{"id":13570,"url":"\/distributions\/13570\/click?bit=1&hash=f1bacf5c4cbd7b3a89944cb6a24ea229537917b3fe32459e3adc3e5edc200946","title":"\u041a\u043e\u0442\u044b \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043e \u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438 \u0441 \u0432\u0435\u0440\u0442\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e","buttonText":"\u041c\u044f\u0443!","imageUuid":"af50a6ca-4f1a-5649-a992-94e85a4ba2c0","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Русский обыЧай» — натуральные сладости, травы и иван-чай

Всем привет! Меня зовут Женя Бородкина — вместе с мужем Дмитрием в 2014 году мы основали небольшое дело в пермской деревне, и теперь производим иван-чай, варенье из шишек и травяные сборы. Рассказываю, как запуститься на 400 тысяч рублей, сколько чая получится из 5 тонн листьев и почему железнодорожник и секретарь вообще стали этим заниматься.

«Русский обыЧай» — это иван-чай, травяные сборы, варенье из сосновых шишек и орехи в сиропе. Всю продукцию мы собираем «на соседнем поле», в живописной деревеньке Пермского края за 100 км от города. Сейчас у нас 16 товаров в ассортименте, и всё, что мы производим, вкусно, натурально и безопасно.

Идея: как мы оставили поезда с бумагами и стали собирать чай

Начну с того, что наше дело сложно назвать бизнесом. Мы никогда не выйдем на IPO, у нас нет IT-технологий, а в то, что мы делаем, невозможно внедрить «элементы геймификации». Для нас это любимое семейное дело, которое занимает всё наше время, приносит огромную радость и материальный достаток. Это очень понятное крафтовое производство, которое запустилось 5 лет назад.

Мой супруг Дмитрий, хоть и не строитель по профессии, но всё делает своими руками

Тогда я сидела в декрете со вторым ребёнком (сейчас их уже трое) и изучала в интернете тему ЗОЖа. Тема была модной, времени было достаточно, и я наткнулась на статью про иван-чай. Оказалось, что это растение, которое многие считают сорняком, очень полезно и растёт прямо у нас под ногами.

Одного витамина С в нём в 6 раз больше, чем в цитрусовых, а кроме того, ещё примерно ⅔ полезных веществ из таблицы Менделеева. Стало любопытно, ведь кипрей (растение, из которого делают чай) рос в изобилии в деревне, где мы с мужем обычно проводим лето. Мы начитались статей, уехали в деревню и стали собирать иван-чай на ближайших полях и опушках.

На фото я и мой супруг собираем иван-чай. Это тяжёлая ручная работа
5 тонн
столько листьев кипрея нужно, чтобы произвести 1 тонну иван-чая

В то лето мы заготовили немного чая и угостили наших знакомых. И все, как один, просили сделать им ещё — уже на продажу. Многие говорили, что вкуснее чая они никогда раньше не пили. Так мы занялись производством иван-чая.

В то время про иван-чай ещё мало кто знал, но мы решили рискнуть. Своих сбережений было около 100 тысяч рублей, ещё на 300 тысяч взяли кредит, чтобы купить минимальный комплект оборудования. У китайцев, которым очень близка «чайная тема», закупили чайный роллер (машинка, которая скручивает листья) и 2 электрических сушильных шкафа. И стали ждать следующего лета.

Так выглядит наш производственный цех

Процесс сбора листьев кипрея очень короткий — всего полтора месяца с середины июня до конца июля, до и во время цветения. За это время нужно собрать столько, чтобы хватило на весь оставшийся год. Поэтому после покупки оборудования мы стали готовиться — изучили процесс, подготовили помещение и наняли людей.

Первые несколько лет мы с мужем совмещали свой бизнес с работой по найму. Было непросто. Спустя несколько лет мы оба уволимся с наших основных мест работы — я перестану быть секретарём в крупной текстильной компании, а муж — железнодорожником.

А это сушильный шкаф – поддоны внутри наполнены листьями кипрея

Что было дальше: производство, реклама и шишки

Помещение у нас уже было — в той же деревне мы строили себе домик, и он стоял в полуготовом состоянии. Его мы и обустроили под цех, чтобы производить хороший, качественный крупнолистовой чай. К работе подключили местных жителей и двух братьев мужа, уложившись в 100 тысяч на зарплату в эти полтора месяца.

