1000 и 1 суд: обратная сторона бизнеса красноярской доставки роллов «Ёбидоёби»

Рассказываем, как нас судили — и к чему готовиться тем, кто выбирает хулиганский стиль в рекламе.

Дима Прадед и Костя Зимен

Привет, это Костя Зимен и Дима Прадед — основатели красноярской сети доставки суши и роллов «Ёбидоёби». Недавно мы уже рассказывали о том, как начали бизнес, получили сотни бесплатных публикаций в СМИ за счет названия и вышли на оборот более 400 млн рублей в год.

В нашей истории есть и другая сторона: за 4 года работы на нас жаловались в прокуратуру, портили вывески и подавали в суд сотню раз. Сегодня расскажем четыре самых интересных юридических эпизода. В конце — советы таким же хулиганам. Спойлер: никогда ничего не бойтесь, жизнь одна, ну вы поняли.

Дело №1. Многострадальная вывеска

25 января 2016 года мы открыли первую точку «Ёбидоёби» в Красноярске. Помещение в фирменном стиле, около входа — вывеска с названием и графиком работы. На следующий день о доставке с необычным названием написали более 160 СМИ, в том числе федеральные издания. Этим мы привлекли внимание органов власти.

Управление архитектуры Красноярска обратилось с жалобой в антимонопольную службу. Администрация требовала вынести вывеску «Ёбидоёби» на обсуждение совета по этике. Они утверждали, что вывеска порочит облик города.

12 февраля 2016 года, спустя 17 дней после открытия, нашу вывеску впервые сорвали. К нам приехали несколько человек, быстро показали какую-то бумагу с разрешением на снятие и полностью демонтировали вывеску. Даже срезали металлические конструкции, на которых она висела. Никаких предписаний с требованиями самостоятельного демонтажа мы не получали. После этой ситуации мы сразу подготовили бумаги в свою защиту и отправили их в управление антимонопольной службы Красноярска.

19 февраля 2016 года УФАС Красноярска вынесло решение по поводу вывески — ее признали законной, так как вывеска не попадает в поле закона «О рекламе». Мы сделали новую конструкцию и повесили вывеску заново.

11 апреля 2016 года управление архитектуры Красноярска продолжило настаивать на том, что наша вывеска является рекламой, и выписало еще одно предписание к ее снятию. В этот раз мы получили официальный документ, несмотря на то, что суд и УФАС вынесли противоположное решение. Мы снова подготовили ответ, а вывеску снимать не стали.

30 апреля 2016 года мы получили повестку в прокуратуру Советского района Красноярска. Мы должны были подготовить стопку бумаг о нашем бизнесе. Так, 5 мая 2016 года мы впервые побывали в прокуратуре города. Это был первый и последний случай, когда мы лично присутствовали в подобных учреждениях. Наш юрист посоветовал делегировать все задачи ему, чтобы мы точно выигрывали дела.

Костя Зимен, Дима и Анастасия Прадед у прокуратуры Красноярска, 2016 год

Еще из забавного: на одно из первых заседаний приехала местная телевизионная служба новостей, но во время съемки заседания, юрист их телеканала запретил им продолжать съемку. Позже он объяснил это решение тем, что он в любом случае не пропустит название «Ёбидоёби» в эфир.

18 мая 2016 года нашу вывеску снова демонтировали. В этот раз мы вызвали полицию, но это не дало никаких результатов. На следующий день мы написали название «Ёбидоёби» на листах А4 и повесили около входа. Если вы не читали предыдущую статью, повторимся: фотография с напечатанными буквами облетела паблики в соцсетях и дала нам бесплатные выходы в медиа с общим охватом более 28 млн.

Фото вывески на листах А4

20 мая 2016 года мы сделали новую вывеску с другим дизайном и меньше по размеру. Мы перебирали разные варианты вывески, экспериментировали с дизайном и размером и сделали такую вывеску, чтобы у госучреждений было меньше поводов для жалоб.

21 июня 2016 года мы с юристами подготовили документ в прокуратуру. Мы просили проверить законность действий управления архитектуры города. Конечно, нашу жалобу прокуратура не удовлетворила.

Разбирательство из-за вывески шло около года. Все это время УФАС, управление архитектуры и «Ёбидоёби» обменивались пакетами документов. Суть была одна: мы считали (и считаем), что не делали ничего против закона, управление архитектуры настаивало на том, что вывеска портит вид города, а прокуратура пыталась разобраться, кто прав.

