{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

СТОК ПРО — приложение для авторазборщиков

Как использовать многолетний опыт в автомобильном интернет-рынке, если собственными руками нащупал боль покупателя? Пробуем навести порядок в хаосе рынка б/у запчастей с помощью нового сервиса для авторазборщиков.

Идея

Всем привет! Меня зовут Артём Потехин, я — серийный предприниматель. Я придумал и реализовал не меньше десятка успешных онлайн-проектов для себя и крупного бизнеса, один из них продал «Яндексу».

Теперь хочу представить свой новый проект в хорошо знакомом мне рынке автомобилей и запчастей — B2B приложение для авторазборщиков СТОК ПРО.

Главные экраны СТОК ПРО

Идея такого проекта возникла у меня в ходе поиска и покупки б/у запчастей для автомобилей. У меня и ко-фаундеров проекта есть старые или очень старые автомобили, которые мы эксплуатируем или восстанавливаем. Новые запчасти для таких задач почти не подходят, так как они либо очень дорогие, либо их вообще уже нет в продаже.

Искать такие запчасти — это отдельная наука. Ты должен или «рыть» классифайды, или идти на специализированные площадки, или искать персональные страницы разборщиков в соцсетях. А когда нашел — звонить и уточнять что есть, а чего нет. Но если запрос на запчасти постоянный, то лучше иметь своего проверенного разборщика по нужным маркам.

Как раз при поиске запчастей и общении с разборщиками мы нащупали их боль, которую приложение должно снять. Процесс информационного преобразования автомобиля в набор запчастей, указание корректной цены на запчасти в соответствии с рынком, а также выкладка этих запчастей на сайты для продажи занимают технически много времени, и значительная часть продавцов это не делает или делает частично.

После кастдева с десятками разборщиков мы узнали, что:

  • В 21 веке учет до сих пор ведется в блокноте или «эксельке»;
  • Цены назначаются случайно на основе жизненного опыта;
  • Учет рентабельности того или иного автомобиля проводится «в голове».

Именно благодаря сложности этих процессов мы до сих пор видим на классифайдах и в тематических группах в ВК объявления типа: «Продам БМВ 3 серии 2008 г. на запчасти, есть все», или «В разборе Toyota Land Cruiser Prado, 2006». А есть ли нужная деталь и по какой цене, можно узнать, только связавшись с продавцом персонально — по телефону или в личной переписке.

Рынок авторазбора

А между тем, разбор автомобилей на запчасти и их продажа — это большой рынок. По нашей оценке, в России он достигает 12 млрд в год, а количество игроков — более 10 тыс. В нем задействованы как физические лица, разбирающие 1-3 автомобиля в месяц, так и юридические, которые разбирают машины десятками.

Машины привозят из-за границы, как правило, США и Японии, потому что в этих странах они дешевые, а из-за высокого качества дорог и сервисного обслуживания они приходят в хорошем состоянии. Нередко авто для разбора покупаются на внутреннем рынке, например, после ДТП.

Подогревает рынок б/у запчастей еще тот момент, что автопарк в России стремительно стареет и требует ремонта, явно не новыми запчастями. В 2020 году средний возраст автомобиля на российских дорогах — 13.6 лет, и нет никаких предпосылок, что этот тренд изменится.

Продукт

СТОК ПРО — это приложение.

Мы ограничились только приложением, потому что это удобно, функционально и быстро. Особенно, учитывая специфику рынка, где 70% пользователей сегодня ищут и смотрят автомобили и запчасти с телефона.

Созданные ранее аналогичные решения для администрирования стока запчастей — это или 1С, или олдсукульная программа под Windows, или веб-решение для десктопа. Чтобы воспользоваться сервисом, ты должен быть привязан к ПК, вносить списки запчастей вручную, отдельно делать и загружать фото. Звучит не очень эффективно.

В нашем случае процесс продажи автомобиля по запчастям запускается очень просто:

  • добавляете данные о машине из каталога — марка, модель, комплектация, год, пробег, VIN и фото;
  • приложение самостоятельно разбирает машину на заданный набор запчастей и релевантно их называет;
  • вносите фотографии и устанавливаете цены (пока в ручную).
Добавляем автомобиль в приложение

Сейчас мы формируем массив данных по ценам на запчасти разных марок в зависимости от даты размещения и региона. Так мы рассчитываем еще больше упростить задачу пользователю, предлагая ориентировочные цены на запчасти при их добавлении.

В ближайшем будущем приложение будет устанавливать рекомендованные цены на запчасти при внесении запчастей и предлагать их менять, исходя из рыночной ситуации. Пока этот функционал в разработке.

Ок, внесли запчасти в приложение. Что дальше?

Вы можете выгрузить объявления на популярные площадки по продаже запчастей — Avito (уже реализовано) и Drom (тестируется). Помимо этого, приложение сгенерирует для вас собственную витрину автомобилей, находящихся в разборе.

Мы реализовали механизм «поделяшек» для автомобилей и запчастей. На запрос клиента: «Что у вас осталось в продаже вот от этой вот Тойоты Камри?» — можно просто скинуть ссылку на машину с максимально актуальной о ней информацией.

Приметр витрины — список автомобилей в продаже

Пример витрины — запчасти на Toyota Tundra II 2007

Данные на классифайдах и на витрине будут всегда актуальны, т.к. после удаления или перемещения запчасти (автомобиля) в проданные приложение автоматически обновит фиды для площадок и витрину.

Стадия развития проекта

Сначала мы сделали MVP, которое добавляло и разбирало автомобили на запчасти по одной схеме «обвалки», и на этом все. «Обвалка» — термин, который мы позаимствовали из мясоперерабатывающей промышленности. Так вот, MVP получился интересной игрушкой, но CJM был явно неполный.

Далее мы собрали фокус-группу из 20 разборщиков. Собрав с них обратную связь, мы сопоставили их потребности с нашей дорожной картой продукта и получили объем доработок, достаточный для качественного MLP. Другими словами, внесение запчастей и возможность их выгрузки в «обвалку», зависящую от кузова, привода и прочих параметров.

Так мы дошли до стадии, когда можно было начинать продажи. И стартовали, пока по Freemium модели.

Планы проекта

Внесение автомобилей в приложение и вывод из него запчастей на площадки есть, а что дальше? — спросите вы. Что еще нового и интересного будет в приложении?

Приоткрываю карты на самое интересное из следующих релизов:

  • мультиязычность — для выхода на европейский и американский рынок мы подключим английский и испанский языки;
  • автоматическая простановка цен на запчасти при разборе автомобиля — очень полезная штука, если в разбор попал новый для разборщика автомобиль или уже знакомый, но после продолжительного периода (цены могли вырасти или упасть);
  • автоматическая проценка стока запчастей — приложение будет рекомендовать увеличивать или снижать стоимость запчасти, чтобы избавить продавцов от «висяков» и не терять деньги, продавая редкие запчасти ниже рынка;
  • анализ запчастей конкурентов по цене и наличию в регионе: приложение будет показывать, сколько аналогичных запчастей на рынке и цены на них;
  • подсчет ликвидности запчасти: приложение будет анализировать рынок, цену, состояние запчасти и считать ее ликвидность;
  • определение качества запчасти по фото: используя машинное обучение, мы уже научили приложение распознавать запчасть по фотографии. Турбины, капоты, двери и прочие фрагменты автомобиля ПО уже различает. Далее по плану — определение качества запчасти, но для этого нужно еще поработать.

Это основные планы на ближайшее время.

Экраны аналитического функционала приложения

Команда проекта

Сейчас в команде проекта 6 человек: CEO, PM, два разработчика, маркетолог и продажник. Все ребята — с многолетним опытом работы в топовых автомобильных проектах.

Фандрайзинг

Финансирование проекта идет из собственных средств фаундеров. Однако мы не против привлечь инвестиции от ангела или фонда, понимающего в автомобильном рынке и рынке запчастей. Перспективы развития понятны, а благодаря инвестициям мы можем значительно ускорится.

PS

Мы классифицируем СТОК ПРО как проект «зеленой» экономики или GreenTech: помогая разбирать и продавать БУ автомобили, мы не только помогаем авторазборщикам и даем вторую жизнь запчастям, но и с пользой сокращаем количество старых автомобилей на дорогах, а также снижаем нагрузку на природу, которая возникает при производстве новых запчастей в таком же объеме.

Сайт приложения: www.stock-pro.net

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Game Topia

Только не понятно, теперь дилеры будут сидеть и описывать тысячу деталей по отдельности, ведь только так можно правдиво описать их состояние, иначе опять по детям созваниваться, чтобы они лезли и раскручивали нужное.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Potekhin
Автор

Зачем описывать детали по отдельности? Приложение "разберет" машину, назовет детали правильно, если нужно можно добавить к некоторым запчастям доп.описание. Все. Далее это можно выкладывать на продажу на нужные площадки.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Рогов

Насколько большая база запчастей? будут ли там редкие экземпляры?
В целом перспективы у приложения есть, я бы был рад подбирать запчасти таким образом, вместо условного дрома.
Было бы круто, если бы можно было интегрировать информацию с приложения на сайт разборки. Чтобы я заходил на сайт разборки рядом с моим местоположением и прямо у них на сайте смотрел наличие запчастей.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Potekhin
Автор

Размер базы и широта марок/моделей зависит от нашей работы по факту, мы будем работать хорошо и наполнять базу активно.

Про интеграцию с сайтом разборки хорошая мысль. Можно подключать витрину разборщика к его сайту (если есть)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Потапов

Какие были другие проекты, в т ч проданный яндексу?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пышный

Крутое приложение и идея! Это боль авторазборщиков - неликвидные для них товары например разные пластмасочки, кнопочки, элементы внешки. Многое из чего просто выбрасывается, вот было бы прикольно мне например открывать схему нарисованного авто как в некоторых программах автомобильных и находить деталь на чертеже, и в дальнейшем её заказывать.  Т. к. название некоторых деталей звучит как - хуйнюшка! 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Potekhin
Автор

«неликвидные для них товары например разные пластмасочки, кнопочки, элементы внешки» — именно, они не описываются, не попадают на сайты, те в продажу и перекочевывают на свалку. А кому-то они могут быть сильно нужны. Я например для своей тундры заказывал новый разуем AUX за напомню сколько тысяч, а их наверняка на разборках целые кучи.

Ответить
Развернуть ветку
Сим Симыч

Супер!

Ответить
Развернуть ветку
Da Apricot

Ну есть о чем поспорить)

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Албаков

о чем жЕ?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда