{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Аудиостикеры — как мы завалили ваши чаты войсами и выросли в 15 раз за один день

Мы создали звуковые стикеры для Telegram. За полгода органически выросли до 380 тысяч пользователей и 100 тысяч ежедневных отправок. В этой статье я расскажу о создании продукта, его развитии, монетизации и наших планах.

Содержание

«‎Я тут канал сделал…‎»‎

Все началось еще во время первого карантина. Тогда Влад Ширяев (@waltan), с которым мы познакомились на предыдущих проектах, показал мне свой канал с аудиостикерами. Его он использовал как «копилку‎» любимых аудиомемов. Когда хотел что-то использовать — пересылал нужный войс.

Он объяснил концепцию аудиостикеров следующим образом:

Два главных принципа для меня — это чистый вид голосового сообщения и максимальная гибкость мема. Чистый вид подразумевает, что аудиостикер выглядит максимально похожим на обычное голосовое сообщение. А под гибкостью имею в виду возможность адаптировать аудиостикеры под контекст общения.

Сама идея мне сразу понравилсь, но исполнение показалось не самым удачным: хотелось ускорить поиск и отправку, усилить эффект неожиданности — «‎замаскировать‎» стикер под обычное голосовое, убрать пометку «‎переслано».

На следующий день я написал Илье Снимщикову, своему партнеру по разработке чат-ботов. Он предложил использовать инлайн-бота.

Инлайн — это когда бота можно вызвать через текстовое поле, обратившись к нему по нику

Пример инлайн-бота @vid, который помогает отправлять видео с youtube

Короткий никнейм для бота на старте получить почти невозможно, поэтому мы выбрали название @vosticksbot: оно достаточно лаконичное и отражает суть нашего бота.

С помощью инлайн-режима мы хотели реализовать удобный поиск и быструю отправку, чтобы можно было использовать аудиостикеры, не выходя из диалога.

Первая версия

Илья занимался кодом, Влад — контентом, а я делал всю остальную работу по продукту и организации. Такой командой мы разработали первую версию.

Ее мы сделали за 3-4 дня. В ней можно было выбрать стикер из общего списка: поиска не было, а загрузка работала криво.

Мы начали использовать этого бота, показали друзьям, я написал о нем в своем канале.

Предполагали, что аудиостикеры начнут распространяться вирально, но как-то не особо шло: мы получили несколько десятков пользователей, которые отправляли не более 20 аудиостикеров в сутки.

В это же время мы начали натыкаться на похожих ботов. Особенно нас впечатлил MemVoice: на его канале было 700 подписчиков, это казалось нам чем-то недосягаемым.

Постепенно мы отошли от работы над этим проектом, думали максимум о 500 пользователях к Новому году.

Влад — крутой

Все поменяло сообщение от Влада Савинова, моего друга.

Через несколько дней после того, как Telegram выпустил обновление с комментариями, он написал мне:

Знаешь что можно сделать? Сейчас же комменты в телегу добавили Можно в комменты каналов с мемами твои стикеры кидать

Распространять стикеры через комментарии в каналах — эта идея всем понравилась. Было очевидно, что она сработает, но не было понятно, насколько хорошо.

Сразу же взялись за дело — начали экспериментировать с разными пабликами. Результат, мягко говоря, поразил: если мы успевали запостить осмысленный стикер в одном из первых комментариев, чат под записью просто взрывался — стикеры отправляли все, иногда несколько десятков сообщений подряд содержали исключительно аудиостикеры.

P. S. Мы отправляли по одному осмысленному сообщению под пост, что многие люди находили веселым и интересным: мы уважаем личные границы людей и против спама.

За первый день к нам пришло 500 пользователей, а активность выросла на 1500%.

Для такого результата сошлось очень многое:

Место в топе комментариев дает гораздо больший охват, чем сообщение в активном чате — первый комментарий остается на видном месте, а абсолютно любое сообщение в чате быстро уезжает вверх.

К тому же, правильно подобранный стикер вызывает эмоции и желание попробовать. Самый простой способ — отправить стикер в комментарии. Многократная отправка разными пользователями усиливает эффект.

А еще функция комментариев на тот момент была новой — многие открывали их просто из интереса, это обеспечивало нам еще большие охваты.

Через несколько дней мы перестали отправлять стикеры в комментарии: аудитория начала справляться с этим без нашей помощи.

В это же время мы купили рекламный пост в канале TGRobots. Он обошелся нам в 2500 рублей. Результативность была несопоставимо меньше, чем у нашей бесплатной «‎рекламы‎‎»‎. Больше деньги на продвижение бота мы не тратили.

Улучшения

Рост числа пользователей стабилизировался и составлял 10% в неделю. Мы начали работать над улучшением продукта.

Умный поиск и выдача

Первым делом мы допилили поиск: для каждого стикера вручную добавили список тегов — фраз, близких к содержанию войса. Это позволило сделать строку поиска более чувствительной.

А для выдачи мы сделали очень простую персонализацию: каждому человеку начали выдавать его личный топ стикеров — за счет этого люди смогли отправлять любимые войсы еще быстрее.

Визуальное оформление

В ios-клиенте Telegram мы столкнулись с проблемой: перед отправкой нельзя прослушать аудио, а вместо значка «‎play‎»‎ отображается первая буква названия.

Об этой проблеме мы, кстати, написали в поддержку, но ответа или исправления до сих пор нет(

Выглядит это уныло, даже некрасиво.

Поэтому в начале каждого названия мы стали помещать эмоджи, соответствующий посылу и настроению войса. Тогда в квадратиках начали отображаться не буквы, а яркие картинки. Это не только улучило визуал, но и упростило выбор стикеров.

Дополнительно мы начали отображать автора фразы и ее источник. Еще какое-то время на каждом стикере был счетчик использований, но мы решили, что это перегружает интерфейс, и убрали его.

Воронка в канал

Ссылка на канал проекта была указана только в описании бота.

Мы решили добавить еще одну точку входа с помощью инлайн-инструментов.

Над выдачей вариантов Telegram позволяет сделать кнопку, которая перенаправляет пользователя в личку бота. Мы проверили много вариантов воронки из инлайн-бота в канал. Самым эффективным оказался тот, в котором в лс бота мы перенаправляем пользователя под предлогом просмотра всего контента, а уже там показываем наш канал — ссылкой и кнопкой.

Такие изменения в инлайн-воронке увеличили конверсию в подписки на канал в 5 раз.

Мы добавили еще много функций. В том числе удобную загрузку аудио из YouTube и TikTok, форматирование аудиостикеров внутри бота и получение статистики.

Стикерпаки

У нас появилась идея сделать пользовательские стикерпаки. Они должны были дать людям возможность создавать ботов с нашим функционалом и наполнять их самостоятельно.

То есть юзеры создают бота в Telegram, самостоятельно меняют настройки в BotFather, затем предоставляют токен, чтобы мы автоматически запустили бота, и уже после всего этого могут заполнить свой стикерпак.

Я немного сомневался в том, что оно пойдет: способ создания стикерпаков казался мне слишком сложным, но все-таки мы решили попробовать.

У Ильи получилось сделать регистрацию, в которой он буквально проводит человека за руку: рассказывает о создании бота поэтапно, а к сложным местам прилагает видеоинструкции.

Кроме обычных функций из VoSticks мы добавили систему шеринга прав: командам стало удобнее работать над созданием и продвижением своих стикерпаков.

На настоящий момент люди загрузили больше двадцати тысяч дорожек в 3000+ ботов-стикерпаков.

Как вы видите, мои опасения не подтвердились)

Монетизация

Простой способ монетизации Telegram-ботов — рекламные рассылки пользователям в личные сообщения. В теории мы бы могли им воспользоваться: 40% аудитории написало боту в личку, а значит доступны для отправки сообщений.

Такой способ кажется нам достаточно бесцеремонным в целом, а в случае инлайн-бота все было бы еще хуже: ведь мы почти не взаимодействуем с людьми через личные сообщения.

Поэтому мы реализовали формат рекламы, близкий к привычным баннерам.

Другой способ монетизации аудиостикеров, характерный конкретно для этого бота — использовать стикерпаки как средство маркетинга:

Сейчас в канале «‎Аудиостикеры‎»‎ 11 000 подписчиков при 190 000 пользователей основного стикерпака. При этом единственная существенная «‎точка входа‎» в канал — это бот VoSticks. Получается, более 5% пользователей бота конвертируются в подписчиков канала.

В нашем продукте на первом плане находится бот, а канал — вспомогательный инструмент, но ведь можно делать и наоборот — подвязать тематический стикерпак к уже существующему каналу. В таком случае бот становится настоящим средством маркетинга: он не только развлекает имеющуюся аудиторию, но и приводит новую.

Эту гипотезу подтверждают и пользовательские стикерпаки: некоторые люди сделали канал для стикерпака и набирают аудиторию, а другие — прикрепили стикерпак к уже имеющемуся каналу. Получается, стикерпак, подключенный к каналу, приносит поток подписчиков, а значит, может быть платным.

Суть стикерпаков я пытался донести до нескольких десятков крупных блогеров — почти во всех случаях письма оставались без ответа. Пообщались только с менеджером Дружко: я убеждал ее в том, что появление такого инструмента — прекрасный повод «‎хайпануть немножечко» и в Telegram, но это ни к чему не привело.

Я вижу следующее объяснение: в новую концепцию достаточно сложно вникнуть, а менеджеры, разгребая кучу писем, работают по принципу максимизации ожидаемого результата: видят что-то непонятное, без названия известного бренда или большого чека — даже не дочитывают письмо.

Еще мы могли ошибиться с аудиторией: определенно стоит пообщаться с организациями, которые напрямую монетизируют свои тг-каналы.

Немного статистики

На момент публикации этой статьи нашим ботом воспользовалось 380 000 человек, с его помощью отправлено 6 600 000 сообщений, на канале проекта уже 11к подписчиков.

А за последние 24 часа 24 000 человек отправили 98 000 аудиостикеров.

Рост уникальных пользователей и их сообщений за сутки можно видеть на следующих графиках:

Чуть ли не больший интерес представляет «‎время жизни‎‎» пользователя в нашей системе. Для того чтобы его оценить, мы взяли 30 000 человек, пришедших к нам в ноябре и посмотрели, какая их доля продолжает пользоваться нашим ботом по прошествии времени.

Планы

Мы хотим расширяться на другие языки, улучшать выдачу стикеров, работать над монетизацией продукта (вы еще можете создать стикерпак бесплатно 😉)

Я занимаюсь далеко не только этим проектом: моими чат-ботами пользуется более 1 000 000 человек. О своей работе я рассказываю на тг-канале (https://t.me/bchechin) и буду очень рад, если вы подпишитесь. Там же, в разделе about, есть мои контакты: пишите с любыми идеями и предложениями)

0
69 комментариев
Написать комментарий...
Roman Perfilyev

оо, надеюсь насчет идеи это вы честно потому что я 4 года назад придумал и сделал такого же инлайн бота https://github.com/klapauciuz/soundstickers, только он при каждом запросе парсит звуки с freesound.org

идея моя и делал по приколу на конкурс ботов который проводил дуров, и который вроде ничем не закончился) но бот работает до сих пор так что welcome http://t.me/soundstickers_bot

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Чечин
Автор

Да, реально честно)
//как будто человек бы написал что-то иное, если бы было нечестно

Но у меня реально честное "честно")))

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда