Трибуна
Редакция vc.ru

«Радар» — сервис по поиску автошкол

Сегодня в рубрике «Стартапы» — сервис «Радар», который поможет пользователю сравнить цены в автошколах Москвы и оставить заявку на обучение. Передаем микрофон.

Я Алексей, мне 28 лет, и я делаю поисковик автошкол «Радар». «Радар» родился из личной боли. Однажды я потратил кучу времени на то, чтобы разобраться, где в Москве удобно сдать на категорию «А». Информация в интернете была неполной и разрозненной. После поисков я понял, что хочу влезть в эту мутную нишу и избавить от таких проблем других.

Агрегаторы автошкол существуют давно, собирают SEO-трафик и зарабатывают на рекламе. Я как пользователь заметил у них несколько недостатков:

  • У большинства автошкол нет актуальных цен, но еще чаще — нет цен вообще. Быстрое сравнение невозможно, приходится обходить сайты школ и делать обзвон.
  • Базы не чистятся от вымерших или не прошедших проверки ГИБДД автошкол. «Гребется» максимум трафика, а пользователь тратит время даром.
  • Анонимные отзывы. Ни у кого нет внятной системы деанонимизации комментаторов. Грубый расклад такой: 1/3 правда, 1/3 хвалебные отзывы от владельцев под анонимным профилем, 1/3 недостоверная информация от конкурентов.

В результате нужен дальнейший поиск и обзвон. В крупных городах конкуренция высокая — до пяти-семи автошкол в зоне поиска. Но хочется сразу сравнить несколько мест: дом, учебу и работу.

Решение

Для старта я выбрал Москву. Внутри МКАД около 500 учебных классов автошкол, так что проблема выбора есть. Несколько месяцев ушло на то, чтобы собрать базу, сколотить интерфейс, затем переколотить его в более или менее рабочий интерфейс и познакомить автошколы с новым сервисом.

Сейчас с помощью «Радара» можно быстро сравнить цены в официальных автошколах Москвы и оставить заявку на обучение. Сотрудник автошколы свяжется с вами, ответит на все вопросы и пригласит подписать договор.

Где деньги

В CPA-модели (cost per action, «цена за действие» — прим. ред.): один приведенный клиент — это Х денег. Конечно, есть нюансы. Я столкнулся с недоверием автошкол («У школы есть сайт, кому надо, сами нас найдут») и технической реализацией проброса лидов в школы.

Прогрессивная часть рынка заинтересована в оплате за результат, потому что это экономит рекламный бюджет. Чтобы побороть сомнения у остальных, я раздаю заявки автошколам бесплатно и сразу на малом объеме соображаю, как выстроить цепочку передачи клиента с «Радара» в автошколу. Вот как выглядит рынок Москвы:

  • 200 официальных автошкол в черте города (без Химок, Балашихи и так далее).
  • 80 тысяч москвичей в год открывают новые категории вождения.
  • 38 тысяч рублей — средняя цена обучения на автомобиле с механикой.

Есть еще минимум пять крупных городов с развитой конкуренцией между автошколами. В них «Радар» тоже может быть полезен.

Перспективы

Я отдаю себе отчет, что даже при высоком проценте комиссии получить большую прибыль не получится. Мною движет кое-что еще. Рынок очень старомодный, урегулированный государством и одновременно очень непрозрачный. Школы часто хитрят и «оптимизируют» услуги и цены. Некоторые не публикуют никакой информации, кроме документов, требуемых Министерством образования, либо годами не обновляют сайты. Единой картины нет.

Суперзадача для «Радара» — сделать рынок прозрачнее, а выбор автошколы предсказуемее. Сейчас мы приучаем автошколы показывать конечные цены, а не демпинговые вершины айсберга. На разработку потрачено 400 тысяч рублей из личных сбережений.

0
43 комментария
Написать комментарий...
Vladimir Luzhbin

Я как раз присматриваю автошколу.
Мне важны отзывы, а их у вас нет.
Марки машин для обучения тоже не везде.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Привет! С отзывами засада, я решил не гнать коней, а сделать по уму и позже. В существующих каталогах автошкол либо отсутствует авторизация, либо она примитивна, поэтому там запросто можно лепить фейковые отзывы. Автошколы этим активно пользуются. Как рассказал мне сотрудник одной сетевой автошколы с активной маркетинговой позицией, 1/3 отзывов – похвала автошкол самим себе, 1/3 – очернение других автошкол, и только 1/3 – правда от бывших учеников. Мне кажется, эту хрень можно побороть, если дать возможность писать отзывы только чувакам, внесшим бабло, типа как на букинг.ком. Для этого надо какой-то процент от стоимости обучения бронировать на Радаре, что пока не сделано. Автошколы не особо верят в свежие решения, и для завоевания доверия я гоняю им первые лиды без предоплаты.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

С марками машин тоже все не очень просто. Каждая школа на официальном сайте обязана публиковать перечень учебных автомобилей – марка и год. Это крутая инфа, но – 1) школы ленятся обновлять ее, и очень часто можно встретить устаревшие списки за 2014-2015 годы. 2) у многих автошкол машины не в автопарке, а принадлежат инструкторам-внештатникам, такие школы даже не знают точно марки своих машин. 3) если списки и актуальны, порой в них вписывается личный транспорт сотрудников школ, чтобы сделать список привлекательнее (?)

Черт ногу сломит, в общем. Что было важно мне – удостовериться, что юзер не попадет в автошколу со ржавой "классикой" и зубилами. Я проверил все возможные списки – таких школ в Москве нет, все 200 гоняют на иномарках. В области старого отечественного автомпрома больше, но туда руки Радара как следует еще не дотянулись.

Ответить
Развернуть ветку
Инга Славитская

Все мои друзья, получившие права, в один голос твердят не читать отзывы в интернете а идти только по реальным отзывам знакомых.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Luzhbin

Когда они есть, то да. Но я спросил, и отзыв только один, по школе на противоположном конце города.
Так что, придется самому сориентироваться.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Владимир, залезайте в чатик на Радаре – есть еще всякие штуки интересные помимо отзывов. Изучим район, я расскажу, на что обратить внимание и дам общие рекомендации.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Костин

В случае первичного обучения, важна не столько марка, сколько техническое состояние автомобиля. А его ни один агрегатор не отследит. С отзывами сложно. Я не единожды наблюдал зачистку негативных комментариев и отзывов, даже на "независимых" площадках типа "Автобегиннер". Я бы очень рекомендовал зайти в заинтересовавшие автошколы живьем и пообщаться: с администраторами, преподавателями, учениками. Это единственный, на мой взгляд, способ не обмануться.
PS
Заходите к нам, у нас вкусный чай с конфетами))

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Aparin

Такова суровая реальность

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Markovich Zhurakovskiy

Проект интересный! Про автошколы, простите, что нескромно, основные критерии узнал тут http://captains.podfm.ru/captains_of_business/

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Я тоже слушал и проникся к Ивану Костину большим уважением. У него основной принцип – не врать. Все бы так делали – никаких агрегаторов не нужно было бы.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Костин

Спасибо за отклик! Очень тронут!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Поддерживаю, клёвый проект. Сам подумываю о сдаче на права и точно так же потрахался с поиском предложений, но запутался и забил. Добавлю в закладки на будущее.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Пока скуден интерфейс Радара, действует уникальное предложение – бесплатный консьерж и полный консалтинг фо фри в лице меня. Просто стукнитесь в чатик или оставьте заявку.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Ну и ещё один нюанс:
Если я тыкаю на метку школы, то было бы неплохо зумить карту до вменяемых масштабов, потому что сейчас как-то так:

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Спасибо за фидбек, Николай. По интерфейсу все правильно, кластеризацию тупо не запилили еще, хотя карта действительно в кашу превращается. Для избалованных парнишек в базе уже подкоплена информация об автошколах с дистанционным обучением теории, определенными графиками вождения и тд – будем это в фильтры переносить.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Костиков

Да интерфейс в принципе понятный, вопросов нет. Есть только два совета и одна хотелка:

1. Когда я тыкаю на метку школы на карте, то школа в списке подсвечивается только пока курсор находится на метке на карте. Это сбивает с толку, логичнее подсвечивать школу в списке постоянно, пока выбрана метка.

2. Если на плитке в списке у школы нет никаких других элементов кликабельных, то зачем делать переход только по кнопке "Детали", если можно сделать кликабельной всю плитку.

Хотелка такая:

Я парнишка избалованный и очень интересуюсь автошколами, где есть индивидуальные занятия по индивидуальному расписанию, хотелось бы иметь возможность такие школы отфильтровать.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bakunin

Хороший проект. Рынок автошкол действительно хорошая ниша для внедрения различных интернет-решений от банальных лидов до помощи в освоении теории. Успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Спасибо. Начали с банальных лидов, с каждым я общаюсь по телефону и пытаюсь разобраться, что важно для выбора, как этот выбор происходит. Постепенно подкапливается информацию, чтобы сделать сервис полезнее.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Morozov

Имхо, получится еще один агрегатор. Кроме технической части (адрес, стоимость обучения, какие авто) есть более важная часть, с которой сталкиваешься вживую - реальное положение дел в автошколе.
Например, цена обучения мало кому интересна, поскольку даже в рамках Москвы она +- одинакова везде, машины у большинства школ тоже приведены в порядок.

На примере широкоизвестной в Москве автошколы, часть названия которой - "онлайн" и в которой обучалась жена выделю более важные по моему мнению факторы

- качество усвоения очень сильно зависит от инструктора, т.е в посредственной автошколе есть хорошие инструктора и в топовой - посредственные
- срок обучения минимален только на максимальной стоимости тарифа (докупал)
- на минимальной или средней стоимости тарифа сетка практического вождения сильно отличается от максималки - тебе ставят какие попало даты на какое попало время, после этого и был апнут тариф на макс
- использование макс тарифа не гарантирует дату экзаменов в ГИБДД в течение короткого срока после внутренних экзаменов в автошколе, экзамен был назначен через месяц после внутреннего, в итоге, докупал уроки вождения, чтобы не забыла.

Разумеется, речь об обучении человека, который никогда не водил и которого нельзя посадить за руль своего авто, поскольку прав еще нет.

В конечном счете я хотел сказать, что формализируемые признаки, такие как стоимость и машины иномарки не имеют значения из-за их максимальной схожести в рамках автошкол города, куда важнее почитать тот же отзовик в части оценок 1-3, чтобы составить себе реальную карту плюсов и минусов автошколы.

График обучения в зависимости от стоимости пакета + рейтинг инструкторов школы + реальные сроки от начала обучения до первого экзамена в ГИБДД, вот что важно

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

О, круто, спасибо за лонгрид, Александр. Вы правы, агрегирование количественной инфы – это вершина айсберга. Для начала решили взять хоть что-то, чтобы было легко сориентироваться в расположении и ценах автошкол. По идее, предложение у всех идентично – программа обучения стандартна, одни и те же темы по теории, одно и то же обязательное количество часов, но разброс в ценах все же есть. Категория В механика в Москве нынче колеблется от 25 до 45 тысяч рублей – разница ощутимая. Одни накалывают клиентов и насильно апселлят всякие платные пересдачи экзаменов, другие заряжают высокий, но прозрачный и конечный ценник, третьи хитрят и публикуют лишь кусочки цен типа 10 тысяч за теорию и 500 рублей за час вождения. Мы все это пытаемся привести к общему знаменателю, чтобы юзер мог откинуть не подходящие его бюджету предложения.

После количественных оценок надо перейти к качественным. Я общаюсь с автошколами, знакомлюсь с их сотрудниками, оцениваю скилл общения с клиентами по телефону и постепенно накапливаю впечатления/знания об автошколе. Вы привели очень важный и значимый для города пример с автошколой Онлайн – эта сеть отхватила примерно 10% всего рынка, и у нее правда довольно непрозрачные механики обучения. Подобную "накопанную" информацию мы пока публикуем в таком виде: https://radarrr.ru/moscow/autoschools/avtoshkola-online/В%20механика/1708/

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kumar Vias

Удачи, парни! Хорошее дело затеяли.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Спасибо, патриарх!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Катеринич

Я отзывы по автошколам смотрел на Дроме (когда жену отправлял учиться прошедшим летом):
http://moscow.drom.ru/avtoshkola/

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Да, сайт старый, есть накопленные отзывы. Я вот только что зарегистрировался на абстрактную почту и тоже оставил отзыв: http://moscow.drom.ru/avtoshkola/uk-na-yablochkova/

В этом, мне кажется, возможная проблема. Создать ящик нетрудно, 2-3 искусственных положительных отзыва, и об автошколе уже можно создать определенное впечатление.

Ответить
Развернуть ветку
Ульяна Коваленко

Еще можно добавить инфу "Предоставляет ли школа свои автомобили, при сдачи экзаменов в ГИБДД".
А с отзывами беда, я многие перечитала. Либо откровенно фейковые, либо строго отрицательные, будто все школы одинаково плохи)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Панченко

Хорошая идея, в свое время была нужна ... Уверен, что работать и зарабатывать такая тема по автошколам может.

Ответить
Развернуть ветку
Vitali Brodetski

Алексей, 10 лет назад мы пытались запустить такой же сервис во Франции, но из-за неправильной стратегии все утонуло. Готов бесплатно поделиться идеями, пишите в ФБ.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гальянов

Проект интересный. Год назад как раз столкнулся с проблемой выбора. Пока взвешивал все за и против каждого варианта, потратил прилично времени. Вопрос. Как собирали базу? И как планируется поддерживать еще в актуальном состоянии?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Привет, Артем. Стыдно признаться, но в эру нейронных сетей база была собрана руками. За основу взят список автошкол ГИБДД http://www.gibdd.ru/r/77/drivingscools/ – там есть все официальные школы Москвы с действующими документами, а которых нет – те людям и не нужны, чтобы не было проблем на экзаменах. Список очень ценный, но совершенно по-людоедски составленный. Поиск идет по юрлицам, а у обывателя в голове есть только название автошколы. Без карты не понятно, где вообще эти 200+ школ находятся. Мы этот список выкачали и прошлись руками по всем сайтам. Часть школ публилкует о себе много информации, но есть в 2017 году и "раздел Цены в разработке, звоните", пустые сайты на ucoz и все такое. После сбора первичной инфы я начал бомбить школы емейлами с карточками автошкол, чтобы они заполнили о себе недостающую инфу. Ответило процентов 5, остальных я добивал опросником уже по телефону. Так была собрана база.

Как ее поддерживать? Мы парсим список гибдд, чтобы на карте Радара были только те адреса, у которых действуют заключения ГИБДД. Срок заключения истек – филиал автошколы исчез с карты Радара.

Цены обновляем руками. Пока обновляли, заметили, что львиная доля всех школ очень редко меняют цены. В государственных автошколах и ДОСААФ (20-25% от всех автошкол Москвы) цены устанавливаются приказом раз в год и не меняются, даже если спрос взлетит/обрушится.

Ручной апдейт цен задолбал, да и ошибки случаются. Поэтому мы пилим личный кабинет для автошкол, чтобы они сами могли менять о себе инфу, когда будет необходимо.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гальянов

Большое спасибо, за столь подробный ответ. Желаю успехов с проектом. Полезное дело делаете.

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Niabiullin

Я в этой теме 4 года варился, скажем так - цены в автошколе, как бы сказать, бывают искаженными, как и инструкторов.
P.S. Имел свой более менее продвинутый каталог автоинструкторов

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Искажения – это мягкое определение. А как вы $ зарабатывали, что стало в итоге?

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Niabiullin

Ну я бы другую фразу использовал, но боюсь бан схватить, так что лучше просто искажение.

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Niabiullin

Много рассказывать не буду, в итоге закрыл все.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Клабуков

Вижу одну из проблем этой ниши в том, что тут нет постоянных клиентов. Если человек хочет обучиться - он нашел автошколу, обучился и все, больше он не воспользуется сервисом. Надо много ресурсов на привлечения постоянно новых лидов.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Проблема есть. Качественно оказанный сервис будет забыт, потому что клиент отстрелялся и свободен. Не будет особой молвы, не будут рассказывать друг другу о находке. Но есть и обратная сторона – новым клиентам не к кому обратиться, нет в интернете непредвзятой экспертизы. Есть сайт ГИБДД – там список официальных автошкол Москвы. А другие проверки помимо документов уже никак не провести – некому верить. Вот здесь можно строить репутацию, мне кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Черт, я не сразу врубился, что вы и есть ведущий Капитанов бизнеса. Спасибо, что пригласили Ивана в гости и подняли эту тему!

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Markovich Zhurakovskiy

Всегда рад помочь :)

Ответить
Развернуть ветку
Svyatoslav Bobenko

Столкнувшись с "обучением" в автошколах, могу точно сказать, что оно в таком виде точно не нужно. НУЖЕН ИНСТРУКТОР с мозгами, способный к преподаванию и умеющий выработать уверенность (не путать с само-), со связями как в любой автошколе, так и в ГИБДД (надеюсь, понятно зачем?).
Вы обратите внимание на автоинструкторов, они интереснее будут, да и заказы им нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Понятно зачем, но это все чистой воды неофициальщина, на которой далеко не уедешь. Нельзя деньги на р/сч ООО принять как комиссию, ничего нельзя. Уже есть несколько сайтов с инструкторами, заработали ли они хоть что-нибудь – не ясно.

Ответить
Развернуть ветку
Svyatoslav Bobenko

Все инструктора, как правило, имеют ИП, работают зачастую на УСН по схеме доходы-расходы, вписывая туда все свои траты на бенз. Это не то чтобы большая проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

Сколько автошкола может сделать скидку от официального прайса? 15% может?

Если да, договоритесь с автошколой, что она дает клиентам пришедшим от вас 15% скидку (10% получает клиент, 5% вы). Оплата онлайн.

Вам нужно 2-3 таких школы в каждом районе и пиарить их активно на сайте. После прохождения обучения - контрольный обзвон (а не письмо по почте) для сбора отзывов.

Тогда это история поедет:
- будут деньги
- будут кейсы для новых школ

----------
Занимаюсь сайтами как хобби в сфере вузов, - разные желания нас и клиентов :))

Мы ("предприниматели") хотим создать личный кабинет и переложить ответственность и всю трудоемкость на клиентоа (автошколы, вузы и т.д.).

Они хотят чтобы просто к ним шли клиенты, выполнялся план и шла прибыль. Без допгеморроя и затрат.

Изменится все только если появятся компании и их владельцы, которые "взорвут" рынок - помните статью о стриптклубе на vc.ru?

-----------
Находите несколько школ, готовых дать скидку по спецакции и гоните им клиентов. Начните зарабатывать сразу. Агрегаторы нацеленные на рекламу, поднятие в списке, подсветочку и баннеры - требуют море денег на раскрутку пока начнут нормально зарабатывать. И то каждый контракт рекламный будет с боем.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Katsalukha

Я заметил, что автошколы довольно яростно разбрасываются скидками. Это у многих такой основной рекламный инструмент –  скинуть посильнее, чем конкуренты. 5-15% скидывают, допустим с 37 до 32 тысяч рублей.

Вы предложили рабочую схему, но у меня в голове сидит другая идея: можно привлекать клиентов не скидками, а отличиями. Большинство игроков безликие, и поэтому скидывают цены, но если расскажут о себе – клиент может выложить полную сумму. Выигрывают все – школы больше зарабатывают, клиенты избавляются от неопределенности и уверены в выборе.

Деньги будут несколько позже, чем по вашей модели, но мы зарабатываем первых довольных клиентов. Заявки все равно идут, причем чаще не в дешевые, а в более понятные. Вот наш кейс для новых автошкол – расскажите о себе, и к вам потянутся.

С чем соглашусь на 100% – это то, что надо начать зарабатывать сразу. Я много тупил и оттягивал этот момент.

Спасибо вам за комент.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 43 комментария
null