Как сеть доставки роллов «Ёбидоёби» рассказала о себе 28 миллионам россиян

История красноярской доставки суши и роллов – от одной точки до федеральной сети с выручкой более 400 млн рублей в год.

Константин Зимен и Дмитрий Прадед

Привет, на связи Костя Зимен и Дима Прадед. В 2016 году мы основали скандальную сеть доставки суши и роллов «Ёбидоёби». За это время мы открыли по франшизе 29 точек доставки в 23 городах страны – от Калининграда до Владивостока.

Одна точка в Казахстане откроется в конце года. Дальше – европейский и американский рынки. В статье расскажем, как мы сделали бизнес на забавных названия, судах с ФАС и качественных продуктах.

Скандальное название как способ привлечь внимание

Первым вариантом названия было словосочетание «Имбирный день». К счастью, судьба решила иначе.

Однажды вечером мы сидели в кальянной и в шутку решили заглянуть в русско-японский словарь 1975 года. Там нашли смешной перевод для «дня недели» — «Ёби». Потом на глаза попалась «суббота» — «Доёби». Мы сразу сложили два слова и получилось «Ёбидоёби».

Ещё несколько дней мы вынашивали идею сменить название на эпатажное, думали о рисках и о том, выстрелит ли оно. И решили рискнуть. В 2016 году открылась первая точка «Ёбидоёби» — сети доставки суши и роллов в Красноярске. До сих пор мы существуем под ним и ни разу не пожалели о таком решении.

Конкурентный рынок Сибири и первая точка в 100 квадратов

Выйти на рынок доставки еды в Красноярске было сложно — это один из самых конкурентных рынков в сегменте общественного питания в России. Здесь высокий уровень сервиса, много точек и крутых ресторанов. Некоторые имеют международное признание и попадают в шорт-листы лучших заведений мира.

У нас было около 300 конкурентов — компаний по доставке суши, роллов, пиццы. Мы знали, что нужно отстраиваться от них, делать что-то лучше и получать признание потребителей.

В 2016 году у нас не было финансового плана, но была понятная бизнес-цель: мы хотели доставлять суши и роллы без фактического кафе, где гости могли посидеть. Это то, что сейчас называется «dark kitchen». Несмотря на это, у точки была вывеска и небольшое помещение в фирменном дизайне.

В первую точку вложили собственные накопления — 3 млн рублей. Этого хватило на аренду помещения в 100 квадратных метров, оборудование, найм персонала, посуду, приборы и разные мелочи. С поиском помещения проблем не было, хотя пару раз арендодатели отказывали нам под предлогом «слишком провокационного названия».

Первый день работы

Чаще всего кафе или рестораны сперва открываются, а затем создают и раскручивают группы в социальных сетях. Мы шли обратным путем: сначала создали группу ВКонтакте и назвали «Открываем доставку вместе». В этом сообществе задавали вопросы о будущей доставке, делились советами, обсуждали меню, посуду и упаковку. К моменту фактического открытия точки у нас уже было 10 000 вовлеченных подписчиков. Затем мы переименовали группу в «Ёбидоёби» — 22 января 2016 года.

На следующий день про нас написали более 160 медиа. Среди них Лента.ру, Газета.ру и даже Washington Post. Нам звонили журналисты, поставщики предлагали услуги, более 600 человек хотели купить у нас франшизу, которой на тот момент еще не было. Тогда мы точно поняли, что надо ее делать.

В первый день работы точки доставки мы заработали 45 тысяч рублей. К концу месяца выручка выросла до 1,2 млн рублей — это отличный результат для рынка Красноярска.

Тем не менее, через 3 недели работы у нас начались первые проблемы с прокуратурой и антимонопольной службой.

Франшиза в Хабаровске и пауза на два года

Мы не были готовы к наплыву известности, звонкам журналистов и заявкам на франшизу — это все случилось в первый день работы. Тогда мы точно поняли, что надо «упаковывать» нашу сеть под продажу франшиз и расширяться по России.

Первую франшизу мы продали через 3 месяца после старта. Покупательницей стала Валерией из Хабаровска: она была первой, кому приглянулся наш хулиганский стиль. В августе 2016 открылась первая франшизная точка. После продажи первой франшизы стало ясно, что надо дорабатывать продукт, создавать управляющую компанию и колл-центр, делать единый сайт и мобильное приложение, строить команду. На это ушло 2 года – за это время мы не рисковали и не искали новых франчайзи.

Сейчас все иначе. Теперь в нашем франчайзинговом предложении:

  • Федеральный колл-центр.
  • Готовый сайт и мобильное приложение.
  • База знаний.
  • Маркетинг, продвижение и аналитика от наших маркетологов.
  • Школа руководителя. Это семидневный тренинг: перед открытием команда поваров выезжает в точку для обучения персонала.
  • Бухгалтерская и юридическая поддержка.
  • HR-поддержка.
  • Гарантия на доставку от 50 заказов в день.
  • Поддержка в развитии собственной курьерской службы.

Мы выработали важное правило: по одной франшизе на один город. Так удобнее поддерживать коммуникацию и не создавать конкуренции.

В среднем срок окупаемости франшизы – от 8 месяцев. Паушальный взнос и инвестиции зависят от размера города и его численности. Обычно франчайзи строит кухню размером в 120 квадратных метров с оборотом около 5 млн рублей в месяц.

Проблемы с законом

Когда мы решили оставить название «Ёбидоёби», то знали, что привлечем внимание всех. В том числе и органов власти. После публикаций в СМИ сеть начали проверять ФАС и прокуратура.

Были случаи, когда жаловались жители тех городов, где мы открывались: они считали, что название задевает их моральные устои и портит облик города. Эти истории тянутся с момента открытия первой точки. Так как в России нет практики прецедентного права, в каких-то регионах суд не находит дела для рассмотрения, а где-то выносит решение не в нашу пользу.

Через три недели после открытия первой точки на нас снова пришла жалоба. На этот раз Управлению архитектуры мэрии Красноярска не понравилась вывеска с названием «Ёбидоёби», и они пожаловались в УФАС.

УФАС передал это дело в другие органы, потому что признал, что вывеска не является частью рекламы, а значит этим делом антимонопольная служба не занимается. Жители несколько раз самостоятельно сдирали вывеску. Приходилось вешать ее заново.

У нас есть догадки, что это были заказы УФАС и управления архитектуры города. Были моменты, когда мы распечатывали название точки на листах бумаги. От этих историй мы только выигрывали: о нас постоянно писали местные и федеральные СМИ, что экономило нам бюджет на рекламу в этих же изданиях.

За первые 6 месяцев работы сети о нас узнала аудитория из 28 миллионов человек. А мы не вложили в это ни рубля.

Вывеска из листов А4

У нас накопилось большое количество судебных протоколов. Например, есть официальный документ, где суд по интеллектуальным правам вынес решение о том, что слово «Ёбидоёби» тождественно слову «еб***». Об этих случаях мы можем написать целую книгу, но это тема другой статьи.

Команда и меню

За четыре года работы мы упаковали и полностью доработали наш продукт. Теперь каждая точка унифицирована: есть фирменный стиль и требования, которым надо соответствовать.

На одной точке в среднем работают 20 человек: это шеф-повар, су-шеф, несколько поваров, администратор, персонал по уборке и 10 курьеров. В бэк-офисе в Красноярске находится топ-менеджмент — CEO, региональные директоры по Дальнему Востоку, Сибири и европейскую части России. Также – команда SMM, отдел франчайзинга, продаж и маркетинга, отдел шеф-поваров и технологов. Есть разработчики, которые делают для нас приложение и занимаются поддержкой сайта. Ещё мы постоянно находимся в поиске новых программистов. Если вы программист и читаете этот текст — напишите нам, пожалуйста :)

Меню сделано в духе нашего скандального стиля: есть сеты роллов Куни Ли, Бич, Си Сяке. Чтобы быть в курсе новых вкусов рынка и качества продукта конкурентов, мы постоянно работаем в режиме «тайных покупателей»: ходим по кафе и ресторанам японской кухни, заказываем роллы в офис или домой.

Сперва кажется, что в изготовлении роллов нет никаких сложностей. Например, в роллах «Филадельфия» три ингредиента: рис, сливочный сыр и лосось. Если погрузиться в технологию, то существует более 100 видов риса, а лосось может быть российского производства или с Фарерских островов. С каждым видом риса или рыбы вкус роллов будет разным.

Мы долго делали идеальное на наш взгляд меню, разрабатывали технологические карты вместе с шеф-поваром и технологами. В этом году мы сделали суши-бургер и суши-тако, но еще не запустили их. Пандемия наложила отпечаток на предпочтения клиентов: сейчас они больше сосредоточены на проверенной вкусной еде и не готовы экспериментировать со вкусами. До конца года мы все-таки хотим добавить несколько новинок.

Бэкэнд «Ёбидоёби»

Для автоматизации работы на точке используется IIKO — единая система для управления продажами, кухней, доставкой, персоналом, финансами и поставщиками. На базе «айки» мы дописали свое ПО. Теперь там есть удобная программа для курьеров, контроль качества и программа заявок. Все это сделано, чтобы самому франчайзи не нужно было присутствовать на точке каждый день.

В течение полутора часов после доставки на номер клиента приходит СМС с просьбой оценить заказ. Оценка и отзыв автоматически падают в отдельный чат нужного города в телеграме – так мы узнаем о проблемах или параллельно с франчайзи, или даже раньше, чем они. Это полностью самописная история.

Заказы в регионах обычно оформляются через сайт или по телефону. В Москве и Санкт-Петербурге нашу еду можно заказать через популярные агрегаторы Delivery Club или ЯндексGo.

Мы выделяем для этих платформ Москву и Петербург по двум причинам.

  • Жители столиц привыкли заказывать еду через приложения.
  • В этих городах достаточно дорогие курьеры с точки зрения зарплаты. Сотрудничество с агрегаторами получается выгоднее, чем собственный курьер, которому нужно платить за целую смену.

Сейчас мы дорабатываем как клиентское приложение, так и логистическое приложение для курьеров.

В 2020 году мы активно росли и открыли точки в Калининграде, Владивостоке, Кемерово, Омске, Тюмени, Комсомольске-на-Амуре и других городах. К концу года мы планируем открыть еще 50 точек по франшизе.

Везде, где мы открывались, выручка не упала – несмотря на сложную ситуацию с коронавирусом. Например, в апреле выручка точки в Иркутске за один месяц выросла в 2 раза, хотя это традиционно низкий сезон. В идеальном мире мы откроем 600 точек в России и перейдем на рынок СНГ, Европы, США. Сейчас к этому идем.

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Руслан Заитов
Ответить
Развернуть ветку
Васил Закиров

Первый день работы этой сети в Комсомольске-на-Амуре:

Время 15:00, заказываем сет, привозят за 40 минут, мы пробуем и реально кайфуем от вкуса, качества и оформления стиля. Сразу сториз в инстаграмм, что ребята крутые, заказывайте у них!

Через 7 часов мне написали несколько моих друзей, и сказали что по моей рекомендации заказали и прождали 5 часов!! Еду, ждали 5 часов.

Ладно, пишу друзьям, простите их, первый день, не ожидали наверное, сейчас привыкнут и будут всё быстро делать.

Спустя почти месяц, сегодня вновь заказываю, вот прям сейчас сижу жду уже 2 часа роллы, и случайно вижу на VC пост про них)

Местного колл центра нет, местного номера ни в 2гис ни в инстаграмм нет, статуса заказа нигде не отследить.

По горячей линии сказали что свяжутся в ближайшее время, прошло 20 минут...

VC не отзовик, но может хоть так УК франшизы услышит и решит проблему.

Ответить
Развернуть ветку
Ревизор

"Заказал сет", поел, пошёл делать "сториз". Во пепсикольное поколение) кажется я стал понимать, почему бабки у подъезда хотят вернуть Сталина)) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Константин Зимен
Автор

Спасибо за обратную связь! Комсомольск стартовал очень бодро, даже неожиданно бодро! Уверен, в самое ближайшее время все будет чётко! :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Васил Закиров

Хотя это может такой маркетинг, «скандальный»

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mikhail Bajenov

я один читаю название как ЕБИ ДОЕБИ?

Ответить
Развернуть ветку
Dear Moscow,
я один читаю название как ЕБИ ДОЕБИ?

Да. Все читают как ЕБИДО ЕБИ.

Ответить
Развернуть ветку
Феттучини с Креветкой

Равновесие в мире держится на том, что Ë – ударная гласная. Есть некоторые исключения, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Даниил Ульянов

Не до, а да

Ответить
Развернуть ветку
Grolribasi

"Как сеть доставки роллов «Ёбидоёби» рассказала о себе 28 миллионам россиян"
Ну, особенно, я в число этих людей не вхожу. 

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Krutin

Ну вы как бы название упомянули, значит уже входите

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Ilnitskiy

Шо-та у Ашота :) 

Ответить
Развернуть ветку
Ревизор

Отличное название для Dribbble дизайнера)) 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Павел Логинов

Отличное попадание в ЦА. Не знал, что вы из Красноярска, молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Roman Maslennikov

Вы крутые!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Зимен
Автор

Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кондрин

В Тольятти это откровенно говно-доставка.
С целью один раз снять с людей деньги, второй точно никто не станет заказывать. 
Только недавно сидел рофлил с отзывов в общепитах, какие отбросы они людям привозят - и вот гугл эту новость рекомендует)) 

Ответить
Развернуть ветку
Константин Зимен
Автор

В Тольятти нас пока нет, компания, которая звучит как йобидойоби - жалкая пародия на нас. И мы с вами полностью согласны - они ужасны, скоро они окажутся в суде на стороне ответчика, руки уже почти до этого дошли. К слову, франшиза настоящих Ёбидоёби в ваш город уже продана, идет строительство точки. Совсем скоро всё откроется :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Катаранов

Я давно понял секрет успеха - название, похожее на мат. Помню как Бургер Кинг занималась почти тем же, давала смешные приписки типа на злобу дня. Типа, смотри не обострись, это какое-то наедалово, налижемся и прочие слова и словосочетания, лишь похожие на мат, но им не являющиеся. Многие бесились, а я кайфовал, что люди бесятся, а нихера сделать не могут, ну никто, просто никто не может легально хоть как-то навредить компании. Федеральные антимонопольщики  давились и так и сяк и ничего. Такая беспомощность горящих задниц их только раззадоривала, отчего даже появилось уважение к БК, к её этой смелости, хотя я и никогда не ходил к ним обедать. 
И только за "раздаём по Е-баллу за кофе", "Едал такое", "Раскурячь их всех", "Окурительный Чикен Фри", где они эту очень тонкую границу нарушили, лозунги признали агрессивными и недопустимыми. Оштрафовали их на полляма и они к сожалению перестали острить. Хотя я не считаю это каким-то дурным злом. Конечно это всё не для детишек, но это и не является строго запретным. 
Это всегда весело, злободневно, а если это настолько хитроумно троллит (конечно троллинг, но не травля) нашу власть, что они шипят от бессильной злобы, чёрт побери, все готовы на такие риски.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Chimbur

Был в гостях в Екб, заказывал у вас роллы — отличные на вкус и довезли быстро. 
Ждем в Перми!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Зимен
Автор

Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Кому провокация, а кому субботний вечер. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Багрецов

Вот кто рекламой (рся) заливал мне весь веб. Жаловался на такую, ибо глаза режет мат и ему не место на виду.

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Шакиров

Их самих , кто придумал это название,в свое время "недоёби»ли

Ответить
Развернуть ветку
город омск

Это точно. Главное -набить карманы и купить всех, а какими способами это не важно.

Ответить
Развернуть ветку
Феттучини с Креветкой

Вот и тут дое**лись. ))))
Сколько раз проезжал мимо, не думал что вы с  историей. Повара – коренные японцы?

Спасибо за рассказ, надо будет попробовать. И спасибо, что не кладете бумажки под стеклоочиститель.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Noryshev

Ход с названием интересный. В екб ребята заказывали - сказали что качество "так себе". Думаю если качество продукта вывести на должный уровень (соответствующий громкому названию) - будет круто. А так... Пока шумно но сомнительно. 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Prokhorov

За соседней дверью от них предлагаю обязательно открывать заведение под названием "Руссо Матросо"

Ответить
Развернуть ветку
Maria Petrova

👍👆

Ответить
Развернуть ветку
Timur Yoon

Ваши повара заранее делают роллы заранее,у вас рис стоит сутками ,как вы на это смотрите???

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Куралесина

Владивосток. Заказывали большой сет. С доставкой всё норм, приехали раньше назначенного времени, упаковка и цена отличные. Но!! Такой микро порции васаби не видела просто нигде и никогда. Заказывала 6 (или 8) порций васаби, а в итоге ели роллы просто с соевым соусом 🤦🏻‍♀️🤦🏻‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Константин Зимен
Автор

Наталья, спасибо за обратную связь. Порции специй унифицированы - у всех разные понятия микро/мало/много. У нас доступная цена на них, в следующий раз можете заказать еще больше, чтобы точно хватило! :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
K R
 Мы шли обратным путем: сначала создали группу ВКонтакте и назвали «Открываем доставку вместе». В этом сообществе задавали вопросы о будущей доставке, делились советами, обсуждали меню, посуду и упаковку. К моменту фактического открытия точки у нас уже было 10 000 вовлеченных подписчиков.

Можете поделиться, как находили подписчиков? Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Qconments

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл Быков

Читаю мало того что без буквы "ё" так еще наверное и ударение неправильно ставлю...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ст

Крутое название звучит ёбко, а ваше - выёбисто.

Ответить
Развернуть ветку
celtic rogue

Спасибо, ребята, что способствуете окончательной деградации и моральному разложению нашего общества!
Странно, что вас пытались засудить именно те, кто сами активно выполняют программу несуществующего плана Даллеса. Наоборот, они вам премию давать должны!

А ропот филологов и интеллигентов вполне понятен: ведь и слово из трех букв тоже много значит на китайском языке, но не является матом только когда написано китайскими иероглифами. Тут ситуация такая же.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Непоседа Татьяна

Добавьте местный номер телефона на карте, чтоб можно было связаться при необходимости https://yandex.ua/maps/-/CCUaIOw3LB

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сагатаев

Звони поговорим о твоей доставке...

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда