Vico SmartBoard — онлайн-класс для дистанционного обучения
Перевел сына на домашнее обучение и создал новое приложение: как мы сделали онлайн-класс, имитирующий обычный школьный урок
Привет! Я Максим, сооснователь Vico Communications. Два года назад я перевел своего сына на домашнее обучение. Не найдя технических средств для работы с преподавателями, которые бы меня полностью устроили, я решил создать приложение, максимально приближенное к работе в классе. Рассказываю, как у меня возникла эта идея и что получилось в итоге.
С чего все началось
С детства я мечтал о своем собственном доме за пределами города. Я видел, как организована загородная жизнь в Европе и США, где жилье строится сразу со всей необходимой инфраструктурой. В любом, даже самом простом городке, есть хорошие дороги, магазины рядом, небольшие семейные рестораны, школы и школьные автобусы для детей.
Когда мы с семьей переехали в свой дом в коттеджном поселке под Питером, мы остро ощутили нехватку инфраструктуры. В России за городом все самое примитивное, магазины больше похожи на ларьки, практически нет общественных пространств. Поэтому нам пришлось смириться, что поездки за покупками, в кафе и другие интересные места теперь станут случаться реже.
Самым непредсказуемым оказался вопрос обучения. Когда подрос старший сын, ближайшая государственная школа, на которую мы рассчитывали, оказалась переполнена. В классах было по 45 человек.
Мы выбрали частную школу, которая находилась ближе. Школа была весьма дорогая, в классе — 7 человек. Но не все шло гладко: ребенок постоянно отвлекался от уроков, мы слушали претензии со стороны учителей. А потом сыну поставили диагноз — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Тогда мы приняли решение перевести его на домашнее обучение, где он сможет получить больше внимания и усвоить значительно больше, чем в группе.
Что делал
Я стал искать сервисы для комфортного дистанционного обучения сына. Многие преподаватели и репетиторы используют скайп и зум. Но они заточены под потребности бизнеса — их функционал не совсем подходит для обучения детей, особенно точным наукам. Учителям приходится показывать в камеру экран своего компьютера или листы с записями, которые в классе должны быть на доске, а детям — фотографировать решение задач в своей тетради и отправлять преподавателю в чат. Это отнимает много времени от самого процесса обучения и заставляет обе стороны подстраиваться под существующие технические возможности.
В какой-то момент возникла идея создать приложение специально для дистанционного обучения. Приложение, которое поможет ребенку учиться так же, как в классе, а преподавателям — работать с существующими материалами, а не переделывать их в примитивные игровые формы. Которое позволит ученикам и учителям пользоваться преимуществами дистанционного образования и быть мобильными, а не привязанными к домашнему компьютеру.
Я хотел, чтобы у учителя была доска, у учеников — тетради, все могли слышать друг друга и общаться между собой. Чтобы ученики могли поднимать руку и отвечать у доски, а учитель — наблюдать за их работой в тетради и вносить правки.
С кем делал
Команду для создания программы я собрал достаточно быстро, учитывая, что работаю в сфере IT. У всех участников есть дети, вопросы их образования волнуют каждого, поэтому моя идея нашла отклик у ребят.
На начальном этапе нас было трое: два разработчика и я в роли продакт-менеджера. Позже к нам присоединился еще один разработчик, и мы работали над продуктом вчетвером. На стадии, когда концепция была сформирована и потребовалось много технической работы с кодом, мы стали расширять команду: кто-то привлекался на отдельные задачи, а кто-то работает с нами на постоянной основе.
Поскольку это стартап, вся работа строилась на нашем энтузиазме и собственных ресурсах.
Как делали
Первоначальной идеей было объединить веб-интерфейс с основным функционалом приложения на компьютере и планшет, который ученик использует в качестве тетради, а учитель — в роли доски. В веб-интерфейсе должны были быть функции видео, аудио, демонстрация доски и вывод на экран тетради любого из учеников, возможность обмена файлами и многие другие.
В процессе разработки мы сталкивались с техническими сложностями, меняли функционал приложения. Так, на этапе proof of concept мы приняли решение отказаться от использования нескольких устройств участниками, поскольку это ставило крест на их мобильности, и ограничиться одним планшетом.
Позже стало ясно, что при работе на планшете видео теряет свой смысл — пока пользователь делает записи, камера снимает потолок, а не его самого. Учитывая, что качество видеосвязи к тому же часто страдает из-за плохого интернета, мы решили отказаться и от этой функции. Но, возможно, вернемся к ней чуть позже, когда найдем красивое решение.
