«На районе»: как создать сеть местных интернет-магазинов товаров и услуг

В каждом крупном ЖК есть чаты жильцов: общий, для собачников, барахолка и другие. В этих чатах уже есть бизнес. Если вы или ваш друг/подруга администратор такого чата, то теперь вы можете зарабатывать больше.

В каждом новом ЖК еще до сдачи в эксплуатацию появляется чат для жильцов. Там обсуждают этапы строительства дома, потом начинают делиться контактами строительных бригад и дизайнеров, а к моменту заселения формируется комьюнити. Оно делится по интересам: собачники, водители, мамочки, корпуса дома и даже подъезды. Конечно, в такие сообщества сразу приходит бизнес, заинтересованный в большом количестве клиентов, сконцентрированных в одном месте и, очевидно, платежеспособных.

Меня зовут Андрей, я NoCode-энтузиаст и предприниматель с 10+ лет опыта. Сейчас начать онлайн-бизнес намного проще, чем 10 или даже 5 лет назад. Технологии уже такие, что буквально каждый может запустить крутой сайт или приложение не умея кодить и верстать. Увы, эту простую мысль многие понимают только теоретически, но на практике не знают как подступиться к тому или иному кейсу. Я хочу это немного исправить и, возможно, заработать как технологический партнер в этом проекте.

В этой статье я расскажу, что такое модель местных интернет-магазинов, почему на нее нужно обратить внимание, возможные доходы и расходы, как мы можем помочь друг другу

Модель местного интернет-магазина товаров и услуг

Эта модель позволяет покупать товары и услуги не у сетевых магазинов и сервисов, а у ваших соседей по дому, ЖК или району. Этих людей вы встречаете во дворе, кто-то из них - родитель друга вашего ребенка, а кто-то - отец вашего соседа.

Чтобы стало понятно — приведу пример. Вы смотрели замечательный фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман»? Для тех, кто родился после 2000 года - расскажу. Вот дословная цитата о персонаже, которого некоторые из вас уже узнали: «А это Шура — симпатичная, но, к сожалению, активная. Когда-то её выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно».

Есть такой тип людей - общественные активисты. Шурочка была как раз таким персонажем: она была «хабом» организации, в которой работали главные герои.

Она:

  • Все обо всех знает (понимает привычки и модели поведения)
  • Проводит опросы по тем или иным темам (получает обратную связь)
  • Собирает деньги на мероприятия и подарки (система расчетов для сообщества)
  • Получает предложения от производителей товаров и поставщиков услуг (предлагает рынку скоп клиентов)
  • Фильтрует предложения и договаривается о скидке для получения выгоды (Договаривается о дисконте)
  • Помогает с разными проблемами локального характера (Консультирует)
  • Может поддержать разговор (Создает и поддерживает эмоциональную связь)
  • Общается с активистами из других организаций (Обменивается опытом)

А теперь представьте, что такой человек живет в вашем дворе, ваше взаимодействие с ним оцифровано и он занимается всем, что описано выше.

Вы можете попросить его:

  • Принять посылку от службы доставки
  • Сходить на рынок или до палатки с овощами
  • Принести пожилым родственникам лекарства из аптеки
  • Подстраховать с ребенком, когда вы не успеваете забрать его из детского сада
  • Помочь со стиркой, глажкой
  • Приготовить домашнюю еду
  • Организовать уборку
  • Принять работу клинера, забрать ключи
  • Передать деньги или документы
  • Предложите ваш вариант в комментах :)

Почему на это стоит обратить внимание?

Причина 1: Пандемия усилила тренды на гиперлокальность.

Многие стремятся к разумному поведению и не горят желанием пользоваться общественным транспортом или «дышать одним воздухом» с тысячами других людей в ТРК. Особенно осторожны люди 35+ с пожилыми родителями, детьми и, внимание(!), высокими средними чеками. Если есть возможность не покидать дом или район, то они предпочитают так и делать.

Причина 2: Формат позволяет конкурировать с крупными игроками.

Гиперлокальная модель прекрасна тем, что можно не тратить время и деньги на традиционный интернет-маркетинг с большими расходами на показы — а, наоборот, нужно концентрироваться на достаточно узкой территории. Локальный маркетинг позволяет быстрее решить проблему «яйца и курицы» без высоких расходов на привлечение клиентов на старте проекта.

Рекламные инструменты позволяют демонстрировать рекламу на территориях с радиусом 1 км или даже в отдельном доме — это позволит буквально за несколько тысяч рублей несколько раз показать рекламу каждому жителю вашего ЖК. Или вообще, можно обойти всю свою ЦА ногами вживую буквально за пару дней. С удержанием такая же история — очень легко разыграть козырь «я здесь живу, поэтому сделаю как для себя, ведь мне не все равно».

И когда всё получилось с одним ЖК — тогда очень просто увеличить масштаб, достаточно повторить свои действия на новой территории

Причина 3: Миру нужны по-настоящему полезные сервисы

Не так давно мы живем в новом мире, в котором еда приезжает домой из ресторана за 30-60 минут, такси за 3 минуты, а продукты из магазина привозят на самокате за 15 минут. Все это просто невероятно было себе представить еще 10 лет назад, но сейчас, когда таких предложений много и ты просто пробуешь все новое, что появляется на рынке - восторга оно не вызывает. Да и не всегда оффер соответствует результату.

Лично я последний раз испытал такое ощущение, когда запустилась “Кухня на районе» - это был прорыв. 30 минут и у меня на столе вкусная, полезная и недорогая еда. Но через какое-то время восторг сменил вялотекущий режим пользования сервисом. Опаздывать стали часто, цены подняли, супер-простые рецепты пары блюд из их хитов я нашел в сети.

«На районе» - новая модель бизнеса

В прошлой статье я уже разбирал тему создания «кулинарного Airbnb» в своем районе и получил много комментариев. Я отработал эти отклики и прокастдевил новую модель, которую считаю интересной как минимум для проверки практикой.

Суть: Сеть местных маркетплейсов (сайтов) для товаров и услугу от соседей по дому, ЖК, кварталу, району по ценам ниже, а качеству выше, чем у больших игроков. Получать эти товары и услуги приятнее, потому что они от людей, которых вы знаете лично или может встретить на вашей улице. Они искренне вам рады и лично отвечают за качество своим именем.

Ключевая роль в таком бизнесе — это владельцы плейсов (назовем их «Капитанами»). Идеальные кандидатуры — админы чатов ЖК или их близкие друзья, а таку же активные жители. Каждый Капитан получает от Сети техническое решение, гайды/стандарты, апдейты, а главное — структурированную бизнес-поддержку 24/7 от «Сообщества Капитанов» (эксперты платформы + другие капитаны). Капитан ищет и модерирует исполнителей. Возможно, сам является исполнителем по какой-то услуге. Капитан развивает бизнес на своей территории и контролирует качество. Каждый отдельный плейс — это относительно небольшой юнит в масштабах сети. Однако, такой плейс позволяет Капитану быть независимым предпринимателем и крепко стоять на ногах.

Задачи Капитана: (1) понять суть запросов на своей территории, (2) развивать ассортимент товаров и услуг, (3) вовлекать в работу разных исполнителей и поставщиков (4) продвигать плейс через чаты и другими доступными способами. На первых порах Капитан может сам выполнять многие запросы, чтобы быстрее найти "струю". А как только находит - начинает активно расширяться.

Задачи Сети: (1) предоставить Капитану готовый сайт-маркетплейс, (2) гайды, чеклисты, (3) обучить важным моментам, которые Капитан на старте может не знать, (4) помочь договориться о скидках с поставщиками услуг и товаров, (5) помочь получить статус самозанятого или ИП и открыть счет в банке.

Очень важная деталь — Сеть не берет комиссию за сделки. Заказчики платят напрямую за услугу Исполнителю, а тот оставлял всю выручку себе. Думаю, это очень круто и честно! Доход Сети будет формироваться из фиксированной абонентской платы. Исполнитель (если это не сам Капитан) платит подписку своему Капитану, а Капитан по такой же схеме платит Сети. Нет фокуса на количестве сделок в сервисе, есть фокус на качество предоставляемых услуг и постепенный рост. Капитан должен завоевать абсолютное доверие у жителей, на которых он работает и сделать свою фигуру незаменимой.

Какие услуги и товары могут быть в плейсах?

  • Ремонт или установка техники: сантехника, посудомойки, стиральные машины и так далее
  • Доставка из магазина/аптеки/ресторана.
  • Возвраты, обмены товаров в магазинах
  • Кулинария: торты, пироги, что угодно
  • Уход за одеждой: отнести/забрать в химчистку или постирать/погладить прямо дома
  • Распродажа б/у вещей, которыми вы не пользуетесь и пр.
  • Фермерская продукция
  • Тяжелые или объемные товары, закупаемые еженедельно: вода, корм для животных, туалетная бумага, подгузники, и так далее
  • Яблоки с соседской дачи
  • Детские вещи
  • Ваши варианты?:)

Структура сервиса:

Я это вижу так: есть деление на верхнем уровне, по странам, регионам и городам. Ненадолго отложим его в сторону и поговорим о Москве. У нас 12 округов, в которых 125 районов и 21 поселение.

Мне кажется, что каждому району нужен свой «Мэр», который будет координировать работу Капитанов на своей территории, следить за уровнем сервиса и выступать лицом района при переговорах с бизнесом. Так же он будет решать спорные ситуации, к нему можно будет обратиться напрямую. Этот человек будет представлять интересы района, почти как депутат в думе, но в вопросах товаров и услуг, а также сервисов. Мэром может быть профессиональный менеджер, который помогает капитанам и курьерам в вопросе оформления документов, помогает при общении с банками и в других местах, где компетенций капитана может не хватить.

Капитан - ключевая фигура в нашем проекте. О нем мы уже поговорили, его роль - выполнять запросы на ограниченной территории и по мере роста нанимать себе исполнителей, которые становится его руками и ногам.

Расчеты могут быть такими (черновик):

  • Между Клиентами и Исполнителями - напрямую, никаких комиссий со сделок. Абонентская плата — 750 рублей в неделю или 3 тыс.рублей в месяц, если Исполнитель не сам Капитан
  • Капитан получает деньги от Исполнителей и Клиентов напрямую. Абонентская плата Капитана в пользу Сети — 5 тыс.рублей в месяц. За эти деньги он получает работающий сайт, юридическую и техническую поддержку, а также бизнес-поддержку от разных экспертов и Сообщества Капитанов. Ещё есть единоразовый платеж 5-15 тыс.рублей за подключение своего маркетплейса с системой оплат и «франшизу» на территорию (5 тр — если настраивает всё сам, 15 тр — если получает «под ключ»)
  • Про доходы «Мера» я напишу позже

По моим прикидкам в СНГ 70+ млн.домохозяйств (семей/квартир). Давайте считать, что целевой рынок сервиса — это 7 млн наиболее платежеспособных домохозяйств, из которых 4.5 млн в Москве. 1 плейс — пусть будет 500 домохозяйств. Это значит, что 100% целевого рынка в СНГ это 14 тыс. плейсов. Потенциал у такого сервиса есть, это очевидно.

Предложение

Я уже немного проработал эту тему и собрал коллектив из 4 человек с разным опытом, но объединенных верой в эту идею. Мы решили протестировать идею в следующие 3 месяца и поставили для себя kpi: 10 Капитанов и 1000 сделок.

Нам нужны те, кто готов вместе с нами попробовать сделать из этого бизнес.

  • Админов чатов ЖК
  • Активных пользователей таких чатов
  • Районных активистов
  • Всех, кому есть, что сказать

Предлагайте районы, в которых вы живете, давайте распределим первые Локации :)

Ещё было бы круто услышать мнение сервисных компаний и других бизнесов.

В воскресенье 23 мая в 12:00 (Мск) мы проведем аудио-конференцию в Телеграм (голосовой чат) с потенциальными Капитанами, Мэрами и экспертами e-commerce. Напишите мне в Телеграм, чтобы получить больше деталей по проекту и ссылку на конференцию. Мой логин в Телеграм @sudnik

0
52 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Не взлетит. В телеге удобнее и привычнее всем общаться. Просто не перетащите народ оттуда в свою платформу. Туда надо интегрироваться.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда