Я интроверт — не люблю разговаривать по телефону. Поэтому я создал робота Машу — теперь она отвечает на все звонки

Привет, меня зовут Роман Рабочий, я разработчик и интроверт. Часто мой телефон разрывается от звонков, но я не беру трубку: за рулем, вне зоны доступа или просто устал от разговоров с людьми. Раньше я смотрел на экран с пропущенными и каждый раз мучался: был важный звонок и нужно перезвонить или это какой-то спам от «службы безопасности Сбербанка»?

В итоге я придумал, как решить эту проблему, и создал телеграм-бота Машу — виртуального голосового помощника, которого сложно отличить от человека. Послушайте, как она говорит:

Маша отвечает, когда я не беру трубку, сбрасываю звонок или если мой телефон недоступен. После каждого звонка в Телеграм приходит сообщение с аудиофайлом и текстовой расшифровкой разговора — и я сразу вижу, стоит перезванивать или нет.

Вот как появилась и работает Маша.

Придумал Машу за одну ночь благодаря спамерам и беспокойству близких

Иногда мобильный сводит с ума, если вы все время на связи и не выпускаете телефон из рук.

Звонки с незнакомых номеров, спам и реклама. В прошлом году я получил кучу звонков: банки доставали предложениями взять кредит, медицинские центры приглашали на бесплатные процедуры, мошенники из «службы безопасности Сбербанка» уверяли, что я должен сообщить им ПИН-код от карты.

Кажется, что легче всего просто не брать трубку или отклонять такие звонки. Но вдруг это не спам? Вдруг это потенциальный заказчик или звонит курьер, который привез мне заказ из интернет-магазина? Как понять, перезванивать или нет?

Не всегда есть возможность ответить на звонки семьи, друзей и коллег. Думаю, вам тоже знакома такая ситуация: звонит мама, у нее срочное дело, а вы в бассейне, телефон в раздевалке. Поплавали, берете телефон из шкафчика — там пять пропущенных. Мама волнуется, почему вы не отвечаете, даже если вам уже 40 лет.

Не всегда хочется разговаривать. Часто я не готов разговаривать в принципе: я и так загружен работой, а еще эти бесконечные звонки. Хочется отдохнуть, а потом на свежую голову разобрать все важные и неважные звонки.

В такой ад я погрузился примерно на неделю после открытия ООО: банки звонили по 7–10 раз в день, предлагая открыть у них расчетный счет

Программы-блокировщики спама не решают первую проблему: не всегда распознают спам и тем более не определяют полезные звонки. Стандартным решением второй проблемы — автоответчиком — в нашей стране не принято пользоваться, эта традиция так и не прижилась.

Я понял, что нужно создать новое решение, и придумал его за одну ночь. Так появился персональный робот-секретарь Маша, который работает на смартфонах с любыми российскими операторами связи. В Машу я вложил все знания и опыт, накопленные за годы работы в телекоме. Это продукт на стыке технологий телефонии, распознавания речи и обработки естественного языка.

Похожа на живую девушку и умеет поддержать диалог: как я разработал удачное решение (но не сразу)

Сначала я создал робота, который отвечал на звонки по моим объявлениям на Авито. Это был суперпростой помощник, который работал по одному сценарию: выслушивал человека, говорил, что Роман занят, и прощался. Первая версия вселила в меня уверенность, казалось, что решение найдено, пора раздавать бота друзьям и выбирать виллу в Пало-Альто.

Но реальность оказалось жестче: бот обслуживал любые звонки не по теме Авито, люди не хотели общаться с роботом, а он не мог поддержать элементарные диалоги. Это был полный провал. Чтобы сделать из авито-бота личного секретаря, предстояло еще ОЧЕНЬ много работы и неоднократная переработка технической архитектуры.

Над решением я работал месяц. Мне нужно было сделать робота, у которого будут две важные особенности. Первая — умение поддержать диалоги, развивающиеся по разным сценариям. Вторая — голос и интонации, максимально приближенные к человеческим. И у меня получилось!

На звонок робот отвечает так: «Здравствуйте, Роман сейчас занят, что ему передать?»

Когда человек ответит, Маша действует по ситуации — мы разработали более 10 вариантов поведения бота и планируем расширять сценарии. Например, если человек говорит: «Пускай Роман мне перезвонит», Маша спросит: «А по какому вопросу?» Вот два разных варианта сценария развития диалога с Машей:

Сложность в том, что робот задает звонящему открытый вопрос: «Что передать?», и ответ может быть каким угодно, непредсказуемым. Но мы продолжаем изучать логику ответов людей и обучать Машу общаться по новым сценариям.

Я отказался от стандартного голосового робота с набором механических реплик, чтобы Маша вызывала доверие и желание пообщаться. И придумал способ, как сделать голос очень похожим на голос живого собеседника. Поверьте, даже если в процессе разговора человек понимает, что это робот, то обычно реагирует со снисхождением. Такая схожесть с натуральным голосом — залог успеха.

Также я учу робота определять и переводить мне важные звонки. Уже сейчас Маша умеет переадресовывать мне звонки от курьеров и доставки. Звонок перенаправляется мне уже от имени Маши — и тогда я точно снимаю трубку.

Как работает личный секретарь Маша

Маша — это бот в Телеграме, отдельное приложение устанавливать на смартфон не нужно. Подключить Машу можно в пару кликов прямо в мессенджере.

В Телеграме Маша здоровается и предлагает подключить сервис. Бот спрашивает, как вас представить, и дает простую инструкцию по подключению в зависимости от того, какой у вас мобильный оператор

Маша будет отвечать на ваши звонки в трех случаях: когда вы отклоняете вызов, не берете трубку дольше 10 секунд и когда телефон отключен. Маша поговорит за вас, запишет разговор и переведет его в текст. Текст и аудио сохранятся в чате.

Так выглядит сообщение от Маши. Если нажмете кнопку «❌СПАМ», то занесете номер телефона спамера в собственный черный список. Если спамер снова позвонит, то услышит фразу «Набранный номер не существует или набран неправильно»

Еще два плюса использования Маши

  • Я всегда могу найти телефон звонившего даже спустя длительное время, ведь текстовая расшифровка остается в истории чата. Например, я общался с риелтором по поводу продажи квартиры три месяца назад, но не сохранил его номер. Благодаря Маше я нашел контакт за минуту.
  • Я могу узнать, что за незнакомый номер мне звонил, если это номер компании — ИП или юрлица. Маша сама найдет информацию в интернете и напишет название компании в текстовой расшифровке сообщения в Телеграме. Плюс мы уже работаем над интеграцией бота с адресной книгой пользователя: если номер записан у вас в телефоне, Маша «подтянет» название контакта.

Первые результаты: как я привлекаю новых клиентов

После создания Маши я предложил друзьям, знакомым и коллегам протестировать бота и получил на удивление много восторженных отзывов. Люди говорили о том, что с Машей они стали спокойнее и больше не отвлекаются на звонки с непонятных номеров. Что они будут и дальше пользоваться Машей и нужно обязательно развивать продукт.

Вот такие сообщения приходят от пользователей Маши. Владимир пользуется Машей сам и уже «подсадил» на нее друзей

Тогда я сделал для Маши лендинг и начал продавать ее услуги всем желающим.

Мы сделали бесплатный полнофункциональный период в 50 звонков — это удобно для клиентов. За это время человек успевает почувствовать на себе все выгоды от подписки на Машу и решить, хочет ли он пользоваться ботом дальше.

Сейчас я не использую платную рекламу для продвижения Маши. Я пробовал это делать в самом начале пути, и это было очень дорого и неэффективно. Как только сам бот стал лучше, он начал расти сам по себе, с помощью сарафанного радио.

Мы используем бесплатную механику привлечения новых пользователей. Действующие клиенты нажимают в чате с Машей на кнопку «Поделиться ботом» и расшаривают ссылку друзьям. За каждых троих приглашенных мы дарим один бесплатный месяц подписки.

Мы регулярно исследуем пользователей Маши, чтобы улучшать продукт, и выявили очень простой способ проверить, подходит ли продукт рынку: я спрашиваю людей, что случится, если завтра мы навсегда удалим бота. Если пользователи (важно, чтобы это были абсолютно незнакомые люди) отвечают: «Только попробуй, даже не думай!» или «Если удалишь бота, то я найму тебя только для того, чтобы ты продолжал», то это говорит о том, что дело верное и надо продолжать двигаться в выбранном направлении.

Как мы улучшаем Машу сейчас

Добавляем в Машу новые сценарии поведения людей. Я уже писал, что сейчас их 10, но мы продолжаем выявлять и прописывать новые. Это бесконечная и сложная работа, а люди постоянно подкидывают новые варианты поведения. Чтобы робот становился лучше, его нужно непрерывно учить, что мы и делаем.

Работаем над качеством распознавания речи звонящих. Эта задача такая же бесконечная, как и работа со сценариями, конца и края ей не видно.

Делаем еще одну версию Маши. И это будет мужчина: не всем близким нравится, когда на звонок отвечает приятный женский голос.

Мы работаем и над мужской версией голоса. Оказалось, что часто ревнивые жены не понимают, почему на телефон мужа отвечает какая-то Маша. Нам срочно нужен еще и Миша :)

Интегрируем бота с контактами пользователя. Сейчас номера, которые есть в адресной книге в смартфоне, Маша не распознает. Да, в сообщении с расшифровкой разговора есть кнопка «❓ Узнать имя», но мы хотим сделать автоматическое определение.

Учим Машу работать в технической поддержке. Сейчас Маша отвечает на несложные запросы пользователей вроде «Не работает переадресация, что делать» или «Как оплатить подписку?». Я надеюсь, в скором времени бот будет выполнять все функции технической поддержки пользователей самостоятельно.

А вот чем планируем заняться в ближайшем будущем

Создадим бота-тролля для рекламных спамеров. В случаях, когда Маша будет понимать, что звонок — точно спам, она будет «включать дурочку» и издеваться над спамером, заставляя его подолгу ждать, отвлекаясь на футбол и пиво, жалуясь на жизнь, шумных соседей и т. д.

Возможно, реализуем идею для защиты престарелых родственников от мошенников. Все звонки с неизвестных номеров Маша сможет отправлять в Телеграм любому родственнику (сыну, дочери, внуку и т. д.) пожилого человека, тем самым уберегая его от развода на деньги и потери нервов.

Друзья, буду рад, если вы установите себе Машу, попробуете ею пользоваться и дадите мне честную обратную связь в комментариях, личном сообщении на vc.ru или в Телеграме @rrabochiy.

0
1014 комментариев
Написать комментарий...
Ilya

Дорого, очень дорого выходит. Подключил, позвонил с другого номера. За всё это дело МТС снял 10 рублей. И это не считая того, что подписка стоит сейчас 299. Если брать 100 звонков из подписки, то вам и оператору я заплатил бы минимум тысячу рублей. Вам нужны номера во всех регионах, а не один номер в Москве, который почему-то тарифицируется как межгород вообще, а не звонок на мобильный.
Но сама идея 10/10!

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Поддерживаю, дорого получается. У меня списывается по 3.5 руб/мин как за межгород на Мегафоне. Собрался попользоваться ботом и был готов уже оформить подписку, но когда понял, что ещё все эти по большей части бесполезные звонки придётся оплачивать поминутно, то уже затея не выглядит сильно плюсовой. Раньше эти звонки крали время, а теперь будут красть деньги :) Скорее всего попользуюсь недолго из любопытства, а потом буду ждать, когда будет возможность хотя бы расходовать на это минуты из ежемесячного пакета.

Ответить
Развернуть ветку
Diquman

Подождите, в России между городами вы платите за входящие вызовы?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Свидерский

За входящие не платим. Здесь получается исходящий, т.к. идёт переадресация с моего номера на номер бота.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya

Всё-таки интересно, почему операторы тарифицируют это как межгород, хотя номер не городскрй.
Попробовал ради интереса позвонить на мобильный номер другого региона, просто вычли минуты из пакета. Видимо, при переадресации правила другие.

Ответить
Развернуть ветку
1011 комментариев
Раскрывать всегда