Как придумать сюжет и разложить историю по полочкам?

Как придумать сюжет и разложить историю по полочкам?

Писатель, особенно начинающий, может запросто попасть в ловушку своей истории, если посчитает, что для хорошей книги или хорошего сценария достаточно отличной идеи.

Идея это важно.

Но какой бы великолепной ни была идея, её запросто можно испортить посредственным сторителлингом и всякой нудятиной, не относящейся к делу.

Начинающий писатель слишком увлечен своим творчеством. Часто увлечен собой. Начинающий писатель после пары блаженных комментариев может подумать, что его будут читать за его изящный стиль, великолепный слог и необычную подачу.

Как придумать сюжет и разложить историю по полочкам?

К сожалению, это не так.

Читать его будут только если он пишет интересно. И никак иначе. Ну а если он ещё и деньги за это просит, то отклонение от “интересно”, сначала свалится на него недовольством, а затем превратится в конкретные требования - пиши, чтобы было интересно, иначе мы больше за такое не заплатим.

Ниже я расскажу о проверенной временем стратегии, которая поможет писать интересно. В основе ответа лежит конечно же сюжет. Читатель запросто закроет глаза на неправильную пунктуацию, описки, а временами и на чистейшую безграмотность (такое сейчас нередко встретишь в сети), если будет перелистывать одну страницу за другой, чтобы узнать, чем же все закончится.

Итак… Как рассказать историю интересно? Как придумать сюжет и разложить историю по полочкам?

Далее мы на конкретном примере рассмотрим, как продвинуться от идеи до полноценной структуры произведения. Как добавить ровно столько второстепенных сюжетных линий, сколько может переварить читатель. Как правильно развесить ружья и не забыть, чтобы каждое из них выстрелило в нужный момент.

Пользуясь этим методом автор всегда будет видеть ориентиры движения своей истории, почти наверняка его минует творческий кризис (причиной которому в 99% случаев является незнание, что писать дальше) и значительно увеличит шансы закончить книгу. А ведь последнее, в написании книги, самое сложное и самое важное.

Переходим к делу и конкретному примеру.

Допустим идея такая: талантливый хирург современности попадает в мир прошлого и достигает небывалых высот с помощью своих профессиональных навыков.

Как придумать сюжет и разложить историю по полочкам?

Есть от чего оттолкнуться. Но все ещё мало.

И что с того, что он достигает высот? Если мы построим историю на профессиональных способностях главного героя и не дадим читателю ничего больше, то очень скоро наша история превратится в научно-популярный рассказ для любителей хирургии.

Необходимость конфликтов

Да, конфликты это то, что по-настоящему цепляет читателя. Но прелесть и простота конфликтов в том, что их почти всегда можно придумать по ходу создания истории. Конфликт может быть сердцем вашей сцены, а может быть её побочным продуктом.

Например, из-за ссоры с помощником наш хирург допускает ошибку и важный пациент умирает, что становится поворотным моментом нашей истории. Или другая ситуация - наш герой заканчивает операцию удачно, но все три часа, пока она длится, он исправляет ошибки и ругается с помощником, который хочет подставить хирурга. Во втором случае сюжет не меняется, потому что ничего страшного не случилось, но сцена была живая и напряженная, потому что в ней присутствовал конфликт.

Когда ты знаешь о чём писать, ты всегда можешь придумать конфликт для своей сцены, чтобы сделать её живой и интересной.

Но совсем по-другому обстоят дела со второстепенными линиями.

Именно с помощью второстепенных линий мы рассказываем и показываем разные стороны характера и поведения нашего героя. Именно с помощью второстепенных линий мы в конце концов покажем изменения, которые произошли с нашим героем за время его приключений.

А ещё второстепенные линии нужны, чтобы отвлечь читателя или зрителя. Дать ему передышку. Бесконечный поток в нашем случае “чудесных” операции хирурга, рано или поздно надоест, какими бы изощренными методами он не пользовался. Основную сюжетную линию всегда подкрепляют второстепенные.

Но как выбрать подходящие второстепенные линии? Вариантов бесконечное множество, какие будут работать а какие нет?

Один из способов создания структуры истории описал в своей книге “История на миллион долларов” Роберт Макки. Именно о нём мы и поговорим.

Как придумать сюжет и разложить историю по полочкам?

На этапе создания произведения, чтобы не свернуть не на ту дорожку, можно определить основные вехи и пути развития. А ещё лучше - сразу связать их с глобальными конфликтами.

Глобальные конфликты

Глобальные конфликты - это то, на чем будет держаться наша история. И хорошая новость… Их всего три!

В своей книге Макки выделяет три основных глобальных конфликта:

  • Внешний конфликт - как правило это конфликт между героем и главным злодеем. Или в отдельных случаях это конфликт между героем и внешними силами, такими как общество, природа или технологии. Внешний конфликт главенствует в боевиках, фэнтези, приключениях, катастрофах, экшенах и т.п.
  • Внутренний конфликт - конфликт, происходящий внутри персонажа. Борьба между противоположными желаниями, ценностями или убеждениями. Например, герой может испытывать внутренний разрыв между желанием добиться успеха в карьере и необходимостью заботиться о семье.
  • Личностный конфликт - конфликт между двумя персонажами, который возникает из-за различий в интересах, целях или характерах. Часто личностный конфликт связан с любовной сюжетной линией.

И дальше самое прекрасное… Под каждый из конфликтов мы можем придумать сюжетную линию. Или наоборот - подвести придуманные сюжетные линии под глобальный конфликт.

Внешний конфликт

Наш хирург попал в мир прошлого. И разумеется, он хочет вернуться обратно. Предположим, что такой способ имеется, ведь как-то же он попал в мир прошлого. Но чтобы вернуться ему нужно раздобыть фуру золотых слитков, мешок бриллиантов или пожертвовать богу перемещений сердце императора. Всё это не особо важно. Важно, что у него есть цель, а на пути достижения этой цели появляются препятствия.

Так мы определим внешний конфликт и связанную с ним сюжетную линию. В нашем случае внешний конфликт - это стражники, которые его не взлюбили, или местное сообщество лекарей, которым не нравится новоприбывший выскочка, или надвигающаяся война, которая может положить конец его стремлению получить необходимое.

Личностный конфликт

Далее перейдём к личному конфликту. Этот конфликт чаще всего описывает любовные отношения, но не обязательно. Это могут быть дружеские отношения, отношения родителей и детей, братьев и сестер. И так далее.

Допустим наш герой был самовлюбленным мудаком, который спускал свою огромную зарплату хирурга (нет) на молоденьких медсестёр, затаскивал их в постель, а потом бросал. Что ж… Подкинем ему замужнюю женщину, которая ведет себя в новом мире также, как он вел себя в своём. И если на первых порах обоих такая связь устраивает, то потом у нашего героя начинает что-то ёкать, и с каждым днём ему всё тяжелее вылезать из её теплых объятий.

Всего лишь две линии, но наш герой раскрывается с абсолютно разных сторон. И это именно то, что нам надо. Так мы больше расскажем читателю о нашем герое. И у нас появится больше граней, чтобы показать, как наш герой изменился за время своих приключений.

Внутренний конфликт

Для полной картины остаётся добавить внутренний конфликт. Это может быть старая врачебная ошибка, которую допустил герой, и которая может влиять на его решения в новом мире. Может быть его увлечение психотропными веществами (привет Доктор Хаус), которое он давно поборол, но сейчас из-за легкой доступности к дурманящим травам, у него снова появляются желания. И так далее.

Несколько взмахов пера и мы получаем крепкий каркас истории, на который можно нанизывать конкретные сцены:

Как придумать сюжет и разложить историю по полочкам?

Прекрасным бонусом такого подхода служит то, что размышляя над сюжетной линией, ты заранее понимаешь, в каком направлении думать. Ты как бы ограничиваешь себя конкретной проблемой героя и не думаешь не о чень другом. Это позволяет тебе сосредоточиться именно на этой проблеме или сюжетной линии. Будто ты пришёл в магазин со списком и точно знаешь, что тебе нужно положить в корзину.

И так у нас есть три сюжетных линии, а это уже крепкий фундамент для нашей истории. Теперь у нас есть чем удивить читателя, а заодно отвлечься самим. Лично для меня переключение на другую сюжетную линию - это всегда глоток свежего воздуха, потому что драйв одной сюжетной линии рано или поздно начнёт затухать.

В идеале, хоть и не обязательно, но на этапе создания сюжетных линий хотя бы примерно представлять, чем каждая из них закончится. Скорее всего, они поменяются и ни один раз, но у вас будет четкий маршрут, который лишь останется наполнить сценами и получить, допустим, такой результат:

Как придумать сюжет и разложить историю по полочкам?

Посмотреть еще один пример построения структуры истории, а также поиграть с приложением, которое я использовал для демонстрации, можно здесь - StoryHub

22
Начать дискуссию