{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как построить бизнес в вертолётной индустрии

Вертолётный бизнес — ниша с ограниченным количеством игроков, но попасть в неё возможно. 7 лет назад я спрогнозировал развитие отрасли и рискнул открыть компанию Helipoints, специализирующуюся на проектировании и строительстве посадочных площадок для вертолётов. Делюсь опытом, как я начинал.

Почему вертолетные площадки

В 2013 году, когда я решил создать собственный бизнес, ниша строительства аэродромов и посадочных площадок была относительно свободной. Не было конкуренции, но и владельцев вертолётов можно было пересчитать по пальцам.

С одной стороны, я рисковал не найти клиентов, с другой — на тот момент я уже твёрдо решил связать свою жизнь с авиатемой. Будучи инженером-строителем дорог и аэродромов по образованию, я несколько лет проработал в «Ленаэропроекте»‎ и имел за плечами опыт проектирования нескольких вертолётных площадок.

Начиная свое дело, я решил не ограничиваться только проектированием. Уже тогда понимал, что более востребован у клиентов будет комплекс услуг — начиная эскизными предпроектными проработками, заканчивая сертификацией и вводом объекта в эксплуатацию.

Строительство аэродромов отложил до лучших времён, когда у моей компании будет достаточно мощностей и опыта. Остановился на вертолётных площадках.

Начало

Самым сложным на старте было убедить клиентов в моём профессионализме. Я понимал, что 29-летний парень и абсолютно новая компания — не самые внушающие доверие подрядчики на рынке строительства дорогостоящих и сложных объектов.

Помогла моя репутация, заработанная у крупных заказчиков, для которых я проектировал объекты во время прошлой деятельности. Собрал их благодарственные письма и показывал потенциальным клиентам, как доказательство моей состоятельности выполнять работу качественно и в срок.

Начинал я поэтапно, так как никаких внешних финансовых вливаний не привлекал. Брать деньги в займы я не хотел принципиально, решил обойтись своими силами. Для полноценного запуска необходимо было обеспечить компанию первым большим заказом.

Поиск клиентов

Поиск достаточно крупного клиента занял около года. Я обзванивал своих бывших заказчиков, ездил по девелоперам и застройщикам (в том числе застройщикам загородных коттеджных посёлков премиум-класса), делал массовые холодные рассылки.

Всё делали своими силами. Параллельно я верстал сайт, чем занимался впервые в жизни. Моя супруга нарисовала логотип. Тогда очень важно было вызвать доверие, показать серьёзность намерений и не потерять возможные входящие заказы.

Год подготовки и упорной работы принёс плоды — я подписал несколько контрактов, один из которых позволял покрыть все накладные расходы на официальное открытие компании.

В 2014 году я зарегистрировал ООО «Хелипойнтс»‎, вступил в СРО и приступил к работам.

Затраты

Как я уже говорил выше, внешние инвестиции в бизнес не привлекались, поэтому все затраты на старте я жестко оптимизировал.

600 000 рублей
сумма первоначальных вложений

Основные статьи затрат:

— регистрация организации

— аренда небольшого офиса в бизнес-центре на окраине Санкт-Петербурга

— вступление в СРО строителей (САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ)

— закупка оргтехники и прочих накладных затрат

Вложения окупились за 6 месяцев работы.

Команда

В строительной отрасли невозможно работать в одиночку, от команды напрямую зависит — «взлетит»‎ ли твой бизнес.

В самом начале я рассматривал три пути комплектации штата:

1. Найм профессионалов своего уровня за счёт выгодных условий труда.

2. Привлечение фрилансеров на проектную работу.

3. Формирование команды из молодых сотрудников без опыта с дальнейшим обучением специфике строительства посадочных площадок.

Начал с первого варианта, но быстро разочаровался. Сложно выстраивать новый формат отношений с бывшими коллегами, которые не привыкли видеть тебя в роли директора. Часто возникали непонимания и споры из-за разницы взглядов на рабочие процессы. В итоге схему пришлось менять.

Второй вариант на тот момент я уже отмёл. Уровень ответственности работ над проектами не позволял допускать ошибки и серьёзные срывы сроков. Я не мог доверить объекты людям, не вовлечённым в компанию.

Остановился на последнем варианте, предполагающем обучение молодых специалистов. Этой схемы мы придерживаемся до сих пор.

Спустя 6 лет

Оборот компании Helipoints составляет около 200 000 000 рублей.

В 2,5 раза
каждый год увеличивается объем заказов

Поиск клиентов и продвижение

Мы пришли к той точке, когда не нужно активно искать клиентов, заказчики сами к нам приходят. «Сарафанное радио»‎ в вертолетной индустрии работает без перебоев. Так как ниша довольно узкая, многие наши клиенты знакомы между собой и рекомендуют подрядчиков друг другу. К тому же мы подкрепляем позиции компании маркетинговыми активностями: таргетированной рекламой и контент-маркетингом.

Основные заказчики Helipoints — это нефтедобывающие компании, медицинские учреждения, Министерство обороны и МЧС, крупные девелоперы, застройщики, владельцы бизнес-центров и коттеджных поселков, предприниматели. География проектов — от Калининграда до Сахалина. Рассматриваем направление ближайшего зарубежья, есть опыт работы в Грузии.

Проекты

В 2019 году разработали около 20 объектов, включая частные аэродромы. Мы нарастили мощности и теперь готовы работать не только над вертолетными площадками, но и над более крупными проектами. В среднем устройство посадочной площадки с проектно-изыскательскими, строительно-монтажными работами и вводом в эксплуатацию занимает у нас полгода.

Команда

Сегодня в штате компании — 30 человек, многим из которых чуть более 25 лет. Количество персонала напрямую зависит от загруженности на проектах. Костяк команды состоит из руководителей проекта — универсальных сотрудников, которые в состоянии решать задачу любой сложности. Иногда на строительные работы мы привлекаем отдельные бригады на субподряд. Особенно это касается объектов в регионах.

Перспективы вертолетного рынка

В ближайшее время объём авиационного рынка будет расти, этому есть ряд причин:

— Государство разрабатывает программы по развитию малой авиации и снижает налоги на ввоз авиатехники.

— Развитие нефтегазовой отрасли существенно влияет на индустрию, являясь основным покупателем вертолётов.

— Существует острая потребность в пассажирских авиаперевозках, особенно в труднодоступных регионах России.

Драйвером спроса на вертолёты стала пандемия — в экстренном порядке усилили санитарную авиацию, а частные клиенты стали чаще задумываться о покупке техники из-за нежелания контактировать с окружающими.

К тому же я вижу большие перспективы у беспилотной авиации. Новая тенденция также требует наземной авиационной инфраструктуры, которая очень близка к вертолетным площадкам. Это и хабы для беспилотников и сопутствующие сервисы по их зарядке, ремонту, модернизации.

Наблюдая за развитием отрасли, я уже сейчас готовлю из молодых сотрудников профессиональных специалистов, которые смогут справиться с возрастающим спросом. Нужно быть готовым к появлению новых игроков и удерживать позиции.

0
47 комментариев
Написать комментарий...
Юрий Куприянов

Александр, спасибо за интересную статью. А может побольше рассказать о самих площадках ? есть ли какие-то типовые варианты ? Условно проект миллион, работы+материалы еще 5 итого за 6 млн у вас площадка под ключ.
Или везде уникальные проекты ? 

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

И это, снег как убираете с крыш?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Котин
Автор

Самый простой вариант - лопатами.
Сложнее - антиобледенительное покрытие - по типу как "тёплый пол". Реализовывали для ряда объектов на кровлях.

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Да, у нас ребятишки однажды накидали снежок лопатами с кровли надцатого этажа. Веселые были разборки. 

Поэтому только теплый пол и в канализацию. Ну а пыль само сдует :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Котин
Автор

Рад, что понравилась. 
Есть типовые варианты для площадок: на земле, на кровле, надводных площадок.

Цена на комплексное устройство площадки начинается от 5 миллионов, но может достигать и 100 миллионов рублей, в зависимости от закладываемого в проект оборудования

По каждому из направлений деятельности — проектированию, строительству, оборудованию, сертификации — есть сформированная стоимость. Заказчик сам выбирает, какие из услуг и в каком объеме он хочет получить у нас.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Интересный рассказ.
Кстати, хорошая иллюстрация того, почему слишком инициативных на работу брать не стоит:)

Ответить
Развернуть ветку
semen matrasov

Классическая дилемма, шустрый и пиздит или вялый и не пиздит

Ответить
Развернуть ветку
Art

А по моему нормальная схема начала бизнеса - эксперт начал своё дело, в котором он разбирается, а лучше бы по вашему вместо этого начал тестировать ниши продавать картошку , потом щебень через Яндекс Директ и не важно что он инженер строитель - но зато никого не обидел )

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Если очень коротко изложить статью, то история успеха - откопировал своего бывшего работодателя и увел у него клиентов. Отсюда и минимум рисков и затрат.

Ответить
Развернуть ветку
Art

Ну дак сделай также и купи себе Бентли в чем проблема)

Ответить
Развернуть ветку
semen matrasov

Классика

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Поздравляю, ты успешно прошёл тест на бездельника, который никогда ничего в жизни сам не сделал. Потому что только такие люди не понимают суть и смысл труда (и бизнеса)

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Ты случайно не дворник? Просто мне уже не первый раз говорят, что я ничего не делаю. И все разы я слышал это только от дворников.

Ответить
Развернуть ветку
Павел В.

Меня чуть-чуть пугают перспективы распространения малой авиации(мск). Когда над домом пролетает вертолёт - это минута долбежки по ушам тысячам людей, а что будет когда вертолёты станут вместо маршруток для чинуш и бизнесменов?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Это очень дорого. По деньгам буквально на порядок дороже эксплуатации частного самолета.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Артеменко

Видел сегодня ценник на такси в москов сити от 130к за час

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Час эксплуатации обычного советского рыдвана Ми-8 еще 20 лет назад стоил 1000 баксов. Просто себестоимость.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

На ми 8 над городами не летают. Есть намного более дешевые варианты.

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Летают. По той простой причине, что два двигателя. Обычным тарахтелкам по мск мало где можно летать. МКАД и речки.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

А, если про Москву, то может, я не в курсе

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Saveliev

Каждый раз когда проезжаю мимо ЛенаЭроПроекта, пытаюсь себя заставить правильно расставить ударение. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

А разве медицинские учреждения, министерство обороны и МЧС не должны искать подрядчиков в конкурсном порядке?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Котин
Автор

Да, ищут в конкурсном порядке.
Мы либо сами участвуем в таких конкурсах, либо работаем на подряде. Посадочные площадки часто являются частью строящегося объекта, на который нас привлекают как технологов.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Самсонов

Я полтора года работал в вертолетной компании.

Наверное 7-8 человек которых я знал - погибли в разных авариях.
Не знаю, стараюсь не летать больше

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Ох, хорошо что вы в ГИБДД не работали!

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kulakova

если прочитаете внимательно, тут вертолёты не собирают, а строят площадки для них, думаю, вопрос безопасности посадочных площадок для вертолётов тоже учитывается при строительстве.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Котин
Автор

Да, Ольга, вы правы. Это один из самых основных вопросов при проектировании и строительстве.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

Сочувствую.

PS: поэтому беспилотники - next big thing

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Беспилотники тоже будут ломаться и падать 

Ответить
Развернуть ветку
Николай

Люблю VC за статьи о необычных и интересных бизнесах. Строительство авиаинфраструктуры это реально круто! С одно стороны, очень узкая тема, но я представляю какое там количество тонкостей и нюансов. Спасибо за статью! Александр, хотел бы поинтересоваться, профильное ли у Вас образование? Где учат на инженеров-проектировщиков вертолётных площадок?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Котин
Автор

Благодарю! 
Я в 2007 году получил диплом в Санкт-Петербургском Архитектурно-Строительном университете на "Автомобильно-дорожном факультете" по специальности Инженер путей
сообщения (Автомобильные дороги и аэродромы)

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

"Нужно быть готовым к появлению новых игроков и удерживать позиции."

Самое вероятное - что кто-то из ваших сотрудников откроет аналогичный бизнес, забрав с собой технологии и клиентскую базу.

Ответить
Развернуть ветку
Art

Если так рассуждать так любой бизнес обречён на провал. Но на самом деле далеко не каждый готов что то открыть, многим просто этого не надо, многие боятся и т п 

Ответить
Развернуть ветку
Igor Novák

Скорее раньше придут и отберут. ))

Ответить
Развернуть ветку
Art

Конечно, кровавый режим прямо заберёт эту компанию с 200 млн оборота , кошмарные денжищи 🤣

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

да вы просто не знаете что вмире творится. вон у Лёши оборот был ещё меньше, а взяли и отравили, у пиццериста вообще последние 32 миллиона увели. вангую что лет через 10 путин со своей гоп-командой будет лично дежурить на пустыре и отбирать жвачку у детей

Ответить
Развернуть ветку
Art

Да только это в Латвии происходило

Ответить
Развернуть ветку
Roman Buzko

Хорошая статья, спасибо! Больше бы таких на VC.RU, а то одни жалобы на банки))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Котин
Автор

Спасибо за обратную связь!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Novák

Да уж , супер. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталик Карпенко

Очень занимательная статья, спасибо!
Было бы не плохо попасть в такую компанию)

Ответить
Развернуть ветку
Шакал Табаки

Неплохо. 
Отличный рост за 6 лет)

Ответить
Развернуть ветку
Serghei Dmitriev

Оч-чень симпатичный персонаж ! Авиация меня тоже занимает на любительском уровне. Так, меня обуяла идея самолёта по схеме тандем. Я сделал  маштабную модель и только потом из Сети узнал, что такая схема называется тандем и были попытки её реализовать.
   Сейчас меня занимает "тюнинг"  винта вертолёта. "Вишенка в торте" - автомат перекоса лопастей вертолёта. Его сложность, надёжность меня впечатляют. Но нельзя ли его упразднить?  Ведь пропеллер, что запускается с катушки ниток, устойчиво перемещается в полёте. Предлагается крамольная идея обкашлЯть возможность замены АПЛ на ...кардан. Дескать, наклоном оси винта к корпусу можно задавать направление полёта.
   С оказией вопрос о характерном хлопающем звуке вертолёта в полёте. На работу двигателя такой звук не похож. Критиковать без фанатизма.  С ув., - С. Дмитриев

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кудрявцев

Когда уже дроны начнут массово перетаскивать грузы по воздуху?
Я бы даже поучаствовал в подобном проекте  )

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Parfenov

Интересная компания - "ЛенаЭроПроект".

ЗЫ. А самое интересное не рассказали - из чего состоит эта площадка и как их делают. Я-то думал, кружок нарисовал на крыше и готово, ну может ещё флюгер какой рядом поставил. А на земле даже кружка рисовать не нужно))

Ответить
Развернуть ветку
44 комментария
Раскрывать всегда