{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Бесплатный симулятор стартапа — простой расчет экономики бизнеса

Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервиса бесплатной сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также Telegram-канала про сквозную аналитику. Сегодня расскажу, как быстро считается юнит-экономика на коленке.

Дисклеймер

Симулятор — внутренний продукт utmstat, бесплатен, сделан «just for fun», не претендует на эталон расчёта юнит-экономики, тем не менее он успешно решает задачу быстрой черновой оценки различных бизнес-идей.

Зачем

Периодически возникает задача просчитать экономику очередной идеи или интересного сервиса, при этом не хочется углубляться в дебри юнит-экономики и строить таблицы Excel.

Цель — подобрать реалистичный план продаж и расходов, чтобы выйти в значимую прибыль по итогам года, например 10 млн/мес.

Поэтому был сделан интерактивный дашборд — табличка с ползунками, где можно ввести ключевые метрики и увидеть примерную экономику на 12 месяцев вперед, не думая о формулах.

Как выглядит

Дашборд с экономикой на 12 месяцев

Панель управления, где задаются целевые показатели

Как работает

Любой бизнес — это продажа какого-то, продукта который можно свести в к формуле или скорее уравнению:

Прибыль = Средний чек * количество продаж — расходы.

Вся сложность в подборе значений переменных чтобы и продажи были и денег хватило на их генерацию.

Ваша задача в панели управления задать рыночные величины для всех неизвеcтных в этом уравнении и подобрать интересный реализуемый вариант.

Что заложено в модель

Продукт

  1. Средний чек
  2. Продажи в месяц
  3. Отток клиентов

Маркетинг

  1. Рекламный бюджет
  2. Расходы на агенство/маркетолога

Продажи

  1. Продажи в месяц на одного sales-менеджера
  2. Зарплата sales-менеджера

Прочие расходы

  1. Разработка
  2. Менеджеры
  3. Поддержка
  4. Офис
  5. ПО
  6. Логистика
  7. Налоги

Что делать

Открываете дашборд здесь.

И пытаетесь свести экономику исходя из своих возможностей.

Например:

  1. Продукт — какой-нибуть saas-сервис
  2. Средний реалистичный чек — 2900
  3. Отвал клиентов (churn rate) — 30%
  4. Продаж в месяц, неплохо бы 100
  5. На маркетинг есть 100000
  6. Это даст от силы 50 продаж, а не 100, корректируем
  7. Разработчику платить 100000 руб
  8. Бюджет на маркетолога — 20000
  9. Бюджет на sales-менеджера 60000 руб (средняя зп) и не факт что сделает 100 продаж на 229000 — физически за месяц не успеет. Поэтому задаете реалистичный план — 30 продаж и получаете несколько sales-менеджеров c зарплатой 60000: ).
  10. Облако — 20000 руб
  11. Налоги — 6%

Все это вводите в дашборд и узнаете сколько заработаете с учетом постоянных клиентов, новых, ежемесячным отвалом в 30%.

Техническая часть

Сделано на JavaScript часа за 4.

Удачи.

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Fedorov

За старания респект. Я понимаю, что вы это сделали для себя, а также для публикации здесь, но, если говорить серьезно о применимости таких инструментов, то мне кажется это все не работает.

Относится и к вашему и к еще одному в комментах приведенному.

На самом деле в юнит-экономике нет ничего сложного. НО, только если понимаешь, как работает твой бизнес, из чего складываются расходы и доходы и что на них влияет.

Я начинал считать экономику в Экселе лет 15 назад, и вот самое ценное - как раз перенести понимание из головы в инструмент. Пока думаешь, как что влияет на что, появляется реальное понимание экономики.

А если двигать слайдеры в готовом инструменте, то че-то там надвигаешь, конечно, только понимания от этого не прибавится.

Итого. Если понимаешь или хочешь понять - Экселя достаточно за глаза. Если не понимаешь или не хочешь - никакой инструмент не поможет и более того будет вреден, так как за формой спрячет суть.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

А что не так у меня?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Ну в принципе я выше уже написал, мне сложно что-то к этому добавить.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

Что именно то не так? Вы пользовались  сервисом?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Нет, я им не пользовался (демо смотрел), потому что не понимаю кому и зачем это нужно. Кому надо сделать для себя, тот быстрее сделает под себя в Экселе - это проще и полезнее для понимания. Плюс не надо вникать, что вы имели в виду в некоторых терминах.

Я ради интереса посмотрел демо, вот на одном из первых шагов у меня сломался мозг немного: "COGS, fix - часть затрат, которые вы несете для продажи ваших товаров, которая не зависит от стоимости товара, например, стоимость товара, который вы продаете." Что вы эти сказать хотели? Так-то я знаю, что такое cogs, но ваше определение я понять не могу.

Ну и вот в итоге вместо того, чтобы просто посчитать, приходится заниматься разгадыванием терминов. А потом думать, как они у вас между собой взаимодействуют.

Если же я делаю для себя, мне вообще все равно, как что называется, и я даже могу что-то сделать формально не совсем корректно - главное, чтобы мне было понятно и считало по сути правильно. И это я еще молчу, что для универсальности вам приходится учитывать все возможные нюансы, а это все равно невозможно, но зато делает любой инструмент неюзабельным.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

кстати, спасибо, поправил

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

Терминология и правда слабое место. COGS fix это такие ваши расходы, которые не зависят от цены, например цена 1500 а расходы 600, цена 1800, а расходы все равно 600. COGS % это например 20% от цены. С другой стороны если мы считает маржинальную прибыль то калькулятор и правда не нужен. Его основная задача найти оптимальные значения метрик с учетом рыночных ограничений и сложности изменения метрик, а затем развернуть это в P&L на 5 лет. В экселе это можно сделать, но множество тех, кто это умеет делать примерно пустое.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Ну так и напишите: COGS - себестоимость проданных товаров или услуг :)

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

Это не себестоимость. В том то и дело

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Это почему же?

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

потому что юнит-экономика это не про экономику бизнеса ;) в COGS входят только те траты которые возникают только в момент сделки. Например затраты на аренду или ФОТ не входят, логистика и тп тоже, тогда как при расчете классической себестоимости в экономике мы учитываем все затраты. В каких кто частных случаях проблем нет. https://www.youtube.com/watch?v=iSEKwUDN3EQ вот тут я попробовал сформулировать, что именно я имею ввиду. ключевая особенность, юнит-экономика это дополнительный инструмент, он не против классического анализа, просто для другого, основная его задача или область применения это принятие решений. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Ааа, вы об этом. Не надо превращать юнит-экономику в каргокульт. Ее расчет нужен лишь для того, чтобы мне как владельцу бизнеса понимать - прибыльно я работаю на одном потребителе или нет. Если мне для этого надо включить, например, аренду в затраты, я это сделаю - и эксель мне никак не помешает. А вы не сделаете, и в итоге аренда в вашем калькуляторе потеряется? И что? Зачем мне это тогда?

В итоге, если бы я участвовал в чемпионате по расчету юнит-экономики, где цель была бы формально корректно посчитать юнит-экономику в вакууме, то ну ок, возможно, калькулятор бы ваш сгодился. Только практической ценности в этом ноль. Взял эксель и посчитал, как нужно самому, а не как вы за меня решили :)

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

а причем тут каргокульт? то есть вы не поняли что я предлагаю, и сказали, что это не верно? вы не пробовали продукт и говорите, что он не правильный. может не стоит так поступать? это же из серии не читал, но осуждаю. и еще вы кажется путаете юнит-анализ (условное название) раздел экономики для ведение управленческой отчетности, моделирования и тп, и юнит-экономику инструмент принятия решений в бизнесе. Это скажем так перпендикулярные вселенные. 

то, что делает калькулятор вы просто так в экселе не сделаете, а 99% продвинутых пользователей не сделают никогда. повторю, если ваша цель просто посчитать ценность юнита, то экселя тут за глаза, хотя я и на бумажке это делаю. У меня есть несколько бесплатных шаблонов, берете и используете, но калькулятор это совсем про другое. калькулятор вот про это https://www.youtube.com/watch?v=-NX8C7ejMjc ну или про это https://www.youtube.com/watch?v=nNVw5xEYl30 и никакого каргокульта. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Я же написал, что демо попробовал. Ладно, устал я с вами спорить. Калькулятор у вас конечно же отличный, а вот потенциальные пользователи неправильные какие-то - юнит-анализ (хз что это) не могут от юнит-экономики отличить!

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

наверное потому что вы язвите, да и спора нет. юнит-экономика это то, что придумал Дэвид Скок и оно не про то о чем вы говорите, только и всего. Дэвид Скок решал простую задачу и придумал для себя инструмент, к экономике он не имеет никакого отношения только и всего. Про потенциальных пользователей я ничего не знаю, так как считаю что следить за пользователями не правильно, но 1600 тех, кто пользовался и пользуется продуктом, я периодический опрашиваю, многие пишут сами. 

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда