Трибуна Daria Khokhlova
9 036

Смерть стартапа: Как основатель конструктора сайтов «Купаж» за 28 дней нашёл идею для нового проекта

Основатель сервиса «Купаж» Владимир Полоник опубликовал в своём блоге на Medium заметку о том, почему ему пришлось закрыть проект и запустить новый сервис. Предприниматель рассказал, как исследовал спрос, искал новую идею и проводил анализ рынка для своего будущего стартапа.

Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.

«Свой первый стартап я запустил три года назад. У нас было всё, что нужно молодой компании: небольшая команда, первое финансирование, клиенты, партнёры, конференции и путешествия. Мы получили клиента, который оплатил наши услуги на год. У нас были свои традиции и свои шутки: например, за каждый найденный баг в коде сотрудник покупал остальным кусок пиццы. Случались и стрессовые ситуации: например, однажды наши сервера легли под DDoS-атакой ровно в тот момент, когда я совершал 6-часовой перелёт и не имел доступа к сети», — пишет Полоник.

Однако спустя три года стартапу так и не удалось достичь поставленных целей, отмечает предприниматель, и работу проекта было решено приостановить. Полоник приводит несколько основных причин провала сервиса «Купаж»:

  1. Команда не смогла сфокусироваться на одной аудитории. Полоник пытался развивать сервис сразу в четырёх странах. «Компания была маленькой, но мы старались достучаться до разных категорий пользователей — от маркетологов и рекламных агентств до предпринимателей. Мой совет: пока компания ещё маленькая, работайте на одну аудиторию».
  2. Основатель не смог подобрать сооснователей. «Если у вас есть какие-то сомнения относительно соучредителей, не стройте с ней бизнес. Помните, вам предстоит потратить сотни и тысячи долларов вместе с этими людьми. Подумайте дважды».
  3. Компания не провела предварительных исследований. «Мы подумали: людям нужен этот продукт, так что они его купят. Не стоит начинать разработку, пока вы не побеседовали с десятками потенциальных клиентов и не выяснили, что им на самом деле нужно».

Даже когда предприниматель заметил, что бизнес падает, он не хотел отступаться от своей идеи. «Никто не любит признавать, что ему не удалось достичь своих целей. Я пытался снизить стоимость привлечения клиентов и вывести компанию из кризиса, но мне это не удалось. Каждый день я находился в постоянном стрессе, но не видел выхода из ситуации. Я даже перестал слушать музыку (за исключением композиций Pink Floyd)».

Тогда Полоник побеседовал с инвестором и решил дать проекту последний шанс. Предприниматель установил срок в 28 дней, в течение которого он должен был придумать, что делать с компанией — менять направление бизнеса, совершать новые попытки её спасти или закрывать «Купаж».

Дни с 1 по 14

Первые две недели Владимир Полоник занимался изучением успешных проектов на сайтах AlgelList и CrunchBase. «Я исследовал сотни, если не тысячи стартапов. Мне хотелось взглянуть на отрасль шире. Я нашёл несколько хороших идей, но развить их оказалось бы слишком сложно. Другие идеи не относились к SaaS-отрасли, а мне хотелось работать именно в ней. Просто потому, что я в неё верю».

Спустя 14 дней я понял, что поиск идей посредством изучения чужих проектов — не лучший способ придумать что-то новое. По крайней мере, для меня это не сработало.

Дни 15 и 16

Спустя две недели после беседы с инвестором Полоник рассказал своим знакомым предпринимателям о намерении запустить новый сервис и попросил их поделиться своими идеями о том, что это могло бы быть. Многие из них обратили внимание на раздел «Купажа» — « Академию». Это обучающая страница, с помощью которой покупатели обучались использованию конструктора. Знакомые Полоника отметили, что хотели бы создать такие же разделы на своих сайтах.

Подождите-ка. Сразу несколько предпринимателей рассказали мне, что хотели бы создать аналог «Академии» на своих сайтах. Похоже, на неё есть спрос. Стоит проверить эту нишу!

Шестнадцатый день предприниматель посвятил обдумыванию этой идеи.

Дни с 17 по 21

В течение четырех следующих дней команда занималась написанием текстов, созданием новой посадочной страницы и собирала контактную информацию потенциальных клиентов.

День 22

К 22 дню у команды была законченная посадочная страница, и пришло время показать её потенциальным клиентам (а также рассказать им о продукте), пишет Полоник. «Если после того, как они взглянут на лендинг, люди захотят приобрести услугу — это говорит в пользу сервиса». Полоник начал рассылать письма предпринимателям, работающим в SaaS-сегменте.

Первым делом он отыскал SaaS-сервисы, у которых пока не было обучающей страницы. Затем предприниматель составил несколько вариантов персонализированных писем.

Кликните, чтобы просмотреть в полном размере;
Кликните, чтобы просмотреть в полном размере

«Откровенно говоря, мне не нравилась ни одна из версий. В них не было ничего особенного, ничего, что зацепило бы получателя. Тогда я решил написать ещё одну, третью версию, в которой рассказал историю своего первого проекта», — рассказывает предприниматель.

Кликните, чтобы просмотреть в полном размере

Каждую из версий Полоник отправил 40 получателям. Спустя два часа предприниматель проанализировал ответы:

«Выборка получилась не очень большая, но результаты оказались показательными. Я отказался от первой версии и решил использовать третью, не забывая о второй (из-за высокого процента открытий писем)», — пишет автор заметки. В то же время Полоник нарисовал на доске в офисе таблицу с желаемыми KPI:

Каждый рабочий день предприниматель начинал с внесения в таблицу данных за предыдущий день. «В команде было всего четыре человека, и я считал очень важным показать им, какого прогресса мы достигли. Нашей целью было набрать 15 положительных откликов. Таким откликом мы считали запрос на получение демо-версии сервиса, отправленный с нашего сайта или по электронной почте».

Дни с 23 по 26

Все эти дни команда отбирала стартапы, которых мог бы заинтересовать сервис, и рассылала им письма с предложением опробовать демо-версию продукта. В день компания рассылала до 11 писем.

День 27

Так доска с показателями выглядела в предпоследний день исследования:

День 28

6 апреля 2016 года Полоник заполнил доску последними данными:

Команде не удалось выполнить цель и получить 15 положительных откликов. «Хотя мы собрали всего 13 откликов, эксперимент показал мне, что идея могла бы иметь успех. Мы определили проблему и нашли для неё решение: стартапы не обучают клиентов использованию продукта, и страдают от этого. Наш сервис мог бы им помочь. Теперь у меня есть новая цель».

По словам предпринимателя, большинство ответов, которые он получал, оказались очень дружелюбными. Даже те, кто не проявлял никакого интереса к продукту, присылали Полонику слова поддержки и советовали не отчаиваться. «Это очень вдохновляет. Конечно, было и множество негативных ответов. Но они только научили меня не переживать о плохих отзывах».

Завершив эксперимент, предприниматель начал обзванивать тех, кто запросил демо-доступ, по Skype. «Было очень важно понять, кто они и чего ждут от сервиса. Это помогло понять, какими чертами должен обладать будущий продукт».

Владимир Полоник выделил несколько основных уроков, которые он вынес из своего опыта:

  1. «90% стартапов закрываются. Нет ничего страшного в том, что ваш проект закрылся».
  2. Принятие неудачи очень важно для саморазвития.
  3. Изучение сотен других стартапов — не самый лучший способ придумать что-то новое.
  4. Решение конкретной проблемы — лучший способ найти новую идею.
  5. «Говорите с людьми и будьте с ними честны».
  6. «Устанавливайте цели на месяц и на неделю. Записывайте их, лучше всего на доске».
  7. «Не сдавайтесь».

#Провал #стартапы #кладбище #смерть #провал_стартапа #конструктор_сайтов #история_провала #кладбище_стартапов #смерть_стартапа #купаж #q_page

Статьи по теме
Смерть стартапа: Что произошло с «королём Kickstarter» — портативным холодильником Coolest Cooler
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c","\u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b","\u043a\u0443\u043f\u0430\u0436","\u043a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u043e\u0440_\u0441\u0430\u0439\u0442\u043e\u0432","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430","q_page"], "comments": 27, "likes": 18, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 16087, "is_wide": true }
{ "id": 16087, "author_id": 5723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/16087\/get","add":"\/comments\/16087\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/16087"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199116 }

27 комментариев 27 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
22

«Если у вас есть какие-то сомнения относительно соучредителей, не стройте с ней бизнес.»

Ответить
2

Шерше ля фам)))...

Ответить
8

Не ожидал, что мой пост, который я изначально писал на русском, а потом переводил на английский, кто-то потом будет обратно переводить с английского на русский : )

В любом случае, спасибо, Дарья.

Интересная тенденция выхода статей о Купаже:
1. Первая статья (о запуске стартапа) - пришлось писать много писем, чтобы мой стартап попал на трибуну VC.
2. Вторая статья (о развитии) - пришлось написать два письма)
3. Третья статья (о фейле) - ничего не пришлось писать, сами нашли и перевели.

Так что, стартаперы, если хотите попасть на VC - фейлите! : )

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

В этом случае стартап анализируется перед открытием. В данном случае это было после..

Ответить
1

Не всегда анализ гарантирует успех. Даже так: анализ совсем не гарантирует успех, даже если он показал, что ниша перспективная.

Ответить
2

Да потому что в этом деле важен дизайн и история.
А у вас были клоны бесплатных шкурок с вебфлоу.

Ответить
1

Классный аналитический стриптиз. Именно так и должен рождаться стартап

Ответить
1

Название сразу напомнило ДиджиталОкеан.

Ответить
1

«90% стартапов закрываются. Нет ничего страшного в том, что ваш проект закрылся».
Конечно, не так страшно, если деньги инвестор давал и зарплату основатель получал. Грустно, но просто смена работы.

А вот что делать, когда бизнес/стартап на свои (еще хуже на кредитные) живет и умирает?

Ну а так - спасибо, что поделились опытом.

Ответить
1

Пока читал статью - думал что придумали что-то дельное в виде Академии.
Зашёл на сервис, зарегился, а там чуть приукрашенная Windows Help
В чём УТП-то?)

Я уж думал, там интерактивная система обучения, действующая прямо внутри моего сервиса, которая в нужный момент что-то комментирует, что-то спрашивает.
Эдакий интерактивный скрин-каст.

А здесь-то что?

Не в обиду Основателю, но на 1й взгляд сервис - аналогичное кхм, копирование.

Либо я не понял сути.

Ответить
0

Вот кстати Академию я бы с удовольствием изучила. Давно хочу продвинуть идею обучения продуктам в фирме, да не знаю, как подступиться.

Ответить
0

Наталья, спасибо.

Пока я фокусируюсь на разработке продукта сугубо для англоязычного рынка. А запуске русскоязычной версии пока думать очень рано : )

Ответить
0

А я не говорила, что наш продукт русскоязычный ;)
В общем, заявку я отправила через сайт, надеюсь на ответ.

Ответить
0

И что в итоге? Чем все закончилось?
Видимо, этим: http://academy.q-page.ru/
Печалька....

Ответить
0

не всё так печально) Academy.q-page.ru - это как раз прародитель нового продукта.

Ответить

Комментарий удален

0

шустрый

Ответить
0

Кстати крутой проект, функциональный, обучалка вообще здоровская!
Поделитесь информацией о том, сколько обошёлся такой продукт?

Ответить
0

Ответ чуть ниже. Промахнулся)

Ответить
0

Алексей, мы шли долгой дорогой. Скажу сколько это заняло в чистых человеко-месяцах по ролям. Можете прикинуть в зарплатах вашего региона:
1. Руководитель, 1 шт = 24 человеко-месяца.
2. Дизайнер, 1 шт = 20 человеко-месяца.
3. Программист, 1 шт = 16 человеко-месяцев.
4. Саппорт-специалист, 1 шт = 12 человеко-месяцев.
Плюс несколько удаленных специалистов, помогающих с маркетингом, рекламой, переводами и т.д.

Если идти короткой дорогой и иметь тот опыт, что уже есть сейчас, можно было бы, пожалуй, пройти в 2-2,5 раза быстрее этот путь.

Ответить
0

около 10 млн выходит =)

у меня возникает вопрос, какие проекты и с каким бюджетом тогда стреляют то?

Ответить
0

Мощная сумма у вас вышла)

А про выстреливают - хороший вопрос. Думаю, что дело не столько в бюджете, сколько в умении построить систему. Системные исследования, системные продажи, системная разработка. Ну это помимо хорошей идеи и грамотно выбранного рынка : )

Ответить
0

Vladimir Polo, ну идея то отличная!
Нового старт-апа. Это новая ниша, огромное поле для работы!
Желаю Вам только успехов!
Как сейчас обстоят дела?

Ответить
0

Евгений. Работа кипит даже в полночь : ) Спасибо.
Скоро найду время закончить второй пост на Медиуме, в котором детальнее расскажу, как SaaS может извлечь максимальную пользу из академии. А ссылка на блог была в первом абзаце статьи.

Ответить
0

Что значит адаптированный перевод русской статьи? Оригинал статьи на 90% состоял из мата, или был настолько неграмотный?

Ответить
0

А, блин, он же с загнивающего Запада!) Не сразу заметил, сорри. Просто его имя уж очень выдавала в нем арийское происхождение)

Ответить
0

Артур, вот как раз подготовил второй пост о том, как использовать такую академию, и какую пользу она приносит SaaS-ам.
https://medium.com/@VladimirPolo/two-great-ways-your-saas-can-use-academyocean-2bbe4c6df616

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Объясните пожалуйста, в чем суть нового проекта? Я посмотрела страницу "академии" - это несколько страниц с обучающей информацией. Неужели создатели собственных онлайн проектов не могут добавить несколько страниц сами, чтобы им пришлось платить за это вам?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления