Масштабная трансформация
Сбербанка в прямом эфире
LIVE

Bodro.food: как мы сделали платформу по доставке продуктов на дом благодаря клиентскому кейсу

Всем привет! Меня зовут Максим Кравец, я основатель компании Holyweb (экс-Exitiv). Мы аутсорс-продакшн с веб-инженерным подходом к разработке. Занимаемся аутстаффингом ИТ-специалистов, а также изобретением, аналитикой, разработкой и тестированием корпоративных систем и бизнес-приложений для ИТ-холдингов, ритейлеров и FMCG-производителей.

В закладки
Слушать

Хочу рассказать о том, как из решения клиентской задачи родился наш собственный сервис — платформа по доставке продуктов на дом Bodro.food.

Начало всего

В первую неделю января 2019 года, еще до того, как случился бум онлайн-доставок, к нам обратился клиент — ритейлер, который решил доставлять продукты на дом. Требовалось создать комплексный сервис: веб-версию интернет-магазина, мобильное приложение для клиентов и отдельно — для курьеров и комплектовщиков, систему управления заказами, дашборды для пунктов выдачи. А еще — интегрировать все это с системами учета компании, платежной системой и сервисом рассылки сообщений. Короче говоря, целый космолет.

Основной нюанс состоял в том, что мы начали разработку в феврале, а запуск был запланирован на 1 июня. Пришлось стартовать без подробного ТЗ. Все, что было у нас на руках — это бриф на три страницы с описанием будущих функций. Мы понимали, что идем на риск. Но решили принять этот вызов, разработать MVP в режиме «полный agile» — и не пожалели об этом.

Успеть за 30 минут

Концепция проекта — доставка за 30 минут. На тот момент ни один ритейлер в регионе не мог обеспечить такую скорость. Наш клиент решил работать через сеть ЦОЗов — центров обработки заказов. Вся доставка осуществлялась только из этих пунктов и только в радиусе 30 минут пешего хода курьера.

Когда покупатель складывает товары в корзину интернет-магазина или приложения, происходит сверка остатков ЦОЗа. После оплаты и отправки заказа система определяет полигон на карте и назначает ближайшего свободного курьера. Он видит в своем приложении уведомление и приглашение явиться в окно выдачи. Параллельно с этим все статусы заказов в режиме реального времени обновляются на большом экране, где их видят не только курьеры, но и менеджеры.

Пока курьер спешит в ЦОЗ, комплектовщик с помощью своего приложения собирает заказ — система не только выдает список продуктов, но и предлагает оптимальный план передвижения по складу, чтобы сэкономить время и силы сотрудника.

Курьер забирает заказ и отправляется на встречу с покупателем по построенному в приложении маршруту. Мы предусмотрели даже отметки за опоздания — если курьер регулярно вместо расчетных 8 минут добирается до пункта назначения за 18, снизится его рейтинг, а следом за ним и зарплата. Это мотивирует не задерживаться на пути к клиентам.

В сервисе предусмотрена технологически сложная система частичной отмены заказа. Очевидно, что это важно для сохранения лояльности клиентов в случае, например, просрочки. Несмотря на это, многие компании, которые занимаются доставкой, не дают возможности вернуть купленный товар у порога — вместо этого требуется лично прийти в магазин. Мы реализовали сложную архитектуру холдирования позиций заказа и несколько десятков разных статусов, чтобы обойти ограничения систем учета и обрабатывать возвраты.

Еще один нюанс, который мы проработали, — защита от фишинга. У заказов есть ограничения по весу и объему: покупатель не может приобрести 10000 пачек туалетной бумаги или 50 пятилитровых банок клубничного варенья.

Как жил и рос проект клиента

С момента запуска MVP прошло уже полтора года — все это время мы поддерживали и развивали проект. Количество ЦОЗов выросло с одного до нескольких десятков, а в системе крутится уже почти 10 тысяч товарных позиций — это полный ассортимент супермаркета уровня «Пятерочки».

Изначально простая админка превратилась в полноценную CRM-систему, где строятся дашборды, регулируется время работы сотрудников и анализируется вся информация по клиентам и их покупкам.

Карантин стал для системы проверкой на прочность — и она ее прошла. В течение трех месяцев курьеры доставили более 100 тысяч заказов — по 1000+ заказов каждый день!

С момента старта проекта средний чек вырос с 1200 до 2100 руб за заказ. В среднем в чеке около 20 позиций. В общей сложности сервис доставки обеспечил нашему ритейлеру 7% выручки в 2020 году — это при том, что в России доля онлайн-покупок составляет 0,2% от всего объема продаж продуктов питания.

Как родился Bodro.food

После запуска сервиса для клиента мы поняли, что накопили достаточно экспертизы в создании сервисов доставки продуктов на дом. Так почему бы не предложить комплексное решение другим сетевым ритейлерам?

Пандемия стала триггером развития онлайн-сервисов и услуг. Если ты со своей доставкой не бежишь быстрее конкурентов, считай, что ты стоишь на месте. Мы знаем, как построить систему, полностью закрывающую всю цепочку процессов и инструментов онлайн-доставки. И мы готовы предложить ее рынку.

Bodro.food — это не коробочное решение, которое можно интегрировать за пару дней. Это кастомизируемый продукт, который дорабатывается под бизнес-процессы конкретного заказчика.

Изнутри это сложная комплексная система, включающая:

  • интернет-магазин для клиентов (веб-версия, iOS- и Android-приложения);

  • мобильные приложения для курьеров и комплектовщиков;
  • экраны на складах с онлайн-отображением статусов заказа;
  • удобную админку для персонала и CRM-систему.

И каждое действие на любой из этих платформ моментально синхронизируется с остальными — в этом главная фишка, позволяющая выполнять заказы точно и в срок.

Клиентский интернет-магазин

Это масштабируемая площадка для размещения продовольственных и непродовольственных товаров. Интерфейс — стандартный для маркетплейсов, удобный и с простой навигацией.

Чтобы оформить заказ, клиент проходит несколько простых шагов: авторизуется в системе, указывает адрес, добавляет товары в корзину, выбирает подходящий способ оплаты, дату и время доставки — и все. Рассказать дольше, чем сделать.

Есть и приятные фишки, которые облегчают процесс оформления заказа. Например, если вы заказываете продукты для себя и для того парня, можете сохранить в личном кабинете несколько адресов и не вбивать их каждый раз заново. А если вы любите стабильность, повторяйте заказ своего обычного продуктового набора в один клик.

В Bodro.food уже реализована штатная интеграция с 1С (выгрузка цен и фото товаров, обмен остатками, синхронизация стока).

Какие здесь есть возможности для кастомизации?

  • Изменить цветовую палитру в соответствии с фирменным стилем ритейлера или разработать уникальную фронтальную часть;
  • Интегрироваться с системой учета ритейлера и сервисом отправки сообщений;
  • Подключить выбранную систему оплаты/интернет-эквайринга;
  • Задать собственные категории товаров, в том числе сгруппировать их ситуативно (пикник, Новый год и т.д.);
  • Использовать свои маркетинговые инструменты: акционные баннеры, короткие видеоролики.

Приложение комплектовщика

Комплектовщик, как и курьер, пользуется специальным терминалом с установленным на него приложением. Когда появляется новый заказ, он получает push-сообщение, отправляет подтверждение и приступает к работе.

Чтобы не пришлось несколько раз обходить весь склад в поисках макарон той самой марки, система построит оптимальный маршрут сбора заказа. Все позиции в приложении отображаются в виде чек-листа. Взял товар — поставил галочку — отправился по маршруту дальше.

Когда сборка заказа подойдет к концу, курьер получит приглашение пройти к соответствующему окну. Заберет пакет и поспешит с ним к покупателю.

Курьерское приложение

Это основной рабочий инструмент курьера — мобильное приложение под систему android для телефона или специализированных банковских терминалов (АРМ).

С его помощью курьер:

  • Принимает заказ к доставке;
  • Доставляет его до покупателя (следует построенному маршруту);
  • Принимает оплату и выдает чек, если был выбран такой способ оплаты;
  • Может на месте оформить частичную отмену и возврат заказа.

Система по геоданным терминала определяет эффективность маршрута курьера, рассчитывает примерное время доставки и формирует аналитику по каждому курьеру. На ее основе строится рейтинг.

Административная панель / CRM-система

Это центр управления полетами — агрегатор информации о функционировании всех бизнес-процессов.

Клиенты

Здесь хранятся карточки клиентов с историей заказов, доступными бонусами и пр.

Курьеры

Администратор заводит в систему новых курьеров, следит за общей и персональной статистикой эффективности. Можно даже отслеживать перемещения всех курьеров на карте — прямо как на Flightradar.

Продажи

Все доступные данные обрабатываются и на их основе строятся дашборды — интерактивные таблицы, которые обновляются в реальном времени. Управляющий системой всегда знает, сколько было сделано заказов в определенный промежуток времени, какой по ним средний чек. какое время дня или день недели был пиковым по нагрузкам, какие товары пользуются наибольшей любовью.

Управление веб-версией сайта и клиентским приложением

В админке задаются и редактируются категории, назначаются новинки и акционные предложения, загружаются баннеры и рекламные блоки.

Почему Bodro.food лучше, чем кодинг с нуля

Во-первых, мы спроектировали архитектуру приложений, разработали и проверили продукт в бою.

Bodro.food — это продуманный набор функциональных блоков, которые синхронизированы друг с другом и работают четко, как часы.

Во-вторых, это быстро.

Даже с учетом глубокой кастомизации и особенностей бизнес-процессов заказчика развернуть сервис получится достаточно быстро — всего за 4 месяца.

В-третьих, у системы неограниченные возможности развития.

Продукт масштабируемый за счет выбранного технологического стека. Для бэкэнда используем Node.js с построением микросервисной архитектуры, для фронта — React.js. АРМ курьера и комплектовщика написан на React Native. Если у заказчика появится потребность расширения функционала, это получится реализовать относительно просто.

Что дальше?

Мы продолжаем развивать систему и дополнять ее новыми функциями. Прямо сейчас мы оптимизируем производительность курьерского приложения, работаем над более точным построением маршрутов и полигонов, улучшаем систему выбора курьера, обновляем дизайн. Также расширяем функционал CRM системы — например, внедрили блок «Аналитика».

Если вас заинтересовал Bodro.food, напишите мне на почту info@holyweb.ru / в телеграм @maximkravec или прямо тут в комментариях — организуем показ демо-версии.

Буду рад ответить на вопросы. Пишите, если у вас появились мысли и идеи — мы всегда рады новым знакомствам и нам важно услышать обратную связь.

{ "author_name": "Максим Кравец", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 38, "likes": 27, "favorites": 93, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 149672, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 12 Aug 2020 15:04:17 +0300", "is_special": false }
0
38 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

А как клиент посмотрел на то что вы запустили платформу по сути на базе его сервиса?

Ответить
10

Проект с названием "Спиздили"!

Ответить
3

Хорошее кино!

Ответить
3

Любая компания, которая занимается заказной разработкой, набирается опыта в решении задач определенного типа. Именно поэтому клиент охотнее выбирает исполнителей, у которых в портфолио уже есть аналогичные кейсы. Просто мы пошли дальше и использовали свои знания, опыт и экспертизу, чтобы оптимизировать и максимально ускорить запуск этого бизнес-процесса. Здесь не идет речь о том, что мы взяли сервис клиента и клонировали его) Это в принципе невозможно, слишком много индивидуальных особенностей у каждого бизнеса. 

Ответить
1

Прихожу я на заводы фоксконн с уникальным продуктом, проанализировав рынок, составив концепцию и продумав будущее продукта.
Foxconn его выпускают под своим именем со своими ресурсами и говорят "Просто мы пошли дальше и использовали свои знания, опыт и экспертизу, чтобы оптимизировать и максимально ускорить запуск этого бизнес-процесса."
С вашей точки зрения, это правильный подход.

Ответить
0

Аналогии с Foxconn на первый взгляд очень хороши, но в конкретно этом случае попросту неуместны, при ближайшем рассмотрении.

Ответить
1

И чем же? Вы заплатили за идею? Выкупили бизнес? Разработали свое с 0 в другой нише? Нет, в том же США, в любой такой разработке требовали бы соглашение о не конкуренции.
Такие требования как раз и возникают из-за тех, кто ворует/копирует чужой продукт и делает всё, чтоб запустить его раньше. 

К тому же, вы показали "если компания обращается к нам за разработкой продукта, она должна быть готова, что мы можем украсть их идею, бизнес план и всё остальное с целью запуска конкурента на опережение".

Ответить
2

Вы сами верите в то что пишите? "Кража идей, бизнес-плана с целью запуска конкурента на опережение". Зачем вы нам продаете эту идею? Она нам не близка.
Пожалуйста, давайте без конспирологии и заговоров.

Ответить
1

Вероятно вы не до конца понимаете специфику заказной разработки и прогресса в целом. По вашей логике человек который занимал пост инженера в bmw не имеет права перейти в корейскую компанию kia и применить свой опыт и знания там. Его участь скончаться в bmw. Похожие сервисы и решения мы производили до этого кейса, производили во время этого кейса и производим после. Именно за нашей экспертизой к нам обращаются. Бодрофуд это результат консолидации наработанной экспертизы.  Развитие концепции по доставке товаров на дом. 

Ответить
0

По моей логике, сотрудник БМВ может пойти и работать. Но, если этот инженер забрал с собой наработки компании/исходники и на их основе создал продукт у конкурента, то он получает срок/сотни миллионов штрафа.
https://www.drive.ru/news/591d64b5ec05c4f73100002f.html
Ну и пример разглашения и использования конфиденциальной информации.
https://vc.ru/social/21705-lucky-500mln

В США, многие крупные компании подписывают с сотрудниками NCA
В иске, поданном Amazon против Брайана Холла (Brian Hall), бывшего вице-президента Amazon Web Services по маркетингу продуктов, утверждается, что его новая роль в Google Cloud нарушает условия его неконкурентного соглашения с компанией из Сиэтла и создаёт угрозу раскрытия ценной информации одному из её величайших соперников.

Вы же, публично рассказываете, что сделали платформу на кейсе клиента. 

Ответить
1

Отвечая на вопрос: "А как клиент посмотрел на то что вы запустили платформу по сути на базе его сервиса?". На базе его сервиса ничего не запускалось. Мы сделали custdev, проанализировали конкурентов, выбрали стек и реализовали проект заново за счет собственных средств. Если мы ранее выполняли проект из какой-то отрасли, то разве не можем создать что-то свое? Я предлагаю вам при смене работы не заниматься продуктами, которые ранее вы разрабатывали в другой компании, чтобы не повторить какие-то паттерны и "грабли".

Концепция доставки продуктов не уникальна и любое MVP, будет чьей-то базой, потому что принципиального нового вы не придумаете. Общедоступные библиотеки, готовые компоненты, UI Kit и набор функциональных must have фич. По-моему ценность бизнеса не в этом, потому как все очень легко воспроизводится, а вот каким образом это будет эксплуатироваться и каким будет сервис, вопрос другой. Наличие трактора не делает вас фермером. Тем более успешным.

Ответить
0

Вы же говорите не о лендинге за 10т, в котором нет никаких принципиально новых идей и фич, а о большой системе, которая пилилась около года. И одно дело - реюзать какие-то открытые библиотеки и паттерны, а другое дело - набить шишки, запилить mvp, проверить гипотезу на клиентском проекте и потом выкатить платформу для всех конкурентов и пиарить ее на vc на основе этого кейса. Мне кажется, это как минимум не совсем этично.

Ответить
8

Мы аутсорс-продакшн с веб-инженерным подходом к разработке. Занимаемся аутстаффингом ИТ-специалистов, а также изобретением, аналитикой, разработкой и тестированием корпоративных систем и бизнес-приложений для ИТ-холдингов, ритейлеров и FMCG-производителей. Тут вы перегнули ИМХО

Ответить
1

Потому что нужно быть проще, Папка.

Ответить
0

есть примеры?

Ответить
0

Например, потому, что аутстаффинг с 16 года как бы запрещен

Ответить
0

можно подробнее, интересно стало

Ответить
0

Шикарный кейс!

Ответить
2

А что именно понравилось для столь высокой оценки?

Ответить
1

"Всем привет! Меня зовут Максим Кравец, я основатель компании Holyweb (экс-Exitiv)." 

Кстати, отстойное название выбрали, такой  конкурс был, а выбрали.... по интереснее были варианты. Можно на следующий год новый конкурс делать по названию. 

Статья интересная. Плюс ставлю.

Ответить
0

Какой из вариантов нейминга вам понравился больше всего ? 

Ответить
0

хабр эффект или оно так работает?) 

Ответить
1

К сожалению это ошибка передачи информации. Bodro.foood - это название продукта, но не доменное имя ) 

Ответить
1

Всё по существу

Ответить
0

Спасибо, приятно слышать.

Ответить
1

Молодцы красавы

Ответить
1

Я бы не пошёл к Вам за разработкой и другим советовать не буду. А то идею придумаю на миллион, а Вы сначала мне сдадите разработку, а потом ещё SaaS решение на этой базу выпустить немного доработав и получу я себе много конкурентов.
А Вы мне скажите, что не украли идею, а слегкая ее доработали😂

Ответить
–1

Приложение которое у вас есть не работает, не у меня не у ваших юзеров, отзывы все плохие кроме заказных, а меня минусуют только ваши же типы) потому что никому больше коментить вас не охота)

Ответить
0

Простите, но приложение нами не поддерживается, поэтому мы не можем отвечать за его эксплуатацию и результаты на дистанции. Но если клиент того пожелает, мы с удовольствием поможем.

Ответить

Комментарий удален

1

Всегда не понимал людей, которые пишут отзывы к приложению не о приложении.

Ответить

Комментарий удален

1

Вы не ошиблись дверью?) 

Ответить
0

Это ппц.
Большая компания пришла к каким-то программистам, переплатила кучу денег за эксперименты чтобы получить продукт, который давал ей (той компании) огромное конкурентное преимущество на ее рынке.
В результате программисты - слили ее конкурентное преимущество, всем ее конкурентам.
Это ППЦ как непорядочно и не честно.

Ответить
0

Пожалуйста, прочитайте комменты выше. Речь не идет о том, что мы взяли код клиента, скопировали его и продаем другим компаниям. Это просто невозможно: у каждого бизнеса своя специфика, поэтому мы в любом случае кастомизируем платформу. Простой пример: нештатная интеграция с 1С, уникальные функции в CRM, подключение определенной платежной системы. Если вы думаете, что можно сделать Ctrl+c и Ctrl+v и все заработает, к сожалению, вы не представляете, как устроена разработка ИТ-продукта. 
Мы продаем свое решение, в которое вложили собственную экспертизу, опыт, свои результаты custdev, аналитику, свои финансы. Нечестно продавать свои умения, опыт и знания о том, как разработать хороший продукт? Тогда надо уничтожить весь рынок заказной разработки) Потому что именно за это клиенты и платят деньги. 

Ответить
0

Не обманывайте себя, нет никакой специфике в "доставке".
Это стандартизированная услуга, с понятными метриками.
Ваш первый заказчик "Инвестировал", в полном значении этого слова, брал на себя риски, переплачивал за эксперименты, как деньгами, так и временем. И более того - по своей глупости, отдал свою мегадорогую и секретную экспертизу. 
Которую - вы за бесценок раздаете теперь всем его конкурентам.

Ответить
0

mozilla (firefox) говорит, что ваш сайт "Deceptive site ahead"

Ответить
0

Это первая статья на VC, которой поставил минус.
Точнее, не статье, а директору той компании, передайте ему пожалуйста.

Ответить
0

Спасибо за ваше мнение. Надеюсь, у меня получилось объяснить разницу между сливом конкурентного преимущества и разработкой своего продукта на основе личной экспертизы. 

Ответить

Комментарии