Как мы создали онлайн-супермаркет для ПИФов
«Финансовая платформа» – площадка, где можно купить паи инвестиционных фондов. Рассказываем, как возник проект и почему внедрение открытой архитектуры продаж – это революция для российского рынка коллективных инвестиций.
Сегодня «Финансовая платформа» – это маркетплейс, где можно приобрести паи полусотни инвестиционных фондов от 13 различных управляющих компаний (УК). Проект стартовал три года назад. Изначально он задумывался как сервис для УК, которые по разным причинам не собирались самостоятельно развивать направление онлайн-продаж, но при этом хотели иметь современные каналы для привлечения и обслуживания клиентов.
Уже тогда было очевидно, что финтех набирает обороты, и за онлайн-дистрибуцией финансовых услуг – будущее. Потребитель привык решать многие задачи в этой сфере онлайн, оценил, насколько это легко и удобно.
Сегодня мы готовимся к перезапуску в формате 2.0 – самое время подводить первые итоги. Думаем, что наш опыт будет интересен для инвесторов и полезен тем, кто запускает стартапы в финансовой сфере.
Новая открытость – новая выгода
Внедрение открытой архитектуры продаж фактически стало революцией для рынка ПИФов. В этом нет преувеличения. Управляющие компании привыкли тщательно оберегать свою клиентскую базу. Идея, что можно выставить свой продукт на продажу рядом с предложением от другой УК, создать условия для перетекания клиентов и их средств туда-сюда, была для многих не то, что новой, а просто немыслимой.
Суммировать преимущества
Сама возможность собирать в одном портфеле паи фондов от разных управляющих компаний оказалась супер-фишкой «Финансовой платформы». Для рынка акций формировать портфель из разных активов – это норма, но для ПИФов это не так.
В принципе каждый паевой фонд – это уже готовый портфель, управляющий подбирает активы таким образом, чтобы одни подстраховывали другие от ухода в минус, и общая доходность сохранялась. В этом и заключается смысл инвестиций в ПИФы. Но возможность собирать портфель из портфелей и суммировать преимущества разных фондов, которую может дать только финансовый супермаркет, оказалась очень ценной.
ПИФы – альтернатива вкладам
Заметный рост на рынке коллективных инвестиций начался в 2019 году, когда Банк России начал методично снижать процентную ставку, а банки – проценты по депозитам. Вкладчики задумались об альтернативе.
Интерес к ПИФам закономерен. Инвестфонды имеют свои особенности, и их ценность для массового инвестора – огромна:
- ПИФы входят в тройку самых надежных инструментов на российском рынке (вместе с банковскими вкладами и облигациями),
- Их деятельность вдоль и поперек «зарегулирована» государством,
- ПИФы – удобный способ для создания крупных и долгосрочных накоплений (например, на пенсию, образование детей),
- Это идеальный инструмент для непрофессионального инвестора (тому пример – успех инвестфондов во всем мире).
«Финансовая платформа» 2.0
Сегодня очевидно, что в ближайшие годы IT-технологии в финансовом секторе будут развиваться по пути создания онлайн-агрегаторов. Очень скоро участие в маркетплейсах станет для финансовых компаний и обычной практикой, и условием дальнейшего развития. А с точки зрения клиентов – еще и дополнительной гарантией того, что с этими инструментами в принципе можно иметь дело.
1. Так как создали-то?
2. В чём смысл цифр 2.0?