Выбор формы бизнеса: ИП, юридическое лицо или работа без регистрации Статьи редакции
Отрывок из книги «Закон стартапа» от партнёра юрфирмы «Зарцын, Янковский и партнеры» Романа Янковского.
Партнёр юридической фирмы «Зарцын, Янковский и партнёры» Роман Янковский при поддержке ФРИИ выпустил бесплатную книгу-пособие «Закон стартапа» — о юридических аспектах работы стартапов, проблемах, с которыми могут столкнуться молодые команды, и возможных способах решить их.
Глава 1. Стартапер vs. предприниматель
Мы живем в атмосфере стартапов и экс-стартапов, в окружении «Фейсбуков», «Тиндеров» и «Уберов». Что такое «стартап», и кто такой стартапер?
Согласно классическому определению, стартап — это предприятие, созданное для поиска эффективной и масштабируемой бизнес-модели. Чаще всего стартапы появляются в сфере высоких технологий, потому что наибольшим потенциалом для масштабирования обладает интеллектуальная собственность — патенты, товарные знаки, ноу-хау. Однако в нашем законодательстве вы не найдете слова «стартап»: Гражданский кодекс говорит лишь о «предпринимательской деятельности». Согласно второй статье ГК, предприниматель — это лицо, самостоятельно и систематически осуществляющее рискованную деятельность, направленную на извлечение прибыли.
Зачем вообще нужно законодательное определение предпринимателя? Дело в том, что законодательство требует от предпринимателя обязательно «зарегистрироваться в установленном порядке». В этой ситуации критично понимать, что относится к предпринимательству, а что нет.
Критерии «предпринимательской деятельности»
Критерий первый и главный — направленность на «извлечение прибыли». Налоговый кодекс гласит, что прибыль — это «доходы, уменьшенные на величину расходов»; значит, извлечение прибыли означает, что заработанные деньги преобладают над истраченными. Однако имейте в виду, что Уголовный кодекс карает за предпринимательство без регистрации, если оно повлекло «извлечение дохода в крупном размере». Обратите внимание: именно «дохода», а не прибыли. Поэтому, если вы купили товаров на четыре миллиона рублей, а продали за три, то прибыли в смысле налогового законодательства не возникнет, но с точки зрения Уголовного кодекса вы будете незаконным предпринимателем.
Критерий второй, не менее важный, — наличие риска. Предпринимательские риски связаны с потерей финансовой стабильности и ответственностью по долгам. Существуют риски неимущественного характера: например, риск потери деловой репутации, если вы не по своей вине провалили исполнение договора. При этом работа по трудовому договору считается не рисковой по определению: даже работая на очень опасной работе, вы не становитесь предпринимателем.
Критерий третий — систематичность. Однократная сделка не будет считаться предпринимательством. Например, если вы продаете машину, это не означает, что нужно получать статус индивидуального предпринимателя, но вот если захотите открыть автосалон.
К сожалению, законодательство не дает однозначного ответа на вопрос, что такое систематичность. Например, Налоговый кодекс под «систематичностью» понимает «два раза в год и более», а закон «О защите конкуренции» — «два раза в течение трех лет».
Четвертый критерий предпринимательской деятельности, который, в отличие от первых трех, не указан в Гражданском кодексе, — это государственная регистрация: именно этим законная предпринимательская деятельность отличается от незаконной. Законно вести предпринимательскую деятельность можно только в форме индивидуального предпринимателя (ИП) или создав юридическое лицо. Предпринимательская деятельность вообще без регистрации запрещена, но здесь (как и вообще в российском праве) ключевое значение имеет не сам запрет, а мера потенциальной ответственности.
Ответственность за незаконное предпринимательство
«Простая» предпринимательская деятельность без регистрации влечет административный штраф от 500 до 2 000 рублей по статье 14.1 КоАП. Привлечь к ответственности могут полиция, Роспотребнадзор или налоговая служба. Однако именно за предпринимательство без регистрации они штрафуют очень редко: такая деятельность попадает в поле зрения властей разве что когда ведется совсем в открытую.
Другое дело — если предпринимательская деятельность принимает особенно крупный объем. Так, теневому предпринимателю, извлекающему «крупный доход» в 2,25 млн рублей, грозит ответственность по статье 171 Уголовного кодекса. Несмотря на то, что ему скорее всего назначат тот же штраф (только крупнее), сам факт привлечения к уголовной ответственности оставит серьезное пятно на биографии.
Репетиторам, сиделкам и подобным труженикам давно собираются разрешить работать без регистрации — в таком случае они получают особый статус самозанятых лиц. Недавно «оказание услуг для личных, домашних и иных подобных нужд» появилось-таки в Налоговом кодексе: самозанятые смогут встать на учет в налоговой, получить ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) и при этом (пока) не платить налоги. Будет ли новая процедура пользоваться популярностью — пока неизвестно.
Иностранцам
Все изложенное относится и к иностранным гражданам, которые находятся в России и хотят заниматься предпринимательством. На них также распространяются нормы Гражданского кодекса и санкции за правонарушения. Однако есть и дополнительное регулирование.
Так, стать индивидуальным предпринимателем может только тот иностранец, у которого есть разрешение на временное проживание или вид на жительство. В России нет предпринимательских виз, а рабочая виза (как и патент для иностранца) предусматривает только работу по трудовому договору.
Другой вариант — открыть компанию в России (это могут сделать и зарубежная компания, и иностранный гражданин). В соответствии с законом для регистрации ООО от иностранца дополнительно требуется только нотариально заверенный перевод паспорта, остальные документы стандартны. Принимая документы, регистратор не проверяет, на каком основании иностранец находится в России и есть ли у него разрешение на временное проживание.
Обратите внимание: если у иностранца нет разрешения на работу, он не может трудиться в собственной компании, в том числе не может быть ее директором. Конечно, такое разрешение можно запросить от имени компании, но запрос должен подписать действующий директор, а его еще нет! Поэтому создать компанию в России без директора-россиянина не получится: он будет фигурировать в заявлении на регистрацию, а потом оформит разрешение, чтобы иностранец занял его место.
Глава 2. Выбираем форму
В России вести бизнес можно тремя способами:
- Вообще без регистрации;
- В качестве индивидуального предпринимателя (ИП);
- Зарегистрировав юридическое лицо.
Без регистрации
Прибыль — на дебетовую карточку, товар хранить дома, счета выписывать от руки, вести бухгалтерию в тетрадке и никому не рассказывать о своих финансах. Как я описал в предыдущей главе, это не лучший способ, если ваш бизнес приносит доход: предусмотрено административное и даже уголовное наказание.
Индивидуальный предприниматель
Индивидуальный предприниматель (ИП) — это человек (физическое лицо), который зарегистрировался в налоговой инспекции и получил специальный номер. Это дает право заниматься предпринимательством и платить пониженные «предпринимательские» налоги — прежде всего по знаменитой «упрощенке», упрощенной системе налогообложения. При этом не создается никакого юридического лица: индивидуальный предприниматель имеет физическое тело, фамилию («ИП Петров»), место жительства и прочие атрибуты своей человеческой личности.
Юридическое лицо
Коммерческое юридическое лицо или компания — это искусственная юридическая конструкция, созданная для занятия предпринимательством. Чтобы понять, как работает юридическое лицо, обратимся к истории.
В Древнем Риме, Древней Греции, Древнем Вавилоне и прочих древних странах компании в современном понимании не использовались, поскольку в них не было нужды. Торговлей занимались купцы-одиночки, которых вполне хватало для того скромного международного обмена. Не существовало масштабируемых предприятий, не было мануфактур, а следовательно, не было и потребности в действительно крупном капитале.
Такая потребность появилась лишь в годы великих географических открытий, когда европейцы начали соревноваться в ограблении заморских колоний. Богатств отдельных купцов и даже королевств не хватало на снаряжение новых экспедиций, и тогда появилась идея получить деньги не от одного обеспеченного купца или принца, а сразу собрать паи у множества людей. С одной стороны, так собирается значительная сумма, с другой — риски распределяются между всеми вкладчиками в зависимости от объема вложений.
Так появились первые акционерные общества — конечно, они были гораздо проще нынешних, но со своей задачей справлялись. Их механизм работал так: заранее определялся достаточный объем вкладов (уставный капитал), который делился на доли (акции). Так каждая акция приобретала формальную стоимость.
Все желающие могли купить определенное количество акций и стать таким образом акционерами компании. С возвращением торговых кораблей прибыль распределялась в соответствии с количеством акций у каждого акционера. Этот процесс называется распределением прибыли, или выплатой дивидендов.
Акции называются ценными бумагами не просто так: номинал и имя владельца действительно заполнялся чернилами на бумаге, а дивиденды платили тем, кто мог предъявить оригинал документа. Затем акции стали бездокументарными: акции не печатают, а учитывают так же, как и деньги в банках — на специальных счетах.
После успешных экспедиций первые акционеры встали перед выбором: распределить прибыль между собой и закрыть компанию или вложить часть прибыли в новое путешествие? Для решения этого вопроса понадобился орган, управляющий компанией — прежде всего, определяющий, какую часть прибыли выплатить акционерам. Самое очевидное решение — собрать акционеров и спросить у них; так появился высший орган управления в компаниях — общее собрание акционеров, принимающее решения большинством голосов. Поскольку акционеров в крупных компаниях очень много и собрать их — непростая задача, для определения их мнения по текущим вопросам был создан постоянно действующий орган — совет директоров, состоящий из представителей акционеров.
Ограниченная ответственность
С появлением первых корпораций встал вопрос ответственности. Должны ли акционеры расплачиваться за долги «своей» компании? Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на ключевые признаки юридического лица:
Собственность. Юридическое лицо может иметь в собственности офис, компьютер, машину и прочие вещи. Все это принадлежит не акционерам и директорам, а самому юридическому лицу.
Воля. Удивительный факт: юридическое лицо считается полноценным субъектом права; у него есть свои желания, — иначе говоря, своя воля. Хотя эту волю формируют органы юридического лица (общее собрание акционеров и совет директоров), в отдельных ситуациях воля юридического лица может не соответствовать воле его участников или руководства.
Раз юридическое лицо имеет собственность и действует само (своей волей), то, очевидно, оно должно самостоятельно отвечать за принятые решения. Это называется ограниченной ответственностью: если имущества компании не хватает для того, чтобы расплатиться с долгами, то за нее не платят ни акционеры, ни руководство (менеджеры). Максимум, что акционеры могут потерять, — это деньги, переданные в самом начале в обмен на акции.
Юридическое лицо, у которого прекратятся доходы, закончатся деньги и имущество, но останутся долги, станет банкротом. Такое юридическое лицо придется ликвидировать, после чего лишь запись в реестре будет напоминать о его прежнем существовании. Поэтому с осторожностью работайте с компаниями, — когда у них закончатся деньги, спросить будет не с кого.
Однако нельзя думать, что ограниченная ответственность защитит акционеров и менеджмент в любой ситуации. На самом деле, существуют исключения. Так, если директор попробует обмануть своих контрагентов, совершит мошенничество, к нему применят уголовную ответственность. Ограничение ответственности корпорации распространяется только на предпринимательский риск — когда юридическое лицо действует добросовестно и если терпит крах, то неумышленно.
Бизнес в долях
Помимо ограниченной ответственности у юридического лица есть еще одно важное преимущество: его можно организовать совместно с партнерами, определив каждому свою долю. В отличие от всяческих «понятийных соглашений», существующих только на бумаге, юридическое лицо обладает известной устойчивостью к корпоративным конфликтам. Это значит, что, если партнер захочет вас обмануть, все простые лазейки (такие как исправление устава, внесение поправок в договор, выведение денег со счета) уже перекрыты. В крайнем случае вы сможете восстановить справедливость с помощью полиции и суда. Рассмотрим несколько ситуаций:
Мнение юриста: Света абсолютно права. Здание находится в ее собственности, зарегистрировано на ее имя, и она имеет полное право распоряжаться им так, как захочет.
Мнение юриста: Вася совершенно прав — половина имущества принадлежит ему, и никто не может заставить его продать собственность по неприемлемой цене.
Теперь сравним финансовые (прежде всего налоговые) затраты на ведение бизнеса: без регистрации, в качестве ИП и в качестве юридического лица. Будем считать, что все налоги платятся исправно, в полном соответствии с законодательством.
Налоги
Физическое лицо-не предприниматель платит 13-процентный налог на доходы (НДФЛ). Если гражданин (назовем его Петей) трудится на официальной работе, то эти 13% вычитаются из его зарплаты. Если в трудовом договоре значится «100 000 рублей», Петя получит 87 000 рублей на карточку, а остальное работодатель перечислит за Петю государству.
Если Петя работает самостоятельно (официально нигде не устроен), то он должен ежегодно подавать в налоговую инспекцию декларацию — фактически, заявление о своих доходах. Конечно, многое зависит от порядочности Пети и его желания делиться информацией с государством. В то же время налоговая может узнать о его доходах из других источников.
Предприниматель платит другой налог. Какой именно — зависит от его выбора. Самая сложная — общая система налогообложения (ОСН), к ней относится пугающая аббревиатура «НДС» и прочие подобные вещи. В ОСН входит несколько налогов, у каждого из которых своя процентная ставка и налоговая база: имущество, прибыль, добавленная стоимость и так далее. Считать несколько налогов долго и сложно, но у крупного бизнеса такие ресурсы есть. Об ОСН мы еще поговорим в главе «Налоги».
«Упрощенка»
Малый бизнес, включая абсолютное большинство ИП, обычно выбирает не общую, а упрощенную систему налогообложения (УСН) — она доступна до достижения установленного лимита (150 млн рублей оборота). УСН предполагает ставку от 1 до 6% с дохода или от 3 до 15% с прибыли, ставки варьируются по регионам. Далее я буду использовать московские (максимальные) ставки: 6% и 15% соответственно.
Кстати, вы помните, в чем разница между доходом и прибылью? Доход (оборот, выручка) — это все пришедшие предпринимателю деньги. Прибыль (маржа) — это часть денег, которая осталась после совершения предпринимателем расходов (на закупку нового товара, зарплату сотрудникам и прочих).
Предположим, Миша продает бананы. Он купил бананов на 100 рублей, продал за 150 рублей. На эту сумму — 150 рублей — Миша купил еще бананов и продал уже за 250 рублей. Подсчитаем его показатели:
- доход Миши составил 150+250=400 рублей;
- расходы Миши составили 100+150=250 рублей;
- прибыль Миши составила (400-250)=150 рублей.
Значит, по УСН Миша заплатит 400*6%=24 рубля с дохода или 150*15%=22,5 рубля с прибыли.
Какой вариант выгоднее: платить налог с дохода или с прибыли? Это легко посчитать: достаточно определить, что меньше — 15% прибыли или 6% дохода. Равновесная точка — прибыль на уровне 40% от дохода. Поясним проще: если с каждых 100 рублей дохода вы кладете себе в карман более 40 рублей, то вам выгодно платить налог с дохода; если меньше 40 рублей — с прибыли. Разумеется, точка равновесия в каждом субъекте будет своя из-за разного соотношения ставок.
Есть еще несколько нюансов:
- Подсчитывать налог с дохода и отчитываться по нему гораздо проще. Налоговая внимательнее следит за предпринимателями, которые платят налог с прибыли, потому что прибыль можно занизить, создав в компании искусственные расходы. Таким образом, УСН 6% — это практически нулевые риски налоговых проверок.
- В качестве расходов могут быть учтены далеко не все траты. Так, расходы на оплату труда или приобретение сырья для производства не вызовут вопросов у налоговой, в то время как более спорные вещи, возможно, придется доказывать. Поэтому, выбирая налог на прибыль, нужно учитывать, получится ли при подсчете учесть все расходы. Безусловно, доходы тоже нужно фиксировать.
- На практике бывают случаи, когда предприниматель выбирает налог с прибыли, а прибыли у него нет. Поэтому, если предприниматель платит налог с прибыли, а прибыли нет, налог считается как 1% с оборота.
Юридические лица
К юридическим лицам применимы все налоговые выкладки, что я составил для индивидуальных предпринимателей, за одним важным исключением. ИП — это физическое лицо, человек. Доходы ИП — это доходы человека. Индивидуальный предприниматель Вася, заработавший 100 рублей, вправе после уплаты налогов снять деньги со счета и купить еды в магазине. Это его, Васина, собственность.
Юридическое лицо имеет все имущество, в том числе прибыль, в своей собственности, а не в собственности учредителей или директора. Следовательно, создав компанию, вам недостаточно просто заплатить налоги от ее имени, чтобы получить прибыль. Деньги даже после уплаты налогов останутся на счету юридического лица и на ваш счет не перейдут.
Чтобы вывести прибыль со счета компании на счет ее учредителя (участника, акционера), требуется провести процедуру распределения прибыли, иными словами — выплатить дивиденды. Для этого нужно узнать, не против ли другие участники и совет директоров, а в ходе распределения еще раз заплатить налог — уже не на прибыль компании, а на свой доход как физического лица. С 2015 года с дивидендов платится НДФЛ по стандартной ставке (13%), при этом все перечисления делает сама компания (как при уплате налога с зарплаты).
Специальные налоговые режимы (патент, ЕНВД) я не буду рассматривать — все-таки книга про стартапы. Если ваш бизнес — «обычный», то есть не высокотехнологичный (бытовые услуги, пошив, извоз и тому подобное), не лишним будет прочитать главы 26.3 и 26.5 Налогового Кодекса.
Взносы
Помимо налогов государство удерживает с нашего дохода взносы:
- на будущую пенсию — в Пенсионный фонд;
- на случай аварии на производстве — в Фонд социального страхования;
- для равного доступа к медицинской помощи — в Фонд обязательного медицинского страхования.
Эти удержания называются взносами, а не налогами, потому что государство как бы не забирает деньги, а принудительно «страхует» вас на эту сумму. Так, при пенсионном страховании вы страхуетесь от старости, выплачивая в Пенсионный фонд 20% со своей ежемесячной зарплаты. С наступлением пенсионного возраста (страховой случай) государство начнет по частям выплачивать вам страховую премию — так же, как, например, по ОСАГО, только премией в данном случае будет ваша пенсия.
Если Петя официально не работает, то и никаких взносов платить не обязан. В отличие от налогов, государство не требует от граждан уплаты взносов с частных доходов. Конечно, можно делать добровольные взносы в пенсионный фонд, но выгоднее просто положить кровно заработанное на валютный счет с фиксированным депозитом.
С индивидуальными предпринимателями все сложнее. Закон требует от них уплаты взносов за себя даже в отсутствие наемных сотрудников. Но есть и плюсы. Во-первых, ИП не обязан платить взносы в фонд социального страхования. Во-вторых, он платит взносы не с реального дохода, а с минимального размера оплаты труда (МРОТ) — зарплатного минимума по стране. То есть ИП платит взносы так, будто устроился к работодателю на минимально возможную зарплату.
Конечно, тут, как и с налогами, есть ряд нюансов. Например, налоги по УСН «Доходы» можно сократить на величину выплаченных взносов (частично или полностью). Для ИП с оборотом в миллион рублей это даст порядка 30 тысяч рублей экономии. Льготы предусмотрены для ИТ-фирм, в которых трудится более семи сотрудников, для резидентов особых экономических зон и так далее.
Регистрация и ведение
Зарегистрировать ИП проще всего: нужно лишь заполнить заявление и отнести его в налоговую. Для создания юридического лица требуется больше документов, подготовить которые сложнее. Пошлина за регистрацию ИП — всего 800 рублей, за юридическое лицо — четыре тысячи рублей. В некоторых случаях учредители компании вынуждены будут дополнительно потратиться на нотариуса.
Затраты на текущую деятельность — это прежде всего бухгалтерия (учет по налогам, взносам и кадровым вопросам). Готовить и подавать документы можно удаленно: с помощью онлайн-систем типа «Контур» или через нанятую бухгалтерскую фирму.
Итак, ИП идеален, если нужна простая быстрая регистрация и не хочется переплачивать при распределении прибыли. С другой стороны, юридическое лицо позволяет вести бизнес совместно, дает ограничение ответственности и еще ряд дополнительных преимуществ. Каких?
Инвестиции и управление
Индивидуальному предпринимателю гораздо сложнее оформить инвестиции, ведь у него нет акций или долей, которые можно передать инвестору. Максимум, на что можно рассчитывать, — это хитрый договор займа, по которому предприниматель возьмет деньги на развитие (чаще — банковский кредит, который нужно возвращать с большими процентами). Впрочем, при наличии инвестора зарегистрировать фирму — дело одной недели.
ИП удобен, когда не нужно расширяться. Зачем тратить время на сложную систему корпоративного управления, если, к примеру, продаешь вареную кукурузу на пляже? Другое дело, когда бизнес усложняется, масштабируется и приходится контролировать финансовые потоки со всего черноморского побережья. В юридическом лице можно создать специальный орган коллективного управления — совет директоров. В нем найдется место и для профессионального аудитора, и для генерала полиции в отставке.
Ответственность ИП
По интернету гуляет миф, что «ИП — это разорение, чуть-чуть задолжаешь, и снимут последнюю рубаху». На самом деле неограниченную ответственность ИП часто преувеличивают. Да, он действительно отвечает по долгам всем своим имуществом, ведь в отличие от компании, ИП не может отделить имущество «для бизнеса» от имущества «для жизни». ИП рискует всем, но! Не более, чем обычный гражданин. Задумайтесь: мы постоянно рискуем своим имуществом. Зазеваешься за рулем, ударишь Porsche — и прощай, квартира; упадет с подоконника цветочный горшок на голову соседу снизу — то же самое, плюс казенный дом на пару лет. Не-предприниматели редко оценивают окружающие риски, предпочитая их игнорировать.
Так вот, если ИП «не ставит цветочный горшок на подоконник» (не берёт кредиты, не хранит большие партии товара на реализацию, не ведет опасные работы и так далее), он может спать спокойно. Так, ИП, занимающийся разработкой и внедрением софта (то есть выполнением работ), имеет мало шансов залезть в долги. Штрафы и пени сравнительно небольшие, а в отношениях с государством риски покроет банковская гарантия. Опять же, последнюю рубашку кредиторы не снимут — нельзя забрать единственное жилье (пока — даже если это вилла), а также мебель, одежду, еду. Не отнимут ордена и «племенных животных» (кот не считается).
Вывод: неограниченная ответственность ИП — это не всегда зло. В некоторых видах бизнеса она не сильно мешает и компенсируется достоинствами ИП. О чем я говорю?
Дополнительные преимущества ИП
ИП гораздо проще воспользоваться заработанными средствами. Достаточно завести расчетный счет и переводить с него деньги себе на карту. Прибыль же юридического лица, как вы помните, распределяется по специальной процедуре: раз в три месяца, с согласия остальных участников, с 13-процентным налогом.
У индивидуального предпринимателя больше льгот и бонусов по городским программам поддержки малого бизнеса. Почитайте на сайте своего региона про поддержку предпринимателей, там бывают очень интересные вещи вроде бесплатной аренды помещений, софинансирования (государственный рубль на рубль ИП) и так далее.
ИП тоже может применять ОСН (общую систему налогообложения). Это актуально для торговли и b2b-сферы в целом. Правда, такой бизнес предполагает большие обороты и, соответственно, потенциальные долги; соответственно, ограниченная ответственность становится критичной. Поэтому ИП, работающие по ОСН, встречаются редко.
В большинстве регионов впервые зарегистрированным ИП предоставляются налоговые каникулы, то есть в определенных сферах первые пару лет они не платят налоги. Правда, это не распространяется на взносы, а также на предпринимателей, работающих по ОСН.
Когда юридическое лицо ликвидируют, оно исчезает навсегда. Из-за этого государство тщательно проверяет каждый случай: не осталось ли невыплаченных налогов, недовольных сотрудников или обиженных кредиторов. В отличие от компании, ИП не исчезает, а остается в доступности как для кредиторов, так и для государства, поэтому при закрытии его практически не проверяют. Если работников не было, ИП просто пишет заявление в ИФНС и продолжает жить, как обычный гражданин (выплачивая 13% НДФЛ вместо 6% УСН).
Административные штрафы. Их платят все: несданная отчетность, ошибки в кассовых операциях, неправильное ведение трудовой книжки и прочее — совершенно невозможно вести бизнес без штрафов (если ты не бухгалтер). Так вот: штрафы, предусмотренные для граждан, намного ниже, чем штрафы для организаций; ИП относится к гражданам, и штрафы для него ниже в десятки раз.
ИП регистрируется по домашнему адресу, в отличие, например, от акционерного общества. Чтобы прийти к ИП с обыском, необходимо иметь решение суда (не то чтобы это было основной причиной становиться ИП, но все же).
Итак, к чему мы пришли? Юридическое лицо приспособлено к ведению бизнеса в долях. В качестве дополнительного бонуса предлагается ограниченная ответственность. Однако для государства предпочтительнее ИП: их легче контролировать и невозможно потерять. Поэтому условия регистрации, ликвидации и прочих бюрократических процедур у ИП проще. Так что подумайте над тем, нужна ли вам ограниченная ответственность ценой сложной ликвидации и ограничений по выводу денег.
На случай, если вы пропустили: книга лежит в свободном доступе, ссылка в начале статьи ;-)
А epub планируете выложить?
На сайте только PDF лежит :(
Да, сейчас работаем над конвертацией. На следующей неделе все будет.
супер!
Комментарий удален модератором
Ну осаго покрывает 450тр. Остальное будешь платить сам.
Да, имелась в виду ситуация, когда ОСАГО не покрыла полную стоимость (там лимит 500 тыс), а накосячить можно на существенно большую сумму.
да был реальный случай в новостях вроде в прошлом году. тока не порш а бентли, приехала ему в попу какая-то бюджетка, и ремонт встал в 10 или 15к вроде бы, осаго не покрыла.
все верно, бентли спокойно отремонтировался, а владельца бюджетки дрючила страховая его каски
И у бентли не было каско ?
А причем тут Каско бентли?
Ну страховая выплатит владельцу деньги на ремонт и через суд пойдет взыскивать с виновника аварии свой убыток.
Об этом и речь. Взыскивать с виновника будут все по закону а не как в 90х. И единственное жилье так не заберут. Ветка то с этого началась )
Отлично - сжато, емко, доступно.
Но не хватает, на мой взгляд, актуального на сегодняшний день момента - сравнение плюсов и минус работы как ИП VS Физ.лицо с НДФЛ. Юридические, правовые, финансовые плюсы и минусы каждой стороны.
Это очень актуально для фрилансеров. На первый взгляд кажется что Ип по УСН как минимум выгоднее (6% против 13%), но работая по НДФЛ мы сдаем и платим 1 раз в год и не нужно проходить валютный контроль банка на каждой операции, что-то кому то показывать и доказывать.
Вопрос только - при уплате НДФЛ и регулярной удаленной работе за доллары - какие есть риски по уголовному и административному кодекса ? А при работе как ИП - какие трудности с банками и переводами?
Вот в таком духе )
Спасибо!
По валютному контролю есть целая глава в книге. Разумеется, ответов на сильно конкретные вопросы вы там не найдете, ну это в принципе сложно уместить в формате книги. Возможно, в следующем издании расширим эту главу, тем более, что наши партнеры как раз делают материал по теме.
Рисков при должной уплате НДФЛ для физика нет.
а как нет рисков, если налицо предпринимательская деятельность?
скажем, 20 выплат от 10 разных агентов в течение года.
ИМХО тут можно провернуть схему: открыть счет в европе, получать бабки туда, а в россии платить 13% как с доходов из-за границы. все честно по закону, налоги уплачены, и меньше головной боли.
рабочая схема?
Если счет в Европе на ваше имя то скорее всего нет. Т.к о всех счетах за границей и движениям по ним нужно уведомлять наши органы.
ИП это не самоцель а средство, главным убразом для уплаты налогов и контроля. А если вы отчитываетесь и оплачиваете по НДФЛ то цель выполнена. Так мне адвокат объяснял )
Гос.органу важно понимать по какому именно доходу оплачен налог. Ведь можно платить и 6 % как в ип, хотя по факту налог уплачивает физлицо, здесь подробнее http://richpro.ru/biznes/kak-otkryt-ip-poshagovaya-instrukciya-registraciya-dokumenty-dejstviya.html
Да, вопрос только в виде деятельности, я думаю. Условный фрилансер программист - больше подойдет под НДФЛ чем продавец вещей с алиэкспресса. Тем более, что первый иногда может работать длительное время как контрактник удаленщик
ну да я просто знаю людей которые так работают примерно, но почему-то эта схема редко где упоминается.
счет свой, все уведомлены, все легально, плюс намного легче те же ваеры принимать из-за границы и т.п.
А чем легче принимать ? Валютный счет здесь и все.
А как люди в европах не платят нечего по своим счетам ? Там у органов вопросов не появится ?
Боюсь, счетом за границей с регулярными поступлениями от юрлиц могут заинтересоваться европейские налоговые органы. В теории можно попасть на двойное налогообложение -- и у них, и у нас. Но, опять же, там куча частностей, универсального рецепта не существует.
ну если там не живешь, то не налоговый резидент, тут все просто.
Комментарий удален модератором
Ситуация: программист, официально трудоустроен. Параллельно хочу пробовать запускать те или иные сервисы. Принимать от пользователей деньги, предоставлять услуги. Если я хочу делать это легально я должен платить 30к в год за ИП, внедрить кассу по новому закону ~5к в месяц. Ведение документации(платные сервисы) 1к. Встать на учет в роскомнадзор как оператор персональных данных. И при этом получать например 1-5к в месяц на пробных запусках тех или иных сервисов.
Я ничего не забыл? То есть государство само загоняет людей в ситуацию когда работать легально просто не имеет смысла. Я чего то не понимаю?
Во-первых, не учитываете кучу моментов. Облачные кассы подешевеют. В роскомнадзор становиться на учет не надо в большинстве случаев. И т. д.
Во-вторых, насчет 30К в год и т. д. Не забывайте, что вы и так должны платить 13% с доходов государству. Соответственно, если вы зарабатываете на сервисах больше 400К в год (дохода), затраты отбиваются.
В-третьих, если ваши сервисы приносят не более, чем 1-5К в месяц, то заниматься ими действительно не стоит. Или делать их бесплатными и развивать как хобби.
Я говорю о начале деятельности и поиске того что нужно людям, понятно что если что то взлетит стоит сразу же выйти в свет.
По поводу Роскомнадзора: если я беру хотя бы email и имя, я уже являюсь оператором ПДн и соответственно должен регистрироваться. Я не видел каких либо исключений. Еще я не понимаю как работают Saas куда пользователи вносят данные других пользователей. Ведь Saas не может получить их разрешение на обработку. Пример различные облачные CRM.
Зачем брать за это деньги, пока не взлетело?
По поводу Роскомнадзора: если я беру хотя бы email и имя, я уже являюсь оператором ПДн и соответственно должен регистрироваться. Я не видел каких либо исключений.Нет, вы нигде не должны регистрироваться, хотя и являетесь оператором ПД.
Ведь Saas не может получить их разрешение на обработку. Пример различные облачные CRM.Почему? Не обязательно получать разрешения в бумажном виде, достаточно согласия на обработку.
5к р в месяц за кассу? Вы сами придумываете такие числа? =)
5к я брал по памяти, искал инфу месяц назад. Сейчас вот нашел это: https://online.atol.ru/. 3к - что тоже не мало.
Купите кассу.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Если физлицо является налоговым нерезидентом, НДФЛ как физлицо он платит по ставке 30%.Если он при этом ИП с УСН по доходу, он платит 6%? Может ли он как ИП продать свою квартиру и заплатить 6%?
Сорри, промахнулся: ответил комментарием ниже.
Дисклеймер: наша компания налогами занимается во вторую очередь (мы не налоговики), тем более налогами на физлиц. Но в вашем примере ситуация достаточно простая, так что моих знаний и опыта должно хватить.
1. Налог по УСН останется тем же, 6%. Те налоги, которые ИП платит по ставке физлица (например, с дивидендов), будут уже по ставке нерезидента.
2. Ип может продать квартиру и уплатить налог по УСН, только если использует квартиру в предпринимательской деятельности. при этом он потеряет право на налоговый вычет.
Комментарий удален модератором
А как быть с российскими компаниями получающими доходы с зарубежных продаж? Обязательна ли регистрация и отчетность, то есть по факту - компания ничего не продаёт, а лишь передаёт товар зарубеж. Например, компания, продающая музыку в айтьюнс, зарегистрирована в РФ, но продажи проходят через дистрибьютора в США.
Кажется, в вашем примере , компания не продает. Продает дистрибьютор. А компания получает прибыль по договору.
Я про это и говорю. То есть как регистрировать такую компанию
Роман, эту проблему я уже раскрывал ;-)
https://vc.ru/p/problem-10752
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Цель: научить зарабатывать хоть 100 рублей не на основной работе, а в "свободном плавание".
Нет, вы нигде не должны регистрироваться, хотя и являетесь оператором ПД.На основание чего? Вот закон: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/d996966e22e1320c9de1ab82d9f6be12c3d9d765/
Почему? Не обязательно получать разрешения в бумажном виде, достаточно согласия на обработку."Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных", есть исключения но мне как не специалисту не понятно применимы ли они к Saas.
Я говорю про ПДн контрагентов клиентов. Если я правильно понимаю то по закону клиенты не могут мне передать свое право на обработку ПДн своих клиентов.
п. 2 этой статьи предусматривает перечень исключений.
по закону клиенты не могут мне передать свое право на обработку ПДнда, в таких случаях нужно согласие.
Можно чуть больше конкретики? Пусть на примере Saas CRM. Saas собирает ПДн клиентов и контрагентов. Может их передавать для интеграции другим сервисам (третьи лица). Я делаю следующие выводы:
1. Saas должен регистрироваться.
2. Получать разрешение клиентов
3. Получать разрешение контрагентов
Если все так, то как «Битрикс24», «Фреш офис», amoCRM, «Мегаплан» обходят это?
Скажем, "мегаплан" действует на основе лицензионного соглашения. Они предоставляют вам право пользоваться их программой. Дальше ПДН ваших контрагентов, которые вы загрузили в Мегаплан - это ваша забота, а не "Мегаплана". Мегаплан их не обрабатывает.
Скажем, "мегаплан" действует на основе лицензионного соглашения. Они предоставляют вам право пользоваться их программой. Дальше ПДН ваших контрагентов, которые вы загрузили в Мегаплан -- это ваша забота, а не "Мегаплана". Мегаплан их не обрабатывает.
Комментарий удален модератором
он рассмотрен, н ов другой главе книги)
Roman Yankovskiy, в статье не хватает еще одного абзаца - закрытие юрлица.
Согласен. Если вы заметили, мы вообще не стали рассматривать в книге пока пессимистичные варианты -- суды, банкротство, закрытие бизнеса и т. д. Много нюансов, большой объем, а нужно не всем.