При создании приложения для нас было важным использование ручки для рукописного ввода. Это дает широкие возможности в изучении точных наук, где используется большое количество специфических символов. С нашей точки зрения, самый лучший пользовательский опыт среди подобных устройств — у Apple Pencil в связке с iPad. Благодаря высокой отзывчивости достигается эффект реального письма, почти как на бумаге. Поэтому мы начали с него, и пока приложение доступно только на iPad. Но в нынешнее время нельзя ограничиваться одной платформой, и как только мы найдем ресурсы — выпустим версию для Android-планшетов.
Хочется также дать возможность тем, у кого нет планшетов, пользоваться приложением с телефона. Но для этого предстоит решить ряд нетривиальных задач: как обходиться без ручки, как удобно разместить интерфейс на небольшом экране и тому подобное. Сейчас мы думаем над тем, как все это сделать.
Что получилось
Мы включили в приложение те функции, которые планировали изначально, и некоторые добавили в процессе разработки.
Для того, чтобы воспользоваться Vico SmartBoard, не нужна регистрация. Пользователь (учитель) вводит в специальном окошке название урока и входит в класс, после чего может поделиться ссылкой на урок со всеми остальными участниками.
Вот так выглядит основной экран урока.
У каждого участника есть два пространства: общее и персональное, между которыми можно переключаться. Общее — доску — видят все участники, персональное — тетрадь — сам ученик и учитель. Тетрадь учителя не видит никто, кроме него самого.
Учитель может разрешить одному или всем ученикам рисовать на доске, включить микрофоны всех участников для совместного обсуждения или вызвать к доске кого-то одного.
Изображение с доски в любой момент можно сохранить в формате pdf и раздать ученикам. Также учитель может вывести на доску или раздать в тетради файл с заданием, поверх которого можно рисовать. Может заглянуть в каждую тетрадь, чтобы проконтролировать ход решения ученика, или вывести одну из тетрадей на доску.
Каждый может видеть список присутствующих на уроке, время от его начала, прикладывать к уроку файлы с заданиями.
У учеников интерфейс несколько отличается. Они не могут управлять действиями других участников, зато могут поднять руку, чтобы ответить у доски.
Всем участникам урока доступны несколько функций рисования и редактирования: классическая ручка, ластик, который позволяет удалить часть рисунка или все изображение на странице, и указка, которая оставляет след на листе лишь на время.
Приложением можно пользоваться на русском, английском и немецком языках, готовится локализация на французский.
Мы постоянно тестируем приложение сами и с помощью наших пользователей, собираем обратную связь, при необходимости модифицируем его работу и расширяем функциональность.
Куда дальше
Создавая Vico SmartBoard, мы в первую очередь думали о решении задачи, которую поставили перед собой, и лишь в общих чертах представляли, как его можно монетизировать. Сейчас оно доступно пользователям iPad бесплатно, и так будет всегда — это единогласное решение нашей команды. В будущем мы запустим премиум версию, чтобы обеспечить стабильную работу и поддержку.
Создание собственного приложения — это сложный процесс, ресурсоемкий с точки зрения времени, нервов и финансовых инвестиций. Но я никогда не получал такого удовлетворения от потраченных средств и времени, как при создании этого продукта. Наблюдать, как мой сын занимается с преподавателями в удивительно живом формате, как он вовлечен в процесс обучения через Vico SmartBoard — это уже большая награда для меня как отца и как инженера.
Сейчас мы находимся в поиске образовательных учреждений в России для развертывания тестовой зоны. Мы ищем классы, оборудованные планшетами, для полноценной отладки приложения под использование в школьных или факультативных программах. За рубежом (в США и ЕС) уже планируется запуск нескольких опытных районов.
Если вам интересно внедрить современную платформу для дистанционного обучения, мы будем рады получить ваш отклик на электронную почту [email protected].
Наш сайт:
Скачать приложение на App Store:
А отказ от видео не лишает учителя контроля за учениками? Он же должен видеть, что дети слушают его и не отвлекаются.
Это интересная задача и видео тут не панацея. Дети отвлекаются и в классе, где учитель их видит. Для меня проблема внимания ребёнка как вы поняли особенно актуальна.
У этой задачи есть решение, над которым мы работаем в факультативном режиме. Это фиксирование через камеру на устройстве внимание ученика и по итогам проведенного урока мы сможем давать учителю и оценку степени вовлеченности каждого ученика.
Однако по своему опыту отмечу, что происходящие события на мерцающем экране магического ipad держат внимание моего сына весьма неплохо.
Интересно будет узнать о внедрении этой функции, расскажите, когда сделаете
Мне кажется, в идеале все же надо отдельную камеру, постоянно показывающую ученика. Ну или отдельное второе устройство с камерой. Но это уже не легкое вхождение, да.
Мы изначально планировали работу с двумя устройствами - на компьютере была доска и ВКС, на плашете тетрадь, но это конечно гораздо более громоздкое решение. С планшетом же, ученик может заниматься где угодно.
И одно из важных преимуществ Vico SmartBoard вытекающей из самой концепции приложения и мобильности, это возможность одинаково успешно работать как за пределами класса, так и в классе. Про эту киллер фичу мы напишем по итогам опытных эксплуатаций в наших пилотных сегментах отдельно и подробно.
Вот этого вообще непонятно как достичь, ждем анонсов!
Молодцы ребята, хорошее дело! Удачи Вам.
Спасибо за добрые слова =)
А можно кратко пояснить, почему не стали дорабатывать какойнибудь существующий open source сервис, например, вместе с BigBlueButton
Пока увидел только сохранение экрана в pdf из дополнительной полезности которого нет в bbb, и которым мы уже несколько лет используем. Зато и андроид и стабильный проект с давней историей.
B bbb вы показываете презентацию и совместно редактируете её. У нас есть понятие доски и тетрадей. Это разные пространства. Учитель может раздать задание в тетради пользователей, вывести миниатюры тетрадей учеников и в реальном масштабе времени следить за исполнением задания. Заходить в нужную тетрадь и вносить корректировки или дать подсказку ученику. Vico это не обычная общая доска.
В bbb есть приватные кабинеты со своей доской. Это аналог тетради ученика. И есть общая доска на весь класс. Все они редактируются с обеих сторон. Показ миниатюр всех учеников на одном экране учителя я не видел. Возможно этого функционала нет. Но вероятно его точечная доработка проще чем подъем и сопровождение всего прочего функционалп.
Валентин, вы сравниваете два продукта, с точки зрения получившегося результата. Однако надо учитывать историю разработки, которая началась задолго до того как была написана эта статья. Мы изначально планировали сделать систему двухкомпонентной, с отдельной доской в качестве нативного приложения для планшета. Потому что был нужен фокус на рукописном вводе. Это была ключевая фича. А биг блу баттон был системой для проведения вебинаров. Я ее помню еще реализованной во флеше. Аудио-видео конференции при современном уровне развития технологий не представляют такой уж большой сложности. Поэтому особых преимуществ в использовании чужой кодовой базы мы не увидели, а вот минусы были вполне очевидны. Например потенциальные ограничения архитектуры чужой платформы или их баги.
Прежде всего отмечу, что сервисы подобные BBB ориентированы на бизнес пользователей для проведения совещаний и презентаций, а не для учебного процесса. Если вы используете весь стек технологий от одного сервиса, вы получаете и все ограничения связанные с привязкой только к одному указанному сервису.
Мы же хотели иметь определенную свободу для манёвра, так как в процессе разработки мы могли изменить требования к продукту.
Важно отметить, что поставленная нами задача не решалась в лоб с использованием существующих сервисов. Мы же хотели в одном приложении получить весь экспириенс живого обучения в классе. Я как учитель слышу учеников работаю с ними на доске в реал тайме в одностороннем или групповом формате и что чрезвычайно важно имею приватную тетрадь ученика куда могу как учитель направлять задания и контролировать их выполнение.
Bbb ориентирован на учебный процесс. Там это прямо на ГС. написано.
А как бо́ритесь со случайными совпадениями, брутфорсом и всякими шутниками? 🤔
Сейчас можно просто сделать более сложное название комнаты, которое будет являть фактически кодовым словом для входа в комнату. Так проблема решается в абсолютном большинстве случаев.
Отмечу, что нам хотелось максимально упростить вхождение на борт нового пользователя и одно окно для входа мы считали самым простым и понятным вариантом. Тот случай когда максимальная простота может вызывать вопросы у пользователей =)
На основании опыта использования приложения пользователями мы пришли к осознанию, что потребуется всё-таки сделать отдельные пункты меню - создать комнату и присоединиться к комнате, кроме того добавим отдельный пароль.
Огромное вам спасибо!
=)
Мы в https://proficonf.com/ru/ специально для обучения и совместной работы интегрировали доску Miro - участникам (ученикам и т.д.) не нужно в ней регистрироваться, организатор управляет доступом к доске, все могут работать и изучать материалы. Пока такой выход нашли, есть видео, звук и виртуальная доска для обучения и работы.
Но с приватной тетрадью учителя круто придумали, молодцы!