{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как вырасти децентрализованному рынку хранения данных?

Google, Amazon, Apple, DropBox, FileCoin, Sia, Storj, DeNet делят между собой рынок хранения данных, описываем историю и вступление в конкурентную гонку децентрализованных сервисов.

Также отвечаем на вопрос, почему самостоятельное файловое хранилище созданное на блокчейне не имеет экономической целесообразности. И почему у DeNet все по-другому?

Идея децентрализованного хранения лежит на поверхности достаточно давно, однако начиналась она скорее не со способа хранения, а способа получения доступа к контенту, тяжелому контенту.

2 июля 2001 года - В этот день был представлен протокол BitTorrent!

Основной проблемой в то время являлось дороговизна обслуживания сервера, который мог бы предоставить доступ тысячам пользователей одновременно одного файла или целого архива данных. Сам по себе Torrent - это протокол, протоколы не монетизируются напрямую и не создают денежную экономику. Узлы сети Torrent содержатся на взаимной выгоде “скачал - дай скачать другому”.

Но Torrent, это скорее не первое изобретение способа доставки контента дешевым путем. Torrent это своеобразный ограниченный, но в тоже время безопасный с точки зрения защиты подмены данных по умолчанию CDN.

Конец 1990 - Тогда был придуман термин CDN (Content delivery network) - благодаря CDN - видео на YouTube может быть загружено тысячами пользователей без задержек в разных уголках планеты. В отличии от torrent, узлы CDN поддерживают частные компании, которые в свою очередь либо напрямую, либо косвенно монетизируют контент.

Прямая монетизация Torrent / CDN

Torrent и CDN решают одну проблему - способ доставить данные до конечного пользователя - один из которых делает это условно бесплатно, второй обеспечивается за счет коммерциализации контента.

Конечно, такие проекты как Wikipedia тоже используют CDN, и не коммерциализируют контент, однако не стоит забывать, что за его поддержку все равно платят - те, кто ежегодно жертвуют деньги на поддержку википедии. Можно подумать, что на YouTube многие ничего не платят, но сам YouTube точно также оплачивает услуги CDN.

В Torrent на самом деле бесплатно уже давно просто так ничего не попадает, часто коммерческие “взломанные” программы/игры комплектуются вирусами, слитые в сеть фильмы наполнены рекламой - за которую также заплатили. С музыкой все сложнее, поскольку ее уже может загрузить абсолютно любой пользователь. Несмотря на то, что torrent кажется бесплатным способом скачать данные, за него все равно платят, как тот кто раздает, так и пользователи которые скачивают - это просто плата за ваш интернет, даже если он безлимитный.

C первых дней появления интернета появилась потребность хранить/переносить имея доступ в сеть.

Таймлайн появления основных компаний на рынке хранения

  • 1983 год - CompuServe начал решать проблему хранения данных в “облаке”, предоставляя возможность загрузить файлы/документы на сервер.
  • 1994 год - PersonaLink Services от AT&T - онлайн-платформу для личного и делового общения и предпринимательства.
  • 2005 - Появление на рынке MegaUpload
  • 2006 - Появление Amazon AWS S3
  • 2007 - Появление на рынке OneDrive
  • 2008 - Появление на рынке DropBox
  • 2011 - Появление на рынке iCloud, Amazon Drive
  • 2012 - Появление на рынке Google Drive, Yandex Disk
  • 2013 - Появление на рынке Mega

Вышеперечисленные продукты можно назвать децентрализованными с точки зрения географии хранения данных, компании имеют собственные сервера на каждом континенте планеты и в тоже время они являются централизованными с точки зрения доступа к этим данным. Текущая часть самая важная, для понимания того, что происходит и происходило на рынке.

Все компании выросли и масштабировались за счет прямой монетизации и заинтересованной стороны в привлечении пользователей. Самыми сильными стали те, кто смог охватить как можно больше сегментов на рынке.

Как у них это получилось и почему это получилось не у всех?

В чем особенность каждой бизнес модели?

Стоит отметить, что Google Drive - это приложение от Google, которое использует собственные дата центры, и помимо всего прочего продает мощности своего дата центра и в других приложениях, как напрямую так и косвенно

iCloud Drive - Как бы бесплатно получает новых клиентов, когда те начинают пользоваться техникой Apple, дополнительно, предлагает пользователям хранить все данные со всей экосистемы у себя в облаке (документы, фото, резервные копии устройств). Сначала пользователи получают бесплатно 5 GB, спустя непродолжительное время место заканчивается, и пользоваться экосистемой Apple становится не очень удобно, в этот момент обычный потребитель начинает платить за все бесплатные приложения через данную услугу.

Apple не продает вам Keynote, numbers, Заметки, Контакты. И казалось бы их стоимость уже заложена в ваш iPhone, mac, ipad, но нет. Пользоваться продукцией Apple выпущенной в 2011 году можно даже сейчас. И именно в тот момент, когда вы превышаете лимит облака, вы начинаете платить за весь “бесплатный встроенный софт”. Такой подход позволит выпускать обновления для всех пользователей, которые уже покупают новые устройства. Как мини итог - пользователя заставляют просто хранить хоть какие-то данные в icloud и рано или поздно превысить бесплатный лимит.

Поэтому, iCloud Drive - не стоит воспринимать исключительно как самостоятельный продукт, это в каком-то смысле монетизируемый узел на который завязаны многие пользовательские сервисы Apple. Бизнес модель продумана на долгие годы вперед.

DropBox - Самостоятельный сервис, который начал решать проблему удобного хранения данных в облаке, предоставив пользователям доступ к облаку через webdav и собственный клиент. Бизнес модель была актуальна в момент запуска и последующие годы, пока не появилось с десяток конкурентов на этом рынке. Вам дают бесплатное удобное хранилище, у вас заканчивается место - вы платите. DropBox запускала в голубом океане, когда конкурентов можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Amazon Drive - подобно Google Drive, используют собственные дата центры AWS, и как приложение для хранения данных ничего уникального в себе не несет. Бизнес модель точно такая же как у DropBox, у Amazon есть также пользовательские сервисы аналогично работе Apple с iCloud, однако нет такой же мощной базы зависимых от них пользователей,

Что такого сделали в Amazon, чтобы попасть в данную таблицу сравнения? По сути - тоже, что и google, только немного раньше - AWS S3 - файловое облако, но не для обычных пользователей или предпринимателей, а для приложений. AWS S3 позволило разработчиком приложений не задумываться над содержанием собственных серверов для хранения данных получив косвенную монетизацию со всех приложений использующих AWS S3. Это значит, что когда кто-то использует приложение частного разработчика или компании которая использует AWS S3, он повышает капитализацию не только частного разработчика, но и AWS S3 в целом. И если в iCloud Drive для этого потребовалось создать несколько приложений и замкнуть их в экосистеме Apple, то для AWS S3 стояла другая задача - собрать как можно больше разработчиков, которые будут создавать приложения внутри экосистемы Amazon. Когда растет количество пользователей у частного разработчика или компании использующего Amazon, растет спрос на услуги Amazon - а значит и капитализация компании. Это одна из причин длительного роста Amazon, ведь когда растет интернет - растет Amazon, когда все камеры начинают снимать в 4K, и загружать все большие объемы данных в различные приложения - растет стоимость Amazon. Чем круче устройства, тем больше весят данные, чем больше создается устройств - тем больше хранится данных в сети - тем дороже становится Amazon как компания. По этой причине, на текущий момент, держатели всего интернета Amazon.

Вместе с ним и растут схожие сервисы в централизованной среде. У Amazon помимо S3 есть еще куча сервисов для разработчиков, которые предоставляются по модели - немного бесплатно - потом платите, таким образом Amazon забирает к себе уже на раннем этапе потенциально гигантские по объему хранимых данных компании.

Раньше было удобно просто держать или арендовать сервер, но эпоха гостевых книг ушла, с приходом интернета и интернета вещей в массы для современных приложений необходимо разделять потребление мощностей на микросервисы. Хранение и вычисления - в разных местах, зачастую вычисления делаются на стороне клиента, а правильность данных сверяется перед сохранением там, где это возможно.

По схожей с Amazon историей Ethereum взорвал блокчейн рынок, предоставив удобные смарт контракты. Капитализация ethereum растет с каждым новым приложением в сети, и точно также, как вначале давался почти бесплатный доступ к размещению своего приложения (контракта). Сегодня мы видим картину, как стоимость одной транзакции выросла до такого уровня, что просто разместится приложения в блокчейне эфириума становится невыгодно (пока не оптимизируют). Есть большая разница между Amazon и Ethereum в том, что сеть, появилась на инвестиционные средства и не имеет прямой монетизации для разработчиков.

Почему рынок будет расти дальше?

  • Рост IoT, чем больше IoT, тем больше разных типов данных генерируется ежесекундно.
  • Рост памяти в смартфонах (чем больше данных человек хранит в смартфоне, тем больше данных ему нужно резервировать в облаке). Видео в 4к, фотографии высокого качества и музыка имеют приличный объем данных на единицу данных, что в свою очередь занимает все большее пространство
  • Облачное хранение, это больше не просто хранение - это неизбежный узел системы который замыкает на себе все - Работу с документами уже давно стала привычной для многих в “облаке”. Каждый новый документ, это увеличение общей капитализации рынка облачного хранения
  • Каждое новое приложение - это увеличение общей капитализации рынка облачного хранения
  • Каждая новая единица контента в любом приложении - это увеличение общей капитализации облачного хранения

С какими проблемами сейчас сталкиваются децентрализованные файловые хранилища?

  • Большинство решений для хранения данными реализовывают свой блокчейн, без возможности работы со сторонними токенами, что делает пользователя максимально зависимым от стоимости токена
  • преимущественно используется сеть ethereum для DAPP, что делает работу между разными приложениями более удобными, в то время как самостоятельные сети не могут взаимодействовать с общей экосистемой Dapp приложений, либо требуют создания отдельных платежных каналов
  • Рынок хранения - это замыкающее на себе звено общего рынка приложений. Ни одно решение не сможет составить конкуренцию существующим централизованным решением только лишь наличием шифрования на стороне клиента - необходимо также поддерживать связь между приложениями и замыкать все облако на себе
  • В Централизованном мире - большие комиссии для разработчиков приложений (AppStore, GooglePlay) до 30%
  • Единственный способ монетизации бесплатных или open-source приложений - реклама / пожертвования

Сегодня на блокчейн рынке существуют такие игроки как Sia, FileCoin, Storj, в своей основе они составляют конкуренцию DropBox, в чем большого экономического смысла нет. Содержание собственных блокчейнов, высокая стоимость входа клиента как пользователя делают данные решения сложнорастущими и сложно масштабируемыми. И если DropBox зашел на рынок одним из первых, то выход одним из первых на децентрализованный рынок не дает такого же драйвера стоимости сопоставимого с тем временем, когда появился DropBox, Mega, Google Drive, Yandex Disk и прочие централизованные компании. Возможно в какой-то момент времени они будут дешевле, но в то же время неудобными, поскольку каждый пользователь Sia, FileCoin зависит от их токенов и требует наличие платежного моста между сетями.

Для того, чтобы децентрализованному хранилищу выйти на рынок и иметь шансы на успех, необходимо решить вышеперечисленные проблемы, тем самым предоставить полную альтернативу в свободном рынке.

Если говорить простым языком, DeNet - это Amazon в децентрализованном рынке, DFILE (DeNet.Storage) - это AWS S3. Путем привлечения первичных инвестиций мы привлекаем разработчиков к переходу в децентрализованную свободную среду. В нашей сети в том числе в качестве майнеров могут участвовать существующие любые дата центры и расти вместе с тем, как растет экономика Интернета.

DeNet также не привязан к собственному блокчейну и работает в сети Ethereum с поддержкой сторонних L2 сетей, первая интеграция с ZkSync.

В DeNet, любой разработчик приложения в том числе OpenSource может монетизировать свое приложение точно также как это делает iCloud Drive от каждого пользователя и от каждого файла. Каждый файл генерируемый приложениями и само приложение увеличивают рынок хранения данных.

Сейчас на рынке растут четыре гиганта - Apple, Amazon, Microsoft. Google, со своими недостатками.

Всех приглашаем на гонки с Apple, Amazon, Microsoft и Google, по хранению данных, настоящее развитие которого возможно только начинается!

0
5 комментариев
Александр Кузьмин

👍

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Khaspulatov

DENET!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Галкина

Интересно и познавательно

Ответить
Развернуть ветку
Адам Дзагиев

👍👍👍👍

Ответить
Развернуть ветку
Тоха

👍👍👍

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда