Adalo – или не дало?

Для всех, кто начал путь no code.

Я увлекаюсь бегом, с этим видом спорта меня познакомил мой друг. Если бы не он, вряд ли я когда либо начал этим заниматься.

В процессе любительских тренировок, толи в силу характера, толи еще по каким-то причинам, бег в одиночку даётся мне невероятно тяжело. А точнее, когда я пробовал бегать один, мне хотелось остановиться, вызвать такси и поехать домой, потому что задалбывающая монотонность казалась вечностью.

И вот однажды мне захотелось пробежаться, но друг не мог, а остальных знакомых это не особо прикалывает. Я подумал, наверняка в моём (небольшом) городке и уж тем более в моём районе есть такие же люди, кто хотел бы побегать сегодня вечером.

Так родилась идея приложения, в котором можно планировать свою тренировку и приглашать всех желающих принять участие.

Идея идеей, но о её реализации я не мог и мечтать. К IT у меня очень опосредованное отношение, максимум, что я мог - это сделать сайт на Tilde, а о разработке мобильного приложения собственными силами даже не мог и мечтать.

Озвучив эту идею другу, (он кстати к IT намного ближе, чем я) сошлись на том, что в качестве гипотезы, возможно идея такого приложения имеет место быть… Прошло пару месяцев и тут друг присылает мне статью о том, что сейчас доступны и набирают популярность инструменты для разработки мобильных приложений без знания программирования, так называемый no code. Я начал активно изучать этот вопрос и в конце концов услышал несколько раз мнения экспертов по программированию о том, что всё это фигня и без фундаментальных знаний особо рассчитывать не на что. Мой воздушный шарик энтузиазма начало подспускать и я решил, - куда мне до всего этого…

Озвучив этот посыл великих дядей своему другу, он сказал мне: «Ваще не парься и пробуй»

В итоге я нашел сервис под название Adalo и по отзывам понял, что он вполне себе перспективный, к тому же бесплатный до определенного момента, в нем и решил попробовать свои силы.

Информации в русскоязычном пространстве немного от слова совсем. Есть какие-то инфо курсы, но мне принципиально не хотелось тратить деньги за инфу, которая через год-два станет общедоступной, как та же Tilda. Вооружившись встроенным переводчиком в хроме и субтитрами с переводом в ютуб я погрузился в изучение этого инструмента.

Как оказалось, процесс работы в Adalo оказался вполне доступным и увлекательным. А самое главное, я понял, что его функционала вполне достаточно для реализации моей идеи.

С самого начала, да и сейчас мне не хватало базовых знаний в понимании основ программирования, взаимодействия визуальных элементов, условий взаимодействия баз данных и всего прочего. Создавая экраны, делая между ними взаимосвязи, выстраивая меню, в глубине моих извилин сидела мысль о том, что слишком уж подозрительно то, как всё это красиво и легко. Я нажимаю кнопку предпросмотра в редакторе Adalo, и как ни странно, всё работает, всё нажимается, вау-вау, я могуч!

Но… Мысль о том, что я как слепой котёнок не отпускала меня. Первый удар я получил спустя три недели, когда как мне казалось всё готово к выпуску. Чтобы сделать сборку apk файла надо перейти на платный тариф. Перед оформлением подписки на месячный тариф за 50$, в последний момент я увидел строчку «промокод», погуглив сразу же отыскал такой код, который дал 50% скидки. Причем я понял, что скидка прошла не сразу, а увидев сумму списания, которая была вполовину меньше 50$.

Ну ок, погнали делать билд. Естественно, перед этим я зарегался в Google play, заплатив за регистрацию 25$.

Залив apk файл в Google play console, и прождав несколько дней подтверждения я был крайне удивлен, что моё гениальное приложение не появляется в поиске. Мне хотелось скачать его из Google play введя название в поиск, но не тут-то было. Приложение доступно только по прямой ссылке. Как так? Пишу в поддержку: «Так мол и так, как же мой шедевр люди то отыщут?» На что мне сказали: «Возможно у приложения не уникальное название, а вообще чувак, используй рекламу Google Ads, если хочешь на что-то рассчитывать». Ну ладно думаю, подождем, а приложение в телефон я так и не закачиваю, даже по прямой ссылке, из-за желания прочувствовать, как всё это выглядит со стороны пользователя.

В итоге через день или два, я решаюсь закачать прилу по прямой ссылке, и тут - О НЕТ! МОИ ГЛАЗА!

То, что я вижу – это полный трэш! Все блоки сдвинуты, текст гуляет, всё настолько криво, что я до сих пор не понимаю, как гугл это пропустил. Залезаю в поиск и..., - вот оно моё позорище, по запросу появилось в поиске. Какого хрена, зачем!?

Тут слепота котёнка начала понемногу проходить, и я по новой ударился в переработку всего приложения. Мне стало понятно, что эти рамочки вокруг текстов, кнопок и изображений - не просто рамочки, а конкретные блоки, которые могут прилипать, сдвигаться или заходить друг на друга. В общем первый левел ап был пройден. На переработку приложения ушла еще неделя.

В процессе тестов, стало понятно, что в Adalo можно делать сборку, скачивать apk файл в телефон и оперативно тестировать, не проходя долгий путь через внутренний тест Google Play console. Это постоянно приходится делать так как то, что мы видим в превью редактора Adalo и то, что будет на телефоне всё-таки отличается. В дальнейшем я делал это много раз и даже начал париться по поводу занимаемого файлами дискового пространства, т.к. мой тарифный план рассчитан всего на 5 Гб. Но, как оказалось сборки не влияют на эту квоту, о чем мне сказал сотрудник тех поддержки. Кстати, поддержке Adalo спасибо, по возможности они всем стараются ответить и помочь.

Вторым ударом по дилетанту-разработчику была инфа (случайно увиденная в обсуждениях на форуме Adalo), о том, что оказывается, между экранами в приложении при передаче информации должна быть логическая взаимосвязь. Логическая, Карл! Да блин, оно же и так работало в превьюхе! И тут я начал переработку по новой, на что ушла еще неделя. Я сразу увидел все косяки, которым не предавал значения, просто не понимая, что это за хрень.

Итогом этих знаний стало то, что стандартное нижнее меню (Tab bar), пришлось отрисовывать самому, и каждую кнопку в меню делать списком (list), чтобы можно было передавать информацию из базы данных на следующий экран. Без этого действия получался, как бы логический разрыв. Т.е. перейдя с одного экрана в раздел «Профиль» мы видим информацию о пользователе, а если мы перейдем в этот же раздел «Профиль» с другого экрана, информации о нём уже не будет видно, т.к. она не передалась! Так что имейте ввиду, если используете такой бар, наверняка в нём будет затык.

Изначально я решил делать приложение на двух языках RUS и ENG. И тут последовал третий удар. В Adalo мультиязычность - это не так просто, т.к. вам нужно создавать дубль экранов и отдельно переводить этот дубль, по новой выстраивая в нем взаимосвязи и каким то образом связывать это с домашним экраном и экраном регистрации. В какой-то момент из-за обилия правок я понял, что всё надо переделывать по новой, т.к. были потеряны взаимосвязи, отыскать которые казалось уже не реально. В итоге я решаю удалить все русскоязычные экраны и делать, только ENG, оттачивая его до совершенства и только потом делать копию и переводить ее на русский. В принципе это помогло. Совет тем, кто хочет мультиязычность - внося правки не теряйте нить, изменив что-то на экране Eng версии, делайте точно те же правки на экране Rus, иначе что-то обязательно упустите. Не делайте кучу правок на экранах Eng, а потом пытаться повторить их на Rus.

Ещё хочу поделиться некоторыми моментами с теми, кто начал использовать Adalo, надеюсь это сэкономит ваше время:

1) Не используйте опцию Translucent для верхнего меню (App bar), эта сволочь сожрала прилично моего времени, пока я понял, что не так. С виду классный эффект прозрачности, но он даёт искажение на весь экран, а не только на верхнее меню. Из-за него картинки и текст становятся мутными. Используйте Solid и в настройках просто установите прозрачность на 50% получится ничуть не хуже.

2) При использовании мультиязычности в приложении важно помнить, что в Adalo есть только один экран Home screen - нужно сделать его пустым и присвоить action для дальнейшего перехода на экран с выбором языка.

3) На одном экране можно разместить только одну кнопку Digital purchase (электронные покупки), иначе она будет неправильно линковать.

4) Вес шрифтов в превью и в самом приложении скорее всего будет отличаться (bold, semi, normal и т.д.). В приложении у меня все шрифты отображаются normal, поэтому регулирую их только размером.

5) Рамки текстовых блоков делайте шире на 3-4 символа, чем видимый в редакторе текст, иначе текст может не поместиться и убежать на другую строку, увидите вы это только после публикации.

6) Используйте rectangle (прямоугольник) с отключенным background для того, чтобы заполнять пустые места сверху над блоками, иначе блоки будут смещаться как им вздумается.

7) Не забывайте группировать объекты, но в меру, чтобы рамка новой группы не накладывалась на соседние блоки.

8) Помните, любой объект можно сделать листом (list) и таким образом привязать к нему базу данных, чтобы выстроить взаимосвязь между экранами.

Это лишь часть неочевидных моментов, которые смог сходу вспомнить, на самом деле их больше, всё зависит от решаемой вами задачи. Вообще сам Adalo очень молодой и развивающийся продукт. Ребята разработчики молодцы, и само сообщество на форуме вполне отзывчивое. Было бы неправильно ждать от Adalo идеального функционала, но радует то, что они не стоят на месте и все время дорабатывают свой продукт.

В итоге на всё создание приложения с нулевыми знаниями мне понадобилось полтора месяца, с учётом того, что оно было переделано несколько раз и самых элементарных знаний мне катастрофически не хватало.

Ниже хочу описать то, что удалось реализовать в моём приложении:

Создание и редактирование карточки пользователя (фото, информация о пользователе, ссылки на соц сети, список созданных событий); возможность подписки между пользователями; создание и редактирование события с описанием, возможностью подгрузить фотографию и точку встречи из гугл карт; подписка на событие и добавление его в календарь своих мероприятий; карточка мероприятия cо списком участников, описанием, фотографией, чатом, точкой встречи на гугл картах; строка поиска на экране предстоящих событий; система оплаты цифровых покупок (digital purchse), дает расширенный функционал в приложении и отключает рекламу; рекламные блоки Admob.

В процессе тестов и многократных переработок, я понял, что приложение вполне универсально и подходит не только для бега, но и для любого командного вида спорта, походов, сплавов, велопрогулок, просто прогулок и знакомств с теми, кто живет поблизости.

К сожалению, в функционале Adalo не до конца проработана функция push уведомлений и deep link. Push работает, но как то странно, при установке не появляется модального окна с запросом на разрешение отправки таких уведомлений. Для меня это конечно же ключевые моменты, т.к. важно, чтобы подписчики пользователей могли получать уведомления о новых событиях. Также важно, чтобы событием можно было поделиться по ссылке через мессенджеры, но пока что функция deep link в разработке у Adalo.

Не смотря на несовершенство редактора приятно то, что я могу приостановить подписку и не платить следующий месяц 50$. Приложение и квота на 5 Гб будет работать, не будет лишь возможности вносить правки и делать новый build.

Следующий этап – это распространение. Среди основных проблем - локальная составляющая моего приложения, т.к. оно эффективно в том случае, когда есть достаточно пользователей в одном городе. К сожалению, настройка рекламы Google Ads не даёт возможности таргетировать по городам, но это лишь вопрос времени. Видел как-то в одном интервью с разработчиком на ютуб, он говорит: «Ну хорошо, приложуху вы сделали. А дальше то что?»

Именно это «А дальше то что?» и привело меня на трибуну vc.ru

Не судите строго, надеюсь начинающим ноу кодерам статья будет полезна, а кому-то может понравится моё приложение. В любом случае интересно получить от вас фидбэк, положительный можете разместить в Google play, а отрицательный лучше оставьте здесь в комментариях.

Всем, кто начинает, скажу – будет не легко, но в целом всё реально. Так что пробуйте, если давно хотели замутить своё приложение.

Что дало мне Adalo? - понимание того, что путь открыт даже с нулевыми знаниями.

Верьте в себя и свою мечту, всё получится!

Кстати, приложение называется runMe, пока что только в Google Play, если установите, не удаляйте пожалуйста сразу, чтоб не нарушать статистику гугла.

Спасибо, что дочитали до конца )

Удачи!

0
4 комментария
Анна Щербак

Чего вы там на 9тыс руб такого напихали в ин-апах?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kuzmin
Автор

Всего два ин-апа 12$ и 120$. Годовая подписка на создание событий с большим количеством участников и отключение рекламы.
На самом деле эти ин-апы лучше воспринимать как донат. Поэтому и разбег такой - для широты спонсорской души. Они очень ненавязчивые и запрятаны достаточно далеко.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita

Привет. Мог бы здесь qr на iOS оставить, было бы интересно посмотреть т.к. сам сейчас обучение по Adalo прохожу.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Наумочкин

Спасибо за интересный опыт, Артём. Сейчас тоже начинаю с Adalo работать (в том числе), информации мало, либо она не прозрачная. Поэтому напишу несколько вопросов, может быть, вы в курсе :)

1. Что значит ограничение в 5 Гбайт? Можно более подробнее, что имеется ввиду?

2. За $50 в месяц я могу размещать в сторы любое количество приложений?

3. Как проходит процесс публикации в iOs с Adalo? Вроде как нужно привязать свой аккаунт разработчика iOs к профилю Adalo. Но что если у меня их несколько, и я хочу все приложения размещать на разные аккаунты? 

Спасибо) 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда