{"id":3251,"title":"1 \u043c\u043b\u043d \u0438 \u043e\u0444\u0444\u0435\u0440 \u0434\u043b\u044f \u043b\u0443\u0447\u0448\u0438\u0445 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0438 \u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=3251&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/239512&hash=fe3c6cdfca8108e692ca64b01f9c545f009eec67d1681808d63aabdbffb79cf7","isPaidAndBannersEnabled":false}
Трибуна
Катя Уколова

Услуги по разработке презентаций: как я запускала стартап в пандемию

Без опыта, денег и идеального плана

Меня зовут Екатерина Уколова, я самозанятая. В 2020 году я приняла участие в бизнес-акселераторе и запустила сервис по разработке презентаций для предпринимателей. У меня нет опыта, капитала и проверенного плана. Все, что я рассказываю, происходит в данный момент, и я не знаю, чем это закончится.

Если вы опытный инвестор, владелец бизнеса или разбираетесь в MVP, помогите мне с оценкой бизнес-идеи в комментариях. Ваша поддержка бесценна.

Основатель сервиса по разработке презентаций для компаний и предпринимателей Катя Уколова

С чего все началось

До того, как стать самозанятой, я десять лет проработала в страховых компаниях: участвовала в закупках, заключала договоры, следила за дедлайнами и общалась с заказчиками. От меня зависело, примет ли компания участие в тендере и пролонгирует договор.

Если вы уже участвовали в тендерах, то скорее всего знаете, как это устроено.

Например, компания объявляет тендер на закупку услуг страховой компании: застраховать от пожара все офисы в Москве, Краснодаре и Тюмени. Это значит, что она размещает условия, по которым собирается заключить сделку, и срок, в течение которого поставщики могут направлять предложения.

Задача специалиста – проанализировать требования, рассчитать рентабельность, согласовать условия с руководителем, бухгалтером и юристом, подготовить необходимые документы и отправить заявку заказчику.

Первое, что прокачивает такая работа, это - ответственность и дисциплину. Если оформить документы неверно, считай – ты провалил задание и потерял договор на следующий год. Поскольку в страховых компаниях почти все договоры заключаются в результате тендеров, то большая часть KPI зависит от выигранных сделок. Дисциплина формируется сама собой.

Уход из офиса

Участие в тендерах – большое и сложное направление, но есть вероятность зайти в тупик: ты либо работаешь на стороне поставщика и через несколько лет дорастаешь до руководителя тендерного отдела, либо уходишь на сторону заказчика и отвечаешь за план закупок. Рано или поздно ты достигаешь потолка. Поэтому я решила поискать что-то другое.

Уже тогда я начала брать небольшие заказы: писала статьи для компаний и блогеров. Плюс таких подработок в том, что, если не повезет с заказами, у тебя есть стабильная зарплата – и в следующем месяце ты заплатишь за коммуналку, путешествие или сходишь в дорогой ресторан. У самозанятых такой возможности иногда нет.

Первым клиентом в тот период стала небольшая гранитная мастерская с несколькими офисами в России. Руководитель компании нашел мое объявление на YouDo и предложил работу. Я согласилась, и мы сделали несколько статей о компании, процессах и услугах. Кажется, на вырученные деньги я купила себе коллекцию книг о редактуре и бизнесе.

Потом было еще несколько заказов, и это убедило меня, что я могу зарабатывать на том, что у меня нормально выходит – писать коммерческие тексты. Имея диплом специалиста по рекламе, я подумала, что могу себе доверять, и ничего не потеряю, если попробую. И шагнула вперед.

В невесомость

После того, как человек закрывает дверь офиса, он думает: вот оно, свершилось, сейчас мои дела пойдут вверх – и часто ошибается. Так происходит не потому, что он в принципе не может достичь успеха, а потому, что сравнивает себя с другими.

Человек, который только запускает свое дело, и человек, который занимается им пять-десять лет, находятся на разных стадиях жизненного цикла продукта. В начале пути ты, как правило, еще не знаешь, что нравится твоему клиенту и какую боль помогает снять твой продукт, и первый шаг для изучения – это формулирование гипотезы.

Авторы практического руководства «Тестирование бизнес-идей» Дэвид Блэнд и Алекс Остервальдер называют гипотезу «инструментом, применяемым для подтверждения или опровержения предположений». Например, моя гипотеза выглядит так: «Я полагаю, что компании с опытом работы 0-3 лет предпочтут большим креативным агентствам работу с ответственным специалистом, если он решит их проблемы: возьмет на себя задачу по созданию и обновлению слайдов, избавит от утомительных брифов, сэкономит средства на оплате налогов и взносов и будет всегда на связи».

Такие упражнения очень помогают снять неопределенность бизнес-идеи: ты задаешь вопросы – и в какой-то момент сам находишь ответы.

Участие в акселераторе

Бизнес-акселератор – это мероприятие, направленное на финансовую и экспертную поддержку компаний, предпринимателей и самозанятых.

Допущенные участники разбиваются на команды и несколько месяцев работают с наставниками и выполняют задания. По окончании программы участники презентуют проекты и проходят тщательный отбор жюри. Те, кто максимально точно выполнил задания, проходят в финал. Жюри выбирает лучшего и частично финансирует его проект.

Акселератор, в котором участвовала я, проводили две организации: производитель детского питания «ФрутоНяня» и центр занятости в Москве «Моя карьера». Полтора месяца интенсивного обучения были похожи на настоящую гонку. Мы обсуждали идеи, расставляли задачи, рисовали бизнес-модели и спорили, как считать выручку. Дальше можно пофантазировать, какой трэш творился ближе к финалу.

По оценке организаторов, на конкурс было подано 500 заявок от предпринимателей и самозанятых. До финала дошли не все. Жюри очень жестко оценивало дисциплину и не допускало к следующему этапу тех, кто посетил менее 80% лекций и не нашел клиентов.

Мне повезло попасть в short list.

Я упаковала идею, сформулировала ценностное предложение, расписала финплан и добилась первых продаж. Теперь это база для постановки новых гипотез. Но это только начало.

Что сейчас

Тот акселератор я не выиграла. Три главных приза получили проект по созданию детских платьев, проект по производству биологических удобрений и проект по разработке ежедневников для амбициозных женщин.

Несмотря на это я собираюсь идти дальше. Сейчас моя бизнес-модель выглядит так.

Бизнес-модель

Моя гипотетическая целевая аудитория: небольшие компании и индивидуальные предприниматели. Они отправляют клиентам электронные письма, общаются с инвесторами, продвигают товары и услуги в интернете. Время от времени им требуются презентации, помогающие выстраивать диалог онлайн. И они имеют возможность обратиться ко мне.

Мой основной продукт – презентации. Второстепенные – оформление соцсетей, написание статей, ведение блога и разработка сайтов в конструктуре. Никаких революционных идей.

Конкуренты

У меня их несколько: это крупные креативные агентства, студии по разработке презентаций, сервисы по выполнению бизнес-задач, фрилансеры и агрегаторы типа YouDo.

Мое конкурентное преимущество в том, что я самозанятая. При заключении договора компания или предприниматель не платит налоги и страховые взносы, я занимаюсь этим сама. Во-вторых, вместо того, чтобы обращаться к разным специалистам – дизайнеру, редактору, smm-специалисту – заказчик работает с одним человеком, со мной. В-третьих, он платит только за готовый продукт.

Продвижение

Сейчас у меня есть сайт, портфолио на Behance и аккаунт на «Профи». Их ценность – в небольших затратах. Обслуживание сайта стоит 6 000 рублей в год, отклик на «Профи» - от 170 до 360 рублей, витрина на Behance – бесплатно. О рекламе в интернете или закупки рекламы у инфлюенсеров говорить пока слишком рано, но думаю, что для 2021 года это хороший способ искать клиентов.

Правила

Я называю свои услуги сервисом, потому что мне важно сделать не красивую картинку с логотипом компании, а продукт, который решает задачу. Для этого я сначала обсуждаю проект по телефону и задаю вопросы о целях и бизнесе. Так я понимаю, сможем ли мы стать командой на время участия в проекте. Мне важно донести до клиента мысль, что каждый из нас понимает свою зону ответственности. Например, я не смогу прислать за клиента фотографии о компании. Это то, что он делает сам.

Что дальше

В моих планах: тестирование сайта, поиск новых клиентов и участие в бизнес-мероприятиях. Цель по выручке: 35 000 рублей в неделю. Наращивать продажи буду за счет тарифных предложений - когда клиент заказывает не только презентацию, но и сайт. В долгосрочной перспективе – расширение присутствия в социальных сетях, автоматизация процессов, переход на ИП и поиск команды.

Выводы

1. Нельзя полагаться только на интуицию. Стартап – это всегда риск, но хорошо бы идти на него с грамотно прописанным финансовым планом. Еще лучше – сделать его, пока работаешь по найму.

2. Идя в самозанятость, важно проработать максимум вариантов развития. Где ты будешь искать клиентов? Какой продукт у тебя есть? Где его продвигать? Сколько сбережений у тебя есть и хватит ли их на 6-12 месяцев привычной жизни?

3. Не бояться и верить в проект.

Что порекомендуете вы?

{ "author_name": "Катя Уколова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 3, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 239917, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 28 Apr 2021 15:52:49 +0300", "is_special": false }
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

Успехов, Катя!

Ответить
1

Sasha, спасибо за поддержку!

Ответить
0

На мой взгляд, неверно для такого бизнеса использовать слово Стартап, но не важно.

Вы пишите "он платит только за готовый продукт" - а как это можно, когда Вы делаете, например, smm? Вас же заказчик кинуть может. Или Вы пишете текст для поста, его демонстрируете, потом сразу оплата за этот один пост?

Ответить
0

Евгений!

Вы правы, классическое определение стартапа - компания с короткой историей операционной деятельности. Однако мне близка идея рассматривать стартап как любой проект, базирующийся на бизнес-модели и находящийся на стадиях запуска и/или тестирования первой версии.

Про готовый продукт
Начну издалека. У меня есть правило: делить работу на итерации. В результате каждой итерации клиент может принять работу и сразу начать ею пользоваться либо отправить проект на доработку и подождать. Его решение не влияет на конечную стоимость продукта - он платит не за часы, а за результат. В его мире это - оплата за готовый продукт.

Расскажу на примере: ко мне обращается заказчик с целью обновить Инстаграм. Я анализирую задачу, формирую бриф, фиксирую договоренности.
Порядок оплаты - как договоримся, но обычно 50%/50%, половина на старте и половина - после принятия финальной работы.

Сроки и задачи - тоже результат переговоров. Например: сделать 15 постов для ленты в Инстаграм до 20 мая. Поскольку заказчик сам постит фотографии и общается с подписчиками, для меня такой проект выглядит так: в первую итерацию я отправляю иллюстрации в png, во вторую - текст. Если заказчик не захочет заказывать у меня тексты, он может оплатить только дизайн, а текст написать сам.

Про доверие к клиентам
Риски отношений с заказчиком почти ничем не отличаются от рисков отношений с девушкой, парнем, мужем или женой. Заказчик может переехать, потерять номер, не брать трубку, отправиться в длительную командировку или прямо отказаться оплачивать работу. Гарантий, что вас не кинут - нет.

Если есть подписанный договор или электронная переписка, можно попробовать обратиться в суд, но это имеет смысл, если выручка с клиента реально больше расходов на адвокатов.

Альтернатива - требовать 100% на старте или частями, по результам итераций. Не получить деньги за третий этап не так грустно, как не получить совсем.

Ответить

Комментарий удален

0

я считаю это очень нужно ..то что Вы планируете сейчас реализовать ..на рынке дырка либо очень дорого ...если мне за 10 тыс сделают 4-6 слайда как презентация для инвесторов ..то я сразу бы согласился ..) мы сколько раз искали что недорого на этом специализируется 

Ответить
0

Валерий!
Уверена, вы найдете то решение, которое подойдет именно вам. От себя могу порекомендовать выбирать между теми специалистами, которые стремятся участвовать в проекте и задают много вопросов. Да и вообще, которые готовы работать. Иногда их услуги стоят дорого, но это того стоит.

Будут вопросы - пишите: ukolova-e-v@yandex.ru

Ответить

Комментарии

null