{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как мы сделали стартап по аренде power банков в Норвегии

Chargo — стартап из Норвегии по аренде павер банков Artjoker

Случалось ли с вами такое: ваш телефон разряжается и вот-вот отключится, а вы в совсем незнакомом для вас городе. Как быть? Покупать новый телефон? Это маловероятно. Идти в ближайшее кафе и договариваться с администрацией о том, чтобы ваш телефон поставили на зарядку? Возможно, но хлопотно. Норвежский стартап Chargo решает эту проблему с помощью аренды power банков. И найти ближайший из них можно с помощью мобильного приложения.

О клиенте:

Chargo — стартап из Норвегии по аренде павер банков, офис базируется в городе Осло. Мы в Artjoker сотрудничали с клиентом в рамках разработки мобильного приложения для быстрого поиска станций зарядки.

Как стартовали работу?

Клиента мы нашли в рамках роад шоу в Осло. Мы договаривались с рядом компаний о деловых встречах, чтобы обсудить, чем мы можем быть друг другу полезны. Так сложились карты, что клиент как раз искал компанию, которая сможет создать быстро и качественно приложение для его стартапа. А мы как раз были открыты к новым проектам!

Проект заходил в сжатые сроки. Буквально за 2 недели мы договорились о старте и ворвались в написание кода.

На момент старта, клиенту нужна была только фронтенд разработка. Но сразу после первых дней работы стало ясно, что скоуп явно недооценен, и необходимо привлекать бэкенд-разработчика для написания прослойки между хардверной API и мобильным приложением.

Был привлечен дополнительный разработчик, который взял на себя разработку middleware, и создал условия для нормальной работы front-end разработчиков.

Начали мы с написания и согласования технической документации по этой самой прослойке, затем обсудили, какая часть информации берется из CRM, какая от middleware, и какая от платежной системы. К слову, позже было принято решение максимально перейти к единому источнику информации — middleware.

Технологический стек приложения состоял из React Native (фронт) и Node.js (бэк):

  • React Native мы выбрали, так как нужен был старт сразу на двух платформах, а этот фреймворк отлично закрывал все потребности приложения. Мы столкнулись с некоторыми проблемами при отображении маркеров на карте, но изменение библиотеки помогло решить этот вопрос.
  • Node.js выбрали, так как речь шла о большом количестве подключений к базе данных, нужна была гибкость и производительность системы, что и решается с помощью этой технологии.
Технологический стек приложения - React Native (фронт) и Node.js (бэк) Artjoker

Челленджи с которыми столкнулись

Из того, что осложняло работу командам — много заинтересованных сторон. Дизайн рисовала одна компания, CRM использовали от другой, также была хардверная компания из Китая, и мы, как разработчики. Плюс сторона непосредственных заказчиков приложения, на стороне которых не было СТО, что создало путаницу по зонам ответственности. Итого, имеем пять сторон, каждая из которых безусловно хочет быть услышанной и понятой.

Для решения проблемы, договорились о том, что:

  • Будут еженедельные созвоны менеджерского состава всех сторон
  • С Китаем создаем создании чат (оказалось, что в WeChat могут заблокировать без указания причин)
  • Со стороны Китая выделяется менеджер, который доступен в рабочее время разработки, и отвечает на все вопросы, а инженеры внедряют задачи на следующий день
  • Обсудили с заказчиком процедуру сбора требований и подтверждения задач в работу с обязательной оценкой и входом в range “от — до”

Сложность возникла еще и с созданием тестового окружения, которую в итоге решили. Договорились с инженерами из Китая о создании дополнительного адреса с их стороны, и выделили часть тестового оборудования, которое подключили к нужному адресу. Таким образом, удалось создать независимое тестовое окружение, но в приложении приходилось вручную менять настройки тестового и реального окружения.

Из интересного — большая часть работы по проекту припадала на январь-февраль 2020 года, а так как наши партнеры по хардверу находятся в Китае, то последствия пандемии COVID-19 дали знать о себе еще тогда, когда остальная часть мира относилась к вирусы скептически. Сначала мы долго ждали празднования Китайского Нового Года (его отмечают 2 недели), а потом был простой в неделю из-за тотального карантина.

При этом, публикация в Apple Store прошла в очень сжатые сроки. И в конце февраля приложение было опубликовано. Сразу после релиза мы продолжили работы по улучшению и добавлению новых фичей. В течение 2-3 недель опубликовали новую улучшенную версию. У приложения было несколько десятков скачиваний, и несколько платных аренд. После этого был объявлен мировой локдаун, и работы приостановились на несколько месяцев.

Мобильное приложение Chargo Artjoker

После выхода из карантина мы продолжили работы и развитие проекта, до тех пор, пока у продукта не появилась своя команда разработчиков с выделенным СТО.

Что в результате?

Chargo — это по факту IoT приложение. Разрабатывая его, мы активно взаимодействовали с hardware прошивкой станций. Кроме этого, мы работали с платежным сервисом, бэкендом заказов и пользователей, а также с middleware — промежуточным слоем, который работает непосредственно с приложением.

Любая задача по зубам команде, у которой есть четкая цель и поддержка от клиента. Во время общего взаимодействия мы решили множество сложных вопросов, и в итоге сделали отличное приложение, которое достаточно простое с точки зрения UX, но технологически сложное. Были учтены интересы ряда стейкхолдеров. Также, в очередной раз убедились в том, как важно изначально проговаривать все ожидания заказчика.

Интерфейс мобильного приложения Chargo Artjoker
0
7 комментариев
Написать комментарий...
Варвара Артемьева

Может я чего-то не понимаю. Зачем арендовать павербанки если они стоят в принципе не дорого, тем более в Норвегии?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

В том момент когда у тебя разрядился телефон, рядом можете не оказаться магазина с продажей павербанков

Ответить
Развернуть ветку
Варвара Артемьева

Так а почему нельзя просто сделать на улицах станции для подзарядки какие-то? 

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Можно и станции подзарядки сделать) создатели этого стартапа пошли другим путём - сдают в аренду павербанки. Этот подход не требуют стоять около станции подзарядки

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зубов

Еще момент, что когда ты его купишь, он может оказаться разряженным

Ответить
Развернуть ветку
Роман Катеринчик
Автор

Удобство в том, что пользователь экономит невосполнимый ресурс - время.

например:
в кафе может не быть повербанка, ты не знаешь где их купить, а в приложении ты можешь увидеть все станции зарядок, которые поблизости.

Модель достаточно распространенная. В Москве, кстати, тоже есть подобный сервис (и не один). Например, "Бери заряд".

Ответить
Развернуть ветку
Crosman

У нас в кафе давно уже стоят

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда