Кейс «ПолиКап»: как в России появились первые сертифицированные бумажные биоразлагаемые крышки для кофе

Это наш первый продукт на пути к появлению целой линейки биоразлагаемой посуды и другой доступной экоупаковки российского производства.

Привет! Меня зовут Петр Кабин, я CEO и фаундер компании «ПолиКап» — мы делаем бумажные биоразлагаемые крышки для кофе из отходов производства сахарного тростника. Сегодня крышки «ПолиКап» уже появились во многих городах: от Крыма до Мурманска и Красноярска. Но мы только начинаем набирать обороты.

Мы получили сертификаты на свой продукт — они подтверждают, что материал крышек полностью компостируемый, биоразлагаемый и безопасный для человека. Кроме нас в России пока нет подобных решений, а в мире такие крышки можно встретить только в Германии и Швеции.

Я хочу сделать городское пространство экологичнее, не жертвуя при этом комфортом жителей. Наша команда, конечно, за то, чтобы люди как можно чаще использовали собственную тару вместо одноразовой посуды, но в современном мире это не всегда получается. Кроме того, сейчас кратно растет доставка и форматы to go and eat out. Несмотря на то, что крышки — это небольшая деталь, с одной кофейни за год может собраться около полутонны пластика.

Хотя кофейни разными способами стимулируют клиентов брать кофе с собой в многоразовый стакан, количество покупателей, которые делают это, очень невелико.

Например, по данным «Правда кофе», в РФ пьют кофе из своего стакана всего 0,95% покупателей. Цифры в Европе чуть лучше, но все равно невелики: Starbucks в UK говорит о 1,8%, Costa — об 1%. И даже их двукратное увеличение не изменит ситуации кардинально. Поэтому идея производства крышек родилась в результате анализа нашей повседневности, того, что мы используем изо дня в день. При этом я хотел сделать не улучшенный аналог, а переосмыслить уже существующие решения и предложить альтернативу, доступную для массового использования.

Немного о себе

Я начинал свою карьеру на 3-м курсе МИЭФ — пошел работать стажером в «Сибур» и за 4 года дорос до заместителя руководителя отдела, отвечал за продажу сырья для пластиковых бутылок, коррексов, флаконов и одноразовой упаковки. Мы делали совместные проекты с Pepsi, Coca-Cola и другими гигантами.

После «Сибура» я перешел на работу в Segezha Group. Если раньше я работал в полимерной индустрии, то в Segezha, как я в шутку говорю, перешел с темной стороны на светлую — в лесную индустрию. Там я был руководителем направления маркетинга бумаги и упаковки и вскоре стал директором по продажам. Занимался поставками высококачественной мешочной бумаги по всему миру, которая шла в потребительскую и индустриальную упаковку (бумажные пакеты для food и non-food retail, мешки для строительного сегмента и другой упаковки).

За все время корпоративной работы я хорошо разобрался в циклах производства, много общался с иностранными коллегами в командировках и просто в путешествиях. Мир упаковки меня сильно увлек.

Мне всегда хотелось иметь свой бизнес, и работа в найме дала мне необходимые знания, опыт и капитал, чтобы открыть собственное дело. Так в конце 2019 года появилась компания «ПолиКап». Нашими первыми клиентами, сразу перед карантином, стали пять московских кофеен: «Салют», «Кофе Бюро», «Груша», «Кофейня 1981», Daily Green. До пандемии каждая вторая кофейня была готова перейти на наши крышечки, сейчас же многие на пути восстановления и отложили принятие решения.

Несмотря на эти сложности, в июне мы работали уже с 34 местами, и не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Челябинске, Владимире, Сочи, Севастополе и даже Коврове.

На сегодняшний день мы сотрудничаем более чем со 120 компаниями по всей России, а количество городов присутствия увеличилось до 38. Так, наши крышечки появились в Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Ижевске и других российских городах. Нашими продуктами пользуются московская «Булка» на Покровке, KM20 food, кафе музея «ГАРАЖ», велокафе «Салют», Lucky group, Remy Kitchen, «Ладо», тестируют в Surf Coffee в Сочи, Jeffreys в Москве, Coffee Moose в Ижевске, Coffee Like в Саранске, «ЦЕХ 85» в Санкт-Петербурге, используют сеть кофеен Green House в Красноярске, сеть кофеен Prokofiev и Tombee в Крыму, сеть кофеен Coffee Therapy в Санкт-Петербурге.

Также ведутся переговоры с крупными розничными сетями супермаркетов «ВкусВилл», «Азбука вкуса» и другими компаниями по всей России и в странах бывшего СНГ.

Как появилась идея

Когда я ездил по миру, всегда обращал внимание на то, где и какие экологичные решения реализованы. Например, видел, что ламинацию делают не пластиком, который не перерабатывается, а воском. Командировки заносили меня в самые нетуристические страны, и в них я подмечал интересные особенности. В Эль-Сальвадоре внедряют бумажные пакеты для мусора. Гватемальцы в офисах и фитнес-клубах пьют воду только из бумажных конусовидных стаканчиков. В ЮАР за продажу пластиковых пакетов грозит 10 лет тюрьмы, а в Танзании, Кении и Квинсленде (Австралия) придется заплатить очень большие штрафы за ввоз.

Анализируя опыт других стран, интересуясь и наблюдая за современными решениями в упаковке, я собрал три продукта, которые захотел протестировать в России. Это бумажные конусовидные стаканчики для воды, пакеты для мусора и крышки для стаканчиков с кофе.

Я начал прощупывать спрос. Переговоры показали, что бумажные конусовидные стаканчики и пакеты пока что никому не нужны. Например, среди крупных производителей и дистрибьюторов воды оказалось слишком мало компаний, которым понравилась идея. Поэтому думать о запуске производства не было смысла.

Пакеты из бумаги я показывал владельцам торговых и бизнес-центров. Они объяснили, что не готовы переходить на бумажные пакеты, пока за это не будет доплачивать государство.

А вот крышечки вызвали настоящий ажиотаж. Рынок будто ждал это решение —крышку, которая не протекает, не обжигает губы и приятна на ощупь. Есть много бумажных крышек. Но такого качества — только одна. В этом и есть сила: я смог предложить то, в чем рынок нуждался.

Я сделал MVP — вложил в бизнес $100 тыс. личных накоплений, которые ушли на аренду офиса, зарплаты сотрудников, разработку IT-инфраструктуры и тестовые 100 тыс. штук крышек и первый контейнер. Они разлетелись за два месяца — декабрь 2019-го и январь 2020-го. В феврале стало понятно, что нужно делать полноценный запуск. Сейчас в команде «ПолиКап» три человека — помимо меня это Елена Чакова, была управляющей в велокафе «Салют», и Филипп Литвинов, экс-управляющий в ресторане Sapiens Est. Все остальные процессы мы отдаем на аутсорс.

Можно сказать, что идея появилась из общего наблюдения и анализа того, что мы используем каждый день. Получилось реализовать стратегию «Голубого океана» — не сделать то же самое, но лучше, а переосмыслить то, чем большинство людей пользуется каждый день.

Почему наша крышечка «зашла»

Я понимал, что нужно полностью переосмыслить уже существующие решения и предложить альтернативу, которая при этом будет доступна для массового использования. То есть выбрать лучшие материалы и технологию производства, но при этом стремиться к минимальному удорожанию себестоимости продукции.

Для создания крышек используется целлюлоза из отходов сахарного тростника — багасса. Проще говоря, багасса — это то, что остается после отжима сока из сахарного тростника. Изначально ее считали отходом, сейчас из нее производят бумагу, картон, стройматериалы и биотопливо. Это также ежегодно возобновляемый ресурс, не требующий дополнительной вырубки лесов. Изделия из багассы полностью разлагаются за 90 дней, они также могут идти в переработку или отправляться на компостирование.

Чаще всего багассу производят в Северной Африке, Юго-Восточной Азии и Иране.

Сырье для наших крышек мы закупаем в Юго-Восточной Азии, а затем поставляем его на завод в Китай — это наши партнеры, только у них мне удалось найти всё необходимое оборудование и высокие производственные мощности.

Процесс производства состоит из нескольких этапов:

1. Полотна из багассы замачиваются в воде.

2. Размокшему сырью в термоформовочном аппарате придается форма крышек.

Для создания крышек мы разработали уникальную пресс-форму. Она помогает сделать так, чтобы крышки плотно сидели на стаканчиках, не нагревались, не обжигали губы, не размокали и при этом легко впитывали лишнюю влагу. А также очень стильно смотрелись и были приятны на ощупь.

3. Крышки сушатся при высокой температуре, проходят контроль качества и отправляются в Россию.

По мере роста и расширения бизнеса мы собираемся локализовывать производство на территории России — это наша ближайшая глобальная цель. Это поможет нам сократить расходы на производство и делать кастомизированные дизайны для сетевых компаний.

Сейчас мы создаем крышки двух размеров: 80 мм для стакана 250 мл и 90 мм — для 350 мл. Они доступны в двух цветах — белом и крафтовом. Бумажная экокрышка будет стоить дороже пластиковой на 1,5–2 рубля. Это связано с тем, что процесс производства сложнее и дороже, инвестиции в оборудование гораздо выше, а цикл производства — длиннее.

В России нашим крышкам официально присвоили код переработки PAP 21 — это значит, что их официально можно сдавать на переработку. У нас также есть сертификаты соответствия всем стандартам и протоколы испытаний. Если вам интересно, пишите нам, мы можем их показать.

Особенности бизнеса

Мы занимаемся не только производством и контролем качества продукции, но и его доставкой до конечных клиентов. Зачем, если есть специальные дистрибьюторы?

Во-первых, работать напрямую с нами выгоднее и надежнее. Дистрибьюторы всегда делают наценку за свои услуги. Но их сервис ничем не лучше, эти компании работают по схеме «купил-продал». Если что-то не подошло — это не их проблемы. Например, мы гарантируем, что с нашими крышками на 100% все будет хорошо. В случае возникновении проблем мы их заберем. Пластиковые крышки часто имеют брак, но ни один дистрибьютор их обратно не заберет — и тогда на складах кофеен копится некачественный товар на выброс.

Во-вторых, дистрибьюторам безразличен бизнес их клиентов. Как развиваются кофейни, что им нужно прямо сейчас, какие изменения они ждут? А мы изучаем этот бизнес изнутри. Например, у некоторых кофеен просто нет склада, чтобы хранить крышки и стаканы — им нужно, чтобы каждые два дня утром курьер доставлял две коробки с посудой. Таких нюансов очень много, но мы можем их решить. Мы всегда собираем обратную связь, что дает нам возможность что-то оперативно улучшить или поменять под конкретные запросы клиентов.

Сейчас мы продаем все из Москвы. Но при этом ищем агентов в регионах, людей, которые смогут нас представлять и быть полноценными руками и ногами на локальном рынке. Мы уже проводили агентские пилотные тесты в Новосибирске и в Поволжье, сделали схему работоспособной, теперь готовы расширять агентскую сеть.

Что говорят кофейни?

Алина Тютькова создатель проекта кондитерских Angel Cakes, Краснодар, Москва, Волгоград:

Мы полностью отказались от пластика в кафе для формата to go — в нашей кофейне все трубочки и стаканчики сделаны из багассы. В Волгограде мы уже разделяем мусор на производстве и сейчас активно ищем, куда сдавать раздельный мусор в Москве.

Ольга Болотова, основатель Tombee, Севастополь:

Чаще всего владельцы кофеен очень осознанны и не хотят вредить планете. Поэтому мы всегда в поисках разных экологичных решений: металлических трубочек, баночек для десертов, посуды.

Крышечки выбрали исключительно потому, что такая возможность появилась. И мы этому очень рады. Теперь ждем стаканчики без пластика.

Михаил, основатель DAILY GREEN, Москва:

Экокрышки для меня — это суперправильныи тренд, который помогает внести вклад в защиту планеты и помогает горожанам задуматься об этом же.
Будет правильно, если появится полноценная и безвредная для природы линейка продуктов. Но вклад нашей кофейни в защиту окружающей среды не ограничивается только крышками — в DAILY GREEN можно сдать на переработку использованные батареики и аккумуляторы.

Правда ли наши крышечки эко и не вредят планете?

Материал, из которого сделана крышка «ПолиКап», — багасса, отход переработки сахарного тростника. Это ежегодно возобновляемый ресурс. Изделия из багассы полностью разлагаются за 90 дней, их можно отдать на переработку, а также компостировать. Например, один из наших клиентов — Василий, основатель книжного «Книги и кофе» в Волгограде — провел независимый эксперимент с нашими крышками и закопал их у себя в огороде на полтора месяца. В компанию к крышкам он также положил контейнер из багассы. Примерно через 45 дней Василий раскопал место эксперимента и не нашел там ничего, кроме наклейки с контейнера.

Существуют аэробные и анаэробные условия разложения, которые способствуют разложению целлюлозы даже в сложных условиях. Главное для разложения крышек — доступ кислорода и влаги.

К сожалению, мы не можем отвечать за правильное разложение в условиях мусорного полигона, когда отходы не сортируются. Из общей массы мусора все равно будут вредные выбросы. Но наши бумажные крышки, в отличие от пластиковых, не наносят природе вреда, если каким-то образом попадут в лес.

Отрасль переработки мусора в России только развивается, но при этом выбор упаковки очень важен — если на нее будет спрос, предприятия по переработке будут работать. Если упаковка будет сложной для переработки, ее по-прежнему будут отправлять на полигоны или сжигание. Поэтому, выбирая правильную упаковку, бизнес задает правильный цикл для переработки мусора.

Планы на будущее

Крышки — это только начало. Сейчас мы готовимся к запуску производства полностью бумажных (без слоя пластика) стаканчиков для кофе, а также бумажных трубочек без слоя клея, которые к тому же не размокают.

Дальше линейка экологичной бумажной посуды будет расширяться. Мы хотим стать глобальной компанией.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Andrey Kazatsky

Молодцы, обеими руками поддерживаю! Землю матушку надо охранять.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ghiyd jddf

Ты прав. Но большинство людей посчитают тебя "токсичным".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда