Трибуна
Anatoly Burchakov

«Книга ставит под сомнение и наш успех, и нашу культуру»

Основатели HubSpot о книге «Злоключения в стартап-пузыре», критикующей ИТ-компании

В США появилась в продаже книга Disrupted: My Misadventure in the Start-Up Bubble, написанная журналистом Дэном Лайонсом. Редакция vc.ru публиковала одну из глав книги Лайонса: в ней он описывал опыт работы в HubSpot так, что обстановка в компании выглядела безумно, а её руководители представали шарлатанами. Основатели компании HubSpot Дхармеш Шах и Брайн Халлиган прочитали книгу и прокомментировали её в LinkedIn. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.

Почти десять лет назад мы основали HubSpot. Если бы тогда нам сказали, что однажды наша компания станет публичной и в ней будет работать тысяча человек, мы отнеслись бы к этому с осторожной надеждой. Но если бы нам сказали, что про нас напишут сатирическую книгу, в это было бы невозможно поверить. Такого мы точно не планировали. Да и кто станет читать книжку о HubSpot?

На прошлой неделе бывший сотрудник HubSpot Дэн Лайонс выпустил такую книгу. Оказалось, что её хорошо читают. У нас была возможность ознакомиться с материалом и обдумать его. Несколько лет назад мы проводили с Дэном собеседование — он был заинтересован в работе. Он хотел отойти от журналистики, которой занимался всю жизнь, и попасть в сумасшедший мир технологий. Мы отнеслись к этому с уважением, предложили ему место в HubSpot, и он согласился.

Через 20 месяцев Дэн уволился и начал писать свою книгу. Она полна критики в адрес технологического сектора, включая такие компании как Google, Apple, Facebook, Twitter, Airbnb, Uber, Box, Salesforce.com, LinkedIn, Amazon и Netflix. Но главным образом она резко и огульно критикует HubSpot — нашу культуру, людей, бизнес, философию, офис, логотип, IPO, фирменные цвета и ежегодные мероприятия. Особенно досталось нашей культуре.

Культура HubSpot

Работа в HubSpot ни по каким понятиям не является предметом мечтаний и подходит не всем. В начале 2013 года мы опубликовали презентацию «Культурный кодекс HubSpot». 128 слайдов описывают, во что мы верим, как мыслим, и как действуем. Презентация пользовалась популярностью и набрала за это время 2 млн просмотров.

Дэн был настроен критически по отношению к кодексу. Мы это принимали: он не обязан нравиться всем. Так или иначе, мы не особо расстроены. Нам жаль, что пребывание Дэна в HubSpot так контрастирует с опытом большинства сотрудников, но он, разумеется, имеет право на собственное мнение. Но это мнение отдельного человека в то время, как в целом культура HubSpot работает довольно хорошо, и это подтверждается фактами. Большинство сотрудников любят HubSpot. Настолько, что компания заняла четвертое место в рейтинге самых желанных мест для работы в США по оценке Glassdoor. Мы в отличной компании: Facebook, LinkedIn, Google.

***

Нас удивила не только критика в адрес нашей культуры. Тот факт, что книга ставила под сомнение нашу бизнес-составляющую и её успех, тоже озадачивает. Но мы думаем, что и в этом случае факты на нашей стороне. Лишь немногие стартапы вырастают так, как это сделал за несколько лет HubSpot. Ещё меньше таких, которые успешно выходят на IPO.

До того, как стать публичной компанией, мы на протяжении нескольких кварталов публиковали отчётность. Наши доходы росли на протяжении пяти кварталов — больше чем на 50% в годовом выражении. Выручка в 2015 году превышала $180 млн. Такое удаётся немногим.

Лайонс возразил бы: «Вы не приносите прибыль!» Он прав. Как правило, между ростом и прибыльностью существует компромисс. Мы росли в выручке на 50% в год и больше и в то же время улучшали маржинальность.

***

Прочитав книгу, мы сперва расстроились. Нам не понравились резкие выпады в адрес отдельных членов команды. Это умные, работящие и небезразличные люди, которые такого не заслужили. Но негативные эмоции проходят довольно быстро — наши быстро рассеялись, и со временем исчезнут совсем. Жизнь слишком коротка, чтобы копить обиды.

***

Мы понимаем, что книга вызвала много вопросов к HubSpot. На все мы ответить не можем, но попробуем разобрать некоторые из них.

Действительно ли увольнение людей из компании называли «выпуском»?

К сожалению, да. Мы использовали такой термин, когда увольняли людей или они уходили сами. На кой чёрт мы так делали? Вкратце: существует активное сообщество бывших сотрудников компании. Они собираются вместе, обсуждают карьеру, идеи для стартапов, просто тусуются и помогают друг другу. Мы их называем выпускниками, и поэтому по отношению к увольнению прижился термин «выпуск». Некоторое время назад мы поняли, что это было неправильно. Это было неуважительно и вводило в заблуждение, чего мы совсем не хотели. Урок усвоен, приняты меры. Приносим извинения.

Правда ли, что руководители в HubSpot приносят на совещания плюшевого мишку по имени Молли?

Иногда. Вот ссылка на статью, которая объясняет это. Краткое изложение: мы полагаем, что многие компании работали бы лучше, если бы прислушивались к клиентам, или по крайней мере, смотрели бы на вещи их глазами. Трудно постоянно держать это в уме. Молли играет на некоторых совещаниях роль клиента. Это напоминание о том, что, хотя клиенты и не присутствуют в кабинете, надо действовать так, будто они есть. Да, это глуповато. Но это работает. (Примечание для себя: брать Молли на совещания почаще).

Как работается в вашей компании? HubSpot правда похож на переполненную кондитерскую из XIX века?

Чем говорить, что наш офис классный, лучше просто его показать. Картинка стоит тысячи слов. Мы немного предвзяты, но думаем, что у нас довольно неплохие условия.

Входной маркетинг правда работает, или это синоним спама?

Да, он работает, и это антоним спама. Это не кратчайший путь к получению лидов и клиентов, но он самый надёжный — 18 тысяч наших клиентов это подтвердят. Входной маркетинг базируется на простой идее: чем больше у людей контроля над «точками входа» в их жизнь, тем сложнее досаждать им ненужными и бесполезными вещами. Таким образом, единственный способ достучаться до них — это вовлечение. Не нужно захватывать их мир, нужно пригласить их в свой. Это нужно делать, показывая свою пользу, говоря нужные вещи и демонстрируя уважение. Это не легко, но идея проста, и она работает. У HubSpot и тысяч других компаний это выходит замечательно.

Дополнение

Немного статистики:

  • Средний возраст сотрудников HubSpot: 29 лет.
  • Годовая текучка кадров: 12,6%.
  • По состоянию на 31 декабря 2015 года в компании было 85 сотрудников старше 40 лет (мы понимаем, что над этим нужно работать).
  • Благодаря социальным пакетам (доступным не всем сотрудникам), более чем у 100 сотрудников есть дети — в общей сложности более 250.

Раз в квартал на протяжении последних семи лет мы проводим анонимное исследование, первый пункт которого предлагает оценить по шкале от 1 до 10 вероятность, что человек порекомендует друзьям работу в HubSpot. Вот результаты последнего исследования, которые мало отличаются от всех остальных:

0
3 комментария
Популярные
По порядку

Грамотный ответ. Без истерики и "самдурак".

2

Отличный PR HubSpot получили. Не удивлюсь, если окажется, что это все заранее спланировано было и все подано под таким соусом, чтобы они могли красиво про себя рассказать в итоге. Автор книги продает книгу хорошо. HubSpot получается много прессы.

2

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

По поводу PR для Hubspot - почитайте последнюю главу книги - книга стала поводом для расследований в том числе уголовных, увольнениями, перетряской совета директоров...

0
Читать все 3 комментария
СберМегаМаркет + Рассрочка от СберБанка + М.Видео = Сервис (нет)

Хочу рассказать о своей «удачной» покупке телевизора Philips через СберМегаМаркет с рассрочкой от СберБанка в магазине М.Видео — Эльдорадо, итак начнем…

ИТ-специалисты сообщили о блокировке Tor в России Статьи редакции

На проблемы с доступом пользователи жалуются с начала декабря.

«Яндекс» добавил в поиск рекламную галерею товаров с карточками разных магазинов Статьи редакции

В карточке указан сайт магазина, фотография товара, название, цена и возможная скидка.

Товарная галерея «Яндекс»
И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
Чему создатели метавселенных могут поучиться у 3D-игры Second Life Статьи редакции

Её основатель ещё в нулевых говорил, что физический мир канет в прошлое, и завлёк в игру не только пользователей, но также бренды, политиков и СМИ. Какой он видит метавселенную, исходя из своего опыта, — в пересказе Time.

Кадр из игры Second Life SL Community
Сбербанк компрометирует код CVC при выдаче карты

Пришёл срок замены карты, по сроку действия. Стоит сразу сказать, что на низовом видимом варианте сотрудники Сбера работают отлично. Всегда помогут, подскажут, доброжелательно и в целом приятно. Но когда работает та невидимая часть Сбера к которой не приедешь, увы начинаются проблемы.

Дайджест новостей Сбера: сайт Digital Пётр, сценарии для умного дома и платина от Forbes

Прошлый дайджест мы целиком посвятили 180-летию Сбера, поэтому новостей накопилось много. Среди них — запуск сайта по распознаванию рукописей Петра I, большое обновление на платформе умного дома Sber и другие. Рассказываем всё самое интересное.

Картинка, сгенерированная ruDALL-E по запросу «рыжий котик»
SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

От чтения мыслей до вторжения во сны: зачем исследуют сознание и чем это грозит Статьи редакции

Учёные научились считывать структуру фраз и даже визуальные образы из мыслей. Теперь они переживают, что компании внедрят в сны рекламу.

null