Услуги по разработке презентаций: как я запускала стартап в пандемию

Без опыта, денег и идеального плана

Меня зовут Екатерина Уколова, я самозанятая. В 2020 году я приняла участие в бизнес-акселераторе и запустила сервис по разработке презентаций для предпринимателей. У меня нет опыта, капитала и проверенного плана. Все, что я рассказываю, происходит в данный момент, и я не знаю, чем это закончится.

Если вы опытный инвестор, владелец бизнеса или разбираетесь в MVP, помогите мне с оценкой бизнес-идеи в комментариях. Ваша поддержка бесценна.

Основатель сервиса по разработке презентаций для компаний и предпринимателей Катя Уколова

С чего все началось

До того, как стать самозанятой, я десять лет проработала в страховых компаниях: участвовала в закупках, заключала договоры, следила за дедлайнами и общалась с заказчиками. От меня зависело, примет ли компания участие в тендере и пролонгирует договор.

Если вы уже участвовали в тендерах, то скорее всего знаете, как это устроено.

Например, компания объявляет тендер на закупку услуг страховой компании: застраховать от пожара все офисы в Москве, Краснодаре и Тюмени. Это значит, что она размещает условия, по которым собирается заключить сделку, и срок, в течение которого поставщики могут направлять предложения.

Задача специалиста – проанализировать требования, рассчитать рентабельность, согласовать условия с руководителем, бухгалтером и юристом, подготовить необходимые документы и отправить заявку заказчику.

Первое, что прокачивает такая работа, это - ответственность и дисциплину. Если оформить документы неверно, считай – ты провалил задание и потерял договор на следующий год. Поскольку в страховых компаниях почти все договоры заключаются в результате тендеров, то большая часть KPI зависит от выигранных сделок. Дисциплина формируется сама собой.

Уход из офиса

Участие в тендерах – большое и сложное направление, но есть вероятность зайти в тупик: ты либо работаешь на стороне поставщика и через несколько лет дорастаешь до руководителя тендерного отдела, либо уходишь на сторону заказчика и отвечаешь за план закупок. Рано или поздно ты достигаешь потолка. Поэтому я решила поискать что-то другое.

Уже тогда я начала брать небольшие заказы: писала статьи для компаний и блогеров. Плюс таких подработок в том, что, если не повезет с заказами, у тебя есть стабильная зарплата – и в следующем месяце ты заплатишь за коммуналку, путешествие или сходишь в дорогой ресторан. У самозанятых такой возможности иногда нет.

Первым клиентом в тот период стала небольшая гранитная мастерская с несколькими офисами в России. Руководитель компании нашел мое объявление на YouDo и предложил работу. Я согласилась, и мы сделали несколько статей о компании, процессах и услугах. Кажется, на вырученные деньги я купила себе коллекцию книг о редактуре и бизнесе.

Потом было еще несколько заказов, и это убедило меня, что я могу зарабатывать на том, что у меня нормально выходит – писать коммерческие тексты. Имея диплом специалиста по рекламе, я подумала, что могу себе доверять, и ничего не потеряю, если попробую. И шагнула вперед.

В невесомость

После того, как человек закрывает дверь офиса, он думает: вот оно, свершилось, сейчас мои дела пойдут вверх – и часто ошибается. Так происходит не потому, что он в принципе не может достичь успеха, а потому, что сравнивает себя с другими.

Человек, который только запускает свое дело, и человек, который занимается им пять-десять лет, находятся на разных стадиях жизненного цикла продукта. В начале пути ты, как правило, еще не знаешь, что нравится твоему клиенту и какую боль помогает снять твой продукт, и первый шаг для изучения – это формулирование гипотезы.

Авторы практического руководства «Тестирование бизнес-идей» Дэвид Блэнд и Алекс Остервальдер называют гипотезу «инструментом, применяемым для подтверждения или опровержения предположений». Например, моя гипотеза выглядит так: «Я полагаю, что компании с опытом работы 0-3 лет предпочтут большим креативным агентствам работу с ответственным специалистом, если он решит их проблемы: возьмет на себя задачу по созданию и обновлению слайдов, избавит от утомительных брифов, сэкономит средства на оплате налогов и взносов и будет всегда на связи».

Такие упражнения очень помогают снять неопределенность бизнес-идеи: ты задаешь вопросы – и в какой-то момент сам находишь ответы.

Участие в акселераторе

Бизнес-акселератор – это мероприятие, направленное на финансовую и экспертную поддержку компаний, предпринимателей и самозанятых.

Допущенные участники разбиваются на команды и несколько месяцев работают с наставниками и выполняют задания. По окончании программы участники презентуют проекты и проходят тщательный отбор жюри. Те, кто максимально точно выполнил задания, проходят в финал. Жюри выбирает лучшего и частично финансирует его проект.

Акселератор, в котором участвовала я, проводили две организации: производитель детского питания «ФрутоНяня» и центр занятости в Москве «Моя карьера». Полтора месяца интенсивного обучения были похожи на настоящую гонку. Мы обсуждали идеи, расставляли задачи, рисовали бизнес-модели и спорили, как считать выручку. Дальше можно пофантазировать, какой трэш творился ближе к финалу.

По оценке организаторов, на конкурс было подано 500 заявок от предпринимателей и самозанятых. До финала дошли не все. Жюри очень жестко оценивало дисциплину и не допускало к следующему этапу тех, кто посетил менее 80% лекций и не нашел клиентов.

Мне повезло попасть в short list.

Я упаковала идею, сформулировала ценностное предложение, расписала финплан и добилась первых продаж. Теперь это база для постановки новых гипотез. Но это только начало.

Что сейчас

Тот акселератор я не выиграла. Три главных приза получили проект по созданию детских платьев, проект по производству биологических удобрений и проект по разработке ежедневников для амбициозных женщин.

Несмотря на это я собираюсь идти дальше. Сейчас моя бизнес-модель выглядит так.

Бизнес-модель

Моя гипотетическая целевая аудитория: небольшие компании и индивидуальные предприниматели. Они отправляют клиентам электронные письма, общаются с инвесторами, продвигают товары и услуги в интернете. Время от времени им требуются презентации, помогающие выстраивать диалог онлайн. И они имеют возможность обратиться ко мне.

Мой основной продукт – презентации. Второстепенные – оформление соцсетей, написание статей, ведение блога и разработка сайтов в конструктуре. Никаких революционных идей.

Конкуренты

У меня их несколько: это крупные креативные агентства, студии по разработке презентаций, сервисы по выполнению бизнес-задач, фрилансеры и агрегаторы типа YouDo.

Мое конкурентное преимущество в том, что я самозанятая. При заключении договора компания или предприниматель не платит налоги и страховые взносы, я занимаюсь этим сама. Во-вторых, вместо того, чтобы обращаться к разным специалистам – дизайнеру, редактору, smm-специалисту – заказчик работает с одним человеком, со мной. В-третьих, он платит только за готовый продукт.

Продвижение

Сейчас у меня есть сайт, портфолио на Behance и аккаунт на «Профи». Их ценность – в небольших затратах. Обслуживание сайта стоит 6 000 рублей в год, отклик на «Профи» - от 170 до 360 рублей, витрина на Behance – бесплатно. О рекламе в интернете или закупки рекламы у инфлюенсеров говорить пока слишком рано, но думаю, что для 2021 года это хороший способ искать клиентов.

Правила

Я называю свои услуги сервисом, потому что мне важно сделать не красивую картинку с логотипом компании, а продукт, который решает задачу. Для этого я сначала обсуждаю проект по телефону и задаю вопросы о целях и бизнесе. Так я понимаю, сможем ли мы стать командой на время участия в проекте. Мне важно донести до клиента мысль, что каждый из нас понимает свою зону ответственности. Например, я не смогу прислать за клиента фотографии о компании. Это то, что он делает сам.

Что дальше

В моих планах: тестирование сайта, поиск новых клиентов и участие в бизнес-мероприятиях. Цель по выручке: 35 000 рублей в неделю. Наращивать продажи буду за счет тарифных предложений - когда клиент заказывает не только презентацию, но и сайт. В долгосрочной перспективе – расширение присутствия в социальных сетях, автоматизация процессов, переход на ИП и поиск команды.

Выводы

1. Нельзя полагаться только на интуицию. Стартап – это всегда риск, но хорошо бы идти на него с грамотно прописанным финансовым планом. Еще лучше – сделать его, пока работаешь по найму.

2. Идя в самозанятость, важно проработать максимум вариантов развития. Где ты будешь искать клиентов? Какой продукт у тебя есть? Где его продвигать? Сколько сбережений у тебя есть и хватит ли их на 6-12 месяцев привычной жизни?

3. Не бояться и верить в проект.

Что порекомендуете вы?

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Sasha Lander

Успехов, Катя!

Ответить
Развернуть ветку
Катя Уколова
Автор

Sasha, спасибо за поддержку!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

На мой взгляд, неверно для такого бизнеса использовать слово Стартап, но не важно.

Вы пишите "он платит только за готовый продукт" - а как это можно, когда Вы делаете, например, smm? Вас же заказчик кинуть может. Или Вы пишете текст для поста, его демонстрируете, потом сразу оплата за этот один пост?

Ответить
Развернуть ветку
Катя Уколова
Автор

Евгений!

Вы правы, классическое определение стартапа - компания с короткой историей операционной деятельности. Однако мне близка идея рассматривать стартап как любой проект, базирующийся на бизнес-модели и находящийся на стадиях запуска и/или тестирования первой версии.

Про готовый продукт
Начну издалека. У меня есть правило: делить работу на итерации. В результате каждой итерации клиент может принять работу и сразу начать ею пользоваться либо отправить проект на доработку и подождать. Его решение не влияет на конечную стоимость продукта - он платит не за часы, а за результат. В его мире это - оплата за готовый продукт.

Расскажу на примере: ко мне обращается заказчик с целью обновить Инстаграм. Я анализирую задачу, формирую бриф, фиксирую договоренности.
Порядок оплаты - как договоримся, но обычно 50%/50%, половина на старте и половина - после принятия финальной работы.

Сроки и задачи - тоже результат переговоров. Например: сделать 15 постов для ленты в Инстаграм до 20 мая. Поскольку заказчик сам постит фотографии и общается с подписчиками, для меня такой проект выглядит так: в первую итерацию я отправляю иллюстрации в png, во вторую - текст. Если заказчик не захочет заказывать у меня тексты, он может оплатить только дизайн, а текст написать сам.

Про доверие к клиентам
Риски отношений с заказчиком почти ничем не отличаются от рисков отношений с девушкой, парнем, мужем или женой. Заказчик может переехать, потерять номер, не брать трубку, отправиться в длительную командировку или прямо отказаться оплачивать работу. Гарантий, что вас не кинут - нет.

Если есть подписанный договор или электронная переписка, можно попробовать обратиться в суд, но это имеет смысл, если выручка с клиента реально больше расходов на адвокатов.

Альтернатива - требовать 100% на старте или частями, по результам итераций. Не получить деньги за третий этап не так грустно, как не получить совсем.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Валерий Орехов

я считаю это очень нужно ..то что Вы планируете сейчас реализовать ..на рынке дырка либо очень дорого ...если мне за 10 тыс сделают 4-6 слайда как презентация для инвесторов ..то я сразу бы согласился ..) мы сколько раз искали что недорого на этом специализируется 

Ответить
Развернуть ветку
Катя Уколова
Автор

Валерий!
Уверена, вы найдете то решение, которое подойдет именно вам. От себя могу порекомендовать выбирать между теми специалистами, которые стремятся участвовать в проекте и задают много вопросов. Да и вообще, которые готовы работать. Иногда их услуги стоят дорого, но это того стоит.

Будут вопросы - пишите: [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда