Как заработать на «кулинарном Airbnb» в своем городе или районе. Запуск бизнеса за 7 дней без программистов

Недавно американский стартап Shef поднял $8.8M и так попал в мое поле зрения. Кажется, можно смело делать клон и начать очень быстро зарабатывать на рынке СНГ.

Я IT-предприниматель со стажем 10+ лет и 20+ проектов и ежедневно читаю новости об инвестициях в цифровые проекты. Я увидел нишу для заработка на пандемии и делюсь с вами, как можно начать получать доход уже через неделю после старта проекта.

Кратко о проекте

Нет ничего лучше, чем вкус домашней еды, но немногие люди умеют вкусно готовить. Американский стартап Shef решил эту проблему - он помогает местным поварам зарабатывать на продаже своих домашних блюд соседям. Важно и то, что пандемия закрыла от 30% до 90% кафе и ресторанов в разных регионах, выкинув поваров на и без того просевший рынок труда. Эти люди сейчас ищут свое новое место и становятся отличными активистами сервиса. Проект растет и я расскажу, как можно клонировать стартап на российском рынке.

Shef хочет создать культуру доступной домашней еды. Компания привлекает и сертифицирует домашних поваров (шеф-поваров), которые заранее принимают заказы и готовят на своих кухнях аутентичные домашние блюда. Готовая еда затем доставляются до двери заказчиков, большинство из которых - соседи по району. По своему духу/философии Shef близок к Airbnb, только в кулинарной области.

Повара, желающие присоединиться к платформе Shef, помимо обязательной регистрации должны еще пройти дегустацию своих любимых блюд и сдать экзамен по безопасности пищевых продуктов. Получившие итоговую аккредитацию составляют свое меню, выбирают дни готовки и начинают принимать заказы через платформу стартапа. Все заказы приходят заранее (примерно за 1 сутки), чтобы была возможность заблаговременно купить свежие продукты и приготовить нужные блюда. На данный момент компания работает в нескольких районах Калифорнии и Нью-Йорка и продолжает наращивать географическое присутствие. За последние два года Shef привлек $8,8 млн. от 8 инвесторов (вкл. известный Y-Combinator).

Возможности

Кажется, есть 3 причины, чтобы обратить внимание на данный проект и попробовать скопировать его в реалиях СНГ

1. Бизнес по монетизации домашней еды кажется привлекательным. Пандемия существенно сократила количество кафе и ресторанов, многие из которых закрылись навсегда.

2. Налицо изменение потребительских привычек: люди все чаще стали есть дома, предпочитая доставку готовых блюд или ингридиентов для их приготовлений походу в кафе или ресторан.

3. Люди теряют работу (особенно сильно в малом бизнесе). Любые дополнительные источники заработка с низким порогом входа (особенно в нише DIY) и сервисы по их созданию будут иметь широкую и растущую по умолчанию нишу.

Кроме того, явных конкурентов у будущего аналога Chef в России пока не видно: крупняки типа Яндекса, Мейла и Сбера сосредоточили свои усилия в более крупной нише (доставка продуктов из магазинов или готовых блюд из ресторанов)

Запускаем MVP

Если сосредоточиться на технической стороне вопроса, то создание MVP платформы можно реализовать достаточно быстро: по моей оценке можно вписаться 30-50 часов и бюджет около 50 тысяч руб:

Сервисы и инструменты, которые понадобятся для создания и запуска MVP на российском рынке:

  • Tilda — конструктор сайтов для бизнеса, включающий в себя готовые шаблоны для старта проекта. Впечатляющий сайт можно сделать за 1 вечер не прибегая к услугам дизайнеров и технарей
  • Airtable — база данных, чтобы работать с данными заказов, поставщиков и другими. Прекрасен тем, что отлично подходит для профессионального технического решения, а работать с ним даже проще, чем с Excel
  • CloudPayments — удобная платежная система с дружелюбной поддержкой и прекрасным сервисом, чтобы принимать платежи клиентов
  • Integromat — конструктор, чтобы связать между собой все элементы в одну стройную систему.
  • Facebook Ads Manager — рекламный инструмент популярной социальной сети, чтобы показывать рекламу жителям вашего района. Точность радиуса показа рекламы до радиуса в один километр вокруг конкретного дому. Можно настроить много других параметров, например: (1) показывать рекламу только владельцам дорогих смартфонов, (2) любителей определенных марок автомобилей и множеству других критериев
  • Fastrack — сервис дружелюбной и быстрой технической поддержки по любым ИТ-задачам. Например, если вы гуманитарий, то в fastrack.camp вас проведут за ручку по всем интеграциям или сделают работу за вас. Я собственник этого сервиса.

Кроме того, будет полезно хотя бы минимально отработать организационную схему:

  • Юридические аспекты (контракты с исполнителями, оферта с покупателем, соответствие требованиям Роспотребнадзора, ответственность при возникновении жалоб потребителей и другие дилбрейкеры) можно оперативно проработать со специалистами платформы pravoved.ru
  • На будущее также полезно будет продумать определенные стандарты сертификации поваров (типа обязательное ИП/самозанятость, наличие санитарной книжки, регулярные фотоотчеты об уборке кухни и сертификации продуктов, электронная касса и пр.), подготовить подробные инструкции по их выполнению или быть готовым предоставить такой сервис за доп. оплату (например - помочь открыть ИП в Сбербанке, подключить и настроить онлайн - кассу, оказать саппорт с санитарной книжкой и пр.). Таким образом вы сможете работать с “официальными/белыми” исполнителями и снять с себя существенную долю налоговых и юридических рисков.

Если вам интересно запустить клон Chef в своем городе или районе и вы хотите это обсудить, то пишите мне в Telegram

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Перфильев

Отличный вопрос. И какая ответственность сервиса в случаи отравления или летального исхода соседей? Как контролируется качество еды? Упаковка и тп?

Ответить
Развернуть ветку
Талгат Бектемиров

Мне кажется в этом самая большая проблема запуска подобного бизнеса в России. Например в Китае очень здорово покупаются продуктовые ништяки у соотечественников/индусов/интересных персонажей, которые зачастую не имеют ничего кроме вичата для платежей.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Ответил выше, здесь повторюсь для вашего удобства. Сервис может оказывать только услуги ИТО (информационно-техническое обеспечение). То есть поставщиком еды будет не сервис. Также как поставщиком смартфонов не является Авито или Яндекс-Маркет.

Ответить
Развернуть ветку
Veronika Bratusheva

Получается за несоблюдение норм санпина будут штрафовать не ваш сервис, а поваров? Тогда все повара, с которыми вы планируете сотрудничать по сути будут работать вне правового поля и в лучшем случае их будут все время штрафовать. Американский shef запустился видимо сразу после того как некоторые из штатов изменили законодательство и по сути "легализовали" домашних поваров (кажется это еще в 2019 году было). До этого в Америке как и у нас любая готовка в жилых помещениях считалась вне закона. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Вероника, да, я бы не стал брать на себя ответственность за всех поваров. В последнем абзаце статьи я написал мое мнение. Еще важно, что СНГ — это очень большая территория, разное законодательство и разная правоприменительная практика, что часто важнее самих законов

Ответить
Развернуть ветку
Veronika Bratusheva

Про территорию не поспоришь, а вот рынок очевидно самый большой в России. И в России на уровне законов такой сервис просто не может существовать пока. Но было бы здорово, если как и в Америке у нас могли бы изменить закон и разрешить домашним поварам готовить. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Вероника, вот такой сервис точно возможен https://www.notion.so/fastrackcamp/VC-0e74987a18964572b5daf3a453e5eacc

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда