Дистанционные предрейсовые медосмотры (ДПМО): кому они нужны, почему 95% услуг — фиктивны и как мы решили это исправить

Привет! Я Виталий Басс — генеральный директор «Биософт-ПМО». Хочу поделиться с сообществом vc.ru нашим новым продуктом — оборудование для дистанционного предрейсового медицинского осмотра.

Кому оно необходимо, и как мы развиваемся на зарождающемся российском рынке телемедицины. С какими трудностями столкнулись и как повлияла пандемия.

Содержание для тех, кто не любит лонгриды:

Начну с проблемы, которую мы с командой набрались смелости решить и придать чёрно-серому рынку прозрачности. Сразу делюсь кейсом.

Из разговора с руководством одного горнодобывающего предприятия:

Я: Сколько у вас в конкретной шахте работников?

Директор: три смены по 600 человек. Время прохождения предсменного медосмотра всей сменой — 1 час.

Я: Понятно. А сколько у вас медработников?

Директор: 6, три смены по два человека.

Я: Так, то есть на один осмотр в вакууме у вашего медика (супергероя) уходит около 12 секунд, верно?

Директор (осознавая масштаб проблемы и уровень своей неосведомленности): ну, дааааааа.

Примерно такая ситуация по всему рынку нашей страны. Предрейсовые осмотры являются фиктивной процедурой с цепочкой ответственных лиц. При этом серьёзность предрейсового осмотра очевидна. Даже если Вы, как работодатель, лицензировали у себя медкабинет и наняли в штат пару фельдшеров для удовлетворения нужд предприятия, Вы не можете быть уверены в том, что водителей будут ежедневно осматривать. Спойлер — НЕ БУДУТ!

К сожалению, в России сложилось повально-формальное отношение к этому виду контроля. Законы написаны так, что соблюдать их невозможно. Нет инфраструктуры и такого уровня предложения в рынке, чтобы удовлетворить всех потенциальных потребителей услуги. Игнорировать ситуацию нельзя, мы в этом увидели вызов и, конечно, коммерческий интерес.

Пару слов о команде

Немного о визионерах проекта и команде. К слову, мы опытные специалисты, и в целом биософт-М давно на рынке, есть свои разработки, технологии, средства.

Именно бэкграунд компании и вовлеченность всех её членов помогли вывести на рынок новый продукт за 3 месяца. Это не классический стартап из гаража, однако затраченных сил, энергии и бессонных ночей было не меньше. Но у нас иммунитет, вшитый в ДНК, на сложные продукты на сложных рынках.

Вот и я, привет VC Виталий Басс

Мы же как-то изобрели и зарегистрировали искусственное сердце (СТРИМ-кардио, АВК-Н, аппарат вспомогательного кровообращения). Уже более чем 70 пациентам имплантирован, и результаты лечения обнадеживающие.

Вернёмся к команде. Идеологами системы можно смело назвать генерального директора биософт-М Филатова Игоря Алексеевича, его заместителя Адаскина Александра Владимировича. Конечно, есть ещё, как минимум, четыре человека, без которых не получилось бы истории, но в интересах компании не буду их называть. Наших ребят неоднократно пытались хантить, для нас это зона риска.

Если рассматривать сам проект БИОСОФТ-ПМО, о котором и идёт речь, то его выделение в отдельную компанию, старт активного развития, в том числе привлечение pre-seed и round A инвестиций, — это моя территория и усилия. К слову, pre-seed инвестиции обеспечил я сам, так как очень верил в проект.

Что же такое предрейсовые медосмотры и кому они нужны?

Так или иначе каждый из нас сталкивается с результатами этой процедуры. Например, открывая Яндекс Go, вы как факт воспринимаете, что водитель трезв, здоров и боеготов. Также лично мне, проходя мимо вооруженного патруля Росгвардии, хотелось бы думать, что ребята заступили на службу в относительно здоровыми и в ясном сознании. Перечень можно продолжить, но, думаю, смысл ясен — все эти люди перед выходом на смену проходят полноценный медицинский осмотр. Должны проходить. Должен быть полноценным.

Из упомянутого в начале кейса, про чудо-медиков с глазами-сканерами вы уже могли понять, что осмотры преимущественно- лишь отписка. Но вот последствия могут быть весьма печальными. Предрейсовый осмотр должен быть качественным, оперативным и эффективным для всех участников процедуры.

Технология ДПМО БИОСОФТ-ПМО

Кому нужно оборудование для дистанционных предрейсовых осмотров? Наша ЦА.

Кто же заинтересован во внедрении технологии по объективным причинам:

  • инженеры по охране труда;
  • начальники гаражей;
  • руководители транспортных отделов и служб;
  • выпускающий техник-контроллер БДД;
  • редко — HR и кадры;
  • иногда руководители и менеджеры проектов внутри больших компаний (особенно когда проекты что-то оптимизируют).

Если говорить о ЦА среди медицинских учреждений, то это все главврачи и руководители направления ПРМО (предрейсовых медосмотров). Они заинтересованы в оптимизации и частичной автоматизации процессов. Тем более это снижает их расходную часть на организацию ПРМО, а значит, увеличивает маржинальность услуги.

MVP за 3 месяца, и немного раскрою порядок вложений (очень немного раскрою)

Как ни странно, но разработка шла и идет превосходно, может просто мы уже привыкли к сложностям и возникающие задачи рассматриваем как вызовы.

MVP был запилен буквально за 3 месяца. Конечно, это был MVP не в современном понимании (лендинг, таргет, опрос). За квартал удалось получить рабочий прототип, который отдали на безбожное тестирование одному из наших партнеров.

КОДОС БИОСОФТ-ПМО

Сам прототип состоял из терминала для снятия показателей с водителей (тонометр, ИК термометр, алкотестер, фронтальную камеру и тачскрин-дисплей. Все работало на raspberry. Плюс была минимальная версия серверного софта, в интерфейсе которого мы и смотрели, как там на нашем прототипе проходят медицинские осмотры.

Чек-лист самых сложных задач, с которыми столкнулись при разработке:

  • реализация АРМ медработника на смартфоне с использованием усиленной квалифицированной ЭЦП. Тут было много плясок с бубном и из-за неповоротливости криптопровайдеров, а также из-за OS Android с ее внезапными обновлениями политики обработки персональных данных;
  • сложно было построить устойчивую архитектуру большинства ролей системы (администратор, руководитель предприятия-заказчика, обследуемый, врач, медицинский центр, выпускающий техник-контроллер БДД, менеджер по продажам, бухгалтер и другие). У каждого кабинета свои роли, права и доступы.
  • еще было непросто разрабатывать параллельно веб-версии всех сервисов наряду с мобильными приложениями. Тот же самый App Store мы еще не победили.
  • непросто было подготовить систему с большими потоками данных, она реализована по кластерной технологии.
  • еще была проблема с хостингом МастерХост (там был конфликт учредителей и хостинг упал и долго лежал).

Про деньги

Сколько было потрачено на разработку — сложно сказать объективно, так как по сути самые базовые модули системы у нас уже были как "наследие" прошлых сложных разработок. Мы уже умели на момент старта и в телемедицину, и в медицинский софт бесперебойной работы, и в железо, и в регистрацию медицинских изделий и софта.

Если говорить про расходы на отдел разработки в период активного развития продукта после привлечения инвестиций, то, наверное, можно обозначить это как несколько десятков миллионов рублей, точные цифры я не могу раскрывать из соображений коммерческой тайны. Но в целом, мы потратили на это намного меньше, чем потратил бы кто-либо другой. В этом уникальность нашей команды. Мы просто грамотно сложили наши компетенции.

Есть ли конкуренты, и в чём наше УТП

Возможно звучит громко, но без тени стеснения могу сказать, что мы единственная компания-оператор полного цикла от разработки софта и железа до оказания медицинской услуги и технической поддержки.

Медосмотр за 1 минуту, отгрузка оборудования за 1 день, пуско-наладочные работы за один час. Активно развиваем свой софт (аппаратный, серверный, клиентский, мобильный, медицинский) и слушаем все, что нам говорят наши клиенты и партнеры. Лучшие и наиболее рациональные предложения всегда внедряются.

Да, на рынке есть аналоги, их немало, но реальных конкурентов, как бизнесов,- три-четыре: Медпоинт24, Квазар-ЭСМО, UMS soft, Димеко. Реальных продуктовых конкурентов один — UMS Soft, но у них совсем другое позиционирование.

И тут случилась пандемия

Не могу сказать, что она как-то ощутимо повлияла на проект. Конечно, она помешала, с одной стороны, старту активных продаж, но с другой, немного добавила российскому бизнесу осознанности и более ответственного отношения к обязательным медицинским процедурам.

Хотя я, конечно, ожидал большего, если честно. Ведь к началу пандемии наш флагманский комплекс медицинского осмотра КОДОС приобрел еще один измерительный канал — пульсоксиметр. Такого решения нет ни у кого на рынке. А в период обострения заболеваемости это прекрасный инструмент.

Медик, видя результаты пульоксигемометрии, показатели артериального давления, пульса и температуры тела, может с большой долей вероятности отсекать предположительно инфицированных и отправлять их на очный осмотр терапевта.

Ведь даже при бессимптомном течении коронавирус часто дает фиброз (поражение) тканей легких, и сатурация (насыщение кислородом) крови при этом падает ниже нормы в 95%.

В качестве заключения

Хочу добавить пару слов в целом о рынке телемедицины в России. Я его оцениваю очень оптимистично. Для такой страны как Россия, где большие расстояния, доступ к качественной медицинской помощи у 70% населения сильно затруднены, телемедицина- это неоспоримое благо. Главное, это благо не «зарегулировать» и не придавать ему формальный окрас. А вот это сложно в нынешних реалиях, но ничего, победим.

Если говорить конкретно про дистанционные предрейсовые медицинские осмотры, то со временем они вытеснят традиционные ПМО. Это тренд цифровизации. Это дешевле, объективнее, удобнее. Так же как когда-то расчеты по банковским картам начали вытеснять расчеты наличными.

На этом закончу публикацию, но продолжу делиться информацией о проекте. С удовольствием отвечу на вопросы, более того, очень их жду! Спасибо!

0
100 комментариев
Написать комментарий...
Mike Platonov

Есть 159 приказ минздрава и он вполне выполним, это раз. Во-вторых, усиленная квалифицированная ЭЦП должна быть и у водителя, если ведется журнал на электронном носителе (мой любимый пункт для всех подобных разработчиков медосмотров). Проводить предрейсовые медосмотры дистанционно это вообще за гранью совести. Во-первых телемедицина не разрешена, во-вторых процедурно водитель при входе в мед. кабинет отдает путевой лист медику, который в случае чего не возвращается и в этом вся соль - у него не будет путевого листа предприятия. А все эти решения с оправданиями "нельзя все соблюсти" очень подставят просто кучу людей в случае серьезного ДТП, особенно с пассажирскими автобусами крупных компаний - там чпокнут вообще капитально. Все серьезные компании максимально это автоматизируют, но с соблюдением законодательства и в т.ч. поэтому ведут журналы на бумажных носителях. Без всех этих заявлений "Спойлер - не будут". В результате автоматизация на самом деле должна идти немного по-другому +/- с тем же оборудованием, необходимо вводить группы риска (55+, гипертоники, наркоманы). Надо ускорить - при этом тонометр на манжете, ну такое себе.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

Рад что статью читают люди в теме. Но есть чем парировать. Водителю для журнала нужна простая электронная подпись, она есть. А вот вести журналы на электронном носителе можно, и это четко прописано в приказе 835н. Или Вы считаете я не прав? Я с удовольствием подискутирую со знающим человеком

Ответить
Развернуть ветку
Mike Platonov

Вести можно, но есть серьезный нюанс.
Плюс за решением суда по медпоинту далеко ходить не надо http://skdsud.komi.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=289
Соболезную Мосгортрансу, который тупанул и их выбрал

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

Обратил внимание на дату, 2015 год. С тех пор многое изменилось в позиции Минздрава. Я думаю достаточно Посмотреть на законопроект, внесённый самим Минздравом, где они хотят приравнять дистанционные осмотры к традиционным юридически (№ 972386-7).
Плюс мы тоже писали подобные запросы в этом году, бумагу сейчас не факт что найду, но смысл такой:
Электронный журнал можно, усиленная квалифицированная ЭЦП медицинской организации и самих медработников, проводящих осмотры. От водителей - простая электронная подпись. Да, журнал должен быть распечатываемым, как вы написали. Но это технически сейчас у всех уже реализовано. Нас клиенты на разборы все просят распечатать на бумаге и заверить синей печатью. Практика такая.

Ответить
Развернуть ветку
Al Var

Очередное вранье. Конечно же вы писали. Но документ, где Минздрав все именно Вам разрешил наверно собака сьела?))
Конечно же ваша история и поступки показывают, что вам можно верить на слово:)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

Внимайте

Ответить
Развернуть ветку
Al Var

Ну вот о чем спорить, если человек азов не понимает. Ну законопроект, и что он доказывает?

1. это пока только проект, а не закон.
2. Никто и сейчас теоретически не запрещает проводить осмотр дистанционно, но с соблюдением ряда правил, о которых вам написали выше. 
3. Даже если этот законопроект примут, те требования о которых вам написали выше, останутся.
А ваша система этим требованиям не соответствует и скорее всего соответствовать не сможет. По ряду технических принципов своего устройства. 
О которых я не буду вам подробно рассказывать, все равно не поймете. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

А откуда вам вообще знать чему наша система соответствует, а чему нет? Вы наш клиент? Вы наш дилер?
Успокойтесь уже, Павел Андреевич, вы уже всем все доказали, можно идти в другое место и кому нибудь что нибудь доказывать.

Ответить
Развернуть ветку
Al Var

Да я не из тех людей, о которых вы тут пишете. Вы что ро тексту и уровню знания технических и юридических аспектов не видите, что те товарищи, которых вы упоминаете, не могут ничего этого знать.
Я просто в курсе этого рынка и знаю вашу историю. И очень негативно отношусь к тем кто пытается публично врать и вешать аудитории лапшу на уши. 

Поэтому отреагировал. А те о ком, вы говорите, даже не знают об этом сайте. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

Так представьтесь, кто же вы, мистер Икс?
А то так под сегодня созданным аккаунтом можно кем угодно притвориться. И многозначительно писать «я знаю вашу историю» и тд и тп.

Ответить
Развернуть ветку
Al Var
Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

Очень информативно!) вот и весь диалог. Инкогнито вы можете что угодно говорить.

Ответить
Развернуть ветку
Al Var

Инкогнито или нет неважно, важно, что я написал факты.
А уж верить или нет, это пусть решает каждый сам. Поверит шуллеру, сам виноват, предпреждение с кем имеет дело, видел. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

Не путайте факты с пустым трёпом.

Ответить
Развернуть ветку
Al Var

Ха ха ха.
Ну мы то с вами знает факты это или нет. А вы просто хотите и об этом соврать. Ну по другому такой человек уже не может, врет как дышит. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

«мы с вами» это кто?
Я не имею понятия кто это все пишет и про какие факты говорит. Сотрясаете воздух.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Platonov

Вы заключение читали? Прямо в последнем PDF "Законопроект Правительством России не поддерживается". Ну и для протокола - какие-то личные обиды Al Var я тоже не поддерживаю, к вам отношусь нейтрально и в целом желаю успехов, вам просто надо рассмотреть возможность чуточку изменить подход к проведению медосмотров (подумать над тестированием на наркотики, например) пока не будет принято более простое законодательство.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

Конечно читал. В нем написано что конкретно нужно исправить. Вот пусть законодатели и исправляют. А мы с 2018 года ждём - ещё подождём. Продукт то развивать надо. Все равно что бы там не говорили - компании покупают и внедряют. Потому что экономически целесообразно. Любые Штрафы окупаются. И мы, кстати, в договоре прописываем юридические гарантии, что в случае наложения каких либо штрафов со стороны проверяющих органов - мы их заказчику компенсируем. Что ещё нужно для спокойствия Клиента? Ничего я считаю.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Platonov

Штрафы не очень окупаются. 30000 - это чуть больше месячной зп медсестры. Плюс более серьезные последствия. Алкотестер можно обмануть (у меня получалось, нужна тренировка), но при личном общении с медиком - он хотя бы почувствует перегар и предотвратит гибель людей. А так развивайте продукт, но просто с соблюдением законодательства (а выходы/решения есть, но это не царапки на экране) и ваше УТП станет прям совсем уникальным. В отзывах про Медпоинт люди прямо пишут, что не соответствует законодательству - тогда они потенциально ваши клиенты, прямо в отзывах контакты. И в целом еще много чего не учитывается. У вас 100 водителей, 50 работали вчера, 50 надо выпустить сегодня. система по здоровью забраковала 10, 50 отдыхающих трогать нельзя по закону, 40 вы можете выпустить, где взять еще 10 - такого решения тоже на рынке нет. Ну и опять - группы риска, наркотики (не всех, а с учетом вероятности) - всего этого тоже нет на рынке, но штуки нужные.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

30 000 не окупается если на предприятии 20 водителей, может быть. А когда их 100+ - очень даже окупается. А так Москва не сразу строилась, конечно есть много ещё планов по разработке. А группы риска у нас в системе формируются по итогам первого месяца кстати.

И про алкотестер, вы наверное о Динго Е-200? Да, его можно обмануть, но в нас другой. Алкотестер своей разработки полностью, датчики закупаем те же, что и Draeger.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Platonov

И динго разные модели можно и кучу других. Алкорамки лазерные всякие не очень получается, но я и не очень пытался. Собственная разработка? Вы же знаете что они должны быть поверенными? На всякий случай. И сертификат на датчик это не то. Штрафы не окупаются как раз на крупных предприятиях. Сейчас просто для примера: вот есть, например, автобусный парк. Автобусы возвращаются +/- в одно время и получается огромная очередь из машин на въезд и понятно где-то дорогу перегородили, где-то разметку задели еще что-то. Подъезжает ДПС, сразу человек 10 за 5 минут ставит раком. А маленькое предприятие никто не заметит - поэтому все эти таксопарки и существуют на липовых медосмотрах (я про совсем откровенные липы).

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

Михаил, обижаете! Комплекс зарегистрирован как медизделие, является метрологическим, есть свидетельство об утверждении типа средства измерения и конечно что все они проверяются в аккредитованной Росздравнадзором метрологической лаборатории ВНИИМТ.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Басс
Автор

Насчёт реальной практики - как вы смотрите на то, чтобы мы провели с вами глубинное интервью (час вашего времени) для формирования мнения о проблемах потенциальных заказчиков?
У нас это стандартная практика и мы платим интервьюерам деньги за уделённое нам время.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Platonov

Да я не против, но вроде основные штуки я уже написал. 

Ответить
Развернуть ветку
97 комментариев
Раскрывать всегда