{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«ЧаЧаЧай»: честная история сервиса безналичных чаевых

Привет! Меня зовут Александр, я директор по развитию в компании «ЧаЧаЧай». Мы разрабатываем систему безналичных чаевых – простую, эффективную и максимально кастомизированную. Но так было не всегда.

Сегодня я хотел бы без прикрас рассказать, как мы пытались отстроиться от конкурентов, ошибались, узнавали новое о мире чаевых, росли и в итоге все-таки нашли свою нишу, в которой наш сервис сможет быть действительно полезным.

«Боль» общепита, создание сервиса и появление конкурентов

Идея разработать сервис для отправки безналичных чаевых пришла к моему партнеру Дмитрию. Он хорошо разбирается в ИТ-проектах: еще в 90-х Дмитрий преподавал информатику в Аничковом дворце. Среди запущенных им проектов, например, PeterHost, который сейчас входит в медиахолдинг «РБК». Также у Дмитрия большой опыт работы с общепитом: он участвовал в открытии нескольких довольно известных заведений Петербурга.

Я работаю в области финансов, хорошо разбираюсь в вопросах платежных систем и электронных денег. Также в команду входит Андрей, который занимает должность CEO: у него большой опыт запуска веб-проектов.

Мы решили объединить наш опыт и разработать ИТ-сервис для общепита, который позволил бы легко оставлять чаевые с помощью QR-кода. Как нам тогда казалось, спрос на такое решение появился давно. В 70% случаев заказы в кафе и ресторанах оплачиваются картой, и, соответственно, количество привычных чаевых сокращается. Доступные на тот момент способы оставить безналичные чаевые – перевод на карту официанту, проведение чаевых через кассу – были не очень эффективны.

Когда мы начинали разработку, привлекая по мере необходимости разных фрилансеров, конкурентов в этом сегменте рынка не было. Работал сервис Plazius, сейчас «СберФуд» – но он вставлял чаевые в счет. Еще на виду была компания Tips+, но она ставила специальные терминалы для чаевых. Поэтому на старте мы считали себя первопроходцами. Однако ближе к запуску нашего сервиса на рынок вышли сразу несколько компаний с похожими продуктами. Как это часто бывает, одна идея практически одновременно пришла в голову разным людям.

Работа с первыми клиентами, пандемия

Несмотря на появление сразу нескольких конкурентов, мы довели работу до конца и тоже вышли на рынок. Сервис назвали «ЧаЧаЧай». Чтобы выделиться среди конкурентов, мы придумали систему фудбэка, выгодную всем: гостям, официантам и владельцу. Гость получает фудбэк в размере 25% от оставленных чаевых, который может потратить на покупку блюд в заведениях, подключенных к программе. Заведению отходят 2,5% от всех чаевых как рекламные бонусы: их можно потратить на привлечение новой аудитории, размещая спецпредложения на сайте «ЧаЧаЧай».

После «упаковки» продукта и дополнительных услуг мы наняли сотрудников в отдел продаж, начали предлагать сервис общепиту. И уже в первые месяцы работы сделали пару открытий. Рестораны нужно долго и активно уговаривать, так как новая на тот момент технология вызывала у владельцев сомнения – это раз. Работать с официантами, мотивировать их нужно постоянно, при этом решать эту задачу можно только в офлайн-режиме – это два. Сначала мы печатали много полиграфии: бесплатные визитки официантам, меню для ресторанов – но потом поняли, что это будет окупаться очень и очень долго.

История с окупаемостью, пожалуй, оказалась для нас наименее ожидаемой и приятной. На тот момент мы зарабатывали 2,5% от оборота чаевых в месяц. Для примера, в довольно популярных кафе средней ценовой категории, каких много в Москве и Петербурге, чаевых через «ЧаЧаЧай» оставляют около 20 тысяч рублей в месяц. Соответственно, наша прибыль – примерно 500 рублей. Естественно, мы понимали, что эта сумма никогда не покроет затраты на специалиста технической поддержки, который всегда на связи, и сотрудника отдела продаж, который выезжает в кафе и работает с официантами. Понятно, что к нам подключались и более дорогие заведения. Но даже сотрудничая с рестораном, собирающим 150 тысяч рублей в месяц, мы зарабатываем чуть больше трех. Тут важно помнить, что «ЧаЧаЧай» – не единственный способ оставить чаевые, все остальные никуда не исчезают с нашим появлением. Для устойчивого развития нам нужна маржа более 1 млн рублей в месяц, а это требует сотен или даже тысяч подключенных заведений.

Итак, мы поняли, что сервис безналичных чаевых в общепите окупается только при подключении огромного числа точек. То есть, если смотреть правде в глаза, на практике не окупается, если у тебя за спиной нет большого розничного банка, как у некоторых наших конкурентов. Как минимум, из-за того, что затраты на подключение каждой точки будут окупаться год-два, а за это время существенная часть клиентов может «умереть». Общепит – бизнес не самый надежный. И только мы начали думать, что делать дальше, начался локдаун: практически все заведения закрылись и стали работать только на доставку.

Исследование новых рынков и схем работы с чаевыми

«Ладно, не ресторанами едиными», – подумали мы и начали изучать другие сферы, смотреть, как в них устроена работа с персоналом и клиентами, есть ли спрос на чаевые. В частности, мы подробно рассмотрели механизм работы с чаевыми в такси и сервисах клининга. Очевидно, в них большую роль играет индивидуальный подход: вот клиенту понравилась работа клинера, и он захотел оставить ему дополнительное вознаграждение. Не понравилась – просто заплатил за услугу (да еще и жалобу написал). Похожая ситуация в такси, только там процент распределения чаевых зависит от класса автомобиля: водителям из эконома оставляют больше чаевых, чем водителям из бизнес-класса.

Но самым интересным в процессе нашего исследования оказалось то, что многие сервисы несколько жульничают и оставляют чаевые себе, полностью или частично. В приложении клиент может видеть фразу «Оставить чаевые водителю», но на самом деле тот не получит ни копейки – все уйдет автопарку. В другом известном сервисе исполнитель получает максимум 20% от оставленных чаевых, но клиент также об этом не подозревает. Мы поняли, что это история про разный подход к бизнесу, и вышеперечисленные сферы значительно отличаются от общепита. Там владельцы чаще всего спокойно оставляют все чаевые сотрудникам, не придумывая каких-то сложных схем их распределения.

Изменение позиционирования и выход на новых клиентов

Игроки в преферанс знают: эта игра про то, как вытащить из любого расклада максимум. Я стараюсь применять этот же подход в жизни и извлекать из любого опыта полезные уроки. Что сделали мы? Во-первых, решили не уходить окончательно из общепита, а обратились за помощью к эксперту в маркетинге. Мария Грачева, бывший генеральный директор «Яндекс.Деньги», много лет проработала в сфере интернет-маркетинга. Она дала нам много полезных и практических советов по построению воронки и логике работы с клиентом и лидами.

Во-вторых, мы поняли, что нужно менять подход к позиционированию сервиса: не предлагать компаниям единственно возможный вариант распределения чаевых, а обсуждать разные схемы. Потому что кто-то готов все отдавать сотрудникам и вообще не вмешиваться в этот процесс, а кто-то, как выяснилось, хотел бы использовать часть чаевых для дополнительного поощрения персонала в конце месяца (исходя из своей информации о качестве работы).

В-третьих, эта идея подтолкнула нас сделать важный шаг: зайти на рынки, где культура чаевых пока вообще не развита. Мы объяснили их участникам, что чаевые – это наиболее честный способ получить фидбэк от клиентов. Его можно использовать вместе с другими методами оценки работы сотрудников. Когда клиент голосует рублем – это гораздо честнее, чем нажать на смайлик в приложении или отправить сообщение с цифрой от 1 до 5.

Находим свою нишу – сервисы доставки и маркетплейсы

Пандемия дала мощный толчок для развития онлайн-покупок: сервисы экспресс-доставки и различные маркетплейсы начали быстро расти. И этот рост продолжится, ведь потребительское поведение слишком сильно изменилось. Люди привыкли, что все необходимое им привезут, нужно лишь сделать заказ в приложении или на сайте.

Мы протестировали различные сервисы доставки как обычные пользователи и предположили, что в этой нише безналичные чаевые точно пришлись бы кстати. Ведь здесь важную роль играет микросервис: курьер учел ваши пожелания и приехал в определенный промежуток времени, не позвонил в домофон, так как у вас спит ребенок, и так далее. Это все, казалось бы, мелочи, но за них хочется поблагодарить.

Наше предположение оправдалось и принесло нам не только несколько новых клиентов, но и дало толчок для дальнейшего развития платформы: мы поняли, что можем предложить компаниям максимальную кастомизацию. Ведь большинство сервисов доставки работают через приложения, и там не обойтись просто QR-кодом, как в случае с официантами. Для максимально эффективной доработки наших инструментов и их полной интеграции с сервисами клиента нужно хорошо понимать логику работы приложения, а также учитывать, как происходит работа с заказом.

Наша гибкость и готовность вносить доработки в соответствии с бизнес-процессами клиента помогла реализовать крупный и важный как для нас, так и для отрасли в целом проект с «Самокатом». Сейчас это один из крупнейших и быстрорастущих онлайн-ритейлеров в России. Мы запустили с ним безналичные чаевые в конце марта: уже сейчас к системе подключились более 10 000 курьеров, что составляет примерно половину от общего количества.

Для нас это оказался классный вызов еще и с точки зрения поддержки курьеров: за время сотрудничества возникали разные ситуации, заставляющие принимать решения очень быстро. Например, мы открываем каждому курьеру виртуальную банковскую карту, на которую выводятся чаевые. Соответственно, нам нужно человека идентифицировать и передать данные в банк. Один из курьеров, которого мы недавно подключали к «ЧаЧаЧай», приехал из Кот-д’Ивуара. К такому мы оказались не готовы – этой страны даже не было в наших списках. Пришлось быстро реагировать, связываться с банком и вносить изменения, чтобы сотрудник мог использовать сервис.

Что дальше?

Сейчас у нас уже 50-60 активных клиентов: это и кафе, и рестораны (например, Mama Roma, Charter’s pub, петербургский ресторан Teplo), и сервисы доставки – помимо «Самоката» сотрудничаем еще с несколькими региональными компаниями поменьше. Мы поняли, что наше преимущество – в готовности делать максимально индивидуальную разработку, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнес-модели, работы с чаевыми. Для «Самоката», например, мы полностью забрендировали, оптимизировали и настроили платежную и другие вспомогательные страницы, настроили полную синхронизацию между двумя системами в режиме, близком к реалтайм, построили новую воронку прохождения с возможностью автоматизированного A/B тестирования, оптимизировали бизнес-процессы банка в соответствии со спецификой работы компании.

Мы готовы учитывать все потребности клиента и вместе с ним находить наиболее эффективный вариант сотрудничества. Планируем подключать больше крупных онлайн-сервисов – проект с «Самокатом» нас многому научил, и этот опыт может быть полезен рынку.

0
5 комментариев
Маша

На мой взгляд сервис нужный и полезный. Считаю вы молодцы что развиваете и выходите на новые рынки. Последние годы зачастую нет налички, особенно мелкой, чтобы дать курьеру на чай. Был бы qr код, где парой кликов можно перевести чаевые лично конкретному человеку, было бы здорово. Иной раз действительно хочется отблагодарить человека, но налика просто нет, пишешь где-нибудь хвалебный отзыв в надежде, что он ему добавит бонус, но надежда слабая конечно. Закинуть сразу 50-100 руб на карту гораздо честнее и эффективнее для всех.
Недавно читала, что азбука вкуса запустила сервис чаевых для сотрудников магазинов, но у них какая-то замороченная схема с qr кодами в магазине(в моем магазине я так их и не нашла), где именно сотрудники текущей смены, что с моей точки зрения неудобно. Например, есть продавцы или кассиры, которые постоянно хорошо обслуживают, хочется им перевести чаевые, так для этого надо выловить их смену. Лично мне было бы удобнее открыть список сотрудников магазина и раз в месяц "раскидать" между ними некую сумму, которую я хочу потратить на чаевые. Может вам пригодится в развитии сервиса)))

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

:/

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Андреева

Нам дуракам нужно к наличке быть ближе,а не за кеш беком бегать.две копейки по копейки.Моя мама ничего на карте не оставляет.Все в кошельке и снам смеется.когда у нас банк вдруг заблокировал карту...видите ли им показались платежи подозрительными...

Ответить
Развернуть ветку
Дима Воробьёв

Так ваша Мама и не заказывает наверное еду из ресторанов, магазинов, пиццу, роллы. Технику. Она по старинке должна все сама пощупать и попробовать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Бестофща

В Питере пить, в Питере пииить, в Питере тирэ пиииить

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда