Трибуна
Anatoly Burchakov

«Книга ставит под сомнение и наш успех, и нашу культуру»

Основатели HubSpot о книге «Злоключения в стартап-пузыре», критикующей ИТ-компании

В США появилась в продаже книга Disrupted: My Misadventure in the Start-Up Bubble, написанная журналистом Дэном Лайонсом. Редакция vc.ru публиковала одну из глав книги Лайонса: в ней он описывал опыт работы в HubSpot так, что обстановка в компании выглядела безумно, а её руководители представали шарлатанами. Основатели компании HubSpot Дхармеш Шах и Брайн Халлиган прочитали книгу и прокомментировали её в LinkedIn. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.

Почти десять лет назад мы основали HubSpot. Если бы тогда нам сказали, что однажды наша компания станет публичной и в ней будет работать тысяча человек, мы отнеслись бы к этому с осторожной надеждой. Но если бы нам сказали, что про нас напишут сатирическую книгу, в это было бы невозможно поверить. Такого мы точно не планировали. Да и кто станет читать книжку о HubSpot?

На прошлой неделе бывший сотрудник HubSpot Дэн Лайонс выпустил такую книгу. Оказалось, что её хорошо читают. У нас была возможность ознакомиться с материалом и обдумать его. Несколько лет назад мы проводили с Дэном собеседование — он был заинтересован в работе. Он хотел отойти от журналистики, которой занимался всю жизнь, и попасть в сумасшедший мир технологий. Мы отнеслись к этому с уважением, предложили ему место в HubSpot, и он согласился.

Через 20 месяцев Дэн уволился и начал писать свою книгу. Она полна критики в адрес технологического сектора, включая такие компании как Google, Apple, Facebook, Twitter, Airbnb, Uber, Box, Salesforce.com, LinkedIn, Amazon и Netflix. Но главным образом она резко и огульно критикует HubSpot — нашу культуру, людей, бизнес, философию, офис, логотип, IPO, фирменные цвета и ежегодные мероприятия. Особенно досталось нашей культуре.

Культура HubSpot

Работа в HubSpot ни по каким понятиям не является предметом мечтаний и подходит не всем. В начале 2013 года мы опубликовали презентацию «Культурный кодекс HubSpot». 128 слайдов описывают, во что мы верим, как мыслим, и как действуем. Презентация пользовалась популярностью и набрала за это время 2 млн просмотров.

Дэн был настроен критически по отношению к кодексу. Мы это принимали: он не обязан нравиться всем. Так или иначе, мы не особо расстроены. Нам жаль, что пребывание Дэна в HubSpot так контрастирует с опытом большинства сотрудников, но он, разумеется, имеет право на собственное мнение. Но это мнение отдельного человека в то время, как в целом культура HubSpot работает довольно хорошо, и это подтверждается фактами. Большинство сотрудников любят HubSpot. Настолько, что компания заняла четвертое место в рейтинге самых желанных мест для работы в США по оценке Glassdoor. Мы в отличной компании: Facebook, LinkedIn, Google.

***

Нас удивила не только критика в адрес нашей культуры. Тот факт, что книга ставила под сомнение нашу бизнес-составляющую и её успех, тоже озадачивает. Но мы думаем, что и в этом случае факты на нашей стороне. Лишь немногие стартапы вырастают так, как это сделал за несколько лет HubSpot. Ещё меньше таких, которые успешно выходят на IPO.

До того, как стать публичной компанией, мы на протяжении нескольких кварталов публиковали отчётность. Наши доходы росли на протяжении пяти кварталов — больше чем на 50% в годовом выражении. Выручка в 2015 году превышала $180 млн. Такое удаётся немногим.

Лайонс возразил бы: «Вы не приносите прибыль!» Он прав. Как правило, между ростом и прибыльностью существует компромисс. Мы росли в выручке на 50% в год и больше и в то же время улучшали маржинальность.

***

Прочитав книгу, мы сперва расстроились. Нам не понравились резкие выпады в адрес отдельных членов команды. Это умные, работящие и небезразличные люди, которые такого не заслужили. Но негативные эмоции проходят довольно быстро — наши быстро рассеялись, и со временем исчезнут совсем. Жизнь слишком коротка, чтобы копить обиды.

***

Мы понимаем, что книга вызвала много вопросов к HubSpot. На все мы ответить не можем, но попробуем разобрать некоторые из них.

Действительно ли увольнение людей из компании называли «выпуском»?

К сожалению, да. Мы использовали такой термин, когда увольняли людей или они уходили сами. На кой чёрт мы так делали? Вкратце: существует активное сообщество бывших сотрудников компании. Они собираются вместе, обсуждают карьеру, идеи для стартапов, просто тусуются и помогают друг другу. Мы их называем выпускниками, и поэтому по отношению к увольнению прижился термин «выпуск». Некоторое время назад мы поняли, что это было неправильно. Это было неуважительно и вводило в заблуждение, чего мы совсем не хотели. Урок усвоен, приняты меры. Приносим извинения.

Правда ли, что руководители в HubSpot приносят на совещания плюшевого мишку по имени Молли?

Иногда. Вот ссылка на статью, которая объясняет это. Краткое изложение: мы полагаем, что многие компании работали бы лучше, если бы прислушивались к клиентам, или по крайней мере, смотрели бы на вещи их глазами. Трудно постоянно держать это в уме. Молли играет на некоторых совещаниях роль клиента. Это напоминание о том, что, хотя клиенты и не присутствуют в кабинете, надо действовать так, будто они есть. Да, это глуповато. Но это работает. (Примечание для себя: брать Молли на совещания почаще).

Как работается в вашей компании? HubSpot правда похож на переполненную кондитерскую из XIX века?

Чем говорить, что наш офис классный, лучше просто его показать. Картинка стоит тысячи слов. Мы немного предвзяты, но думаем, что у нас довольно неплохие условия.

Входной маркетинг правда работает, или это синоним спама?

Да, он работает, и это антоним спама. Это не кратчайший путь к получению лидов и клиентов, но он самый надёжный — 18 тысяч наших клиентов это подтвердят. Входной маркетинг базируется на простой идее: чем больше у людей контроля над «точками входа» в их жизнь, тем сложнее досаждать им ненужными и бесполезными вещами. Таким образом, единственный способ достучаться до них — это вовлечение. Не нужно захватывать их мир, нужно пригласить их в свой. Это нужно делать, показывая свою пользу, говоря нужные вещи и демонстрируя уважение. Это не легко, но идея проста, и она работает. У HubSpot и тысяч других компаний это выходит замечательно.

Дополнение

Немного статистики:

  • Средний возраст сотрудников HubSpot: 29 лет.
  • Годовая текучка кадров: 12,6%.
  • По состоянию на 31 декабря 2015 года в компании было 85 сотрудников старше 40 лет (мы понимаем, что над этим нужно работать).
  • Благодаря социальным пакетам (доступным не всем сотрудникам), более чем у 100 сотрудников есть дети — в общей сложности более 250.

Раз в квартал на протяжении последних семи лет мы проводим анонимное исследование, первый пункт которого предлагает оценить по шкале от 1 до 10 вероятность, что человек порекомендует друзьям работу в HubSpot. Вот результаты последнего исследования, которые мало отличаются от всех остальных:

0
3 комментария
Популярные
По порядку

Грамотный ответ. Без истерики и "самдурак".

2

Отличный PR HubSpot получили. Не удивлюсь, если окажется, что это все заранее спланировано было и все подано под таким соусом, чтобы они могли красиво про себя рассказать в итоге. Автор книги продает книгу хорошо. HubSpot получается много прессы.

2

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

По поводу PR для Hubspot - почитайте последнюю главу книги - книга стала поводом для расследований в том числе уголовных, увольнениями, перетряской совета директоров...

0
Читать все 3 комментария
Как обустроить домашнюю студию звукозаписи при скромном бюджете Статьи редакции

Почему сведённый трек нужно проверять на паршивой Bluetooth-колонке, какие плагины выгоднее брать новичку и с каким синтезатором работал Ханс Циммер, создавая саундтрек к «Тёмному рыцарю», — в пересказе Pitchfork.

AudioMunk
Зимний набор на оплачиваемую стажировку в Тинькофф Старт: какие задачи решают стажеры

Стажировка пройдет по направлениям: аналитика, QA, бэкенд-разработка (Java, C++, Python, Scala, .Net, Golang), фронтенд, мобильная разработка (iOS и Android), ML, маркетинг и менеджмент образовательных проектов.

Фото: Курьер Delivery Club из Рыбинска в ретро-форме Статьи редакции

Сотруднику выдали шинель и фуражку, а рюкзак поменяли на ящик с кожаными ремешками.

Пользователи пожаловались на недоступность платформы для продажи хендмейд-товаров Etsy Статьи редакции

Они предположили, что Etsy могли заблокировать из-за решения суда, который признал запрещённой одну его страницу.

Юбилей кешбэка: как в 130 лет выглядеть «на все сто»

Кешбэк — возврат определенного процента наличных на карточный счет клиента после покупок в магазинах-партнерах банка или полетах на самолетах авиакомпаний-партнеров-банка или вообще за любые покупки в конкретный период времени — очень популярен в народе. Он выглядит как современная модная финансовая фишка

«Как иронично, что фирме в сфере психического здоровья плевать на психическое здоровье собственных работников» Статьи редакции

Сотрудники Spring Health жалуются на соучредительницу Эйприл Го: она запугивает их, увольняет при всех, вынуждает работать по 70 часов в неделю и не нанимает тех, кто спрашивает про переработки. Го объясняет: «Мы носимся как безголовые цыплята, потому что на кону человеческие жизни».

Эйприл Го — на ноябрь 2021 года самая молодая женщина-директор компании с оценкой более $1 млрд Slush
Плюшки – от робота, а преференции – для резидента

Как наладить взаимовыгодное сотрудничество на территории ОЭЗ «Технополис Москва».

eBay: 64% покупателей не жалеют о своих покупках в Черную пятницу

Черная пятница — одно из главных событий этой недели: тысячи покупателей находятся в поиске лучших скидок. А что происходит после Черной пятницы? eBay опросил около 1000 россиян и выяснил, считают ли они выгодными покупки, совершенные во время самой большой распродажи года.

IKEA начала сдавать в Токио квартиры в 10 м² за $0,86 в месяц, чтобы показать, что в них тоже можно жить Статьи редакции

Внутри есть мини-спальня, рабочая зона, диван, стиральная машина и другое.

null