Заменить людей на робота. Хотя бы для практики английского

Привет, хочу показать нашего бота для практики разговорного английского в мессенджерах. Для читателей vc.ru — бонус в сервисе при переходе в бот по ссылкам из статьи.

Как все начиналось

Начну несколько издалека. С английским я вплотную столкнулся еще в детстве благодаря отцу филологу-германисту: английские книжки на ночь и вот это всё. Потом английская спецшкола, попытки отца общаться дома на английском (неуспешные) и проверки домашек по пути в школу (успешные). Дальше факультет международных отношений, параллельная работа гидом-переводчиком (угадайте язык с одного раза), международный маркетинг и международное же развитие бизнеса.

Не скажу, что у меня был какой-то суперуровень, но в целом вполне ок. Английский был скорее инструментом, а не целью, практики навалом, и ничто не предвещало.

Но в 2011 году я уволился, чтобы создать свой бизнес. Практики моментально стало 0, а уровень языка начал падать.

Нет, конечно, до «мгимо финишд» не дошло: я продолжал читать статьи, смотреть сериалы и слушать подкасты на английском, а в отпусках общаться со случайными собеседниками в барах, но понимал — всё не то, уровень уходит, и у меня не получается это остановить.

Это длинное вступление здесь не затем, чтобы потешить эго и вспомнить детские книжки, а чтобы было понятно: проблема была не в обучении и не в знании — по-английски я говорил довольно прилично. Проблема была в отсутствии практики, из-за чего я терял навык.

Вроде еще совсем недавно свободно говорил на любые темы, а тут вдруг допускаешь глупые ошибки, причем сам их слышишь.

Аналогичная проблема была у моей жены Ани — над Токпортом мы работали вместе, и «мы» в этой статье относится к нам обоим.

Ну раз уж вспомнил детские книжки, вот они, прикольные!

И что делать?

Явно требовалась разговорная практика. Но существовавшие тогда, да и сейчас, решения для практики нас не устраивали — сложно вписать занятия в нестабильный график пытающихся делать бизнес (читай «работающих по ночам и выходным») и между периодическими форс-мажорами. Да, я думаю, это для большинства актуально вне зависимости от сферы деятельности.

Даже если в календарь внес, но потом возникает вроде бы более срочное дело — ну, итог понятен.

А еще отмены занятий в скайп-сервисах из-за неявки преподавателя тоже не редкость. Видимо, проблемы с расписанием не только у меня.

Если на рынке нет подходящего продукта, значит надо сделать свой. Ну мы и сделали.

Тогда, в 2012–2013 годах, Токпорт выглядел совсем по-другому и вообще не был чат-ботом, но не буду подробно описывать все реинкарнации и изменения, какие модели монетизации мы пробовали, почему потратили несколько тысяч долларов на продвижение и не отбили их — думаю, это потянет на отдельную немаленькую статью.

Поэтому покажу, как Токпорт выглядит сегодня. Но сначала о проблемах всех способов практики.

В текущей, четвертой или пятой по счету версии Tokport —  это чат-бот

Проблемы решений для практики иностранных языков

Конечно, для практики лучше всего находиться в иноязычной среде, но это доступно немногим. Остаются онлайн-сервисы, школы, разговорные клубы. Мы пробовали разное, и в каждом что-то было не так, а в конечном счете пришли к мысли, что существующие сервисы объединены тремя общими недостатками:

  • Расписание. Про это выше уже написал. Кому-то удобно, кому-то — нет. Хочется иметь возможность практиковать «здесь и сейчас», когда есть время.
  • «Час в неделю» как следствие расписания. Или час в месяц. Но толку от этого немного: 15 минут каждый день эффективнее, чем 1 час раз в неделю.
  • И главное — бедные люди нанимают богатых. «Нативно» говорящие по-английски страны — Великобритания, США, Ирландия, Австралия, Канада и Новая Зеландия — это страны с высокими доходами. А практика нужна людям из регионов победнее. Практиковать мы хотим с «нэйтивами», поэтому так и получается: бедные нанимают богатых. Что-то здесь не так.

Решение

А решение на поверхности — заменить людей, то есть языковых партнеров и преподавателей, на роботов.

Робот доступен всегда, с ним не надо договариваться и планировать. Робот не требует извинений за пропущенные занятия. Робота не надо стесняться. Робот дешевле человека.

Идеальным решением был бы голосовой помощник, который подстраивается и адаптирует уровень, инициирует сессии и т.д., но тогда я плохо себе представлял, как это можно реализовать. Так и вижу: просыпаюсь, а Алекса или Сири или кто-нибудь там еще говорят: «Как спалось? Скорей вставай, нет времени на раскачку. В прошлый раз ты накосячил и перепутал future perfect continuous и future perfect. Ай-ай-ай, как тебе не стыдно, давай попрактикуем».

Но это в мечтах.

А вот с чат-ботом вроде все достаточно просто, поэтому его и сделали. Причем я справился самостоятельно с помощью двух конструкторов — один для Телеграма, другой для Фейсбука. Еще программист дописал пару скриптов на бэкенде, а потом и я уж каким-то образом начал эти скрипты писать и дорабатывать на основе существующих.

Чуть позже сделал бота и для Вотсапа, но это оказался такой неюзабельный ужас, что пришлось убрать и забыть. Вотсап с ботами работает дико криво: отправлять номера ответов вместо кликов по кнопкам — ну такое. Будто вернулся во времена USSD меню и кнопочных телефонов.

В Вотсапе надо отвечать цифрами вместо экранных кнопок. Нет, спасибо.

Как работает Tokport

Бот выступает в роли виртуального собеседника, с которым вы общаетесь голосовыми сообщениями. Сообщения записаны носителями английского, причем разными, чтобы было разнообразно и интересно.

Каждая сессия, как мы ее называем, крутится вокруг жизненной ситуации: заказа в кофейне, беседы с попутчиком, вечеринки и т.д.

Именно контент, а вовсе не техническая сторона, и потребовал больше всего усилий, времени и денег: диалоги надо было придумать, написать, вычитать и озвучить с помощью носителей. Но оно того стоило: в Токпорте классные диалоги, нам нравятся :)

Приятные функции:

  • Замедление скорости проигрывания голосовых, если естественный темп пока высоковат для вас.
  • Текстовая транскрипция, если тяжело понимать на слух.
  • Полезная фраза из каждой сессии, которую можно сохранить в персональное хранилище.
  • Склеивание голосовых из одной сессии в диалог — слушайте сами себя и оценивайте прогресс.

А что там с результатами? Сколько юзеров? Как эффективность?

Регистраций в текущей версии Токпорта тысячи — относительно легко и недорого получается привлекать пользователей из Гугла и Фейсбука, которые подписываются на бота и начинают его использовать. Возможно, этому способствует наше умение «упаковывать» продукты и продвигать их.

Меньше доллара за привлечение пользователя кажется очень неплохим результатом

А вот с удержанием пользователей есть проблемы — ретеншен так себе. Я бы показал скрин из Mixpanel, но оказалось, что данные старше 90 дней на нашем тарифе не сохраняются, а недавние не очень показательны из-за малого количества пользователей — в последние месяцы рекламу не включали.

Причины низкого удержания пока сформулировали так:

  • Когда нет острой необходимости, например, подготовиться к собеседованию, прокрастинация и другие жизненно важные дела победят с учетом…
  • …отсутствия живого преподавателя. Недостаток классических сервисов — их же преимущество. Там есть человек, который, если что, даст пинка и перед которым стыдно. Ну это как в спортзале — большинству тренер в первую очередь нужен, чтобы не забивать на занятия.

Есть пара идей, что с этим можно сделать, но дело, скорее всего, в человеческой природе, которую изменить нам не по силам. А всякие геймификации в этом случае кажутся рюшечками.

Интересный случай: девушка, вроде бы из Малайзии, практиковалась в Токпорте каждый день в течение месяца, а потом вдруг перестала. На вопрос «Что случилось?» ответила, что надо было подготовиться к экзаменам, она подготовилась и сдала, и практика пока что больше не нужна.

Насчет эффективности практики

Давайте так. Я не могу ее измерить, но точно знаю:

  • Говорить хоть с кем-то, хотя бы даже с самим с собой или со стенкой, лучше, чем не говорить никак.
  • С Токпортом говорить прикольнее, чем со стенкой :)

Монетизация

Пробовали разные модели: от фримиума до полностью платного с триал-периодами разной длительности. Сейчас на ограниченном количестве диалогов можно практиковаться бесплатно и сколько угодно, но, если хочешь новые диалоги, надо докупать пачками по 10 штук за $9.99. Срока годности у них нет, как и ограничений на количество использований.

А еще за каждого приглашенного друга обоим пользователям бесплатно добавляется по 10 диалогов.

Что дальше?

Не знаю :) Токпорт нам пока нужен по следующим причинам:

  • Это хорошее поле для экспериментов. У нас маркетинговое агентство, и мы считаем более честным по отношению к клиентам эксперименты с продуктом, продвижением и т.д. ставить на себе и за свои деньги, а не на клиентском продукте за клиентский бюджет. Токпорт — один из таких наших испытательных полигонов и пусть продолжает им быть.
  • Не исключаем очередного перерождения, в которую хлынут пользователи, удержание пробьет потолок, а стоимость привлечения — дно, и инвесторы из Долины встанут в очередь, сжимая в ладошках купюры. Проблема практики по-прежнему актуальна — это видно по наплыву пользователей, когда включена реклама.
  • Практикуемся сами. Tokport сообщает, что мой текущий спринт — 17 дней.
17 дней подряд. Я молодец.

Что думаете? Как практикуете разговорный английский или другой язык, чтобы не забывать?

Буду признателен за мысли и идеи, как улучшить удержание пользователей, чтобы они продолжали практиковаться каждый день или хотя бы раз в 2-3 дня.

А если интересно, по каким принципам мы строим свои продукты и продвигаем их, приглашаю в телеграм-канал о маркетинге.

Еще раз ссылка на бота. Это спецстраница для vc.ru, при переходе с нее Токпорт начислит бонусы в виде дополнительных диалогов. Если и их не хватит, напишите мне — добавлю еще.

Спасибо!

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Vlad

Вот вы написали огромнейшую статью. Но не написали что человек должен сделать с аудио записью в 20-40 секунд. И я уверен что вы даже это не заметили. Люди приходят и не понимаю что делать нужно 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

что еще можно было тут написать, чтобы был понятен следующий шаг?)

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Написать на русском для новичков что нужно сделать

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

Просто смиритесь с тем, что не подпадаете под ЦА сервиса) он не для обучения

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда