{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Сквер» — сервис по управлению МКД и посёлками для собственников

Много лет я ходил на ОСС, если, вдруг, кто-то не знает, то ОСС — это общее собрание собственников. Я долго не мог понять, почему умные, не злые, образованные люди на ОСС превращаются в раздраженную и кричащую толпу.

Лично меня на ОСС всегда бесило то, что Управляющие даже не предпринимают попыток отвечать на элементарные вопросы: “Как изменился бюджет за последние 3 года?”, “Все ли работы, которые выполнялись в прошлом году, будут выполняются и в следующем?”, “Какие цели мы ставим перед собой, голосуя за бюджет дома?”. Мне казалось, что если заставить Управляющих отвечать на эти вопросы, то все сразу встанет на место. Я решил, что если контролировать бюджет, то можно будет контролировать все в доме.

Но как сделать так, чтобы собственники могли обсудить и осознанно проголосовать за лучшую альтернативу? Как избавить 60-100-200 человек от ежегодной повинности тратить свой выходной день на то, чтобы сидеть 3-5 часов в душном помещении, ругаться и, в конце концов, голосовать за навязанное решение?

Я подумал, что если собственникам дать удобный интерфейс проведения любых форм собраний, то они будут гораздо более активно влиять на жизнь своего дома.

В итоге созрела вполне понятная бизнес-идея: Если решить проблему миллионов собственников жилых и нежилых помещений, и сохранить миллиарды человеко-часов проведенных с минимальной пользой на ОСС, то на меня точно прольется золотой дождь, и я буду успешным дотком предпринимателем.

С чего началось её воплощение

Я по образованию экономист, большую часть профессиональной карьеры был финансистом. Я думал, что главная проблема любого МКД или поселка - отсутствие контроля за деньгами. Казалось что нужно наладить понятное для меня бюджетирование и финансовый контроль и все сразу станет на место. Поэтому первые три версии Сквера были чистыми бюджетами.

У меня не было опыта разработки программного продукта, и мне казалось, что примерно за год, потратив 100-200 тыс.долларов смогу создать вполне приличную программу, которая будет крайне востребована на рынке управления МКД. Тогда я еще не понимал, что:

А. Такого рынка просто нет

Б. Что времени и денег я потрачу примерно в 10 раз больше

В. Что проблема управления МКД и безответственности не так остра.

Г. Что начинать надо не с бюджета

Я и сейчас много не понимаю. Поэтому мы здесь, а не проводим IPO.

Эволюции идеи, как мы пришли к сегодняшнему видению Сквера

Очень часто можно слышать словосочетание “рынок ЖКХ”. Это очень обманчивое словосочетание. В него можно вложить разное содержание:

  • Коммунальные услуги для населения(вода, канализация, отопление, электричество и т.д.)
  • Содержание многоквартирных домов
  • Обустройство общественных территорий и дорог
  • Инженерные сети (коллектора, ливневы канализации и т.д.)

Нас в первую очередь интересует все что связано с содержанием многоквартирных домов и посёлков. И здесь, неожиданно открывается, что именно этого рынка ЖКХ попросту не существует. Потому, что рынок, это когда есть продавцы/поставщики(Управляющие компании/ТСЖ) и покупатели(Собственники). Покупатели делают свой выбор покупая у “хороших” продавцов и не покупая у “плохих” продавцов. Продавцы борются за покупателей, совершенствуя свой продукт/услугу и способы его поставки.

Но в нашем случае, нет ключевого субъекта рынка - нет Покупателя. Потому что в МКД решение принимается не одним человеком, а решением собрания собственников. А среднее количество собственников в МКД - 150 человек. На собрание, чтобы оно было легитимным должно прийти не менее 75 человек и им нужно как-то обсудить вопрос и договориться о консолидированном решении. Каждый кто пытался собрать в одном месте и в одно время 20 или 30 человек(не подчиненных) знает насколько это сложно. А собрать 75 малознакомых собственников и рассчитывать на конструктивное обсуждение какого-либо вопроса практически невозможно.

Так мы пришли к собраниям. Потом мы осознали, что для собраний нужен реестр собственников. Потом мы столкнулись с проблемой печатных форм собрания. Потом мы поняли, что собрание, проводимое один раз в году - недостаточный стимул для того, чтобы собственники обращали внимание на свой дом регулярно. Тогда появились: Жалобы, Опросы, Петиции, Архив документов, Претензии, Дайджест.

Сейчас мы понимаем, что даже группа Собственников не однородна и ее надо разбивать на три категории:

  • Активисты - те, кто готов заниматься управлением и готов уделять этому вопросу не менее двух часов в неделю
  • Эксперты/неравнодушные собственники - те, кто готов время от времени что-то делать, но не готов брать на себя никакие обязательства
  • Пассивные собственники - те, кто готов получать информацию и иногда давать обратную связь

Для каждой из групп в Сквере есть свои инструменты:

Активисты: Собрания/Опросы/ Петиции/Претензии/Реестр собственников/Бюджет/Отчеты подрядчиков

Эксперты: Комитеты/Объявления/Опросы/Жалобы

Пассивные собственники: Жалобы/Дайджест/ Онлайн голосования

Кроме Собственников нас еще интересуют Управляющие и Подрядчики.

Чего мы достигли на сегодняшний день

  • Мы абсолютно дотационны.
  • Любовь тех, кто начал нами пользоваться.
  • Полная жопа с конверсией.

Планы на ближайшее время и на будущее

Сейчас мы доделываем основные фичи и приступаем к реорганизации раздела бюджет. Параллельно с этим выстраиваем отдел продаж. В наших планах получить 500 платных объектов, после чего глядя на этот опыт можно будет строить прогнозы дальнейшего роста.

В далёкой перспективе думаем над выходом на зарубежные рынки, сейчас так или иначе общаемся с людьми из разных стран и видим, что там проблемы те же самые, но с поправкой на местные отличия.

Наши проблемы и вызовы

  • Отсутствие желания быть конструктивными у всех сторон конфликта в ЖКХ сфере.
  • Косность людей - многие убеждены, что мы “обычная CRM”, и если люди умеют пользоваться excel-ем, то они могут решить все вопросы сами.
  • Нежелание связываться с УК, даже если собственники недовольны текущим положением дел
  • Желание людей действовать “понятными им путями”. Т.е. Электронное голосование или автоматический подсчёт голосов это мол от лукавого, а вручную посчитать это суть добро и oldschool)))

Главное возражение, которое мы пока не смогли преодолеть, выглядит так: "Вот вам, сволочи, мои пять тысяч рублей и отстаньте от меня."

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Dmitriy Amelin

Да, поддержу как критику тех, кто оставил выше комменты, так и критический взгляд самого автора. 10 лет в пассивном активе одного коттеджного посёлка - с периодическими бурлениями от троллинга со стороны УК. 
Думаю, что рынка нет не только по причине отсутствия покупателя, но и продавца  - имею ввиду продавца услуг ЖКХ населению. "Продавца" в плане свободы его выбора - почти везде монополия и навязанные игроки. Небольшие инициативы по смене УК, скорее или не приводят вообще к результатам позитивным, или становится лишь хуже. Боюсь, что просто не созрела культура такая в принципе - коллективные собственники жилья. Слишком все собственники разные и слишком не правовые, а понятийные схемы работы этих самых управляющих компаний и их бенефициаров.

Но очень желаю вашему проекту успеха - может такие проекты и создают новую культуру?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Золотов
Я подумал, что если собственникам дать удобный интерфейс проведения любых форм собраний, то они будут гораздо более активно влиять на жизнь своего дома.

Уж простите, но "всем насрать". Алкаш из 3 квартиры как не платил, так и не будет. Дворник от управляющей компании как мел раз в неделю, так и будет. 90% жителей как были убеждены что лишь бы меньше платить, так и останутся при своем мнении. А 10% активистов будут так же из добрый побуждений предлагать умные идеи которые не будут воплощаться в жизнь. И это не зависит будет ли бумажная платежка/бюллетень в ящик кидаться либо по e-mail приходить

Ответить
Развернуть ветку
Олег Олефиренко
Автор

Я не верю что всем насрать. Я знаю многих кому не насрать. Похоже и Вам не насрать. Просто собственники не знают и не умеют правильно действовать. Это навыки и технологии. Если мы обладаем навыком убеждать сотни своих соседе, то мы будем этот навык использовать

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Так уже же на VC вроде не менее двух Проектов систем по управлению МКД было представлено.
Не очень помню, но вроде уральские ребята вложили совсем мало рублей, получили хорошие результаты и берут в управление дома по РФ сотнями?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Золотов

Каждый разработчик смотрит на сферу ЖКХ и думает, сейчас я разработаю свою программку для управляешь и буду грести бабло лопатой, на рынке же сплошной колхоз, только проблема в том что нахрен эта программка управляшкам не нужна)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Олефиренко
Автор

УК ничего не нужно, нам кажется, что собственникам нужно

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Золотов

Собственникам нужно качественное обслуживание дома за текущую цену, все остальные потребности закрывает банальный чатик.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Олефиренко
Автор

Это все равно, что сказать: "Мне нужно только здоровье, все остальное можно купить". Мне кажется, что получить качественное обслуживание дома, это посложнее чем получить здоровое тело. На свое тело мы влияем сами, а на многоквартирный дом влияют сотни собственников и члены их семей.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Золотов

Вы какую то ерунду пишите. Расскажите "что получить качественное обслуживание дома, это посложнее чем получить здоровое тело" больному 4 стадией рака.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Олефиренко
Автор

Я написал, что здоровое тело получить проще, чем качественное обслуживание многоквартирного дома. Я не писал про здоровье вообще и тем более про тяжелые заболевания. Я писал про тело. В этом смысле мне кажется метафора подходящей, потому что мы сами можем похудеть, накачать мышцы, даже сделать пластическую операцию. А для того, чтобы также привести в порядок МКД нужно добиться согласия, уговорить или убедить остальных собственников. 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Олефиренко
Автор

Попробуйте в банальном чатике согласовать стоимость услуг видеонаблюдения или строительство детской площадки))) Это практически не решаемая проблема

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Золотов

Под "Согласовать" Вы что понимаете? И как согласование поможет проведение общего собрания собственников и в конце концов непосредственно реализации этого проекта? Тут как ни крути без заинтересованности УК ничего не выйдет

Ответить
Развернуть ветку
Олег Олефиренко
Автор

Вы написали, что достаточно банального чатика. Я Вам возразил, что в чатике невозможно согласовать никакой серьезный вопрос, требующий вложений от сотен собственников. Такие решения принимаются на собрании, с формализацией формулировок, с проектами договоров, ответственными за исполнение, отчетами и т.д.. УК, как и любой подрядчик, будет выполнять принятое решение. Но это решение нужно сначала принять,  и здесь чат не работает

Ответить
Развернуть ветку
Олег Олефиренко
Автор

Борис, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, названия этих проектов. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Олег, с уважением, стыдно, но не помню.
Поищите по ключевикам здесь и в Яндексе.

Ответить
Развернуть ветку
Артем

тоже интересно какие аналоги есть

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

Имел удовольствие когда-то зарегистрироваться в Сквере, так теперь страдаю из-за своего любопытства. На почту приходят письма с заголовками "Срочная новость", "Важная новость", а в письме лишь намек вернуться в систему и работать. Отписаться нельзя, удалить аккаунт нельзя.

Короче, фигня все это.

А если по факту, то правду выше говорят, 10% активистов будут воду мутить, остальные 90% собственников просто забьют большой и толстый.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Олефиренко
Автор

Сергей, простите что досаждаем Вам. Дайте мне адрес дома или свой имейл и я вас немедленно удалю. Простите)))

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда