{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Кейс «ПолиКап»: как в России появились первые сертифицированные бумажные биоразлагаемые крышки для кофе

Это наш первый продукт на пути к появлению целой линейки биоразлагаемой посуды и другой доступной экоупаковки российского производства.

Привет! Меня зовут Петр Кабин, я CEO и фаундер компании «ПолиКап» — мы делаем бумажные биоразлагаемые крышки для кофе из отходов производства сахарного тростника. Сегодня крышки «ПолиКап» уже появились во многих городах: от Крыма до Мурманска и Красноярска. Но мы только начинаем набирать обороты.

Мы получили сертификаты на свой продукт — они подтверждают, что материал крышек полностью компостируемый, биоразлагаемый и безопасный для человека. Кроме нас в России пока нет подобных решений, а в мире такие крышки можно встретить только в Германии и Швеции.

Я хочу сделать городское пространство экологичнее, не жертвуя при этом комфортом жителей. Наша команда, конечно, за то, чтобы люди как можно чаще использовали собственную тару вместо одноразовой посуды, но в современном мире это не всегда получается. Кроме того, сейчас кратно растет доставка и форматы to go and eat out. Несмотря на то, что крышки — это небольшая деталь, с одной кофейни за год может собраться около полутонны пластика.

Хотя кофейни разными способами стимулируют клиентов брать кофе с собой в многоразовый стакан, количество покупателей, которые делают это, очень невелико.

Например, по данным «Правда кофе», в РФ пьют кофе из своего стакана всего 0,95% покупателей. Цифры в Европе чуть лучше, но все равно невелики: Starbucks в UK говорит о 1,8%, Costa — об 1%. И даже их двукратное увеличение не изменит ситуации кардинально. Поэтому идея производства крышек родилась в результате анализа нашей повседневности, того, что мы используем изо дня в день. При этом я хотел сделать не улучшенный аналог, а переосмыслить уже существующие решения и предложить альтернативу, доступную для массового использования.

Немного о себе

Я начинал свою карьеру на 3-м курсе МИЭФ — пошел работать стажером в «Сибур» и за 4 года дорос до заместителя руководителя отдела, отвечал за продажу сырья для пластиковых бутылок, коррексов, флаконов и одноразовой упаковки. Мы делали совместные проекты с Pepsi, Coca-Cola и другими гигантами.

После «Сибура» я перешел на работу в Segezha Group. Если раньше я работал в полимерной индустрии, то в Segezha, как я в шутку говорю, перешел с темной стороны на светлую — в лесную индустрию. Там я был руководителем направления маркетинга бумаги и упаковки и вскоре стал директором по продажам. Занимался поставками высококачественной мешочной бумаги по всему миру, которая шла в потребительскую и индустриальную упаковку (бумажные пакеты для food и non-food retail, мешки для строительного сегмента и другой упаковки).

За все время корпоративной работы я хорошо разобрался в циклах производства, много общался с иностранными коллегами в командировках и просто в путешествиях. Мир упаковки меня сильно увлек.

Мне всегда хотелось иметь свой бизнес, и работа в найме дала мне необходимые знания, опыт и капитал, чтобы открыть собственное дело. Так в конце 2019 года появилась компания «ПолиКап». Нашими первыми клиентами, сразу перед карантином, стали пять московских кофеен: «Салют», «Кофе Бюро», «Груша», «Кофейня 1981», Daily Green. До пандемии каждая вторая кофейня была готова перейти на наши крышечки, сейчас же многие на пути восстановления и отложили принятие решения.

Несмотря на эти сложности, в июне мы работали уже с 34 местами, и не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Челябинске, Владимире, Сочи, Севастополе и даже Коврове.

На сегодняшний день мы сотрудничаем более чем со 120 компаниями по всей России, а количество городов присутствия увеличилось до 38. Так, наши крышечки появились в Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Ижевске и других российских городах. Нашими продуктами пользуются московская «Булка» на Покровке, KM20 food, кафе музея «ГАРАЖ», велокафе «Салют», Lucky group, Remy Kitchen, «Ладо», тестируют в Surf Coffee в Сочи, Jeffreys в Москве, Coffee Moose в Ижевске, Coffee Like в Саранске, «ЦЕХ 85» в Санкт-Петербурге, используют сеть кофеен Green House в Красноярске, сеть кофеен Prokofiev и Tombee в Крыму, сеть кофеен Coffee Therapy в Санкт-Петербурге.

Также ведутся переговоры с крупными розничными сетями супермаркетов «ВкусВилл», «Азбука вкуса» и другими компаниями по всей России и в странах бывшего СНГ.

Как появилась идея

Когда я ездил по миру, всегда обращал внимание на то, где и какие экологичные решения реализованы. Например, видел, что ламинацию делают не пластиком, который не перерабатывается, а воском. Командировки заносили меня в самые нетуристические страны, и в них я подмечал интересные особенности. В Эль-Сальвадоре внедряют бумажные пакеты для мусора. Гватемальцы в офисах и фитнес-клубах пьют воду только из бумажных конусовидных стаканчиков. В ЮАР за продажу пластиковых пакетов грозит 10 лет тюрьмы, а в Танзании, Кении и Квинсленде (Австралия) придется заплатить очень большие штрафы за ввоз.

Анализируя опыт других стран, интересуясь и наблюдая за современными решениями в упаковке, я собрал три продукта, которые захотел протестировать в России. Это бумажные конусовидные стаканчики для воды, пакеты для мусора и крышки для стаканчиков с кофе.

Я начал прощупывать спрос. Переговоры показали, что бумажные конусовидные стаканчики и пакеты пока что никому не нужны. Например, среди крупных производителей и дистрибьюторов воды оказалось слишком мало компаний, которым понравилась идея. Поэтому думать о запуске производства не было смысла.

Пакеты из бумаги я показывал владельцам торговых и бизнес-центров. Они объяснили, что не готовы переходить на бумажные пакеты, пока за это не будет доплачивать государство.

А вот крышечки вызвали настоящий ажиотаж. Рынок будто ждал это решение —крышку, которая не протекает, не обжигает губы и приятна на ощупь. Есть много бумажных крышек. Но такого качества — только одна. В этом и есть сила: я смог предложить то, в чем рынок нуждался.

Я сделал MVP — вложил в бизнес $100 тыс. личных накоплений, которые ушли на аренду офиса, зарплаты сотрудников, разработку IT-инфраструктуры и тестовые 100 тыс. штук крышек и первый контейнер. Они разлетелись за два месяца — декабрь 2019-го и январь 2020-го. В феврале стало понятно, что нужно делать полноценный запуск. Сейчас в команде «ПолиКап» три человека — помимо меня это Елена Чакова, была управляющей в велокафе «Салют», и Филипп Литвинов, экс-управляющий в ресторане Sapiens Est. Все остальные процессы мы отдаем на аутсорс.

Можно сказать, что идея появилась из общего наблюдения и анализа того, что мы используем каждый день. Получилось реализовать стратегию «Голубого океана» — не сделать то же самое, но лучше, а переосмыслить то, чем большинство людей пользуется каждый день.

Почему наша крышечка «зашла»

Я понимал, что нужно полностью переосмыслить уже существующие решения и предложить альтернативу, которая при этом будет доступна для массового использования. То есть выбрать лучшие материалы и технологию производства, но при этом стремиться к минимальному удорожанию себестоимости продукции.

Для создания крышек используется целлюлоза из отходов сахарного тростника — багасса. Проще говоря, багасса — это то, что остается после отжима сока из сахарного тростника. Изначально ее считали отходом, сейчас из нее производят бумагу, картон, стройматериалы и биотопливо. Это также ежегодно возобновляемый ресурс, не требующий дополнительной вырубки лесов. Изделия из багассы полностью разлагаются за 90 дней, они также могут идти в переработку или отправляться на компостирование.

Чаще всего багассу производят в Северной Африке, Юго-Восточной Азии и Иране.

Сырье для наших крышек мы закупаем в Юго-Восточной Азии, а затем поставляем его на завод в Китай — это наши партнеры, только у них мне удалось найти всё необходимое оборудование и высокие производственные мощности.

Процесс производства состоит из нескольких этапов:

1. Полотна из багассы замачиваются в воде.

2. Размокшему сырью в термоформовочном аппарате придается форма крышек.

Для создания крышек мы разработали уникальную пресс-форму. Она помогает сделать так, чтобы крышки плотно сидели на стаканчиках, не нагревались, не обжигали губы, не размокали и при этом легко впитывали лишнюю влагу. А также очень стильно смотрелись и были приятны на ощупь.

3. Крышки сушатся при высокой температуре, проходят контроль качества и отправляются в Россию.

По мере роста и расширения бизнеса мы собираемся локализовывать производство на территории России — это наша ближайшая глобальная цель. Это поможет нам сократить расходы на производство и делать кастомизированные дизайны для сетевых компаний.

Сейчас мы создаем крышки двух размеров: 80 мм для стакана 250 мл и 90 мм — для 350 мл. Они доступны в двух цветах — белом и крафтовом. Бумажная экокрышка будет стоить дороже пластиковой на 1,5–2 рубля. Это связано с тем, что процесс производства сложнее и дороже, инвестиции в оборудование гораздо выше, а цикл производства — длиннее.

В России нашим крышкам официально присвоили код переработки PAP 21 — это значит, что их официально можно сдавать на переработку. У нас также есть сертификаты соответствия всем стандартам и протоколы испытаний. Если вам интересно, пишите нам, мы можем их показать.

Особенности бизнеса

Мы занимаемся не только производством и контролем качества продукции, но и его доставкой до конечных клиентов. Зачем, если есть специальные дистрибьюторы?

Во-первых, работать напрямую с нами выгоднее и надежнее. Дистрибьюторы всегда делают наценку за свои услуги. Но их сервис ничем не лучше, эти компании работают по схеме «купил-продал». Если что-то не подошло — это не их проблемы. Например, мы гарантируем, что с нашими крышками на 100% все будет хорошо. В случае возникновении проблем мы их заберем. Пластиковые крышки часто имеют брак, но ни один дистрибьютор их обратно не заберет — и тогда на складах кофеен копится некачественный товар на выброс.

Во-вторых, дистрибьюторам безразличен бизнес их клиентов. Как развиваются кофейни, что им нужно прямо сейчас, какие изменения они ждут? А мы изучаем этот бизнес изнутри. Например, у некоторых кофеен просто нет склада, чтобы хранить крышки и стаканы — им нужно, чтобы каждые два дня утром курьер доставлял две коробки с посудой. Таких нюансов очень много, но мы можем их решить. Мы всегда собираем обратную связь, что дает нам возможность что-то оперативно улучшить или поменять под конкретные запросы клиентов.

Сейчас мы продаем все из Москвы. Но при этом ищем агентов в регионах, людей, которые смогут нас представлять и быть полноценными руками и ногами на локальном рынке. Мы уже проводили агентские пилотные тесты в Новосибирске и в Поволжье, сделали схему работоспособной, теперь готовы расширять агентскую сеть.

Что говорят кофейни?

Алина Тютькова создатель проекта кондитерских Angel Cakes, Краснодар, Москва, Волгоград:

Мы полностью отказались от пластика в кафе для формата to go — в нашей кофейне все трубочки и стаканчики сделаны из багассы. В Волгограде мы уже разделяем мусор на производстве и сейчас активно ищем, куда сдавать раздельный мусор в Москве.

Ольга Болотова, основатель Tombee, Севастополь:

Чаще всего владельцы кофеен очень осознанны и не хотят вредить планете. Поэтому мы всегда в поисках разных экологичных решений: металлических трубочек, баночек для десертов, посуды.

Крышечки выбрали исключительно потому, что такая возможность появилась. И мы этому очень рады. Теперь ждем стаканчики без пластика.

Михаил, основатель DAILY GREEN, Москва:

Экокрышки для меня — это суперправильныи тренд, который помогает внести вклад в защиту планеты и помогает горожанам задуматься об этом же.
Будет правильно, если появится полноценная и безвредная для природы линейка продуктов. Но вклад нашей кофейни в защиту окружающей среды не ограничивается только крышками — в DAILY GREEN можно сдать на переработку использованные батареики и аккумуляторы.

Правда ли наши крышечки эко и не вредят планете?

Материал, из которого сделана крышка «ПолиКап», — багасса, отход переработки сахарного тростника. Это ежегодно возобновляемый ресурс. Изделия из багассы полностью разлагаются за 90 дней, их можно отдать на переработку, а также компостировать. Например, один из наших клиентов — Василий, основатель книжного «Книги и кофе» в Волгограде — провел независимый эксперимент с нашими крышками и закопал их у себя в огороде на полтора месяца. В компанию к крышкам он также положил контейнер из багассы. Примерно через 45 дней Василий раскопал место эксперимента и не нашел там ничего, кроме наклейки с контейнера.

Существуют аэробные и анаэробные условия разложения, которые способствуют разложению целлюлозы даже в сложных условиях. Главное для разложения крышек — доступ кислорода и влаги.

К сожалению, мы не можем отвечать за правильное разложение в условиях мусорного полигона, когда отходы не сортируются. Из общей массы мусора все равно будут вредные выбросы. Но наши бумажные крышки, в отличие от пластиковых, не наносят природе вреда, если каким-то образом попадут в лес.

Отрасль переработки мусора в России только развивается, но при этом выбор упаковки очень важен — если на нее будет спрос, предприятия по переработке будут работать. Если упаковка будет сложной для переработки, ее по-прежнему будут отправлять на полигоны или сжигание. Поэтому, выбирая правильную упаковку, бизнес задает правильный цикл для переработки мусора.

Планы на будущее

Крышки — это только начало. Сейчас мы готовимся к запуску производства полностью бумажных (без слоя пластика) стаканчиков для кофе, а также бумажных трубочек без слоя клея, которые к тому же не размокают.

Дальше линейка экологичной бумажной посуды будет расширяться. Мы хотим стать глобальной компанией.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Ivan Ivanov

Петя, если твоя компания выпустит бумажные трубочки, которые не "развариваются" через 3 минуты (как в том же Старбаксе), то хотя бы ради этого все это стоило затевать))

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin

Translation: Петя, если ты найдешь в Поднебесной годные бумажные трубочки и привезешь их к нам, мы будем рады твоим успехам настоящего российского производителя!

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда