{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Опыт Bazar: 3D меню в дополненной реальности

Привет! Спустя некоторое время после старта хотим рассказать о нашем проекте 3D меню в дополненной реальности (AR) для ресторанов и баров и поделиться видением того, куда это всё может прийти.

Идея

Когда мы, используя некоторый опыт в создании приложений с AR, начали думать, в каких отраслях 3D модели на экране смартфона нужнее всего, еда, мебель и одежда появились практически сразу.
В ходе анализа решений и сложностей в этих трёх отраслях мы обнаружили, что для мебели и товаров 3D модели в AR уже внедряют Amazon и Ikea (оба - через свои приложения). Плюс покупка мебели происходит не так часто, поэтому предположить, что человек может полностью довериться смартфону в этом вопросе, было бы опрометчиво.
Для примерки одежды требуется реконструкция фигуры человека и последующее наложение модели с поправкой на руки, шею и торс как минимум. Да, интернет-магазины очень любят примерку обуви и 3D фото одежды (Lamoda, Aliexpress, Wildberries), но сходу создавать подобное приложение не хотелось.
А вот еда оказалась удивительно доступной при всей вероятной пользе для ресторана. Возможность показать блюдо с разных сторон, подписать компоненты прямо на модели и дать клиентам поиграться с 3D меню в условном Instagram - будущее меню в дополненной реальности смотрелось очень ярко.

Пример 3D модели в AR: фалафель с подписями компонентов.

По мере того, как способы создания 3D моделей становятся всё доступнее - мы будем наблюдать как даже вопрос производства большого количества позиций будет решаться всё быстрее.

Продукт

Мы провели опрос среди посетителей ресторанов и выяснили, что как минимум несколько случайных людей сталкивались с несоответствием размера / внешнего вида блюда c ожиданиями. Опрошенных мало, но 100% попадание позволяет предположить, что проблема существует. По фото и, тем более, тексту сказать о блюде можно не так много: упустить детали, ограничиться определёнными ракурсами и местом, ошибиться в пропорциях. Кстати, Google-форма с результатами опроса открыта. Приглашаю пройти и воспользоваться статистикой для своих исследований.

Опрос посетителей ресторанов в Google Forms

Наш идеальный клиент - менеджер ресторана, который в информационную постковидную эпоху вынужден бороться за внимание пользователей в соцсетях с сервисами доставки, по возможности не давая посетителям физическое меню из соображений безопасности.
Также для нас важно работать с кулинарами, которые создают торты и десерты на заказ и продвигаются в соцсетях. Именно для таких творцов не существует понятия "показать слишком много", и подробная передача деталей в 3D с дополнительными эффектами пойдёт только в плюс.
Собственно, на основе этих соображений мы создаём 3D модели блюд по видео для ресторанов и кафе. Затем добавляем модели в соцсети и веб с поддержкой дополненной реальности. Это повышает интерес посетителей и несёт им возможность подразнить свой аппетит, сделав впоследствии заказ именно в данном заведении. И ещё раз, и ещё.

Для создания реалистичных 3D моделей нами используется технология фотограмметрии. Её главный механизм - нахождение похожих точек между двумя соседними изображениями и вычисление положения одного кадра относительно другого. Затем по получившемуся массиву воссоздаётся 3D модель и накладывается текстура из видео. Главный конкурент - LIDAR, который хоть и является специальным сенсором, но существенно ускоряет процесс. И, вероятно, появится в большинстве смартфонов достаточно скоро. Поэтому необходимо строить ценность не только вокруг самой технологии.

Рынок

Оборот ресторанов, кафе и баров в России составил 1656 миллиардов рублей и вырос на 5% в 2019 году по данным Росстат. Так, за 2019 год в одной только центральной части Москвы открылось как минимум 160 новых ресторанов и кафе. Тем не менее, в рейтинге "количество заведений питания на душу населения" Москва занимает 31 место с показателем 24.5 места на 100 000 людей. Лидеры: Сеул, Токио и Лиссабон со значениями 848, 1099 и 1256(!) соответственно. Так что есть, куда расти.
По понятным причинам сейчас рынок находится в нокдауне, но питаться с удовольствием люди не перестанут, а потребность выбирать еду интересно только возрастёт в условиях недостатка впечатлений на самоизоляции.

Подобная инициатива - не первая среди зарубежного и российского рынков, и её проводников условно можно разделить на две категории:

1) AR-oriented студии. Как правило это команда разработчиков на все руки, которая предлагает приложение "под ключ". Несмотря на похожие формулировки и идею, фокуса на дальнейшем продвижении AR меню как своего продукта у них обычно нет. Главный вопрос - как довольному клиенту-ресторану убедить нового пользователя установить специальное приложение, такая модель не решает.

2) Ресторан-oriented компании. Они, в свою очередь, "подключают" рестораны к своему приложению, отснимая позиции и добавляя в меню. Это даёт сетевой эффект, но задача удержания пользователей в приложении, которым они воспользуются в 1-2 ресторанах на старте, тоже не так проста. А необходимость проводить съёмку фактически лишает рестораны возможностей для эксперимента: либо оцифруйте сразу много, либо переплачивайте за организацию.

Команде Bazar ближе вторая модель, поскольку единое приложение-меню для всех заведений несёт определённое удобство даже без применения AR. Но прежде чем выходить на рынок, где рестораны и кафе поверить не могут, что раньше обходились без 3D моделей блюд, нужно этот рынок создать. И тут на помощь нам и нашей бизнес-модели приходят соцсети.

Продвижение и монетизация

Уже сейчас Instagram, Facebook и, конечно, Snapchat обладают функционалом демонстрации AR фильтров. А в Инстаграме загруженные фильтры так удобно соседствуют с фото, что даже поверить трудно, что о такой возможности знают немногие. 3D модели в фильтрах в соцсетях позволяют большому числу подписчиков развлечься, ресторанам - легко встроить новую фишку в маркетинговую стратегию и оценить отклик, а Bazar - показать новым людям преимущества выбора блюд в 3D.

Вкладка "Фильтры" в Instagram находится рядом с каталогом фото для любого профиля

Поэтому наша монетизация - платное создание 3D моделей блюд по видео с интеграцией в соцсети и веб. Первые кулинары (как раз Instagram-based) уже попробовали фильтр у себя в профиле и имеют доступ к статистике просмотров каждой позиции. Такие опыты создают необходимый переход в сознании клиента от полного непонимания преимуществ 3D визуализации к сформированному желанию перенести меню целиком в отдельное приложение по соседству с другими ресторанами. А компания имеет возможность расти и зарабатывать.

Планы

Сейчас мы базируемся в Москве и придерживаемся романтичного принципа noodle-startup - деятельности в области самоокупаемости. Это позволяет нам вовремя реагировать на сигналы рынка и чётко осознавать, как должна развиваться команда при росте клиентов и числа заказов. Хорошим моментом для поиска инвестиций для нас будет являться большое количество крупных заказов от ресторанов (>10) и понимание, что вручную выполнять их уже слишком неэффективно, а нужно разработать единое меню с автоматизированным созданием 3D моделей блюд.

Команда Bazar верит в будущее ресторанной AR индустрии и была рада поделиться эпизодом из его создания с вами. Пишите в комментарии, что в процессе выбора блюда больше всего цените вы и как, по-вашему, будет развиваться эта область. Спасибо за чтение и успехов!

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Семён Фаст
Автор

Спасибо! В том же Facebook, если не ошибаюсь, реализован рекламный кабинет с поддержкой AR постов. Хороший стрим для ресторанов и маркетов, которые продвигаются там👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Семён Фаст
Автор

Плюс. Думаем сейчас в том числе, какие вещи можно сделать на 3D модели, но нельзя на фото. Пока кажется, что подпись компонентов (как на видео с фалафелем) - главное преимущество, потому что реализовывать подобное на фото не очень удобно с точки зрения дизайна.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Семён Фаст
Автор

Проблема пользователя, полагаю - недостаток информации о блюде, которое он заказывает. Это может включать размер, внешний вид компонент, пропорции, общая подача. В том числе и состав. Тут фокус идёт на предоставлении информации о структуре и внешнем виде.
В продакт-менеджменте сейчас начинаю разбираться, буду рад услышать другие гипотезы по поводу проблем, которые испытывает посетитель ресторана при выборе блюд.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрен Норов

Ниша не занята, весьма перспективно, можно было бы пойти путём сервиса онлайн-конструктора по подписке для постоянных клиентов или фиксированной платы за один проект. И не только специализироваться на меню, но и на любых товарах. Лет 7 назад помню был плагин для wordpress- woocomerce который позволял сделать 3D модель товара и крутить его по разному для просмотра, всего лишь загрузив в него несколько картинок. А с сегодняшними нейросетями сдающимися в аренду или готовыми скриптами на питоне и на своих мощностях вполне можно всё автоматизировать и превратить в онлайн сервис.
В европе уже есть такие меню и каталоги товаров, при этом нужно всего лишь навести смартфон на QR код  и автоматически за пару секунд устанавливается небольшое приложение, это к слову как заставить клиентов скачать приложение.
Занимайте нишу в РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Семён Фаст
Автор

Про реализацию на wordpress не знал, спасибо. Автоматическое создание - это очень привлекательный стрим, потому что ручная съёмка стоит дорого в плане времени и множества согласований. Алгоритмы с нейросетями на питоне будем смотреть в скором времени, сейчас используем готовый софт. В e-commerce нужно с нишей определиться: как раз сложности в том, что многие магазины уже реализуют это, хотя мы бы попробовали поработать и с другими товарами.
С QR-кодами идеальный кейс: личный кабинет и возможность любому оттуда распечатать и положить на стол код у себя в ресторане с доступом к меню в самом приложении.
Благодарю, будем развиваться!

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда