{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

GetLocus.io — интерактивная онлайн доска для совместной работы

В прошлом году мы уже рассказывали о «рождении» проекта. Еще успели рассказать о первых результатах после запуска. Эти статьи на «Трибуне» vc.ru принесли нам ценный фидбэк и активных юзеров.

Потому хотим продолжить эту традицию и рассказать о существенных изменениях, новом опыте и поделиться рефлексией :)

Не так давно свой whiteboard запустила Figma, а число пользователей у Miro за год выросло в 3 раза. Все они пробуют, в некотором роде, диджитализировать бумажный флипчарт. Наша команда решила посмотреть на это иначе, и мы оцифровали не флипчарт, а само пространство. В котором есть не только подобие доски с её стикерами, графиками, фигурами, но и общение, фан, а главное — мы сами!

В чем наш концепт?

getLocus — это виртуальные пространства, где по аналогии с компьютерными играми вы управляете своим персонажем. Только вместо персонажа — ваша аватарка, через которую транслируется видео с вами.
• По пространству можно перемещаться. Звук в пространстве работает как в обычной комнате — чем дальше отходишь от других аватарок, тем меньше они тебя слышат и наоборот.
• В само пространство встроены инструменты для совместной работы — можно делать все то, что доступно в «онлайн досках»: создавать, перемещать и совместно редактировать тексты, схемы, рисунки и другие продукты интеллектуальной деятельности.

Такое решение, в отличии от «обычных» досок, дает возможность быть «внутри» пространства и чувствовать присутствие коллег.
Подобной эмпатии у участников встречи не удается достичь, если просто к онлайн-доске рядом «прилепить» видео других участников, например, с помощью Zoom’а.

В чем польза?

Применение в групповом ассессменте, тимбилдингах, тренингах.
GetLocus увеличивает вовлеченность участников встречи в 3-5 раз, при длительности тренинга от 1.5 часов (в сравнении с вебинарами или с комбинацией Miro+Zoom/Teams).

Проведение интерактивных уроков, хакатонов, олимпиад и квестов. Пространства дают возможность перенести оффлайн активности в онлайн, где требуется взаимодействие с «материальными» объектами.
Гораздо нагляднее на уроке иностранного языка показать ученикам отличия предлогов «над» и «за», к примеру, с помощью виртуальных столов и стульев, а потом проверять их понимание, прося повторить.

Виртуальные офисы для творческих команд.
Экономим время на «созвонах». Если вам постоянно нужна обратная связь от коллег (например, занимаетесь дизайном, видеопродакшеном или проводите стажировку с наставничеством), то больше не нужно договариваться о созвонах - в виртуальном офисе можно просто подойти и спросить :)

Проведение мозговых штурмов, мастермайндов, групповой фасилитации.
Экономим время на онбординге новых участников:
• интерфейс на русском
• скачиваний и регистрации не требуется - подключение в один клик
• простота, как для старшего поколения, так и для детей от 6 лет (в среднем, достаточно 3-5 минут для освоения).
Удобнее разбиваться на мини-группы, не нужно дожидаться пока модераторы распределят по комнатам, а потом соберут обратно.

Мы сделали Pivot

До конца 2020’года мы были уверены, что создаем сервис для онлайн конференций и были сосредоточены на улучшении видео-связи и на поиске клиентов среди тех, кто экспериментировал с переносами привычных форматов в онлайн.
В январе мы решили сделать pivot, сменив фокус на клиентов уже существующих «онлайн досок», а разработку продукта сосредоточить на инструментах совместной работы.

Что привело к такому решению?

Во-первых, мы уперлись в технические рамки.
Мы принципиально решили сделать web-based проект, не требующий скачивания и любых других излишних действий от пользователя.

Рамки создали нам разработчики браузеров, а точнее видео-кодеков которые в браузеры встроены. Выражаясь более простым языком - транслировать видео на сайте мы можем только с помощью встроенных решений авторов браузера, ничего своего «изобрести» и встроить нам нельзя.

Доступные видео-кодеки рушат весь «perfomance» (когда уже оптимизировано всё, что может быть оптимизировано), заставляя реветь кулеры вашего компьютера аки реактивный самолет, если в пространстве соберется под 30 человек с включенными камерами.

А клиентам, организаторам онлайн конференций, конечно, нужен масштаб. Самый частый запрос: «А можно чтобы сразу 100 человек были в зале и чтобы все с включенными камерами?»

Во-вторых, для онлайн-ивентов мы решали проблему дефицита «нетворкинга». Параллельно с нами ту же проблему уже решили в Hopin и еще в целом ряде проектов. А Zoom запустил маркетплейс с плагинами к его основной функции. Что добавило нам уверенности, что в рынок «онлайн ивентов» за счет одного лишь формата «нетворкинга» нам уже не втиснуться.

В-третьих, мы поняли, что отошли от своей стартовой задачи. Мы начинали делать сервис для решения собственной проблемы - проведения образовательных деловых игр в онлайне, но к январю 21’го до этой цели так и не добежали, от части потому, что в getLocus не хватало инструментов совместной работы.

В-четвертых, это фидбэк пользователей. Те кто использовал нас не единоразово (не под ивент), с одной стороны отмечали текущие инструменты совместной работы (первая версия доски и первая версия стикеров) как ценность, с другой стороны - указывали на большой дефицит в этой зоне.


Таким образом
, после принятия решения о Pivot’е, у нас появились:
• Возможность совместного перемещения/редактирования всего контента, а не только того, который разместил сам. Этот режим можно переключить, если вы являетесь владельцем пространства.
• «Умная указка» которая позволяет расшарить положение своего курсора (по сути уже стандарт, для онлайн досок). Еще с помощью этого инструмента можно рисовать поверх пространства и при необходимости, делать эти рисунки исчезающими.
• Кроме «стикеров» теперь можно делать простые надписи или собирать схемы и скетчи из фигур.

Что добавим в ближайшее время?

• Экспорт результатов совместной работы в png, pdf и xls.
• Выгрузку статистики по использованию пространства, замеры активностей его участников.
• Стрелки, линии и прочие связи между элементами схем.
• Более гибкие тарифы: бюджетные для сферы образования и оптимальные, для тех, кому стандартного тарифа мало.

Об ошибках и неудачах

Модель монетизации

Мы постоянно общаемся с нашими клиентами об их опыте использования продукта, а также постоянно проводим проблемные интервью с «кандидатами в пользователи».

В результате, мы точно поняли, что чтобы педагогу, репетитору, психологу, да и любому другому человеку из нашей ЦА протестировать и «полюбить» наш продукт, необходимо сделать две вещи:
1. Провести хотя бы минут 30 в пространствах, подготавливая и «обустраивая» пространства под своё занятие.
2. Провести само занятие или его полноценную репетицию, длительностью хотя бы в 30-40 минут, собрав на неё 5+ человек.

Недавно один из наших первых пользователей и евангелистов рассказал нам, что уже несколько его коллег, посетив наш сайт по его рекомендации, не стали даже пробовать. Аргумент у всех был примерно один и тот же: «Там есть бесплатный тариф только на пять человек, а мне чтобы тренинг отрепетировать надо хотя бы семь. Отдавать деньги просто за эксперимент я не готов».

Позднее они к нам вернулись, когда узнали, что у нас можно было попросить расширенные лимиты на пробу - бесплатно.

Таким образом, мы понял, что бесплатной версии бывает недостаточно, чтобы попробовать и освоить продукт. И только сейчас добавили пробную версию у платного тарифа 🤷‍♂

Выход на ProductHunt

В апреле мы сделали мультиязычную версию и сразу же отправились на ProductHunt за фидбэком от пользователей из-за рубежа.

В течение дня мы уверенно держались на втором месте, нас обгонял только уже популярный сервис для создания графиков и схем - diagrams.net

Однако за ночь ситуация изменилась - на первое место вышел «движок по поиску мемов» :)

С вечера мы наблюдали странную ситуацию - примерно у 35% посетителей нашего сайта вместо проекта был только «blank page».
Проблему нашли только через сутки. Досадная опечатка в коде, которая раньше никак не проявилась: ошибку получали все пользователи, у которых дефолтным языком браузера был не английский и не русский языки 🤦‍♂

Тем не менее, нам удалось остаться в топ5 и получить значок «продукт дня», что привело к активным пользователям из США, Индии и Австралии. А еще привело к предложениям, в приоритетном порядке, разместиться на купонных сервисах по типу AppSumo (и от них в том числе).

Метрики

В прошлых статьях мы обещали рассказать про метрики и раскрыть цифры - блок «об ошибках и неудачах» отличное место для этого :D

На сегодняшний день нас посетило больше 20 тыс. гостей.

До pivot’а (январь’21) число активных пользователей было только ~10% от зарегистрированных, а после увеличилось до ~27% и даже стали «оживать» те, кто регистрировался в первые дни запуска.

Несмотря на ошибки с монетизацией и на бесплатную раздачу расширенных лимитов активным юзерам - у нас появились не только активные, но и платящие пользователи, использующие getLocus, именно как средство совместной работы, а не как место для разового ивента.

Мы готовимся к осени выйти на AppSumo, потому ищем тех, кто уже это сделал, а также в поисках «бизнес-ангела» - для возможности усилить ИТ и клиентскую поддержку к этому моменту.
Будем благодарны за рекомендации и фидбэк 🙏

0
49 комментариев
Написать комментарий...
Олег Ващуков

Пробежался наискосок по статье. Не понял зачем это нужно. Идете широким фронтом, отталкиваетесь от технологии, а не от сегмента и потребностей. Удачи вам )

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

В блоке "В чем польза?" мы постарались раскрыть кто ЦА, какие кейсы использования и какие конкретно преимущества реализации этих кейсов именно у нас.

Да, идем действительно "широким фронтом", потому показалось, что в рамках статьи расписывать кейсы и преимущества подробнее, будет очень объемно и в целом статья тогда скатится в простую само-рекламу.

За пожелания спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Спасибо, за акцент на блоке. 

увеличивает вовлеченность участников встречи в 3-5 раз, при длительности тренинга от 1.5 часов

Не понимаю кому требуется такой эффект. Опять таки, не ясно на основе чего вы считаете вовлеченность и каким образом это достигается.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Отличный вопрос!

Подобный эффект требуется всем, кто проводит групповые занятия в онлайне и где важно взаимодействие "каждый с каждым".
Если быть точнее: консультантам, асессорам, бизнес-тренерам, псих. тренерам и т.д. Только в РФ их 20. тыс +

Если коротко эффект замерялся по след. критериям:
1) за счет артефактов по итогу встречи
 (написанные тексты, сообщения в чате, выложенные картинки и т.д.)
2) по числу дошедших "до конца"
3) по анкете обратной связи

Замеряли на студентах псих. фака МГУ, на разных потоках и возрастах.
Вместе с преподавателями)
Сравнивали также с комбинацией Miro+Zoom, Discord и даже попробовали в Minecraft))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Из всех перечисленных сегментов я не могу сходу понять кто из них проводит встречи дольше часа и при этом его бизнес зависит от перечисленных критериев. Опять таки, возможно у вас есть это понимание, но для меня со стороны это неочевидно 🤷‍♂️

А то что исследование провели — круто.

Возможно, вы можете со своим инструментом зайти на поле онлайн-конференций. Там обычно как раз толпы собираются и полдня на них тусят. И на конфе важен социальный фактор, общение с другими участниками.

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

- Петров, к доске!
- Не могу Марья Петровна, после обновления ноги глючат...

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Kosulin

Интересный продукт, но, на первый взгляд, очень сильно урезан функционал работы с доской (или очень не интуитивная работа с ней): непонятно как наклеить на нее стикер, так, чтобы он остался на доске и двигался с ней, нет автовыравнивания (или хотя бы сетки), непонятно как свернуть доску. Не нашел где настроить дефолтный вид стикеров.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Спасибо за отзыв)

У нас есть отдельная "доска" и внутри неё можно писать текст, для работы со стикерами лучше оперировать всем пространством.
Но двигать стикеры вместе с доской тоже можно, если объединить их в группу. И автовыравнивание тоже есть... 
Прикрепил к комменту гифки, как это делать)

Подскажите, а что вы имеете ввиду под "дефолтным видом стикеров"?)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Kosulin

ну, если стикер клеится на доску, логично по умолчанию его с этой доской двигать, масштабировать, сворачивать (как доску свернуть, кстати?). 
По поводу вида стикера - по умолчанию он у меня такой как в приложенной картинке и это выглядит не очень.

Ответить
Развернуть ветку
Vasile Lixcode

Стикер клеется к доску (всего пространство), а не к whiteboard, но внутри whiteboard конечно же можно писать, такой текст будет перемещаться и маштабироваться вместе с whiteboard.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kramar

Доска на которую можно клеить стикеры это и есть пространство (комната). Свернуть доску - по сути свернуть/закрыть вкладку с getlocus.

Влад выше писал про Whiteboard - на нем можно писать и рисовать. 

То есть Whiteboard можно передвигать и ресайзить. Стикеры можно клеить по всей площади доски/комнаты/пространства

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Kosulin

я про whiteboard и говорю.

Ответить
Развернуть ветку
Vasile Lixcode

Факап с "blank page" из-за настроек языка, просто эпичный и исторический) Попробуйте повторить xD

Ответить
Развернуть ветку
Юлия
Ответить
Развернуть ветку
Irina Chekalina

Выглядит очень симпатично

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Ну разве "во-первых" это проблема? Решить её пару пустяков.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Будем благодарны, если подскажете решение)
Со стандартными кодеками (vp9 и vp8) мучается даже Discord...

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Только сейчас понял, что мог ошибиться, так как кодеки не учел. Но разве нельзя хоть десять тысяч потоков с камер рендерить в один конвас на сервере? Две минуты погугли про этот кодек и мне кажется, что это реально.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Да, сервера то справятся)
А вот условный ноутбук, у конечного пользователя - вряд ли.
Кодеки доступные в webRTC очень сильно нагружают процессор

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Не понял. Сильная нагрузка при записи с камеры?

Ответить
Развернуть ветку
Vasile Lixcode

30+ параллельных процессов кодирования/декодирования видео ещё как

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Я может туплю, но зачем устанавливать для конференции пиртупир соединения. Неужели в хроме нельзя просто сделать запись видео с камеры?;

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Не проблема, главное что бы кодек был одинаковый)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Сам JS как раз нагрузку не особо создает.
Кодек, это по сути стандарт, а его реализация зависит от конкретного браузера, полагаю "под капотом" там совсем не JS))
Соотвественно производительность от браузера зависит, но они +- одинаково справляются. Мб Safari чуть хуже чем остальные.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Спецификация...

Ответить
Развернуть ветку
Vasile Lixcode

Нет никаких P2P соединения, траффик транслируется через SFU, а не через MFU. Таким образом при 30 человек в пространстве будет один выходящий видео поток (маштбирование + кодирование) и 29 входящих (декорирование и отображение на экран)

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Вы издеваетесь? Если не p2p, то почему на клиенте количество потоков равно количеству участников минус один?

Ответить
Развернуть ветку
Vasile Lixcode

В случае P2P соединения, было бы 29 выходяших и 29 входящий потоков видео, а также 29 WebRTC соединения. А тут выходящий только 1, и WebRTC соединения у нас только 2 на каждом клиенте, одно для отправки данных на сервер, второе для получения данных.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Точно! А почему вы отказались от идеи всего двух потоков?

Ответить
Развернуть ветку
Vasile Lixcode

Посмотрите, сейчас у нас сервер просто копирует данные 29 раз и отправляет другим, а в случае с MFU, где будет как раз 2 видео потока, сервер должен скомпановать все видео в одном высокого разрешения, это требует гораздо больше ресусров, что сильно увеличивает количество необходиммых серверов и усложняет процесс поддержки (maintenance). А также, при отдаленний от человека ты пересатёшь его видеть и слышать, в таком случае перестаёшь получать и те потоки которые от он отправляет на сервер. В случае с MFU либо их получишь дальше (multicast), либо сервер вынужден для каждого отдельного клиента скомпановать персонализированный видеопотом (для такого, готового решение даже не существует).

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Согласен. Но это же не сложно... Но нагрузка на сервер будет. А как вы хотели сотни людей в одном месте рендерить. Но зато, мощностя не такие дорогие, и ваше приложение было бы уникально.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Ни в коем случае не издеваемся)
Речь идет про видеопотоки, искренне не понимаю в чем противоречие

Попробуйте на себе сам сервис - так точно проще будет понять "в чем соль".

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Не, у нас не p2p
Почему не один поток, можно подробнее прочитать в этой статье
https://habr.com/ru/company/Voximplant/blog/346924/

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Эта статья рассказывает как работает вебртс. А я спрашиваю - раз с ним такие проблемы, то почему вы не выбрали что-то другое? Например, вариант всего с двумя потоками?

Ответить
Развернуть ветку
Hello

В целом то какая разница сколько вебртк коннекшенов создано? Там проблема скорее с количеством аудио и видео-дорожек внутри коннекшена. Если 30 человек включили камеру, то даже при варианте с двумя коннекшенами внутри 1 коннекшена будет приходить 30 видео дорожек, которые надо декодировать, что в общем-то и вызывает взрыв компуктеров.

Выше вроде звучала идея со склейкой 30 видео дорожек в одну на самом сервере. Ну и что им потом с этим куском говна делать, если надо отображать дорожки в разных местах, например, напротив своих пользователей, которые могут находится в абсолютно разных местах (обратите внимание на интерфейс на скриншотах). Да и что-то нет уверенности, что реал-тайм сохранится при попытке клеить кучу потоков в один.

@Владислав Капицын как-то так?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

В целом, логика именно такая :D

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Ну если не p2p, то откуда у одного чела на ноуте 30+ соединений?

Ответить
Развернуть ветку
Vasile Lixcode

ответил выше

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Да откуда их тридцать то вы берете? Пользователь один поток отдает, один читает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

К прошлой статье нам оставляли коммент, что с доской miro у нас ничего общего. Что ж, значит есть прогресс))

А за счет чего, на ваш взгляд, возникает ощущение "бедности"?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

.gif сильно зашакалились)
Заходили на сам сайт?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Не понял, можно ли вывести живую трансляцию в комнате. 
И можно ли под себя задизайнить комнату, ее вид, убранство, вещи в рамках ентерпрайз тарифа ? Некоторые вещи нужны живые, т.е. под ними будет код их анимации. У вещей нужны "кнопки", которые участник может подойти и нажать.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Еще нужны доп планы. Например, аквариум. Человек подошел к аквариуму и смотрит на его живую трансляции. Все остальное для него в тот момент на заднем фоне. У аквариума есть кнопка - покормить рыбок. Он платит денежку и нажимает. В реале механизм вбрасывает корм и рыбки его едят. Есть многопользовательские предметы, например, эмулятор настольного футбола для двух игроков.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Капицын
Автор

Да, настроить дизайн пространства сейчас можно на любом тарифе, в том числе, бесплатном. Под дизайном имеется ввиду смена фона, расстановка изображений со столами, стульями и пр. ассетами.

Видео в пространстве можно выводить 3'мя способами:
1. видео с вашей камеры, транслируемое через ваш аватар
2. видео, через демонстрацию экрана
3. ролик с youtube

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда