Смерть стартапа: «Мы решили вернуть деньги инвесторам» Статьи редакции

История разработчика из Кремниевой долины, открывшего компанию в Индонезии

Разработчик из Кремниевой долины Адитья Хеламбанг, вернувшийся на родину в Индонезию и запустивший в стране онлайн-маркетплейс Shopiuos, опубликовал колонку о том, что сподвигло его закрыть проект. По словам автора, он хотел создать прибыльный бизнес, но понял, что сделать это не получится.

«Я долго размышлял, стоит ли писать этот материал. Провал стартапа — это не тот опыт, которым я мог бы гордиться, но мне хотелось бы рассказать другим молодым предпринимателям о том, чему я научился. Мир стартапов — это не только инвестиции, единороги и бесплатная еда в офисах. Я хочу, чтобы основатели проектов узнали, какова реальность», — пишет Хеламбанг.

Предприниматель запустил маркетплейс Shopious вместе со своим знакомым в конце 2013 года. Основатели создали площадку для продажи и покупки женской одежды. По словам Хеламбанга, сам он до этого увлекался программированием, но решил запустить коммерческую платформу, так как в то время в Индонезии процветали подобные проекты, а одним из самых востребованных направлений была мода.

Спустя год работы компания решила сменить направление деятельности. Сервис превратился в агрегатор онлайн-магазинов. Причиной послужило то, что пользовательницы сети из Индонезии не хотели размещать объявления о продаже вещей и фотографии товаров на малоизвестной площадке. «Модель маркетплейса тогда была для рынка чем-то неизведанным», — рассказывает автор заметки.

«Нам задавали множество вопросов о представленных на сайте товарах, но у нас попросту не было на них ответов. Информация о конкретном товаре могла быть только у продавца и покупателя. Мы попросили покупателей связываться с магазинами перед приобретениями, но это привело к тому, что товары продавались в обход площадки — так проще и быстрее».

В конце 2013 года набрала популярность продажа вещей через Instagram. Так почему они должны были делать одно и то же дважды?

Команда Shopious решила переосмыслить площадку. Товары агрегировались из сети — в том числе, и из Instagram. Руководство стартапа взяло на себя заботу о предоставлении нужной информации пользователям. Каждый продавец обязан был ежемесячно оплачивать подписку на размещение своих товаров. Сотрудники также взяли на себя сбор обратной связи от покупателей.

Конверсия

Основная проблема, с которой столкнулась команда агрегатора — непредсказуемые показатели конверсии. «Индонезийцы могут очень долго выбирать товары, а потом и вовсе не приобрести их», — говорит Хеламбанг. Кроме того, количество покупок напрямую зависело от поведения продавца — в том числе, от того, как быстро он сможет ответить на запрос пользователя. «Мы никак не могли это контролировать».

При этом компания взимала с продавцов плату с самого первого дня использования платформы. «У нас были сотни клиентов, и все заработанные деньги мы пустили на привлечение потенциальных покупателей через всевозможные каналы. Чтобы магазины продолжали пользоваться сервисом, их доход должен был превысить затраты». Однако стоимость пользователя сильно выросла с ростом количества коммерческих площадок, отмечает автор заметки.

Реселлеры в Instagram

Большинство из магазинов, работающих в Instagram, пишет Хеламбанг, лишь перепродают товары. Некоторые из них являются третьим или даже четвертым звеном в цепочке реселлеров, каждый из которых накручивает цену товара. Единственное отличие между такими продавцами — цена, по которой они готовы продать вещь. При этом каждый магазин, прежде чем продать товар, должен убедиться в его наличии у поставщика.

«Это занимает слишком много времени, а покупатель теряет интерес и уходит. Учтите, что индонезийцы задают тонны вопросов, ответы на которые можно найти, прочитав описание продукта, но магазины вынуждены на них отвечать», — объясняет автор заметки.

«Итак, представьте, что я — третий в цепочке реселлеров и продаю товары по невероятно высокой цене. Чтобы получить ответ на запросы о продукте, мне потребуется очень много времени. Велика вероятность, что я не смогу продать ничего. При этом от команды Shopious требовалось обеспечить получение дохода продавцам, что оказалось практически невозможно». Сотрудники, говорит Хеламбанг, налагали на продавцов различные ограничения, но и это не помогло.

Shopious хотела получать прибыль

С самого начала работы Хеламбанг сделал упор на получении прибыли. «Компания может быть устойчивой, только если у неё есть деньги. Строить стартап, который живет на средства инвесторов или ждет, пока его выкупят, — не то, как нужно вести бизнес, — пишет автор заметки. — Мне кажется это неправильным. Если у вас есть хороший и ценный продукт или услуга, то пользователи должны за него платить. Вот и всё».

Заключение

В конце концов основатели решили закрыть компанию. По словам Хеламбанга, у стартапа ещё оставались средства, но чтобы стать рентабельным, Shopious следовало потратить большие средства на привлечение новых пользователей. «Мы решили вернуть деньги инвесторам, так как не хотели тратить их впустую. С самого начала нашей целью было построить прибыльный и устойчивый бизнес».

«У нас не возникало проблем с получением денег от клиентов, но мы конкурировали с компаниями, которые, кажется, не заботились о рентабельности. Они платили своим пользователям, организовывали бесплатную доставку, не брали плату за некоторые другие услуги, хотя стоило бы, организовывали покупателям бесплатные путешествия в Японию и так далее. Всё новые и новые игроки с горами наличных выходили на рынок», — вспоминает предприниматель.

Мне жаль говорить об этом, но я разочарован тем, что из себя представляет стартап-сфера Индонезии. В Кремниевой долине проекты конкурируют друг с другом за счёт качества услуг. В Индонезии побеждает тот, у кого больше денег.

«Некоторые говорят, что молодому рынку нужны средства, и нас ждёт бум технологий. Другие полагают, что рынок только учится. Я считаю, что всё это — дерьмо собачье. Деньги обращают рынок хаос, и, возможно, вскоре превратят его в технологический пузырь».

Начинающим предпринимателям автор заметки рекомендует с самого начала определить, что они хотят построить и чего добиться. «Я хотел построить бизнес, и не преуспел в этом. Поэтому я решил закрыть стартап. Хотите построить дорогую компанию — пожалуйста. Хотите улучшить жизнь миллионов людей и не против постоянно жить на чужие деньги — вперёд. Следуйте за своими целями. Я счастлив, что прошел через это и теперь могу делиться опытом с другими».

{ "author_name": "Дарья Хохлова", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u0438\u043d\u0434\u043e\u043d\u0435\u0437\u0438\u044f"], "comments": 4, "likes": 13, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 15308, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 04 May 2016 22:50:02 +0300", "is_special": false }
0
4 комментария
Популярные
По порядку

"В Кремниевой долине проекты конкурируют друг с другом за счёт качества услуг. В Индонезии побеждает тот, у кого больше денег"

В реальности бабло побеждает практически везде. Очень трудно обойти компанию, которая годами может работать в минус ради захвата рынка.

4

Непонятно каким конкурентным преимуществом проект хотел передавить бесконечные потоки финансов других участников. Ведь знали куда выходили и против кого воевать будут...

1

Такое чувство, что люди вообще не имели опыта в э-комерсе и конкуренция и готовность некоторых игроков работать в минус застала в расплох...

Хотя конечно просто так жечь деньги не стоило, это они молодцы, может конечно рано сдались...

0

"Индонезийцы могут очень долго выбирать товары, а потом и вовсе не приобрести их"

Ох уж эти индонезийцы. Они ведут себя прям как... люди в любой другой стране!

0
Читать все 4 комментария
Будущее наступит во вторник на OneRetailConf
Дефицит цифровых кадров в России и их подготовка

Весь мир переходит в цифровую среду. Пока в ежегодном глобальном рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 43-е место, но задерживаться на нем не намерена. Для этого правительство запустило программу «Цифровая экономика РФ», которая будет поддерживать цифровую экономику в стране и подготовку необходимых кадров.

Как мы запустили MVP, получили первые продажи за 1,5 месяца и сэкономили 1 млн рублей

Рассказываем, как команда Minisol за 1,5 месяца помогла клиенту превратить идею в перспективный стартап и сколько стоил каждый этап.

Таргет как волшебная палочка

Восхваление возможностей таргета в Инстаграм приводит к тому, что многие владельцы бизнеса уверены в его абсолютной способности быстро приводить к ним новых клиентов.

Объявлены победители Finlanding
«Spotify: История продукта». Как мы разработали алгоритмы музыкальных рекомендаций

Из онлайн-библиотеки — в сервис персонализированных рекомендаций.

Сложности общественного восприятия вопросов зависимости в наше время

На правах небольшого ответа статье про алкоголь.

Реклама? Нет, TikTok — двигатель торговли

Как ретейл в США поднимает продажи? Рецепт прост: дополни привычный ассортимент товарами, популярными в TikTok

«Российский рынок акций был и остаётся одним из самых привлекательных в мире»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие» («Открытие Инвестиции»).

«М.Видео»: последний ноутбук оказался витринным образцом — на сайте это не было указано, я заплатил за него полную цену

Хочу предостеречь вас от неприятного опыта и плохих эмоций при покупке в «М.Видео» и «Эльдорадо» — данные ритейлеры любят обмануть легкомысленного покупателя. Пожалуйста, обращайте внимание на все факторы и не теряйте бдительность при покупке. Не хотелось бы мне такие удручающие фразы бросать, но реальная ситуация требует освещения.

Воцарение No-сode и Low-сode или оставляем программистов без работы

Платформы no-сode и low-сode скоро оставят программистов-середнячков без работы, а все остальные научатся запускать приложения так же легко, как сейчас собирают сайты на Тильде. Вот вроде все к этому идет, однако массово стартапы и приложения народ все еще не запускает. Почему?

null