В итоге УФАС вынесла финальное решение в нашу пользу. Нам разрешили оставить вывеску. Большее ее никто не сдирал, а мы смогли продолжать работу и не отвлекаться на судебные дела.

Дело №2. «Ёбидоёби» покупает. Оригами»

В маркетинговой стратегии мы используем громкие заголовки и скандальные названия. Из примеров: сеты роллов «Бич», «Куни ли», акции «Купи роллы на 25 000 рублей и получи стриптизера бесплатно» или «Больше грудь — больше скидка». Мы намеренно делаем такие рекламные кампании — они подходят нашему хулиганскому стилю, дают большой охват и увеличивают продажи.

Например, в акцию «Больше грудь — больше скидка» мы вложили 0 рублей: сделали картинку для соцсетей и опубликовали на своей странице ВКонтакте. В комментарии пришли возмущенные парни, которые тоже хотели выиграть скидку: тогда для них мы в шутку запустили другую акцию «Больше сантиметров — больше скидка». Результат: тысячи лайков, комментариев и сотни репостов. Кстати, в акции приняли участие около тысячи девушек, а ни один парень так и не рискнул :) Акция со стриптизером принесла 38 покупок наборов роллов на 25 000 рублей в первую неделю — это в несколько раз больше средних недельных продаж.

Акции в социальных сетях

Как-то раз мы давали наборы роллов или скидку за определенное количество бумажных журавликов. В чем скандальность? Наш прямой конкурент в Красноярске называется «Оригами».

Мы купили нативную рекламу в местном онлайн-издании «Деловой квартал Красноярска» и написали новость с заголовком «Ёбидоёби» покупает. Оригами». Все, кто прочитал только заголовок, а не всю статью, неверно поняли смысл акции — это были и читатели, и сами журналисты. Они быстро перепечатали новость, и в соцсетях разлетелись посты о покупке конкурентов.

Владельцы «Оригами» подали на нас в суд за акцию, которая якобы порочит их репутацию, и на медиа «Деловой квартал» за публикацию новости. Они требовали от нас денежную компенсацию сначала в 1 млн рублей, а затем в 100 000 рублей, а от издания — удалить новость с сайта.

Судебные разбирательства длились 2 года. За это время:

  • Состоялось 26 заседаний управления антимонопольной службы Красноярска и 34 заседания арбитражного суда Красноярска.
  • Клиенты принесли 2 500 бумажных журавликов к точке «Ёбидоёби».
  • Мы потратили более 800 000 рублей на онлайн-рекламу, лидеров мнений и работу юристов (около 33 000 рублей в месяц).

Итог: суд не удовлетворил иск «Оригами» и вынес решение в нашу пользу. Спустя два года по иронии судьбы мы арендовали помещение, в котором ранее располагались конкуренты. Как всегда, мы обыграли эту историю новой кампанией: «Ёбидоёби отдирает. Оригами». Это был конкурс среди клиентов, которые получили набор роллов весом 2 кг и бонус: возможность отодрать наклейки с окон помещения, откуда съехали наши конкуренты.

Победители конкурса сдирают наклейки конкурента 

Дело №3. Активист-вымогатель

Это был спокойный весенний день. Подвоха мы не ждали.

11 мая 2018 года пенсионер-активист подал иск в суд на «Ёбидоёби» с просьбой изменить название. Он настаивал на том, что название является бранным словом. Одна из наших точек находилась рядом со школой и торговым центром — на пути у большого количества горожан. В том числе несовершеннолетних.

Суд принял иск и назначил заседание на конец мая 2018 года. К тому моменту мы успели накопить опыт и собрать команду сильных юристов, поэтому быстро подготовились к суду. Самое интересное началось дальше.

Пенсионер написал нам личное сообщение ВКонтакте, где предложил сделку: «Ёбидоёби» выплачивает денежную компенсацию, а он забирает исковое заявление из суда. Точную сумму пенсионер назвать не смог, оставил это «на наше усмотрение». Конечно, отвечать на это предложение мы не стали.

Первое сообщение активиста

Затем пенсионер добрался до мамы Кости Зимена. Он просил ее «немного угомонить сына», утверждал, что он выиграет суд, а если не выиграет, то найдется кто-то, кто заставит бренд «Ёбидоёби» закрыться.

Сообщение пенсионера маме Кости Зимена

Рассмотрение дела длилось более 10 месяцев. Надо ли говорить, что суд отказал в удовлетворении иска пенсионера и вновь встал на нашу сторону. Мы подали заявление в полицию на вымогателя, после этого уже полиция разбиралась в деле и требовала возместить «Ёбидоёби» расходы на юриста. Далее мы не стали вдаваться в подробности дела, но в итоге все юридические расходы нам, действительно, возместили.

Дело №4. «Ёбидоёби» якобы закрылись в Питере?

В мае 2019 года одна женщина пожаловалась на нашу вывеску и название. За несколько лет подобных судебных дел, мы даже не стали обращать на это внимание, а запустили отработанный юридический процесс. Все шло по классическому сценарию: на нас кто-то жалуется, об этом деле пишут местные СМИ, мы получаем охват и рост продаж. В этот раз все вышло немного по-другому.

Спустя 2 месяца после жалобы женщины УФАС Санкт-Петербурга выпустило пресс-релиз, в котором сообщило, что «Ёбидоёби» закрылось в Питере. Это было ложью: все точки работали в штатном режиме, а мы узнали о том, что закрылись, из местных газет.

Этот пресс-релиз подхватили многие местные и федеральные медиа. Например, издание Lenta.ru сначала опубликовали новость УФАС, а затем им пришлось написать опровержение. Единственным изданием, которое проверило информацию и опубликовало верную статью, оказалось RBC.ru.

Скрины новостей на Lenta.ru

Мораль: что бы не происходило вокруг нас, мы продолжали кормить людей роллами и получать миллионные охваты аудитории. А в этом случае: получать миллионные охваты дважды: в первый раз, когда женщина пожаловалась на нас, во второй — когда УФАС опубликовало ложный пресс-релиз.

Работа с юристами и главные выводы

Коротко в цифрах: за 4,5 года работы и разных судебных дел на юристов мы потратили около 2,5 миллионов рублей. Суды — не самое приятное место. Но это часть любого «хулиганского» бизнеса.

Наш юрист не проигрывал ни одного дела. Чтобы добиться такого результата, мы вместе разбирались не только в юридической стороне вопроса, но и проводили для него лекции. В течение нескольких дней в интенсивном режиме мы рассказывали ему, как работают социальные сети и таргетинг — возможно, это сыграло решающую роль. Опыт показал, что адвокату нужно не только разбираться в законе «О рекламе», но и понимать, как реклама устроена. Тогда шанс выиграть дело увеличивается в разы.

Советы всем, кто выбирает хулиганский стиль в рекламе

По опыту работы мы выделили четыре главных правила:

  • Отстаивайте свою позицию, принципы и правила. Если надо, обращайтесь в суд сами.
  • Всегда найдутся те, кто будет защищать и любить вас. Ничего не бойтесь. Наш тому пример.
  • Принимайте решения быстро. Если вы придумали креативную идею — воплощайте ее сразу.
  • Если вы предприниматель — делайте то, что нравится. Не надо согласовывать любое действие с юристами заранее. Они нужны, чтобы защищать вас, если что-то пойдет не так, а не отговаривать от взрывных идей.
0
214 комментариев
Написать комментарий...
Вера Гагарина

Точки над е ставят только всякие ебнутые редакторы. Нормальные пацаны пишут без точек. Поэтому ваше название читается как еби - доеби. Поэтому вас правильно судили, нужно было десятку за такое дать :)

Ответить
Развернуть ветку
Rodeus

Как обладатель буквы Ё в фамилии категорически не согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Д Хб

Обладатель в фамилии, но не на клавиатуре?)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Харитонов

Ахаха я бы этот коммент пять раз плюсанул если б мог

Ответить
Развернуть ветку
Rodeus

Сюда ФИ подтягивается из ВК. Регистрировался в 2007-м с Ё. Но тогда соц. сети еще были для поиска одноклассников и однокурсников. А тогда в поиске с Е я не выходил, поэтому изменил букву, чтобы меня было проще найти.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий О

Я про лайфхакеров говорил, я ты что подумал?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий О

А, так ты из этих...

Ответить
Развернуть ветку
211 комментариев
Раскрывать всегда