

Менеджер, попивая кофе, внимательно меня слушал, но периодически стряхивал развешиваемую мною лапшу, напоминая, что к сожалению, не может разрешить мне ни «изучать спрос методом торговли», ни «торговать с целью изучения спроса», ссылаясь на правила размещения торгового оборудования на территории, вверенной в его управление.

И в этот раз меня снова выручила мобильная конструкция модуля: я доказал суровому дядьке, что у меня не стационарный аппарат, а мобильная торговая точка (спасибо колёсам), на которую такие правила распространяться не должны. Он начал кому-то звонить, дважды сфотографировал мой кофе-модуль, немного подумал и пошёл на компромисс.

Размещаться на определённом месте пешеходной зоны первого этажа мне всё-таки не разрешили, а предложили найти место в одном из магазинов, арендующих торговые места в здании на GF. Но при этом менеджер разрешил мне устанавливать кофе-зону в четырёх местах на выбор после 18.00, но не позднее, чем до 22.00.

И в качестве «вишенки на торте», мне было предложено на ночь прятать мою «мобильную точку» в пустующее подсобное помещение рядом со служебным входом в ресторан «Eleven», который также расположен на GF. Кто бы мог подумать, что этот непростой разговор завершится в мою пользу, и я вместо общения с полицией, получу желаемые разрешения? Это была победа!

Канадская бюрократия, стаканчик латте и ещё одна договоренность

После трудного диалога с менеджером бизнес-центра, у меня уже не было сил общаться с арендаторами. И я отправился в офис TD Bank, который находился тут же на GF, чтобы внести немного наличных на опустевшую карту и подать заявление на увеличение кредитного лимита до $3000.

Ещё я хотел уточнить вопрос с поступлением денег от карточных терминалов напрямую на банковский счёт моей компании, надеясь таким образом уменьшить расходы от 6% комиссии за услуги Nayax. Оказалось, что такая услуга в банке есть, но практика её применения никому не известна. Детали нужно запрашивать в каком-то отделе по обработке инфы от карточных терминалов, с которым у менеджеров моего отделения нет прямой связи…

Когда мы начали заполнять большую анкету из 100500 вопросов, я сильно приуныл, так как не люблю нудную канадскую бюрократию и не ожидал споткнуться на этом месте. Обслуживавший меня офисный клерк был явно заинтересован моей предпринимательской идеей и задавал много не связанных с анкетой вопросов.

В итоге он пригласил к нашей беседе управляющего банковским офисом. Тот, узнав, что мой кофейный модуль находится рядом, попросил продемонстрировать его работу.

После второго стаканчика латте и традиционного набора «канадских» вопросов, мне неожиданно предложили установить модуль на территории офиса банка с условием, что я буду сам следить за пополнением расходных материалов и увозить его тогда, когда банк будет закрываться на нерабочие часы.

На мой вопрос об условиях размещения менеджер отделения ответил, что у них есть стандартный контракт для вендинговых компаний и что буквально пару дней назад ему прилетело распоряжение сдать в аренду пару мест по фронту офисной зоны, чтобы улучшить показатели использования арендных площадей.

Банк попросил 20% от поступлений с кофейной зоны, но не менее $150 в неделю плюс 3 недели арендных каникул на запуск точки продаж. Минимальная арендная ставка $150 в неделю была рассчитана, как 20% от продаж 50 чашек в день по средней цене $3/чашка.

Я был необычайно рад предложению от менеджера отделения TD Bank, так как это с ходу решало большую часть моих проблем. Офис работал с 10.00 до 17.30, он расположен около эскалатора, ведущего в Longos, и мимо этой локации движется оживлённый людской поток.

Офис TD Bank на GF

В первое время после запуска обеих кофейных зон всё шло гладко. Люди распробовали необычно вкусный для кофейных автоматов кофе и стали его покупать. В период с 24 февраля по 15 марта я был доволен продажами. В первой точке, которая находилась в холле около ресепшена, выпивали до 60-70 чашек в день, а во второй, «кочующей» точке удавалось продавать по 80-100 чашек в день.

Ежедневно я по нескольку раз обслуживал свои кофе-зоны: пополнял ингредиенты, занимался очисткой кофемашин и следил за тем, чтобы всё работало. Благодаря push-уведомлениям, приходящим на мой смартфон, я успевал пополнять расходники, не допуская перерывов в работе кофейных зон.

При этом я не раз прикидывал, что в одиночку без труда смог бы обслужить 5-6 таких точек продаж, если бы они находились в радиусе до 1 км от моего дома. Самым сложным было пополнение молока в холодильниках: я использовал молочные холодильники ёмкостью 6 литров, и не прогадал. В дни активных продаж расход молока на обе кофейные зоны достигал 30 литров в сутки. При покупке капучино и латте 300 мл ёмкости 6-литрового холодильника хватает всего на 30 стаканов.

Датчик уровня молока высылает push-уведомление при снижении уровня до 1 литра, то есть для пополнения холодильника без перебоя в продажах у тебя есть запас продаж в 5 стаканов. Поэтому я держал внутри кофе-зоны запас 10 литров, чтобы в случае необходимости оперативно пополнить молоко в холодильнике без подъёма в домашнее «молокохранилище» на 46-м этаже.

И, конечно, очень выручало то, что вода в водопроводе Торонто хорошего питьевого качества, иначе бы мне пришлось бегать не только с молоком, но ещё и с 20-литровыми бутылками, а это уже гораздо труднее.

Сюрпризы от COVID

В середине марта обстановка резко ухудшилась: офисы и магазины начали закрываться на карантин, народу стало заметно меньше. Даунтаун объявили зоной повышенной опасности, полицейские перекрыли въезд и выезд, выставили пропускные кордоны, закрыли вокзал и станции метро. Если бы я на пару недель промедлил с решением забрать модули из BrokerHouse, то уже не смог бы ничего запустить в своем доме.

В магазинах начали исчезать продукты и молоко в том числе. 16 марта я спустился в супермаркет и впервые в жизни увидел пустые полки.

Пустые полки в  нашем супермаркете

Меня охватило подобие паники. Я обратился к отцу: «Как дальше жить? Что мы будем есть, если в магазинах нет продуктов?».

Но отец только смеялся:

— Смотри, у нас под окном огромное озеро, в нем полно рыбы, а вдоль берега плавают стаи диких гусей. Тут даже самый отъявленный лентяй не умрёт с голоду.

— Если ты такой умный, то, может, и молоко раздобудешь в озере? У меня запасов на два дня продаж, а в магазине пусто!

— Конечно, раздобуду. Если бы ты жил в эпоху дефицита, то знал бы, что отсутствие продукта на полках не означает, что его нет вообще.

—? !

— Сказал же – не переживай, будет тебе молоко.

Следующим же вечером отец позвал меня помочь занести «немного молока из машины». Я уже собирался спускаться в паркинг, но мы пошли в другое место. На служебном лифте мы отправились на уровень грузовых ворот супермаркета, и оттуда нам предстояло перетаскать домой на 46-й этаж два паллета молока. Чем мы и занимались часа три, так как такое перемещение требовало использования трёх лифтов с двумя пересадками. Как отцу удалось договориться и купить это молоко, он мне так и не рассказал…

В квартире под «молокохранилище» пришлось выделить одну из гардеробных. Благо, ультрапастеризованное молоко не требует хранения в холодильнике и имеет 6-месячный срок годности.

После 20 марта эпидемиологическая обстановка ещё ухудшилась. В нашем бизнес-центре закрылись магазины и банки, посетители на GF почти исчезли. 22 марта закрылся офис TD Bank, оставив меня без «приюта» для моей кофейной зоны на дневное время.

Я позвонил менеджеру бизнес-центра, и он разрешил мне устанавливать кофе-зону в любое время в любом из четырёх мест, которые мы оговорили ранее. При этом он предупредил, что, возможно, поступит распоряжение, запрещающее любую торговлю, и чтобы я был готов к такому повороту событий.

На последней неделе марта во всём здании работали только супермаркет Longos и я.

Правила дистанцирования перед входом в Longos

В последующие дни я поддерживал продажи только на резидентах, которые опасались выходить за пределы здания, но не собирались отказываться от любимого напитка и выбирали мой кофе. Продажи на GF снизились до 10-20 чашек, зато продажи на ресепшене кондоминимума выросли до 95-115 чашек в сутки.

6 апреля я попал в поле зрения проверяющих как предприниматель, не выполнивший распоряжение о прекращении торговли в условиях карантина.

Два инспектора Sanitary Station застали меня в момент, когда я доливал молоко в холодильник кофейной зоны на GF, и потребовали разрешительные документы на ведение бизнеса. Мне ставилось в вину, что я не обеспечиваю достаточный уровень безопасности для покупателей кофе.

Однако в ходе разбирательства выяснилось, что мои модули не только отвечают всем требованиям санитарной безопасности, но и являются самими совершенными из тех, которые моим проверяющим доводилось видеть.

Собственно, требований было немного: нельзя работать с наличными деньгами (cashless only) и нужно было обеспечить обработку антисептиком после каждого контакта покупателя с экраном кофемашины. Отсутствие купюроприемника было предусмотрено изначально, все платежи осуществлялись только банковскими картами.

Требование обработки экрана после каждого прикосновения я парировал тем, что у меня есть опция управления экраном кофемашины со смартфона пользователя, которая активируется считыванием QR на экране кофемашины, а тем, у кого это вызывало затруднение, помогали салфетки и флакон с антисептиком, которые я разместил на свободных поверхностях кофейной зоны.

Бесконтактное управление кофемашиной через приложение в смартфоне

В итоге я получил предписание убрать из свободного доступа сахар, размешиватели и крышки для стаканов, что было сделано незамедлительно.

Стаканы в диспенсерах и сиропы почему-то не привлекли внимание проверяющих.

На прощание мне посоветовали быть готовым к ужесточению санитарных требований и к новым проверкам, а также рекомендовали обратиться в свой банк за получением финансовой помощи в случае прекращения деятельности и уходом на карантин.

Надо заметить, что в последний день работы офиса TD Bank я оформил такое заявление. Правда, я не очень верил, что смогу получить какую-то поддержку.

Устав от постоянных опасений получить претензии со стороны канадских регуляторов, я начал подумывать о том, чтобы прекратить продажи кофе, но перед этим посоветовался с отцом. И он мне сказал:

«Пойми, Тимур, если начинать какой-либо бизнес с мыслью о том, что твоё дело сразу же взлетит до небес, то, конечно же, в скором времени разочаруешься и опустишь руки. В бизнесе существуют взлёты и падения, и нужно набраться терпения и продолжать то, во что веришь.

Сейчас у всех предпринимателей во всем мире тяжелое время. Рекомендую тебе переждать этот период. Рано или поздно карантин закончится, и тогда ты сможешь продолжить, уже имея представление, как и что нужно делать».

Я поразмыслил над словами отца и решил на время прекратить продажи.

Сколько я заработал на кофе-зонах до того, как решил сделать паузу

За 43 дня работы двух точек у меня получилось продать около 6000 чашек кофе. Учитывая, что в среднем чистой прибыли в день выходило около $390 (с учётом себестоимости стакана в $1, отчислений в управляющую компанию в размере 10% от прибыли и нескольких бесплатных чашек в день для работников кондоминиума), за весь период работы кофе-поинтов я заработал около $7500 CAD ($5600 USD).

Итоги 43 дней работы: расходы
Итоги 43 дней работы: доходы

В довершение всего на свою компанию я получил от TD Bank беспроцентный кредит в $40 000, как помощь малому бизнесу, пострадавшему от пандемии. Из полученных $40 000 мне нужно вернуть $30 000 без процентов в течение ближайших трёх лет.

Поскольку сложившаяся ситуация вынудила меня сделать паузу в кофейном проекте, а канадские школы приостановили уроки, я принял решение отправиться в родной Петербург. Здесь я планировал сдать российские ЕГЭ, а уже потом вернуться в Канаду и продолжить успешно начатый кофейный проект.

Законсервировав обе кофейные зоны и обернув их стрейч-плёнкой, я договорился оставить их в ремзоне паркинга до августа, а сам начал собирать всё необходимое для поездки на родину. Отец со мной не поехал: у него сейчас очень много работы в канадских проектах.

Прямых рейсов в Россию не было, поэтому отец нашёл мне взрослого попутчика, с которым мы через Лондон добрались до Минска, после чего пересели в автомобиль и приехали в Петербург.

На 2-недельном карантине я не сидел, хотя и времени для прогулок было немного. Его я тратил на написание диагностических работ и множества рефератов для завершения российской школьной программы.

Сейчас я получил российский аттестат средней школы и завершил сдачу ЕГЭ. После экзаменов вернусь в Канаду и буду готовиться к выставке CAMA Expo 2020 (Canadian Automatic Merchandising Association Expo), которую планируют провести в середине октября в городке Whister, Британская Колумбия.

За время пребывания в России, я дополнил модельный ряд своих кофейных зон кофемашиной WMF1100S — это позволило снизить стоимость каждой кофейной зоны на $2000, сделав их более доступными для потенциальных покупателей.

Внешний вид модулей Vortex Coffee с кофемашиной WMF 1100S

Пока разбирался с экзаменами, я подготовил ещё 12 кофейных модулей (один 20” контейнер) для отправки в Канаду, так как полученный опыт позволяет надеяться на успешное продолжение начатого бизнеса.

Готовые к отправке в Канаду модули Vortex Coffee

P.S. В этой колонке я хотел поделиться опытом запуска продаж кофе «с нуля», без каких-либо модных «исследований спроса» и предварительных договоренностей с владельцами локаций. Я действовал спонтанно, по принципу «бери и делай» и не прогадал. Возможно, мне просто повезло, но мой российский опыт установки пятидесяти трех кофейных зон Vortex Coffee, полностью подтверждает результат, полученный в Торонто.

Также я не планирую продвигать франшизу от Vortex Coffee, так как являюсь противником франшизных схем тиражирования проектов, считая, что франшизы лишают предпринимателей возможности творческого самовыражения в бизнесе.

При этом я готов обмениваться технологиями управления и другими лайфхаками со всеми, кому интересно развитие собственного бизнеса продаж кофе «to go» — связаться со мной можно через FB или почту [email protected].

0
390 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Лукиенко

2 литра молока за $4,2 = 1 литр молока за $2,1 = 110 рублей, если канадских и 150 рублей, если американских. Но нам же рассказывают, что продукты в "развитых" странах стоят столько же, сколько и в России! Обманывают? Не, не может быть, либералы не врут

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Не знаю как в Онтарио, у нас в Квебеке есть установленная минимальная цена на молоко. 1.77$ за литр. Нельзя продавать дешевле. Это сделано что бы молочные фермы не снижали цены ниже себестоимости и не банкротили друг друга. Зато молоко первоклассное, без всяких пальмовых масл и других добавок.
Я пару раз сравнивал цены в Канаде и России. В России дешевле хлеб, молоко, дешёвый алкоголь и сигареты. Мясо в Канаде стоит примерно столько же или чуть дешевле. Молочка в Канаде идёт без пальмого масла. В Канаде вообще строго с качеством продуктов. Например у нас в провинции запрещено продавать маргарин жёлтого цвета, что бы люди не путали его со сливочным маслом.  Американские окорочка не дают импортировать так как там есть гормоны.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Автор

В российском ритейле практически нет натурального молока - в лучшем случае непредсказуемая смесь из натурального и восстановленного, а чаще - эмульсии различных наполнителей растительного происхождения.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Это тоже ложная информация

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лукиенко

Это в твиттере так написали или в ютубе рассказали? 

"нестадо" :)

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Автор
Это в твиттере так написали или в ютубе рассказали?

Нет, не в твиттере. Подсмотрел результаты тестов продукции претендентов на поставки молока для одной сетки, продающей 50 млн чашек кофе в год.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лукиенко

А мне бабушки возле парадки рассказывали, что в нашем доме почти все проститутки и наркоманы

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Автор

Походу, бабули вам не соврали))

Ответить
Развернуть ветку
Ildarik
Ответить
Развернуть ветку
Anton

в американских окорочках нет гормонов, и никогда их не было. Гормоны используются только для выращивания КРС. Свинина и курица гормоны не потребляет, это запрещено FDA и просто невыгодно 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Ну может не гормоны а антибиотики. Я точно знаю что мясо из США в Канаде занимает пару процентов рынка и всё потому что в Канаде нормы намного строже. Сейчас готовят новое соглашение по торговле между США,  Канадой и Мексикой. И США пытается заставить Канаду снять ограничения по качеству мяса. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton

США является крупнейшим поставщиком куриного мяса в Канаду, далее идет Южная Америка и Европа. Кол-во мяса из США на прилавках варьируется от провинции к провинции, основной фактор - это квоты, которые призваны защищать местных производителей сырья, именно с ними Трамп и борется. К качеству американской курятины вопросов никаких нет. Антибиотики применяются при выращивание мяса повсеместно везде, включая Канаду и США. Это просто необходимо для пищевой безопасности страны, как и наличие нитрита натрия в колбасных продуктах, например. Так же в этих странах запрещено выставлять на рынок мясо с содержанием остаточных антибиотиков выше определенной нормы + не используются антибиотики 1 класса для профилактики
https://www.chickenfarmers.ca/antibiotics/
https://www.nationalchickencouncil.org/questions-answers-antibiotics-chicken-production/

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Квота 7.5% от объёмов производства курятины в Канаде. Причём большинство американской курятины попадает в Канаду в виде полуфабрикатов. Грубо говоря, в Канаде очень трудно купить свежую курицу из США.
Да, антибиотики дают во всех странах. Но есть нормы по времени, важно в какой момент давать антибиотики. Они выводятся за определённое время. Нельзя их давать слишком близко к дате когда курей будут резать. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Эти нормы совпадают +- во всех странах. Из того нормативного объема доков, что я читал про ЕС, РФ, Беларусь, СевАмерику, содержание остаточных антибиотиков в курице не должно сильно отличаться от 0 (соб-но, мои ссылки указывают на этот факт, там прямо об этом сказано). Неважно когда ты даешь антибы, важно что их не должно быть в реализуемой продукции. И это соблюдается почти повсеместно.
Есть еще органическое животноводство и там свои правила, но это не массовый сегмент

Ответить
Развернуть ветку
387 комментариев
Раскрывать всегда