Я задолбался искать съемное жилье и создал робота, который делает это вместо меня

Привет! Меня зовут Лев. Я разработал «умного» помощника по поиску жилья HomeBro. Расскажу о том, что привлекло 8000 пользователей, при чем здесь нейросети и почему довольные съемщики присылают мне донаты.

Предыстория: лучшее делают для себя

Вы когда-нибудь пытались снять жилье в Москве? Тот еще адок.

Мой последний раз был, когда я только устроился продакт-менеджером в Яндекс. Три недели я без остановки листал сайты объявлений и группы в соцсетях, пытаясь выцепить что-то адекватное. В итоге все-таки нашел подходящий вариант, отстегнул агенту 25 тысяч, а поиски постарался забыть как страшный сон.

Спустя полтора года я захотел сделать что-то Свое. С нуля. Мечта. Вот это все.

В прошлом у меня уже была одна попытка – с друзьями делали онлайн-платформу для конкурсов в духе «Минуты славы». Запустились и даже немного подзаработали, но выстрелить не смогли. Из плюсов – я серьезно прокачался в разработке, а также понял важную для себя вещь:

Нужно делать сервис, в котором видишь себя как пользователя, а не просто гнаться за трендом

Начиная новый заход, я перебрал много идей разной степени упоротости, пока не вспомнил про свой опыт поиска квартиры. Вопроса, в какую сторону копать, больше не было.

Проблемы

Я провел интервью с десятками тех, кто искал жилье. У большинства были одни и те же хорошо знакомые мне трудности.

Первую боль, которую я хотел устранить – бесконечное блуждание по сайтам объявлений. Многие подключают email- и push-уведомления, но и с ними хватает проблем:

  • они приходят с задержкой, либо не приходят вообще. А хорошие варианты разбирают буквально за 10 минут;
  • фильтры нужно настраивать отдельно для каждого сайта/приложения;
  • показывается куча объявлений о сдаче одной и той же квартиры. При этом часто где-то есть заветное предложение от собственника, но его без спроса 100500 раз копируют ушлые агенты.

Я, как и большинство людей в моем окружении, активно пользуюсь Telegram. И для меня было бы идеально получать все подходящие варианты напрямую в мессенджер.

Поиск не выдал сколь-нибудь рабочего бота, который решал бы эту задачу. Оставалось только сделать его самому.

MVP: манагер дорвался покодить

Первая версия HomeBro была совсем простой – бот присылал новые объявления с ЦИАНа с парой фильтров.

Спустя месяц разработки и закрытого тестирования я рассказал о сервисе в небезызвестной группе Flats for Friends.

Откровенно говоря, я не ожидал, что 74% пользователей запустят поиск квартир. Для этого нужно было ответить на 4 вопроса бота, включая ручной ввод станций метро – это не пару кнопок нажать. Какая мотивация!

Но самое главное – люди начали советовать Бро друзьям и присылать донаты. Нагрянули и риелторы, причем некоторые даже предложили купить мой проект.

Люди, которым не зашло, тоже были, но появление фанатов вселило оптимизм. Я увидел, что продукт полюбили.

Да что говорить – даже эту статью мне помогли написать пользователи HomeBro. Космическое вам спасибо, друзья!

Доработки

Я начал докручивать функциональность.

Сейчас бот присылает новые объявления с 4х сайтов – ЦИАН, Авито, Яндекс.Недвижимость и Домофонд.

Делает это шустро – в течение минуты после публикации (ну ладно, иногда двух, но я работаю над этим).

Одну квартиру присылает один раз. Причем, если где-то видит предложение без комиссии, то показывает именно его. Мало того что агенты копируют чужие объявления, так они еще и изменяют указанные в них данные – цену, площадь и так далее. Поэтому потребовалось сделать кластеризацию, чтобы выявлять группы объявлений с похожими параметрами. А дальше уже из них показывать те, что без комиссии, если такие существуют.

И да, в этом боте нет рекламы, и он бесплатный.

Если достали ковры на стенах, пора натравить на них нейросеть

Большинство съемщиков не готовы жить в квартире с бабушкиным ремонтом. Выявить такие – отличная задача для нейросети.

pinterest.ru/pin/595249275726500363/

Мне давно было интересно потрогать руками машинное обучение, а вот и повод нашелся. Начал с прохождения образовательного курса по нейросетям от Google. Оказалось, что не нужно тренировать сеть с нуля – гораздо лучше взять существующую классную нейросеть и дообучить ее под свою задачу.

Для определения типа ремонта я скормил сети тысячи фотографий как очень симпатичных, так и откровенно печальных квартир.

Чтобы не покупать дорогущие сервера, надо было найти решение, которое при обработке сотен тысяч изображений в день будет одновременно быстрым, качественным и экономным по железу. Поэтому взял за основу сеть MobileNetV2, которая изначально задумана для применения на мобильных устройствах с ограниченными ресурсами.

Так в боте появился фильтр «не бабушкин ремонт», точность которого сейчас составляет 90%. Я работаю над его улучшением, в частности, учу Бро отличать фото самой квартиры от снимков улицы, подъезда и прочих объектов, которые вносят помехи в оценку ремонта.

А через месяц после запуска фильтра на vc.ru хайпанула статья Петра Бондаренко про похожую нейросеть для просмотра ЦИАНа. Было обидно, что в фокус внимания попал не мой проект, но это стало лишним доказательством того, как у людей наболело. Ну и вывод:

Если сделал хороший продукт, не тормози с пиаром.

И проверяй спрос, проверяй спрос

Когда дневная аудитория бота приблизилась к 1000, я решил добавить в игру владельцев жилья. Арендаторам предлагалось прислать небольшой рассказ о себе со ссылкой на соцсети в обмен на спецпредложения от собственников. А хозяева получили возможность еще до знакомства узнать о заинтересованных жильцах и выбрать подходящих.

До начала работ я проверил интерес со стороны хозяев, но не опросил арендаторов. Для них это казалось очевидно полезной функцией (стоит вообще забыть слово «очевидно»). В итоге уже после запуска стало понятно, что откликнувшихся квартиросъемщиков недостаточно.

Несколько недель напряженной работы насмарку.

В качестве бонуса получил мини-исследование аудитории Бро – за время эксперимента сотни пользователей бота рассказали мне о себе. Да и сервис для владельцев жилья еще получит второй шанс, когда количество арендаторов увеличится.

Бро, а не бездушная железка

Чтобы вовлечь человека в общение, хотелось сделать бота не просто инструментом, а помощником и даже другом. Для этого у него должна была появиться какая-то индивидуальность. С этим мне помогли мои друзья. Вместе мы проработали характер и визуал бота – так родился приветливый робот с двумя глазами.

Бро общается на «ты», мечтает и искренне радуется, когда вы знакомите его с новыми людьми.

Маркетинг и монетизация

С момента запуска сервис HomeBro использовали 8 тысяч человек. Сейчас ежедневная аудитория Бро превышает 2 тысячи юзеров.

Я пробовал по-разному продвигать бота, но пока лучше всего работают два способа:

  1. Реклама в сообществах. Тут недавно случилась маленькая победа – пожертвования от привлеченных рекламой пользователей начали окупать затраты на продвижение. Цифры по донатам пока смешные – за последний месяц я получил 9000 рублей. Но теперь я могу покупать больше рекламы, потому что эти деньги вернутся, а ежедневная аудитория Бро увеличится.
  2. Сарафанное радио. Если в самом начале каждый пользователь приводил за собой в среднем 0,2 друга (простите за расчлененку:), то сейчас этот показатель вырос до 0,7. И я уверен, что мне удастся пробить критическую отметку в одного приведенного человека, обеспечив сервису вирусный рост.

Чтобы сделать из Бро что-то большее, чем pet-проект, два месяца назад я ушел из Яндекса. В планах – проверить основные бизнес-модели, привлечь деньги и собрать команду. Пока я развиваю бота исключительно на свои сбережения и пожертвования пользователей. Но чтобы создавать лучший продукт, нужно зарабатывать больше.

К счастью, здесь есть куда развиваться.

Первое – ввод дополнительных услуг. Например, сейчас я тестирую сервис записи на просмотр квартиры в один клик. Вместо тебя с хозяином пообщается и договорится о встрече специально обученный человек. Все, что нужно – заполнить анкету и выбрать удобное для показов время.

Второе – HomeBro клевая площадка для партнерского маркетинга. Людям при переезде нужны разные услуги – от помощи грузчиков до клининга и страховки. Я вижу Бро как единую точку входа для решения этих проблем. Бот понимает, в какой стадии поиска жилья находится человек, и что ему может быть полезно в данный момент.

В заключение

Дружите с роботами, они клевые.

Для удобства еще раз ссылочка на бота. Поделитесь, как вам? Что понравилось, что показалось неудобным? Чего не хватило? Пишите о своих впечатлениях в комментариях, это безумно важно для проекта, я буду очень благодарен.

А если вам интересно сделать что-то классное вместе, то давайте обсудим!

0
614 комментариев
Написать комментарий...
Александр Морозов

Нет смысла парсить domofond.ru. 
Объявления дублируются с Авито. 

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Действительно, большая часть объявлений на домофонде - автокопия объявлений с авито, т.к. авито купили домофонд.
Но при этом на домофонде есть и оригинальные объявления, а на авито они копируются не мгновенно. 

Ответить
Развернуть ветку
Бес Посредника

А как они появляются на домофонде, если кнопка размещения объявления с домофонда ведёт на авито?
https://www.domofond.ru/rasmestit-obyavlenie

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Хм, действительно, спасибо за инфу. Просто есть некоторая доля объявлений, которые бот успевает увидеть на домофонде раньше, чем на авито. Судя по всему, домофонд можно отключать.

Ответить
Развернуть ветку
611 комментариев
Раскрывать всегда