В наш первый сезон мы заготовили 250 кг чая и стали думать над упаковкой, реализацией, концепцией и каналами сбыта. Придумали чаю название «Иван-Царевич» слоган «чай русский с царским вкусом!», и подключили дизайнера к разработке логотипа и упаковки.

В этом домике 5 лет назад мы и начали своё производство

Реклама. Сразу после изготовления первой партии чая мы сделали сайт — в первое время продавали через него и с помощью сарафанки. Затем завели соцсети и стали заниматься интернет-рекламой — запустили контекст, настроили таргет. О нас написали несколько статей в местных СМИ. За какие-то мы платили, другие доставались бесплатно или за мешок чая. А вот с блогерами у нас не зашло — либо не тех выбирали, либо товар у нас специфический :)

О нас даже сняли репортаж в цикле передач на местном телевидении, где иностранцы пробуют необычные русские продукты. Им досталось наше варенье из шишек, и оно им понравилось! А в этом году нас навестили репортёры из 59.ru — самого крупного Пермского СМИ, и бесплатно сняли сюжет о нашем производстве.

То самое варенье, которое пришлось по душе иностранцам

Продажи. С февраля этого года мы стали поставлять нашу продукцию в пермскую сеть супермаркетов «Семья» — одну из самых качественных в городе. Как и любая другая крупная сеть, они роняют цену.

Пришлось прогнуться, но заказы от них довольно большие и регулярные, поэтому нам нравится с ними работать. Также мы поставляем наши продукты в небольшие частные магазины, фермерские лавочки, отделы здорового питания, кафе и рестораны.

Витрина с нашей продукцией в одном из магазинов Перми

Мы частенько участвуем в городских ярмарках — на Масленицу, например, к нашему самовару с дымком выстраивается огромная очередь. А недавно мы вышли на OZON и Wildberries. Правда, не сами, а через фирму-посредника.

На маркетплейсах работать через посредников невыгодно. Во-первых, вы не платите разово — посредник берет % с каждой продажи. Во-вторых, непонятна схема их работы — я до сих пор не знаю, как они рассчитывают этот %. В итоге это невыгодно ни производителю, ни покупателю. На такие площадки лучше выходить напрямую.

Сейчас мы продаём наши товары по всей стране. В топе — Пермь, Москва, Питер, Владивосток, Краснодарский край и ХМАО.

На одной из городских ярмарок. За кадром стоит старинный дровяной самовар – каждый желающий может подойти и угоститься горячим, вкусным чайком

Концепция. Будучи перфекционисткой по своей натуре, я всегда хотела делать идеальный продукт — от содержимого до упаковки. Поэтому у нашего производства есть 4 ключевых принципа:

  • вкус
  • польза
  • качество
  • натуральность

Это крафтовое, ручное производство. Небольшие объемы позволяют работать не в ущерб качеству и доводить до совершенства каждую мелочь. Которая и не мелочь вовсе.

Не только чай: как «иван-царевич» с «шишкой-царевной» подружились

Через пару лет мы расширили ассортимент, добавив варенье из шишек, орехи в сиропе, ягоды бережной сушки и травяные сборы. Кстати, шишки очень нежные, ещё совсем «зелёные» и тают во рту, будто ягодки, — это очень вкусно. Варенье получилось не сразу. Пришлось потрудиться, испортив не один килограмм шишек. Но оно того стоило! Его мы назвали «Шишкой-Царевной» – под стать «Ивану-Царевичу» :)

Варенье можно варить только из молодых зелёных шишек. Их сбор ещё короче — всего 2 недели в году в начале лета.

Так выглядит варенье из сосновых шишек – они маленькие, мягкие и очень вкусные

Сейчас мы экспериментируем — возможно, совсем скоро выпустим шишки в шоколаде. На прошлой неделе я уже сделала первую партию шишечных конфет и угостила друзей. Всем очень понравилось!

Что такое бизнес в деревне: прибыль, администрация и гранты

Уже в первый год работы мы вышли в плюс – продали заготовленные 250 кг чая, «отбили» кредит, а на оставшиеся деньги стали развивать производство. Докупили оборудование, построили новый цех и зарегистрировали КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) – самый выгодный режим налогообложения в России, где налог в 6% платишь только с разницы между доходом и расходом.

Небольшая часть запасов готового иван-чая и сухих трав

Грантов мы не получали. Как начинающие фермеры мы могли получить до 1,5 млн рублей на развитие бизнеса в первые полтора года. Но по конкурсу не прошли – со своим самодельным бизнес-планом у нас не получилось обойти 10 человек на место.

Зато нам очень повезло с местной администрацией! Узнав о производстве, они заинтересовались нами и всячески поддерживали – помогали с продвижением, знакомили с местными предпринимателями и связывали с нужными людьми. Для них мы были и остаёмся очень необычными. Не скотоводы, не земледельцы, а «иван-чайники».

Так мы подвяливаем иван-чай. Подвяливание листьев кипрея - один из самых важных процессов в производстве. А полный цикл состоит из 8 этапов и длится двое суток

Сейчас мы заготавливаем до 1 тонны иван-чая в год. Люди по-прежнему работают летом в сезон – ежегодно на производство мы привлекаем около 10 человек. За 2019 год наши расходы составили 1 млн рублей, а прибыль – 1,5 млн рублей. Наверное, поэтому это не бизнес, а маленькое любимое семейное дело.

Хотите изменить мир к лучшему? Начните с себя! Мы показываем своим примером, что в деревне можно не только, извините, бухать, но и заниматься хорошим делом. Здесь же всё растёт под ногами! Ты не вкладываешься в сырье – оно рядом, свежее и чистое, и его нужно только собрать. Так собери, сделай хороший продукт и дай заработать своим соседям.

Летом мы работаем без обеда и выходных – нужно собрать всё с полей на год вперед. Зато у нас много помощников!

Что будет дальше: варенье из одуванчиков, свой отдел и вкусные конфеты

Я давно мечтаю заняться производством конфет – шишек в шоколаде. Будет и варенье из одуванчиков – они уже собраны, осталось только сварить. Но только так, чтобы получилось вкусно. Иначе «не прокатит», тут без компромиссов. А ещё мы мечтаем открыть свой отдел – магазин пока не потянем, а вот небольшой отдел очень даже вполне.

Тот самый 130-летний самовар – царь всех городских ярмарок

В коронакризис всё пошло на спад, хотя больших проблем у нас не было – мы проходим как производители продуктов питания, поэтому сохранили производство. Поставки снизились на 70% – закрылись кафе и рестораны, да и людям было не до варенья из шишек. Затем наступило лето, мы погрузились в производство, и сентябрь получился хорошим – оборот сопоставим с прошлогодним.

Стильный дизайн упаковки – наша «фишка»

Наше чайное дело нас очень сплотило. Мы перестали болеть (и считаем, что во многом это заслуга иван-чая), у нас прекрасные дети, которые уже начинают нам помогать. А ещё нам по кайфу то, чем мы занимаемся. Не знаю, читают ли vc.ru те, кто живёт в деревнях, но здесь действительно можно развиваться!

Мой супруг, почётный железнодорожник с 20-летним стажем, собирает ромашки в поле и абсолютно счастлив. А местные с нетерпением ждут следующего лета, чтобы занять себя делом и неплохо подзаработать. Ни у кого нет времени на лень и алкоголь — это не унылая жизнь в провинции, а классная деревенская «движуха».

Это вся наша семья. Младшего сына мы назвали Иваном – угадайте, в честь чего :)

Рады была рассказать вам о нашем деле! Нам с супругом будет очень приятно, если вы напишете своё мнение, пожелание или критику. И мы обязательно на всё ответим — даже из своей деревни. Благодарю за внимание! Будьте здоровы!

0
145 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Che

Отец в прошлом году притаранил из водного похода 2 мешка иван-чая, до сих пор пьем, вкус специфический, но для разнообразия очень неплохо.
Удачи в развитии, а то русская деревня совсем грустная стала.

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Бородкина
Автор

Да, к нему надо привыкнуть) Зато потом становится очень привычный, как напиток на каждый день. Спасибо вам большое, Михаил! Будем стараться) И в деревне можно сделать что-то вменяемое, а не просто медленно доживать своё

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 145 комментариев
null