{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Неодата» — разработка и внедрение систем защиты информации

В октябре 2015 года мы с партнером открыли компанию «Неодата» — свой бизнес в сфере информационной безопасности. Рассказываю, как устроен этот рынок в России и при чем тут ФСБ, с чего мы начинали и как искали клиентов.

Все наши помещения защищены, так что публиковать общее фото офиса мы не можем. Поэтому вот иллюстрация на тему :)  Flickr

Не антивирусом единым

В «Неодате» мы проектируем и внедряем системы защиты информации в рамках действующего законодательства Российской Федерации, а также ищем уязвимости в корпоративных системах. Это услуга пользуется спросом.

Проблема, с которой приходится сталкиваться повсеместно — компетентность заказчиков в вопросах защиты информации. Когда речь заходит про информационную безопасность (ИБ), все думают о специальном дорогущем софте, антивирусах, межсетевых экранах, шифровании данных и сложных паролях в рабочей учетке. На самом деле всё не совсем так.

Защита информации делится на две основных части:

  • Техническая защита. Использование различного ПО или программно-аппаратных комплексов.
  • Организационная защита. Установление в организации ряда приказов, регламентов и инструкций для сотрудников, которые так или иначе имеют доступ к корпоративной и иной информации ограниченного доступа.

Самый распространенный пример: на электронную почту сотрудника приходит письмо с вложением. Он его открывает, и система заражается или шифруется различными вредоносными программами. Если бы в компании была инструкция по ИБ, с которой сотрудник был бы ознакомлен, то проблемы можно было бы избежать.

Информационная безопасность — это не только нужное ПО, но и нужная культура в компании.

Поэтому мы беремся и за вопросы ИБ, и за проведение инструктажа персонала, и за консультирование ответственных лиц.

Особенности бизнеса

До создания нашей компании я несколько лет работал в системном интеграторе. Начал с небольшой ИТ-должности, а после уже занимался организацией крупных проектов.

Работа была скорее творческой, чем технической. Нужно было уметь совмещать несовместимое: желание клиента и нормы закона.

В интеграторе я набрался опыта и хорошо изучил рынок. Понял, сколько на нем можно заработать, какие трудовые и финансовые ресурсы понадобятся для самостоятельной работы, и предложил другу открыть собственную компанию. Так и появилась «Неодата» — я просто до нее дорос.

Чтобы легитимно заниматься ИБ в России, сперва нужно получить лицензию федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Это базис для любой организации на данном рынке.

Также необходимо иметь лицензию ФСБ для проведения работ и оказания услуг с использованием средств криптографической защиты информации.

Как мы начинали

«Неодата» начала свой путь в октябре 2015 года. Мы сразу сняли небольшой офис — чтобы соблюдать закон и иметь защищаемое помещение для конфиденциальных переговоров. В декабре того же года была получена лицензия ФСБ, а в феврале — лицензия ФСТЭК.

Первый платеж мы получили только в марте 2016-го. Большую часть личных инвестиций мы несколько месяцев тратили на аренду и зарплаты. Сегодня наш годовой оборот — примерно 50 млн рублей.

На старте в команде было всего 5 человек. Мы с партнером набрали штат из знакомых специалистов. Нескольких людей «схантили» с прошлого места работы — они трудились над проектами вместе со мной и не хотели лишаться слаженной команды.

Поначалу все было скудненько: старые компьютеры, б/у периферия, интернет с USB-модема. Денег на дорогую технику просто не было. Это не помешало команде быть эффективной: все понимали, что фактически ушли в стартап, и что от их работы зависит как будущее компании, так и личные перспективы.

Как искали клиентов

Все просто: взяли телефон, составили список потенциальных клиентов, нашли в интернете контакты — и понеслась. Поначалу для рынка наша компания была «noname», и основное возражение клиентов звучало так: «мы вас не знаем». Нам приходилось идти на привлекательные для них условия и работать по постоплате, но оно этого стоило.

Всеми процессами руководил наш сотрудник Максим Миронов. Он буквально сутками работал над пулом новых клиентов. Максим начал с холодных звонков, обзванивал сам, учил сотрудников, формировал цены. Его опыт позволил нам получить первых заказчиков.

За первый год благодаря его работе с нуля мы выросли до 500 заказчиков. А за пять лет вышли на 2-2,5 тысячи клиентов в год со всех уголков России. Сегодня Максим — наш коммерческий директор.

Максим Миронов

У нашей компании есть незамысловатый девиз, который позволяет нам долго оставаться с клиентами: «качество и честность по отношению к заказчику».

Мы каждый день совершенствуем навыки, пробуем новые подходы, даем заказчикам больше, чем прописано в договоре. Наша задача — не только защитить, но и объяснить, что и как работает.

Дорого и дружно

Основной минус нашего бизнеса — частая нехватка оборотных средств. Есть проекты, которые требуют весомых вложений, а постоплату приходится ждать несколько месяцев. Ты вытаскиваешь что-то из оборотки, кидаешь на такой проект, а новый взять уже не можешь — финансово не потянуть.

Пару лет назад мы научились решать эту проблему и начали регулярно брать займы на оборотные средства в «Потоке» — краудлендинговой платформе. В один такой кредит инвестируют сразу несколько десятков или сотен инвесторов.

Во время пандемии я хотел любой ценой сохранить наш штат и решил подстраховаться — взять кредит в обычном банке на аренду и зарплаты сотрудникам. Наша работа требует командировок, режим самоизоляции мог нас затормозить.

Мы обратились в 10 банков и везде получили отказ, хотя в «Потоке» гасили займы даже раньше сроков. Предполагаю, что на карантине кредиты в целом перестали выдавать — банки боялись, что бизнес не выживет и не сможет погасить долги.

Тогда мы вернулись в «Поток» и быстро получили запасной миллион рублей. К счастью, он не успел нам пригодиться, и мы быстро отдали его назад.

Главное, что за карантин мы не потеряли ни одного сотрудника. Компания — это не база клиентов, юрлицо или гендир, а дружный и компетентный штат.

Что я понял, когда начал заниматься бизнесом

На сегодняшний день «Неодата» — не стартап, а стабильный рабочий бизнес. За эти пять лет я понял две базовые вещи, которые помогают нам удерживать позиции на сложном рынке:

1. Нужно делать свою работу качественно

Если клиент доволен, то обязательно вернется к тебе снова — и посоветует своим коллегам. В сфере информационной безопасности очень важна возвращаемость: новые законы и постановления выходят часто, и поддержка клиенту нужна практически постоянно.

2. Главный капитал любого бизнеса — люди

Нужно нанимать только квалифицированных специалистов с опытом от 3-5 лет. А еще хорошо им платить и давать самим принимать решения. Человек должен видеть, что он — часть бизнеса, а не простой винтик.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда