Рассказываем, как нас судили — и к чему готовиться тем, кто выбирает хулиганский стиль в рекламе.
Привет, это Костя Зимен и Дима Прадед — основатели красноярской сети доставки суши и роллов «Ёбидоёби». Недавно мы уже рассказывали о том, как начали бизнес, получили сотни бесплатных публикаций в СМИ за счет названия и вышли на оборот более 400 млн рублей в год.
В нашей истории есть и другая сторона: за 4 года работы на нас жаловались в прокуратуру, портили вывески и подавали в суд сотню раз. Сегодня расскажем четыре самых интересных юридических эпизода. В конце — советы таким же хулиганам. Спойлер: никогда ничего не бойтесь, жизнь одна, ну вы поняли.
Дело №1. Многострадальная вывеска
25 января 2016 года мы открыли первую точку «Ёбидоёби» в Красноярске. Помещение в фирменном стиле, около входа — вывеска с названием и графиком работы. На следующий день о доставке с необычным названием написали более 160 СМИ, в том числе федеральные издания. Этим мы привлекли внимание органов власти.
Управление архитектуры Красноярска обратилось с жалобой в антимонопольную службу. Администрация требовала вынести вывеску «Ёбидоёби» на обсуждение совета по этике. Они утверждали, что вывеска порочит облик города.
12 февраля 2016 года, спустя 17 дней после открытия, нашу вывеску впервые сорвали. К нам приехали несколько человек, быстро показали какую-то бумагу с разрешением на снятие и полностью демонтировали вывеску. Даже срезали металлические конструкции, на которых она висела. Никаких предписаний с требованиями самостоятельного демонтажа мы не получали. После этой ситуации мы сразу подготовили бумаги в свою защиту и отправили их в управление антимонопольной службы Красноярска.
19 февраля 2016 года УФАС Красноярска вынесло решение по поводу вывески — ее признали законной, так как вывеска не попадает в поле закона «О рекламе». Мы сделали новую конструкцию и повесили вывеску заново.
11 апреля 2016 года управление архитектуры Красноярска продолжило настаивать на том, что наша вывеска является рекламой, и выписало еще одно предписание к ее снятию. В этот раз мы получили официальный документ, несмотря на то, что суд и УФАС вынесли противоположное решение. Мы снова подготовили ответ, а вывеску снимать не стали.
30 апреля 2016 года мы получили повестку в прокуратуру Советского района Красноярска. Мы должны были подготовить стопку бумаг о нашем бизнесе. Так, 5 мая 2016 года мы впервые побывали в прокуратуре города. Это был первый и последний случай, когда мы лично присутствовали в подобных учреждениях. Наш юрист посоветовал делегировать все задачи ему, чтобы мы точно выигрывали дела.
Еще из забавного: на одно из первых заседаний приехала местная телевизионная служба новостей, но во время съемки заседания, юрист их телеканала запретил им продолжать съемку. Позже он объяснил это решение тем, что он в любом случае не пропустит название «Ёбидоёби» в эфир.
18 мая 2016 года нашу вывеску снова демонтировали. В этот раз мы вызвали полицию, но это не дало никаких результатов. На следующий день мы написали название «Ёбидоёби» на листах А4 и повесили около входа. Если вы не читали предыдущую статью, повторимся: фотография с напечатанными буквами облетела паблики в соцсетях и дала нам бесплатные выходы в медиа с общим охватом более 28 млн.
20 мая 2016 года мы сделали новую вывеску с другим дизайном и меньше по размеру. Мы перебирали разные варианты вывески, экспериментировали с дизайном и размером и сделали такую вывеску, чтобы у госучреждений было меньше поводов для жалоб.
21 июня 2016 года мы с юристами подготовили документ в прокуратуру. Мы просили проверить законность действий управления архитектуры города. Конечно, нашу жалобу прокуратура не удовлетворила.
Разбирательство из-за вывески шло около года. Все это время УФАС, управление архитектуры и «Ёбидоёби» обменивались пакетами документов. Суть была одна: мы считали (и считаем), что не делали ничего против закона, управление архитектуры настаивало на том, что вывеска портит вид города, а прокуратура пыталась разобраться, кто прав.
В итоге УФАС вынесла финальное решение в нашу пользу. Нам разрешили оставить вывеску. Большее ее никто не сдирал, а мы смогли продолжать работу и не отвлекаться на судебные дела.
Дело №2. «Ёбидоёби» покупает. Оригами»
В маркетинговой стратегии мы используем громкие заголовки и скандальные названия. Из примеров: сеты роллов «Бич», «Куни ли», акции «Купи роллы на 25 000 рублей и получи стриптизера бесплатно» или «Больше грудь — больше скидка». Мы намеренно делаем такие рекламные кампании — они подходят нашему хулиганскому стилю, дают большой охват и увеличивают продажи.
Например, в акцию «Больше грудь — больше скидка» мы вложили 0 рублей: сделали картинку для соцсетей и опубликовали на своей странице ВКонтакте. В комментарии пришли возмущенные парни, которые тоже хотели выиграть скидку: тогда для них мы в шутку запустили другую акцию «Больше сантиметров — больше скидка». Результат: тысячи лайков, комментариев и сотни репостов. Кстати, в акции приняли участие около тысячи девушек, а ни один парень так и не рискнул :) Акция со стриптизером принесла 38 покупок наборов роллов на 25 000 рублей в первую неделю — это в несколько раз больше средних недельных продаж.
Как-то раз мы давали наборы роллов или скидку за определенное количество бумажных журавликов. В чем скандальность? Наш прямой конкурент в Красноярске называется «Оригами».
Мы купили нативную рекламу в местном онлайн-издании «Деловой квартал Красноярска» и написали новость с заголовком «Ёбидоёби» покупает. Оригами». Все, кто прочитал только заголовок, а не всю статью, неверно поняли смысл акции — это были и читатели, и сами журналисты. Они быстро перепечатали новость, и в соцсетях разлетелись посты о покупке конкурентов.
Владельцы «Оригами» подали на нас в суд за акцию, которая якобы порочит их репутацию, и на медиа «Деловой квартал» за публикацию новости. Они требовали от нас денежную компенсацию сначала в 1 млн рублей, а затем в 100 000 рублей, а от издания — удалить новость с сайта.
Судебные разбирательства длились 2 года. За это время:
- Состоялось 26 заседаний управления антимонопольной службы Красноярска и 34 заседания арбитражного суда Красноярска.
- Клиенты принесли 2 500 бумажных журавликов к точке «Ёбидоёби».
- Мы потратили более 800 000 рублей на онлайн-рекламу, лидеров мнений и работу юристов (около 33 000 рублей в месяц).
Итог: суд не удовлетворил иск «Оригами» и вынес решение в нашу пользу. Спустя два года по иронии судьбы мы арендовали помещение, в котором ранее располагались конкуренты. Как всегда, мы обыграли эту историю новой кампанией: «Ёбидоёби отдирает. Оригами». Это был конкурс среди клиентов, которые получили набор роллов весом 2 кг и бонус: возможность отодрать наклейки с окон помещения, откуда съехали наши конкуренты.
Дело №3. Активист-вымогатель
Это был спокойный весенний день. Подвоха мы не ждали.
11 мая 2018 года пенсионер-активист подал иск в суд на «Ёбидоёби» с просьбой изменить название. Он настаивал на том, что название является бранным словом. Одна из наших точек находилась рядом со школой и торговым центром — на пути у большого количества горожан. В том числе несовершеннолетних.
Суд принял иск и назначил заседание на конец мая 2018 года. К тому моменту мы успели накопить опыт и собрать команду сильных юристов, поэтому быстро подготовились к суду. Самое интересное началось дальше.
Пенсионер написал нам личное сообщение ВКонтакте, где предложил сделку: «Ёбидоёби» выплачивает денежную компенсацию, а он забирает исковое заявление из суда. Точную сумму пенсионер назвать не смог, оставил это «на наше усмотрение». Конечно, отвечать на это предложение мы не стали.
Затем пенсионер добрался до мамы Кости Зимена. Он просил ее «немного угомонить сына», утверждал, что он выиграет суд, а если не выиграет, то найдется кто-то, кто заставит бренд «Ёбидоёби» закрыться.
Рассмотрение дела длилось более 10 месяцев. Надо ли говорить, что суд отказал в удовлетворении иска пенсионера и вновь встал на нашу сторону. Мы подали заявление в полицию на вымогателя, после этого уже полиция разбиралась в деле и требовала возместить «Ёбидоёби» расходы на юриста. Далее мы не стали вдаваться в подробности дела, но в итоге все юридические расходы нам, действительно, возместили.
Дело №4. «Ёбидоёби» якобы закрылись в Питере?
В мае 2019 года одна женщина пожаловалась на нашу вывеску и название. За несколько лет подобных судебных дел, мы даже не стали обращать на это внимание, а запустили отработанный юридический процесс. Все шло по классическому сценарию: на нас кто-то жалуется, об этом деле пишут местные СМИ, мы получаем охват и рост продаж. В этот раз все вышло немного по-другому.
Спустя 2 месяца после жалобы женщины УФАС Санкт-Петербурга выпустило пресс-релиз, в котором сообщило, что «Ёбидоёби» закрылось в Питере. Это было ложью: все точки работали в штатном режиме, а мы узнали о том, что закрылись, из местных газет.
Этот пресс-релиз подхватили многие местные и федеральные медиа. Например, издание Lenta.ru сначала опубликовали новость УФАС, а затем им пришлось написать опровержение. Единственным изданием, которое проверило информацию и опубликовало верную статью, оказалось RBC.ru.
Мораль: что бы не происходило вокруг нас, мы продолжали кормить людей роллами и получать миллионные охваты аудитории. А в этом случае: получать миллионные охваты дважды: в первый раз, когда женщина пожаловалась на нас, во второй — когда УФАС опубликовало ложный пресс-релиз.
Работа с юристами и главные выводы
Коротко в цифрах: за 4,5 года работы и разных судебных дел на юристов мы потратили около 2,5 миллионов рублей. Суды — не самое приятное место. Но это часть любого «хулиганского» бизнеса.
Наш юрист не проигрывал ни одного дела. Чтобы добиться такого результата, мы вместе разбирались не только в юридической стороне вопроса, но и проводили для него лекции. В течение нескольких дней в интенсивном режиме мы рассказывали ему, как работают социальные сети и таргетинг — возможно, это сыграло решающую роль. Опыт показал, что адвокату нужно не только разбираться в законе «О рекламе», но и понимать, как реклама устроена. Тогда шанс выиграть дело увеличивается в разы.
Советы всем, кто выбирает хулиганский стиль в рекламе
По опыту работы мы выделили четыре главных правила:
- Отстаивайте свою позицию, принципы и правила. Если надо, обращайтесь в суд сами.
- Всегда найдутся те, кто будет защищать и любить вас. Ничего не бойтесь. Наш тому пример.
- Принимайте решения быстро. Если вы придумали креативную идею — воплощайте ее сразу.
- Если вы предприниматель — делайте то, что нравится. Не надо согласовывать любое действие с юристами заранее. Они нужны, чтобы защищать вас, если что-то пойдет не так, а не отговаривать от взрывных идей.
+100500
Из той же серии могли бы с таким же успехом использовать названия:
"Поссать за углом"
"Посрать в кустах" и т.п.
В общем радоваться тут вообще нечему, поздравляю всех. Такие названия и их популярность - это признак большой деградации... Как в той песне "наши дети ругаются матом, нас самих почти не осталось...". Названия акций - из той же серии ... Акции в духе "продолжи под столом", минет на обед, покори всех количеством прыщей, наблюй в тарелку, угости соседа блевотиной и получи скидку.. Вы же понимаете, что здесь нет границы перехода из человека в непонятно что...
Вот были кафешки суши весла,суши ласты
И роллы там были с икрой летучей рыбы...
Вот это настоящий позитивный креатив!
И где теперь эти "суши ласты"? Высушили?
Ваше морализаторство тоже можете высушить, оно никому не интересно. Люди ворвались в жесткий конкурентный рынок и остались в нем только благодаря названию и правильному маркетингу, отдав за это 2.5 млн руб. Так что сидите и сушите весла, а автор показал как надо зарабатывать, в том числе и на морализаторах по типу вашего.
Есть ещё казахское имя Камшат, коим в Новосибирске называется рыбоперерабатывающая компания с сетью магазинов: https://kamshat.com/
+1. Делать имидж на матерно звучащих словах - удел школьников
p.s. вместо того, чтобы тратить силы на юристов и суды, лучше качество повышать
+1 за качество. Реально больше принесет пользы, чем матерное название. По сути хайпануть можно на старте, а дальше?!
Боюсь вас разочаровать, но ЦА "сушильнь" и пиццерий качественный продукт будет менее приятен, они лучше купят два кг риса с жиром под фантиком роллов, так что в качество продукта тут точно не уйти, разве что сервис, доставка или дизайн
то есть вы будете заказывать там где вам в прошлый раз привезли откровенное г...? интересная у вас логика...
Роллы в сетях везде говно, как роллы и суши, это уже давно фастфуд, жир, сахар, соль и угли.
Я лучше в Макдак пройдусь
а в макдаке по вашему лучше? все то что вы назвали в сушах есть и в маке...
и они готовы кушать г..., главное что нейминг? если качества не будет то максимум раз они от туда закажут и если приедет не вкусно имя как раз сыграет злую шутку (запомниться как плохие)
Советы всем, кто выбирает стиль провинциального быдлана в рекламе:
1. Не выбирайте стиль провинциального быдлана
2. Волк слабее тигра, но в цирке не смеется
3. Profit
Больше грудь — больше скидка
Больше сантиметров — больше скидка
Это не «хулиганский стиль», это пошло и не смешно.
Ну и написать «Больше хуй — больше скидка», вы таки зассали. 🤷♀️
Ага я читал про победителей, которые отбирают наклейки с окон, а сам думал, сейчас в комментах сколько людей напишет какие они креативные?
Из статьи складывается ощущение, что больше всех на ебидоеби зарабатывают даже не владельцы сети, а юристы со всех сторон :-D
Ну такое один раз прикольно, а потом как-то просто пошло. Идея мягко говоря не новая, поэтому тут — в очередной раз — скорее просто пошло и как-то примитивно. Покажи сиськи, отдери конкурента... ну, для 16-летних наверное смешно)
Всем хейтерам - "Ты не твой клиент"
Ребята просто нащупали ЦА и подход к ней, похоже сделали это успешно и зарабатывают.
Да, выглядит "колхозно" и хочется спросить "что реально кому-то заходит?", но ведь это работает.
Сонласен !
Бизнес, есиь бизнес - ничего личного.
Вообще не ожидал столько хэйта увидеть.
Рад за парней.
Полностью поддерживаю. Если бы это не работало, ребята бы закрылись. А тут эстеты собрались, которые по своей шапке меряют всех и при этом высказывают свое "ФИ". Тут это очень часто. Хотя главное правило, смотреть на цифры.
Микротранзакции в играх или микрокредиты под 2800% годовых заходят прекрасно, это не отменяет того, что это днище.
Я где-то написал, что кто-то виноват? Обман людей, пошлость, непорядочность — не влечёт никакой ответственности. Тупики не считая и не осознавая отдают деньги, так зарабатывать — днище с моей точки зрения. Только и всего.
Вам нравится оббирать лохов — да без проблем, кто против? Просто я это считаю непорядочным.
Как Вы сюда айфоны прилели то? Айфон это просто телефон: нравятся характеристики и функции — покупаешь, не нравятся — не покупаешь. Наверное отчасти сюда можно отнести идею «если ты купил Айфон, то ты успешен», но это совсем без мозгов надо быть, чтобы в такое верить.
Микротранзакции, микрокредиты и подобные штуки — это эксплуатация каких-то неосознанных поведенческих паттернов. Скрытая манипуляция, причём достаточно беспринципная. Это никак не запрещено, но почему бы мне не считать это дурным и неэтичным?
Ну типа можно открыть игровой зал, производить водку, открыть кабинет экстрасенса? Да, конечно. Но я этим заниматься не буду, т.к. в результате этих бизнесов люди страдают или умирают.
Кредиты и процент контролирует государство. И люди берут под проценты не от хорошей жизни. А игры ну так это индустрия и в плате за игру вот совсем нет ничего плохого
Так-то государство половину Вашей зарплаты забирает без всякого договора, поэтому на его контроль я бы не очень уповал.
Остальное лень комментировать, т.к. это будет бессмысленный спор. Я напишу, что микрокредиты кредиты берут только идиоты, набегут любители микрокредитов будут агриться и т.д. Смысла не вижу. 🤷♀️
Т.е. если я тебя наебу, то мудак ты? Надо было быть внимательнее?
Окей, позицию понял.
Ну в целом это более практичная позиция по жизни. Если меня наебали - да, мудак я. В первую очередь, потому что я это допустил. Потому, что живу в розовых очках в мире сказочных фей.
Обвинять других в своей тупизне - проще простого и очень приятно. Моментально снимает ответственность.
Это длинная дискуссия, но в целом я придерживаюсь позиции, что радикальный утилитаризм делает неприятной в первую очередь мою жизнь. Думать, что вокруг все гады и сволочи, которые хотят меня обмануть это во-первых неверно, просто потому, что это не так и в реальности этого нет, во-вторых снижает моё качество жизни, в третьих — издержки на обманщиков не компенсируют мои усилия, т.е. даже с точки зрения утилитаризма не очень осмысленно.
Это очень тонкий лед. Почти любой человек или компания, которая предоставляет вам услуги хочет на вас нажиться, т.е., наобещать побольше, продать подороже, а дать поменьше. Таков мир. Почти каждый отдельный человек сам по себе хороший, а вот люди и тем более человечество в целом уже далеко от этого определения. На это можно закрывать глаза и беречь свои нервы, можно максимально отгородиться, но не видеть этого - только себя обманывать.
Я целыми днями читаю волчат потерявших жизненные ориентиры и пытающихся выработать свою этику типа: «Мир жесток. Каждый хочет тебя сгрызть. Будь самым сильным — не пропадёшь. Не дай себя обмануть.»
Если кратко — то думаю, что это нелепая чушь. Выдавать это за реальность можно до поры до времени, потом эти «железные люди» ломаются пополам и в кучку не всегда удачно собираются.
Я живу иначе: «Мир прекрасен, люди замечательные, знакомцам надо помогать и поддерживать, обманут — ну так от меня не убудет.» И у меня всё прекрасно. 😊
надеюсь, я доживу до того момента, когда в россии заработает институт репутации. и все эти быдло забегаловки вымрут.
Если в россии заработает институт репутации, то скорее вся страна вымрет
:)
Кстати, о размерах. Не увлекаюсь тем, что продают под названием "роллы" и "суши", но иногда в гостях это единственное блюдо. И тогда или оставаться голодной, или распахивать пасть, как крокодилу. На какой рот рассчитано, я не знаю.
Мы сами научились делать, т.к. в нашей местности сушильни дорогие и суши так себе.
Поймал кринж с "больше грудь - больше скидка", провинциальный маркетинг ас ит из
Кстати, в акции приняли участие около тысячи девушек, а ни один парень так и не рискнул :)
Расскажите автору про вторичные и первичные половые признаки.
Даже в этой абсолютно убогой идее есть пространство для креатива, пусть и колхозного, нашли бы пару толстых дядек, продавщиц каких-нибудь, пошутили бы, но нет, настолько пошло, бездарно, безвкусно.
Прямо фу.
Точки над е ставят только всякие ебнутые редакторы. Нормальные пацаны пишут без точек. Поэтому ваше название читается как еби - доеби. Поэтому вас правильно судили, нужно было десятку за такое дать :)
Повышаю интеллектуальный уровень нашей дискуссии: по вашей логики: и промежность не бреют только лентяи? Не думали, что это может быть принципиальной позицией по жизни?
Вообще-то вы понизили уровень нашей дискуссии. У буквы ё свой звук и своё написание, как и других букв: й, щ, ъ. Вы же не ленитесь ставить галочку над й. Тут всё логично. Как и новое правило по которому слово кофе стало наконец то среднего рода. Нех плодить исключения на ровном месте. А то школьники будут тратить время на зубрёжку исключений вместо развития и учёбы.
Ваши "школьники" (от 10 до 70 лет) "-тся/-тЬся" -то запомнить не могут, а вы собираетесь еще и кофе среднего рода им сделать. Вам нравится жить среди Шариковых?
В русском языке кофе должно быть среднего рода так как любой даже 5 летний школьник может подобрать вопрос : оно моё? То что слово кофе во французском языке мужского рода никак не должно влиять на его род в русском языке. В русском языках очень много французских слов и все они приняли подходящий род в русском языке. Например слово группа которое тоже мужского рода в французском языке.
Во-первых, кофе никому ничего не должен. Это важно. Потому что как только мы считаем, что нам кто-то чего-то должен, мы сразу начинаем это требовать. Так вот - не должен кофе вам лично ни-че-го.
Далее. Если всё делать так как проще школьникам, тогда закрыли тетрадки, пошли домой. Поэтому тоже не вариант.
А вот что вариант - это жить по принципу "работает - не трогай". Получился кофе исторически мужского рода - пусть будет, потому что *изначально* таким был. Хочешь говорить оно - твое право, но не пытайся из *своего* права делать обязанность для *всех*.
Разрешение говорить "так-то" - нет проблем. А вот проталкивать концепцию "*должно* быть так" - нет.
По поводу разумности людей не ко мне, я не психиатр.
Комментарий удален
Ухах :)) Я разенталю клятву не давала, да и вообще не давала ему :) Овцу в штанах увидешь у себя, грамотей, епт
Сюда ФИ подтягивается из ВК. Регистрировался в 2007-м с Ё. Но тогда соц. сети еще были для поиска одноклассников и однокурсников. А тогда в поиске с Е я не выходил, поэтому изменил букву, чтобы меня было проще найти.
Неважно, кто как пишет. Если точки стоят, то люди всегда читают как Ё, и никогда как Е
Супер, столько бесплатного пиара и промо только на названии. Суды - тоже своего рода пиар, один юрист на зарплате закрывает весь негатив.
То есть у кого высокий доход - не быдло, а у кого низкий - быдло, я правильно понимаю? 😂
Ох уж эти блюстители морали в комментариях. Нет такого слова в русском языке и точка.
А здесь получается другая ситуация, ты убрал пробелы, буква "е" читается в русском языке как е и как ё, ну и в твоем случае это даже не так важно. Так что суд и лингвистический анализ прямо покажет, что ты тупо убрал пробелы у существующей фразы, в отличии от однозначного прочтения Ёбидаёби через йо.
Какая чудесная демонстрация 2 принципов:
- "хоть ссы в глаза - всё божья роса"
- "простота хуже воровства"
Ребятки, застряв в 90х, предполагают, что потоки говна в их адрес на vc.ru превратятся в хрустящий кэш. (Дисклеймер: неа, не превратятся 😂)
Круто, парни победили бюрократического червя и парочку разводил..предмет для особой гордости выведение на чистую водицу пенсионера. Ни слова о продукте и клиентах, качестве и чем то действительно важном.
Будете внукам рассказывать эти невероятные истории, какие там ракеты и сервис - борьба за вывеску вот где величие..))
Третий раз про это дерьмо я читать не хочу. Предлагаю всем заигнорить автора.
Некорректно. Разнообразные названий и вывеска «мы ебём вас в рот» или акция «сделай минет курьеру и доставка будет бесплатной» — разные вещи. Никто не призывает вывеску убрать или акцию запретить, просто высказывают мнение, что это пошло.
Такие вещи должны регулироваться репутацией, открыл человек пошлятину — никто не пришёл, профит! Он разорился. Но такое возможно только если будет общественное обсуждение и большинство будет солидарно с тем, что такое не суперклассно и остроумно.
Именно такое обсуждение тут и происходит.
Не было в СССР ни серо, ни уныло. "Ёбидоёби" тоже было, только на заборах и в общественных туалетах.
Где ему, собственно, и место.
"Ёбидоёби" - это креативно? O RLY?
Ну и вывеска "Хлеб" как бы однозначно намекает, что тут хлеб, а не, скажем, бытовая химия.
А вот про "Ёбидоёби" такого не скажешь.
Чтоб ловить лулзы с горящих пердаков аристократии в комментах, которая когда даже когда член сосёт мизинчик оттопыривает, очевидно.