Уберизация рынка ЖКХ через вовлечение самозанятых жителей

Как применить опыт агрегаторов такси в отрасли ЖКХ, как оцифровать правила игры всех участников, сделать отрасль легальной и качественной. При условии, что все делается с учетом интересов жителей - вроде не возможно, но мы все же это делаем!

Основатель федеральной службы сервиса Gorserv, Яценко Андрей

2020 год оказался сложным периодом для многих. Экономический спад и коронавирус привели к тому, что часть бизнесов остановилась, а люди потеряли работу. Как в такой ситуации выживать: надеяться на “дядю” или спасение утопающих, дело рук самих утопающих? Могут ли власти города помочь в такой ситуации жителям?

Мы нашли один из вариантов дополнительной занятости населения, над ним сейчас работаем: предложить жителям работу в сфере ЖКХ, на благо своих соседей, своего дома, двора, района, города. Хочу поделиться нашим опытом, как мы в Gorserv разработали и внедрили проект уберизации ЖКХ с вовлечением в этот процесс самозанятых жителей. Проект делали в партнерстве с администрациями городов естественно при их поддержки.

В какой ситуации находится управление ЖКХ в городах

Несмотря на развитие управляющих компаний, жилищно-коммунальное хозяйство все еще остается головной болью для городских властей. Это связано с низким уровнем автоматизации процессов, сложностью контроля за работой персонала и низкой эффективностью его работы, недостаточной квалификацией и иногда халатным отношением к своим обязанностям.

Все это ведет к недовольству нас с вами сферой ЖКХ, и это недовольство часто переносится на городскую власть и воспринимается как – "в городе нет порядка".

Мы видим решением этого в попытке изменить десятилетиями сформировавшийся тренд и уйти от ситуации, когда люди только требуют чего-то от властей к состоянию, когда они сами принимают активное участие в благоустройстве родного города и территории возле своего многоквартирного дома и при этом получают возможность дополнительного заработка.

Как происходит вовлечение жителей в уберизацию ЖКХ

Жилой фонд должен эксплуатироваться согласно Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", в котором прописаны все обязанности разных эксплуатирующих ведомств.

И в этой ситуации очень важно заставить систему работать слаженно и прозрачно. Для этого необходимо чтобы все аварии, ремонты, жалобы, предложения и другие обращения жителей аккумулировались в единой цифровой платформе управления заявками жителей. В платформе должны быть настроены цифровые технологические карты, с автоматической маршрутизацией обращения на исполнителей: органы власти, подрядные организации, управляющие компании и так далее по списку. При этом обращение должно распределяться с учетом территории, каталога обращения, с определенными категориями ответственности для исполнителей, с фиксацией отчетных документов и штрафов за нарушения. Таких информационных систем уже внедрено десятки в регионах России, потрачено немало денег на их внедрение. Это ли уберизация ЖКХ, резонно спросите Вы? Ну конечно же нет!

Так вот, далеко не каждый житель знает, что ответственность за эксплуатацию квартиры лежит на собственнике, и все проблемы внутри квартиры управляющая компания бесплатно делать не обязана. Но и платно многие УК не хотят или не умеют делать. Во-первых это ответственность за повреждения имущества частной собственности, во-вторых это финансовая и налоговая отчетность с гарантией жителю за услуги, ну и в-третьих борьба с сотрудниками работать “мимо кассы”. В итоге житель остается сам с собой и вынужден обращаться к агрегаторам или частным мастерам, которые не дают никаких гарантий и накручивают чеки.

Для администраций городов добавляется еще и проблема сильно разрозненного рынка управляющих компаний, как с технической так и с финансовой стороны. Уровень обслуживания жителей может сильно различаться от дома к дому.

Проанализировав сложившуюся ситуацию мы пришли к выводу, что уникальным решением для города будет создание на базе единой платформы управления обращений жителей, маркетплейса бытовых услуг. Выполнять бытовые услуги могут исполнители в статусе самозанятого, на маркетплейсе фиксируются цены, которые утверждаются администрацией, платформа обеспечивает контроль качества, гарантию на услуги и легальную схему работы. Выделение платных заявок в ЖКХ даст возможность жителям в статусе самозанятого заработать, выполняя заявки как от самих жителей (платные заявки), так и задания от управляющей компании или администрации города. На базе единой платформы обеспечивается выполнение и контроль всех обращений от жителей связанных с эксплуатацией жилого фонда в регионе, объединяются все подразделения и службы городской администрации.

Маркетплейсы бытовых услуг по модели White Label

Мы выделили следующих участников такого взаимодействия:

  • Жители города – Формируют обращения по любым проблемам в ЖКХ, в том числе на оказание платных услуг, вызывают сантехника, электрика, мастера на час, компьютерщика и еще мастеров по более чем 40 специализациям.
  • Органы городской власти и управляющие компании – заказчик, который формирует задачи, связанные с благоустройством города, района, дома размещает их в платформе. Речь идет, например, о таких задачах как: убрать двор, покрасить забор, посадить кусты, заменить лампочку в подъезде, для которых обычно привлекаются штатные специалисты управляющих компаний
  • Исполнители – жители города, регистрируются в системе как исполнители, проходят юридическую проверку и проверку компетенций, оформляют свою деятельность как самозанятые и выполняют заявки, находящиеся недалеко от их места жительства, по свободному графику и получая оплату ежесуточно.
  • Поддержка платформы – обеспечивает технологические карты и нормирование выполнения работ, выстраивают ценообразование в конкретном городе, ведет коммуникацию между всеми участниками процесса, занимаются проверкой исполнителей и контролем за выполнением задач.
Интерфейсы платформы GERP

Так происходит вовлечение жителей в инфраструктуру своего дома, квартала, района, города. По сути житель выполняет задание в своем доме и получает вознаграждение. Формируется новый тренд: вместо ситуации, когда жители даже не знают, какая у них управляющая компания, какие у них тарифы, и куда они расходуются, они вовлечены и принимают активное участие в обустройстве двора и дома. В условиях роста безработицы одним из актуальных вопросов становится поиск работы. Любой житель, имеющий соответствующую квалификацию, статус самозанятого и прошедший проверку сервиса, сможет работать в свободном графике рядом с домом и получать вознаграждение за заявки ежесуточно, принося благо городу и его жителям.

Дополнительный эффект – развитие инфраструктуры города силами его жителей

Дополнительно можно добавлять другие способы вовлечения в жизнь города. Например, в одном из регионов сейчас внедряют подход, когда жители могут расплатиться за платные бытовые услуги баллами, которые житель города получает за различные действия и потом может использовать баллы для оплаты услуг ЖКХ на всей территории области. Это аналог кешбека в банковской сфере. Так строится система поощрения и вовлекается население для участия в развитии отрасли ЖКХ.

Интерфейс Личного кабинета исполнителя в платформе GERP

Уже сложно вернуться к традиции субботников, но взять за основу идею совместного труда на благо общества и города, добавив получение дополнительного дохода – вполне реально. Современная власть должна это не только понимать, но и способствовать таким инициативам, ведь они повышают лояльность к властям, объединяют жителей города и дают им ощущение взаимной поддержки. Если начать с наведения порядка совместными усилиями, дальше можно использовать другие инициативы направленные на развитие инфраструктуры города.

Что дает уберизация в ЖКХ всем участникам процесса

  • Растет лояльность к власти – дворы чистые, чувствуется проявление заботы о людях, само население относиться к имуществу более ответственно.
  • Контроль за всеми процессами из личного кабинета – отчёты за любой период по всем управляющим компаниям города, сравнение показателей эффективности и ситуация по каждой конкретной заявке.
  • Сокращение операционных затрат на штатных сотрудников управляющей компании, и дополнительные средства в бюджет города – 6% налогов с дохода самозанятых, выполняющих платные заявки населения.
  • Жители получают дополнительный заработок и единый маркетплейс по заказу бытовых услуг, высокое качество и гарантию на работы.
  • Управляющая компания автоматизируют свою работу в части работы по заявкам населения, повышает свою привлекательность и открытость для жителей.

Пришло время “обелить” рынок ЖКХ

Сейчас Gorserv – это маркетплейс бытовых услуг в России, который работает в партнерстве с отраслью ЖКХ по модели White Label. Наша платформа не просто выступает площадкой для встречи исполнителей и заказчиков, как делают многие агрегаторы услуг, а мы берем на себя полную ответственность за организацию процесса сотрудничества всех участников сделки.

С момента запуска проекта в 2017 года партнерами платформы стали многие управляющие и энергосбытовые компании, водоканалы, администрации городов, а также подрядные компании, которые выполняют сервисные работы в многоквартирных домах. На маркетплейсе оцифрованы более 600 видов бытовых услуг, мы работаем в 92 городах России, отработали за это время множество гипотез и вывели свои методики регистрации самозанятых и их юридическую проверку. Знаем как проверять и контролировать выполнения работ на каждом этапе.

Для всех партнеров сервиса внедрение и использование платформы бесплатно. Компенсация производится за счет комиссии, которую Горсерв получает при оказании платных бытовых услуг.

Уберизация и автоматизация процессов в сфере ЖКХ позволят избавиться от серых схем и непроверенных исполнителей работ с низкой квалификацией, которым, как правило, нет никакого дела до благополучия города. Когда работа осуществляется даже не просто для района, а для двора или дома, где ты живешь, качество растёт и работа сделана “на совесть”.

А для этого нужно ресурсы и желание всех участников данного взаимодействия. Мы со своей стороны командой Gorserv делимся опытом и экспертизой в данном вопросе и всегда готовы к сотрудничеству.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл

 "Это связано с низким уровнем автоматизации процессов,"
Это связано в первую очередь с воровством денег в управляющих организациях, а автоматизация тут ни при чём.
Автор когда-нибудь сам работал в низовой части ЖКХ? У жителей голова пухнет от всяких приложений и сервисов, от которых все равно приходит полупьяный сантехник Иваныч, которому до фонаря вся эта автоматизация...

А так да, идея неплохая... Только опыт мой подсказывает, что там где руку приложила администрация, качества не будет никогда... Портал госуслуг тому пример...

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yatsenko
Автор

98 тыс заявок и это только за 2020 год, и сантехники и электрики занимают до 60% всех заявок. Более 70 управляющих компаний которые перешли на наше решение и отказываются от своих "полупьяных сантехников Иванычей". Это может быть опытом в жкх?

Мы как раз видим, что с низу идет желание делать все правильно и прозрачно.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

на сайте вашем с телефона, если честно, не увидел этого сразу - с виду как обычный ю-ду, профи-ру и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yatsenko
Автор

Мы другие)) совсем. Мы агрегатор внутри своей юридической компании. Работаем только с b2b по модели white label, тем самым отвечаем перед b2b по всем услугам которые делают наши самозанятые мастера. Фактически это аутсорсинг с применением убер модели.

Но спасибо за отзыв по сайту, видимо надо подправить текст на главной странице

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yatsenko
Автор

Вы абсолютно правы, главные проблемы рынка это серые деньги, выводы их на фирмы однодневки и в итоге обналичивание и вторая проблема это честная статистика и аналитика по проблемам.

Однако во многих УК эта система меняется а с приходом закона об электронном голосовании сменить УК становиться проще, и быть постоянно у кормушки не оказывая достойного сервиса жителям будет все сложнее и сложнее.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yatsenko
Автор

Вы подметили интересный факт, мы его тоже замечаем. Из негатива много заявок такого рода как: все жители считают что если они платят за ЖКУ, электричество, воду, газ то значит все что внутри квартиры эти службы должны делать бесплатно. 
Но когда отказываются оставлять заявку на платную услугу и делают заказ на сторонних сервисах (агрегаторы) то получают негатив в части гарантий, завышенной цены, легальности  и т.д. Поэтому в итоге понимают что лучше использовать проверенные аккредитованные сервисы с фиксированными ценами под присмотром государства. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yatsenko
Автор

Сейчас основное развитие идет для физических и юридических лиц в домах. Но стали появляться первые заявки для нужд УК, они начинают себе нанимать самозанятых из платформы для разовых работ. Это и сподвигло поделиться идей уберизировать ЖКХ и какие-то разовые работы для города. 

Ответить
Развернуть ветку
Кобзон Хиггса

расшерим фьюча тугеза!

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Николаевна Золотаева

Было интересно почитать, классный у вас сервис. Успехов и дальнейшего развития вам в бизнесе!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yatsenko
Автор

.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Обычно отрасль, в которую приходит уберизация, умирает. Сейчас в нормальных УК сотрудники устроены по ТК. Переход в "самозанятые" (с потерей всех соц. гарантий) и есть "обеление"?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yatsenko
Автор

Отрасль в которую приходит уберизация обычно превращается в системную, где понятные правила игры регулируемые алгоритмами платформ, прозрачностью и легальностью, повышением эффективности. Такси и доставки тому доказательства.

"Сейчас в УК все оформлены в белую" - Вы это серьезно? Вот топ серости:
1. Люди получают минимальную оплату, остальное халтурят на заявках и имеют серый доход.
2. Люди оформлены на подрядчиков однодневок, которые выводят деньги из УК
3. Люди уже работают как ИП или самозанятые.

Конечно есть УК полностью белые и честные, но это исключение из правил.

Более того даже если в УК оформлены работники, можно ли сказать что они всю свою смену работают на благо жителей и имеют высокий коэффициент трудового участия?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Прозрачность - это, когда водитель, принимая заказ, не знает о том, куда поедет пассажир, и будет ли поездка рентабельной? Или прозрачность - это, когда пассажир, вызывая "цифрового бомбилу", думает, что приедет опытный водитель, а не новичок с поддельными правами? А легальность - это, когда разрешают собранную дань называть выручкой?
Такси и доставка - пилоты вымирания и криминализации в процессе уберизации.
Откуда (точно не из моего комментария) взята цитата?
1. Люди не будут получать оплату. Они будут платить "уберу ЖКХ" и его "партнёрам" за инвентарь, форму, доступ к заявкам, штрафы и пр.
2. Зачем оформлять? Будет достаточно поставить галочку в приложении, что прочитал пользовательское соглашение о том, что "убер ЖКХ" имеет все права и никаких обязанностей, а "партнёр инновационного сервиса" - все обязанности и никаких прав.
3. Это совсем не обязательно. Власти же закрывают глаза на все формальности. "Такси и доставки тому доказательства".
Конечно же, у афросотрудника КТУ будет выше - это же аксиома. Все "эфективные менеджеры" об этом знают с пелёнок.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yatsenko
Автор

1. Люди не будут получать оплату. Они будут платить "уберу ЖКХ" и его "партнёрам" за инвентарь, форму, доступ к заявкам, штрафы и пр.

Я бы сказал, что люди работающие по трудовому договору знают что они получат свою ЗП при любых обстоятельствах, даже если они нахамят жителям, будут делать в рабочее время халтуру. Это конечно для работника хорошо, но не очень хорошо для той же управляющей компании, которая весь этот банкет оплачивает, которая и так сводит концы с концами и не может развивать качественный сервис для жителей. Замкнутый круг получается. В нашей платформе сколько побегал столько заработал, все прозрачно % от каждой заявки. Все зависит от мастера и только от него. 

2. Зачем оформлять? Будет достаточно поставить галочку в приложении, что прочитал пользовательское соглашение о том, что "убер ЖКХ" имеет все права и никаких обязанностей, а "партнёр инновационного сервиса" - все обязанности и никаких прав.

Статус самозанятого и закон о НПД подразумевает и описывает все условия. И уже по итогам 2014 года количество жителей достиг до 14 млн. человек. И продолжает расти. В США например 45% населения перешли уже на свободный фриланс. А разные соц отчисления на пенсию и т.д. никто не мешает самому самозанятому отправлять с каждого своего дохода. 

3. Это совсем не обязательно. Власти же закрывают глаза на все формальности. "Такси и доставки тому доказательства".
Конечно же, у афросотрудника КТУ будет выше - это же аксиома. Все "эфективные менеджеры" об этом знают с пелёнок.

Закон самозанятого не распространяется на афросотрудника )))) По нему могут работать только сотрудники экономического союза. И конечно нужно проверять профпригодность каждого. В нашей системе более 90% славяне, имеют русский паспорт, это те сотрудники которые еще недавно работали в системе ЖКХ.   

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yatsenko
Автор

"Прозрачность - это, когда водитель, принимая заказ, не знает о том, куда поедет пассажир, и будет ли поездка рентабельной? Или прозрачность - это, когда пассажир, вызывая "цифрового бомбилу", думает, что приедет опытный водитель, а не новичок с поддельными правами? А легальность - это, когда разрешают собранную дань называть выручкой?
Такси и доставка - пилоты вымирания и криминализации в процессе уберизации."

Вы за серый рынок бомбил из 90? Когда тариф от аэропорта был как сам билет на самолет?

Вы за то чтобы такси ездило на ржавых помойках с непонятными техосмотрами?

Посмотрите сколько водителей и курьеров, вы правда думаете что они в убыток себе работают? У нас вроде рабство отменили давно, их никто не заставляет в сервисах работать. А многие даже и паралельно во всех агрегаторах сидят.

А почему вы против новичков водителей? Как же тогда новое поколение водил появляться будет? Про качество вождения и наличие прав сами знаете кто отвечает. А какой опыт новичку курьеру нужен?
Другое дело я согласен что клиентов надо предупреждать об этом, по сути и есть те отзывы и рейтинги. Я лично ими пользуюсь, вполне работает.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Чем ЯГ белее бомбил из 90-х? Заниженные за счёт афротаксистов тарифы - это не инновация - а беспредельная эксплуатация неорабов, пользуясь монополией и вседозволенностью.
Вы имеете ввиду 30-летние "прульки", которые приезжают в современных бесплатных информационных сервисах за Уралом, или полувековую "Классику", как в некоторых регионах?
Т. е. Вас совсем не смущает, когда на вызов приезжает лишённый прав под наркотическим опьянением? Вы и детей легко на ЯГ в школу отправляете одних, даже если им нет 14 лет? 69-й ФЗ обнулить пора? Зачем вообще нужен водительский стаж для перевозки пассажиров? Надо сразу выдавать аккаунт ЯГ вместе с ВУ!
Конечно, не в убыток - иначе зачем бы они забастовки устраивали постоянно, засыпали за рулём или создавали альтернативные платформы. Да, знаю - "уберы" здесь ни при чём - они же только предоставляют информацию (безвозмездно). Какая вообще разница, кто за рулём? Нет оплаты - нет качества.
Надо бы, но зачем? Это же может негативно повлиять на количество поездок, а следовательно, отчётность перед инвесторами и т. п.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Удалено

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда