{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«На районе»: как создать сеть местных интернет-магазинов товаров и услуг

В каждом крупном ЖК есть чаты жильцов: общий, для собачников, барахолка и другие. В этих чатах уже есть бизнес. Если вы или ваш друг/подруга администратор такого чата, то теперь вы можете зарабатывать больше.

В каждом новом ЖК еще до сдачи в эксплуатацию появляется чат для жильцов. Там обсуждают этапы строительства дома, потом начинают делиться контактами строительных бригад и дизайнеров, а к моменту заселения формируется комьюнити. Оно делится по интересам: собачники, водители, мамочки, корпуса дома и даже подъезды. Конечно, в такие сообщества сразу приходит бизнес, заинтересованный в большом количестве клиентов, сконцентрированных в одном месте и, очевидно, платежеспособных.

Меня зовут Андрей, я NoCode-энтузиаст и предприниматель с 10+ лет опыта. Сейчас начать онлайн-бизнес намного проще, чем 10 или даже 5 лет назад. Технологии уже такие, что буквально каждый может запустить крутой сайт или приложение не умея кодить и верстать. Увы, эту простую мысль многие понимают только теоретически, но на практике не знают как подступиться к тому или иному кейсу. Я хочу это немного исправить и, возможно, заработать как технологический партнер в этом проекте.

В этой статье я расскажу, что такое модель местных интернет-магазинов, почему на нее нужно обратить внимание, возможные доходы и расходы, как мы можем помочь друг другу

Модель местного интернет-магазина товаров и услуг

Эта модель позволяет покупать товары и услуги не у сетевых магазинов и сервисов, а у ваших соседей по дому, ЖК или району. Этих людей вы встречаете во дворе, кто-то из них - родитель друга вашего ребенка, а кто-то - отец вашего соседа.

Чтобы стало понятно — приведу пример. Вы смотрели замечательный фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман»? Для тех, кто родился после 2000 года - расскажу. Вот дословная цитата о персонаже, которого некоторые из вас уже узнали: «А это Шура — симпатичная, но, к сожалению, активная. Когда-то её выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно».

Есть такой тип людей - общественные активисты. Шурочка была как раз таким персонажем: она была «хабом» организации, в которой работали главные герои.

Она:

  • Все обо всех знает (понимает привычки и модели поведения)
  • Проводит опросы по тем или иным темам (получает обратную связь)
  • Собирает деньги на мероприятия и подарки (система расчетов для сообщества)
  • Получает предложения от производителей товаров и поставщиков услуг (предлагает рынку скоп клиентов)
  • Фильтрует предложения и договаривается о скидке для получения выгоды (Договаривается о дисконте)
  • Помогает с разными проблемами локального характера (Консультирует)
  • Может поддержать разговор (Создает и поддерживает эмоциональную связь)
  • Общается с активистами из других организаций (Обменивается опытом)

А теперь представьте, что такой человек живет в вашем дворе, ваше взаимодействие с ним оцифровано и он занимается всем, что описано выше.

Вы можете попросить его:

  • Принять посылку от службы доставки
  • Сходить на рынок или до палатки с овощами
  • Принести пожилым родственникам лекарства из аптеки
  • Подстраховать с ребенком, когда вы не успеваете забрать его из детского сада
  • Помочь со стиркой, глажкой
  • Приготовить домашнюю еду
  • Организовать уборку
  • Принять работу клинера, забрать ключи
  • Передать деньги или документы
  • Предложите ваш вариант в комментах :)

Почему на это стоит обратить внимание?

Причина 1: Пандемия усилила тренды на гиперлокальность.

Многие стремятся к разумному поведению и не горят желанием пользоваться общественным транспортом или «дышать одним воздухом» с тысячами других людей в ТРК. Особенно осторожны люди 35+ с пожилыми родителями, детьми и, внимание(!), высокими средними чеками. Если есть возможность не покидать дом или район, то они предпочитают так и делать.

Причина 2: Формат позволяет конкурировать с крупными игроками.

Гиперлокальная модель прекрасна тем, что можно не тратить время и деньги на традиционный интернет-маркетинг с большими расходами на показы — а, наоборот, нужно концентрироваться на достаточно узкой территории. Локальный маркетинг позволяет быстрее решить проблему «яйца и курицы» без высоких расходов на привлечение клиентов на старте проекта.

Рекламные инструменты позволяют демонстрировать рекламу на территориях с радиусом 1 км или даже в отдельном доме — это позволит буквально за несколько тысяч рублей несколько раз показать рекламу каждому жителю вашего ЖК. Или вообще, можно обойти всю свою ЦА ногами вживую буквально за пару дней. С удержанием такая же история — очень легко разыграть козырь «я здесь живу, поэтому сделаю как для себя, ведь мне не все равно».

И когда всё получилось с одним ЖК — тогда очень просто увеличить масштаб, достаточно повторить свои действия на новой территории

Причина 3: Миру нужны по-настоящему полезные сервисы

Не так давно мы живем в новом мире, в котором еда приезжает домой из ресторана за 30-60 минут, такси за 3 минуты, а продукты из магазина привозят на самокате за 15 минут. Все это просто невероятно было себе представить еще 10 лет назад, но сейчас, когда таких предложений много и ты просто пробуешь все новое, что появляется на рынке - восторга оно не вызывает. Да и не всегда оффер соответствует результату.

Лично я последний раз испытал такое ощущение, когда запустилась “Кухня на районе» - это был прорыв. 30 минут и у меня на столе вкусная, полезная и недорогая еда. Но через какое-то время восторг сменил вялотекущий режим пользования сервисом. Опаздывать стали часто, цены подняли, супер-простые рецепты пары блюд из их хитов я нашел в сети.

«На районе» - новая модель бизнеса

В прошлой статье я уже разбирал тему создания «кулинарного Airbnb» в своем районе и получил много комментариев. Я отработал эти отклики и прокастдевил новую модель, которую считаю интересной как минимум для проверки практикой.

Суть: Сеть местных маркетплейсов (сайтов) для товаров и услугу от соседей по дому, ЖК, кварталу, району по ценам ниже, а качеству выше, чем у больших игроков. Получать эти товары и услуги приятнее, потому что они от людей, которых вы знаете лично или может встретить на вашей улице. Они искренне вам рады и лично отвечают за качество своим именем.

Ключевая роль в таком бизнесе — это владельцы плейсов (назовем их «Капитанами»). Идеальные кандидатуры — админы чатов ЖК или их близкие друзья, а таку же активные жители. Каждый Капитан получает от Сети техническое решение, гайды/стандарты, апдейты, а главное — структурированную бизнес-поддержку 24/7 от «Сообщества Капитанов» (эксперты платформы + другие капитаны). Капитан ищет и модерирует исполнителей. Возможно, сам является исполнителем по какой-то услуге. Капитан развивает бизнес на своей территории и контролирует качество. Каждый отдельный плейс — это относительно небольшой юнит в масштабах сети. Однако, такой плейс позволяет Капитану быть независимым предпринимателем и крепко стоять на ногах.

Задачи Капитана: (1) понять суть запросов на своей территории, (2) развивать ассортимент товаров и услуг, (3) вовлекать в работу разных исполнителей и поставщиков (4) продвигать плейс через чаты и другими доступными способами. На первых порах Капитан может сам выполнять многие запросы, чтобы быстрее найти "струю". А как только находит - начинает активно расширяться.

Задачи Сети: (1) предоставить Капитану готовый сайт-маркетплейс, (2) гайды, чеклисты, (3) обучить важным моментам, которые Капитан на старте может не знать, (4) помочь договориться о скидках с поставщиками услуг и товаров, (5) помочь получить статус самозанятого или ИП и открыть счет в банке.

Очень важная деталь — Сеть не берет комиссию за сделки. Заказчики платят напрямую за услугу Исполнителю, а тот оставлял всю выручку себе. Думаю, это очень круто и честно! Доход Сети будет формироваться из фиксированной абонентской платы. Исполнитель (если это не сам Капитан) платит подписку своему Капитану, а Капитан по такой же схеме платит Сети. Нет фокуса на количестве сделок в сервисе, есть фокус на качество предоставляемых услуг и постепенный рост. Капитан должен завоевать абсолютное доверие у жителей, на которых он работает и сделать свою фигуру незаменимой.

Какие услуги и товары могут быть в плейсах?

  • Ремонт или установка техники: сантехника, посудомойки, стиральные машины и так далее
  • Доставка из магазина/аптеки/ресторана.
  • Возвраты, обмены товаров в магазинах
  • Кулинария: торты, пироги, что угодно
  • Уход за одеждой: отнести/забрать в химчистку или постирать/погладить прямо дома
  • Распродажа б/у вещей, которыми вы не пользуетесь и пр.
  • Фермерская продукция
  • Тяжелые или объемные товары, закупаемые еженедельно: вода, корм для животных, туалетная бумага, подгузники, и так далее
  • Яблоки с соседской дачи
  • Детские вещи
  • Ваши варианты?:)

Структура сервиса:

Я это вижу так: есть деление на верхнем уровне, по странам, регионам и городам. Ненадолго отложим его в сторону и поговорим о Москве. У нас 12 округов, в которых 125 районов и 21 поселение.

Мне кажется, что каждому району нужен свой «Мэр», который будет координировать работу Капитанов на своей территории, следить за уровнем сервиса и выступать лицом района при переговорах с бизнесом. Так же он будет решать спорные ситуации, к нему можно будет обратиться напрямую. Этот человек будет представлять интересы района, почти как депутат в думе, но в вопросах товаров и услуг, а также сервисов. Мэром может быть профессиональный менеджер, который помогает капитанам и курьерам в вопросе оформления документов, помогает при общении с банками и в других местах, где компетенций капитана может не хватить.

Капитан - ключевая фигура в нашем проекте. О нем мы уже поговорили, его роль - выполнять запросы на ограниченной территории и по мере роста нанимать себе исполнителей, которые становится его руками и ногам.

Расчеты могут быть такими (черновик):

  • Между Клиентами и Исполнителями - напрямую, никаких комиссий со сделок. Абонентская плата — 750 рублей в неделю или 3 тыс.рублей в месяц, если Исполнитель не сам Капитан
  • Капитан получает деньги от Исполнителей и Клиентов напрямую. Абонентская плата Капитана в пользу Сети — 5 тыс.рублей в месяц. За эти деньги он получает работающий сайт, юридическую и техническую поддержку, а также бизнес-поддержку от разных экспертов и Сообщества Капитанов. Ещё есть единоразовый платеж 5-15 тыс.рублей за подключение своего маркетплейса с системой оплат и «франшизу» на территорию (5 тр — если настраивает всё сам, 15 тр — если получает «под ключ»)
  • Про доходы «Мера» я напишу позже

По моим прикидкам в СНГ 70+ млн.домохозяйств (семей/квартир). Давайте считать, что целевой рынок сервиса — это 7 млн наиболее платежеспособных домохозяйств, из которых 4.5 млн в Москве. 1 плейс — пусть будет 500 домохозяйств. Это значит, что 100% целевого рынка в СНГ это 14 тыс. плейсов. Потенциал у такого сервиса есть, это очевидно.

Предложение

Я уже немного проработал эту тему и собрал коллектив из 4 человек с разным опытом, но объединенных верой в эту идею. Мы решили протестировать идею в следующие 3 месяца и поставили для себя kpi: 10 Капитанов и 1000 сделок.

Нам нужны те, кто готов вместе с нами попробовать сделать из этого бизнес.

  • Админов чатов ЖК
  • Активных пользователей таких чатов
  • Районных активистов
  • Всех, кому есть, что сказать

Предлагайте районы, в которых вы живете, давайте распределим первые Локации :)

Ещё было бы круто услышать мнение сервисных компаний и других бизнесов.

В воскресенье 23 мая в 12:00 (Мск) мы проведем аудио-конференцию в Телеграм (голосовой чат) с потенциальными Капитанами, Мэрами и экспертами e-commerce. Напишите мне в Телеграм, чтобы получить больше деталей по проекту и ссылку на конференцию. Мой логин в Телеграм @sudnik

0
52 комментария
Написать комментарий...
semen matrasov

Есть чат в Тверском районе, хрен 5 тр в год на шлагбаум стрясешь)

Ответить
Развернуть ветку
semen matrasov

Элитный дом на 98 квартир.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Обычно, дело не только в «деньги-стулья») Важны ещё история  отношений и куча всего)))

Но статья не про «общак», а а про персональные регулярные потребности отдельных семей 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Krupnitski

А че такой дорогой у вас шлагбаум?)) 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владислав Мальцев

Попробуйте собрать с соседей на элементарные вещи деньги, да.

У нас вот на лестничной клетке я настоял поменять стальную дверь. Один жилец согласился, второй "не буду и все" (типа "все равно ж поменяете, а я вкладываться не буду"), третий "а я тут не живу и мне похер". Все)

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

Яндекс район жи есть, или был.
Еще на ФРИИ видел что-то подобное.
Там всегда одна и та же проблема, народу не надо. По сути это просто еще один рекламный канал. Функционал дублирует Авито/юлу, а там можно просто поставить радиус. 

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

_

Ответить
Развернуть ветку
Александр Румянцев

Если это будет удобно через чат-мессенджера, то будет супер. 
Но как вы убережете себя через пару месяцев работы от прямых звонков капитанам, в обход сервиса?  Если так подумать, то за пару-тройку месяцев, «Капитаны» соберут контакты, и могут сами выстраивать бизнес в чатиках без вашей помощи и оплат. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Krupnitski

Логично, кстати. Но я так понял капитаны ещё и будут центром для покупки товаров и услуг со скидкой, это вроде защищает 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Через мессенджер многое удобно, да. Но в некоторых случаях удобнее на сайте (категории, фильтры, поиск). А лучше всего, когда мессенджер+сайт работают в связке!

Ответить
Развернуть ветку
Артём Малышев

Вы описали идеальный бизнес, а теперь зайдём с другой стороны:
1. Продавала Юленька тортики. Набрала через Вас базу и не платить больше абонентскую плату, зато сарафан от базу пошёл
2. Есть Юла/авито с геолокацией
3. Если берёшь няню для ребёнка, то на фирме за неё отвечают, она проходить курсы и семинары часто. А тут можно взять человека, придёшь домой, а вещей каких-то не хватает. Докажи потом, да и бежать куда…
4. В профи.ру тут обращался и человек приехал в день обращения, отремонтировал и уехал. Быстро и качественно. Зачем мне ваш сервис?)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Petrov

Пирамида какая-то :)
Я так и не понял, в чем ценность Капитана, откуда добавочная стоимость берется.
В домовых группах в ВК, как правило, есть ветка для предложения своих товаров-услуг, кто хочет пользуется этим, как исполнители так и потребители.
Получается, за доступ к этой ветке и тем и други придется платить админу группы по 3к в месяц, чтобы он мог отстегивать выше 5к в месяц, человеку который вообще не при делах, чтобы тот в свою очередь мог отстегивать 10к в месяц еще какому то человеку, еще более далекому от сути дела...

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Ilnitskiy

Идея навести порядок в отображении услуг внутри домовых чатов – прикольная. У меня соседка занимается поставкой красной икры и камчатского краба. Очень приятно удивился, узнав об этом через домовой чат :) 

Главное не перемудрить и сделать так, чтобы это было намного легче и удобней, чем просто чат-бот. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Виталий, выше писал, здесь повторюсь для вашего удобства:

Через мессенджер многое удобно, да. Но в некоторых случаях удобнее на сайте (категории, фильтры, поиск). А лучше всего, когда мессенджер+сайт работают в связке!

Ответить
Развернуть ветку
тима махотлов

Что за бред я прочитал

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Миленниалы изобрели Гербалайф :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Вы так говорите, как будто это что-то плохое :D

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Лысенко

Задумка не плохая. Главное не превратить чат дома в интернет-магазин. У нас например управляющая компания такие объявления размещать в чате не разрешает. Там только чисто сухие сообщения по поводу содержания жилья можно писать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey D

У вас чат админит управляющая компания? У нас независимый, мы с УК в контрах)) и от чата её палкой отгоняем

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kostylev

Дада, баланс важен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Обычно есть один чат с УК, а второй без УК, в котором можно перемывать кости этой УК.

Так же, как родительские чаты в садах и школах - один с учителем, второй в таком же составе - без.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Ага, и не только УК, но и обычные люди не позволят. Есть механики, как все сделать красиво. Приходите на аудио-встречу в воскресенье 23/03 12:00мск, там будут Капитаны, Эксперты e-commerce, вместе все обсудим. Вы сможете составить мнение о нас как о людях + выслушать экспертов. Мой профиль в Телеграмм @sudnik  

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Krupnitski

А если времени нет?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Kostylev

1. Какие требования к капитанам? Кажется, что им может быть/стать не любой админ чата.
2. Как вы поможете мне (админу чата) заработать больше не вызывая раздражения участников чата?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

1. Любой доброжелательный человек, активный и желающий помогать!
2. Есть куча механик. Приходите на аудио-встречу в воскресенье 23/03 12:00мск, там будут Капитаны, Эксперты e-commerce, вместе все обсудим. Вы сможете составить мнение о нас как о людях + выслушать экспертов. Мой профиль в Телеграмм @sudnik 

Ответить
Развернуть ветку
Mike Prokopenko

Идея без реализации ничего не стоит

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

💯

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов
Меня зовут Андрей, я NoCode-энтузиаст и предприниматель с 10+ лет опыта.

Заинька-лапонька ))) Капитаны и мэры тебе надо дя? ))))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Слава, привет! Давно не виделись!:) Если я правильно тебя понял, то именно в таком формате и делаю 💪🏻

Ответить
Развернуть ветку
Антон Григорьев

Интересная идея с очевидной пользой. Удачи в деле, а единомышленники найдутся 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Спасибо, Антон!

Ответить
Развернуть ветку
Злая Обезьяна

У таких людей не будет авторитета. Создайте еще систему полиции и судов ему. Старшие на районе это или пережиток прошлого или уже есть какой-то глава типа олдермена

Ответить
Развернуть ветку
Антон Склянов

Весеннее обострение... 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мизуров

В китае насколько я знаю это реализовано через WeChat

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Да, верно 👍🏻 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Костылев

А что за проект запустили? или отказались в итоге (если да, то почему)?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Судник
Автор

Александр, передача показаний куда? Быстрые заявки на что? Очень интересно, давайте сотрудничать! Мой Телеграм @sudnik

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexander

Не взлетит. В телеге удобнее и привычнее всем общаться. Просто не перетащите народ оттуда в свою платформу. Туда надо интегрироваться.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Momot

Такое ощущение что вы ставите телегу чуть-чуть впереди лошади. Чаты районов были созданы не для того, что бы искать там услуги, а для того что бы обсуждать проблемы. Если хотите глобально, то Гугл был создан не для того что бы продавать микроволновки в поиске, а для того что бы люди находили информацию в цифровом виде.

Мне кажется вы немного не с того начали. Решите проблемы людей.

Вот вам 10 последних постов с вопросами и проблемами из группы моего района в ФБ(привожу первые предложения, что был понятен смысл):

1. Продаю Мебель, в связи с ремонтом может быть нужно кому то
2. Вместе со сменой асфальта пропал и заборчик, отделяющий проезжую часть от пешеходной зоны
3. Хочу понять, что движет людьми, которые отдают приказы так калечить деревья, что остаются 10-тиметровые пеньки. Ну серьезно, в чем мотивация? Неужели нельзя распилить бюджет на чем-то другом
4. Добрый день, уважаемые соседи! Прошу поделиться контактами/рекомендациями хорошего мастера по ремонту обуви.
5. Пропала собака, убежал кобель немецкой овчарки
6. Такой вопрос возник. А в нашем заповеднике есть клещи-переносчики известных заболеваний?
7. Сегодня в районе дома 19 было найден чехол с аккумулятором Apple с беспроводной зарядкой для AirPods
8. Привет. Подскажите пожалуйста службу удаления тараканов. Нужно что то безвредное для домашних животных Есть кошка которую деть некуда..
9. Недавно гуляла в парке и не понимаю, почему горы мусора прям возле дороги? В реке тоже горы бутылок и всякий гадости плавает.
10. Я вот не понимаю, собирается управа района поддерживать программу раздельного мусора?! Сколько можно, год бьюсь с дворниками. Мы, жители, собираем тару, моем, выносим в синие контейнеры, а дворники кидают куда попало все подряд?

Сколько проблем закрывает ваш сервис? 2 из 10.

Может вам стоит обратить внимание на юридическом сопровождении жителей? Например человек загружает фото и автоматически жалоба уходит в управляющую компанию. Если загрязнение в реке или парке, то автоматически жалоба уходит росприроднадзор (или куда она должна уходить). Подключите сюда службу участковых, на шумную молодежь во дворе.

Таким подходом вы закроете 4 проблемы из 10.

А вообще спарсите районные группы и посчитайте, что людей интересует. Помогите решить самые насущные проблемы, а потом можно им предлагать мэров, услуги на районе и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

Прекрасные мысли, Дмитрий! Спасибо большое, что поделились! 🙏🏻 

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Что такое "NoCode-энтузиаст" и "прокастдевил"?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Судник
Автор

NowCode - тренд, движение, и совокупность инструментов для создания цифровых продуктов (сайты, приложения, фичи) без написания кода. Такое же программирование, но ты не пишешь код, а ставишь галочки, выбираешь цвета, двигаешь кубики. В результате, порог входа драматически снижается и ты можешь начать создавать продукты очень быстро, без многолетнего обучения. Самый близкий термин — это визуальное программирование. Хороший манифест на эту тему у WebFlow https://webflow.com/no-code А вот хорошая подборка NoCode инструментов https://nocodelist.co/

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Андрей Судник
Автор

Прокасдевил - сленг. Суть - провёл серию пользовательских интервью. Вот хорошая статья по теме https://vc.ru/flood/44550-polzovatelskie-intervyu-kogda-oni-nuzhny-i-kak-sdelat-ih-effektivnymi 

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда