Таймлайн: Laicka

Чат-бот для связи клиентов и мастеров, предоставляющих услуги.

Запуск

Меня зовут Максим Родин, мне 32 года. В апреле 2017 года в соавторстве с Павлом Олифером мы запустили чат-бота Laicka. Это далеко не первый мой проект в сфере ИТ. За 10 лет работы мне удалось реализовать больше 15 успешных проектов, большинство из которых работает на территории РФ и сегодня. Однако Laicka в моей профессиональной деятельности — это первый стартап, связанный с чат-ботом.

Мысль о создании сервиса пришла мне в голову неслучайно. У меня никогда не было персонального мастера-парикмахера, и для того, чтобы подстричься, мне приходилось из раза в раз повторять одни и те же действия.

Выглядело это примерно так: открываю справочник «2ГИС», нахожу на карте ближайшие парикмахерские и начинаю нажимать на каждую из них, чтобы посмотреть цену. Если меня устраивали условия, то я начинал звонить туда и спрашивать, есть ли сейчас свободные мастера. Как правило, мне отвечали, что в данный момент все парикмахеры заняты. Так могло продолжаться до бесконечности, на это тратилось огромное количество времени.

Я понимал, что использую свое время нерационально. И вообще, было бы классно, если бы появилась возможность просто оставить запрос, указав свою локацию, а затем получить список подходящих мастеров, свободных в нужное время.

Примерно полтора года назад я узнал о чат-ботах и широком спектре их возможностей. Мысли о способах использования таких сервисов не давали мне покоя, мелькали идеи внедрить это в медицину, образование и многие другие сферы. В какой-то момент поиск парикмахера и мысль о чат-боте пересеклись, и проблема нашла свое решение.

Продукт

Мы с Пашей собрали группу единомышленников и рассказали о предстоящей работе. Как выяснилось, большинство из нас сталкивалось с абсолютно идентичной проблемой, пусть и при поиске других услуг. Тогда мы стали размышлять, какие еще категории необходимо добавить, чтобы Laicka стал универсальным помощником.

В результате мы выпустили чат-бот с набором следующих услуг:

— Ногтевой сервис (маникюр и педикюр).

— Парикмахерские услуги.

— Фото и видеосъемка.

Анализ рынка показал, что эти направления вызывают интерес аудитории: как со стороны тех, кто ищет услуги, так и со стороны тех, кто их предлагает. Однако возникла предсказуемая гендерная классификация с явным перевесом в сторону женщин. Но нашей задачей было создание универсального бота, который охватит максимально широкую аудиторию.

Тогда было принято решение расширить перечень услуг автомойками, автосервисами и шиномонтажем. Позднее мы объединили эти услуги в большой раздел «Авто».

С течением времени Laicka все больше и больше расширялся. К существующему перечню мастеров были добавлены:

— Стилисты и визажисты.

— Массажисты и косметологи.

— Ведущие мероприятий и DJ.

— Аниматоры и операторы.

— Мастера, изготавливающие подарки ручной работы.

Все вышеперечисленные мастера были сегментированы на три большие сферы: «Красота», «Авто» и «Праздники и события».

Команда

Над проектом Laicka сейчас работают четыре Scala-программиста. Что примечательно, у нас нет жесткого разделения по специализации. Технические задачи, связанные с бэкендом, мессенджером, бизнес-логикой или чем-то еще, разделяются между членами команды. Что же касается развития и продвижения, то здесь задействованы еще два сотрудника: маркетолог и SMM-специалист.

Продвижение

В эпоху активного использования мессенджеров как приоритетного способа связи важно с умом подходить к их выбору. Мы не стали выбирать, а просто решили объединить четыре популярные соцсети: Facebook, «ВКонтакте», Telegram и Skype. В каждой из них абсолютно идентичная логика и одинаковые диалоги. Мастера и клиенты могут общаться и договариваться об услугах вне зависимости от того, какой мессенджер установлен в их смартфоне. Право выбора мы оставляем за пользователями Laicka.

Разобраться с устройством чат-бота может любой человек, у которого есть смартфон. Общение клиента с Laicka начинается со слова «Привет». Затем бот задаст несколько уточняющих вопросов из серии: «Мастера в какой сфере мне найти?», «Когда нужна услуга?», «Если хочешь, можешь отправить мне геолокацию» и так далее. Клиент отвечает на вопросы, нажимая на соответствующие кнопки. В среднем за пять шагов формируется запрос для мастеров.

Когда второй стороне приходит заказ, те либо соглашаются на него, указав примерную стоимость, либо отказываются. В случае с мастерами существует важный момент. Для того, чтобы попасть в базу Laicka, мастеру необходимо зарегистрировать услуги в личном кабинете на официальном сайте проекта.

Особенностью нашего чат-бота мы считаем анонимность. Ни клиент, ни мастер не видят друг друга, не заспамляют друг другу личные сообщения. Переписка происходит исключительно в диалоге Laicka. Там же подтверждается согласие сторон на определенную услугу. Мастер и клиент смогут увидеть друг друга в двух случаях: при личной встрече и при добровольном обмене контактами в процессе общения.

Наши однозначные преимущества:

— У нас нет прямых конкурентов на рынке, тем более в формате чат-бота.

— Мы избегаем рекламы. Она раздражает и сбивает с толку, когда вы ищете нужную услугу.

— Мастера могут больше не заниматься самопродвижением, вкладывая в это большие суммы. Свой бизнес с нуля перестает быть сказкой и становится реальностью.

— Клиент и мастер могут общаться друг с другом в любом удобном мессенджере.

— Огромная экономия для мастеров.

Монетизация

Личный кабинет мастера необходим не только для того, чтобы зарегистрировать свои услуги, но и для статистики. Благодаря этой функции мастер может увидеть:

— В какое время идет наибольшее количество заказов от клиентов.

— Топовые услуги в поиске.

— В каком районе города больше всего заказов.

Конечно, эта информация имеет свою ценность, поэтому мы ввели абонентскую плату. За счет нее осуществляется монетизация. Мастера платят не только за постоянный поток клиентов, но и за расширенную статистику, которая способствует увеличению их прибыли. Еще одним плюсом мы выделяем систему лояльности. В определенный период времени, когда заказы только-только начнут приходить, мастера пользуются Laicka бесплатно.

Метрика в динамике

До начала сентября 2017 года Laicka развивался исключительно на территории Екатеринбурга.

За это время:

— Чат-боту написали свыше 37 000 сообщений.

— Зарегистрировались более 600 мастеров.

— Количество клиентов перевалило за 1100 человек.

С выходом на Москву и Санкт-Петербург показатели резко взлетели, причем всего лишь за месяц активной работы. Мастера превысили планку в 2000 человек, а число клиентов возросло до 3000.

Планы

В дальнейшем планируем охват всех городов-миллионников на территории РФ. После покорения России (или в параллели с ней) шагнем за границу. Наша цель: популяризировать чат-бота Laicka во всех развитых и развивающихся странах, где активно функционирует частное предпринимательство.

Все диалоги в Laicka уже переведены на английский и испанский языки. Если говорить о наполнении самого чат-бота, то, безусловно, категории будут обновляться. Все будет зависеть от потребностей клиентов.

Прогноз

Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
31 комментарий
Написать комментарий...
Всё для вас

Открыл-закрыл!

Ответить
Развернуть ветку
Roman Novikov

Держите в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
Всё для вас

Удалил)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Kiselev

В продвижении не написали про, собственно, продвижение.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Тарасов

Про продвижение они всё открыто пишут на спарке. Довольно занятное чтиво.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Питеев

если добавить watsapp и viber , то цены не будет пареям.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Зарипзянов

Viber появится в самое ближайшее время, была сложность с регистрацией аккаунта. Сейчас проводим бета-тесты

Ответить
Развернуть ветку
Max R
Автор

Андрей, спасибо за взгляд со стороны. Это всегда полезно для работы над продуктом. Очевидно, вы не до конца владеете информацией касаемо проекта, в частности вопросом монетизации. На текущий момент данный функционал технически реализован и протестирован, но не активирован в боевой версии бота. Мастера пользуются сервисом бесплатно.
По поводу мастеров в конкретном городе, какое количество по вашему мнению будет оптимальным?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Bukreev

Я представлю вам свое мнение в ответ пожалуйста расскажите каким методом вы считаете рынок ЕКБ и свою долю в нем.

На вскидку размер рынка "Маникюр в ЕКБ" 6000-10000мастеров \ 100 000пользователей.
Как считал: на авито 600 объявлений по запросу маникюр. В вк 1700групп в Екб по этому запросу. Сейчас онлайн в вк девушки до 40лет из екб 100к.
Если взять за основу эти цифры вам надо как минимум треть всех мастеров И также треть активных пользователей, тоесть 2500мастеров\33000 пользователей.
Вот когда будут такие здоровые числа можно двигаться дальше по городам. Расширяться в СМЕЖНЫЕ к бьюти категории в ЕКБ и тех городах где достигнута Доминирующая позиция на рынке в категории бьюти(а не размазывать ца по "авто" и "праздники").

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Зарипзянов

Андрей, считали чуть глубже. Во-первых, спарсили Авито для таргета в ВК. Получили 1200 мастеров.

Во-вторых, парсили в ВК статусы, имя+фамилия, сообщества - минус продажа товаров для маникюра - сбор контактов сообществ.

Добавили сюда данные 2Гис и получили примерно 4000, многие из них не рассматривают маникюр как средство получения основного дохода, но как есть.

Важнее доли на рынке мы ставим метрику "разнообразие предложения в любой момент времени в любой точке". Так как стартовали с beauty-услуг, мы прекрасно понимали высокую лояльность потребителей "своим" мастерам. Наша цель не собрать у себя всех доступных мастеров, паттерн поиска услуг через нас это не выработает. Основное преимущество Laicka - найти быстро, анонимно и с минимумом усилий. Когда "свой" мастер не может помочь (заболела, плотная запись, ушла работать на завод, основала стартап), возможность запустить быстрый поиск по гео - "реально спасает" (с).

Все мастера есть в поисковиках, почти все есть в ВК, 99% салонов есть в 2Гис. Составлять конкуренцию количеством бесполезно, мы должны быть удобней и закрывать все ценовые сегметы/районы города/времена суток. По крайней мере, такая у нас стратегия

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

Вы разработчик этого бота?

Ответить
Развернуть ветку
Max R
Автор

Вадим, я являюсь соавтором проекта Laicka. Над созданием и продвижением чат-бота трудится вся наша команда, о составе которой мы рассказали в статье (это четыре Scala-программиста, маркетолог и SMM-специалист)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Bukreev

Проект мертворожденный, недоношенная идея. Какая Москва? 600\1100 это жесть, с такими цифрами надо додумывать дальше Продукт. Это что только мне очевидно?
Идея - хорошая, но реализация ад
Тип монетизации правильный, но рано и очень криво
Масштабирование неправильно организованно - полный провал. Первое что нужно делать это Монополизировать узкую нишу(в вашем случае Бьюти-услуги в ЕКБ) критерий эффективности когда все девушки которые сидят в вк из екб пользуються лайкой. И только потом другие города и ниши.
Продакт овнер явно лажает.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Lapenkov

А сколько вам уже заплатили мастера, Или это пока теория? Как вы гарантируете заказы тем, кто платит абонентскую плату ? Я не троллю, похожая ситуация в моем проекте.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Викторовна

Ilya, чуть выше в комментариях мы упоминали, что на текущий момент абонентская плата технически реализована и протестирована, но не активирована в боевой версии бота. Поэтому все мастера пользуются сервисом бесплатно. По поводу гарантий — пока мы не монетизировали проект, есть время обдумать гарантии для пользователей. Это одна из ключевых задач, которой мы сейчас активно занимаемся.

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

А кто вам деньги будет платить?

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

Пропустил заголовок. Зазвеняйте.

Ответить
Развернуть ветку
Августин Макдональд

тоже писал чат бота в телеграмме для малых экспедицонных нужд нашей компании:
клиента уведомить о создание отправлеия, статус чекнуть, к нам отправление зарегистрировать.
сложность была в интеграции и обучении более старшего поколения.

Ответить
Развернуть ветку
Vsevolod Kudryavtsev

Этим ребятам не помешает немного дизайна

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Елена Викторовна

Аркадий, на момент написания материала явным лидером выступала beauty-сфера (об этом сказано в тексте). С расширением географии она продолжает сохранять свою позицию, хоть и остальные сферы ее активно догоняют. Что же касается процента закрытых заказов – сейчас сложно сказать наверняка. Дело в том, что пользователи пока что еще только знакомятся с сервисом, поэтому мы получаем много тестовых запросов (всем же интересно, как это работает).

Ответить
Развернуть ветку
S-ed

Офтоп, напомнило:

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Ройс

есть ли у вас данные сколько вы клиентов привели какому-нибудь мастеру?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Викторовна

Конечно, мы можем отслеживать эти показатели. Все зависит от занятости самого мастера: к примеру, если мастер-новичок, то он активней отвечает клиентам. Если мастер загружен, то отклики с его стороны идут реже. Говорить о конкретном количестве клиентов в данном контексте сложно, потому что есть те, у кого было по 3-5 клиентов, а есть те, у кого пока что только 1.

Ответить
Развернуть ветку
Leon Smelianski

Хз.."Однако возникла предсказуемая гендерная классификация с явным перевесом в сторону женщин" и это так неожиданно!!!

Ответить
Развернуть ветку
Елена Викторовна

Leon, поэтому мы и написали, что гендерная классификация "предсказуемая"

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Фесенко

Человек скачивает приложение, получает свой справочник нужных ему мастеров и получает контакты напрямую. При этом в интересах самих мастеров + удобство : "если надо будет, то звоните сразу на мой номер или пишите мне" (не боту). В такой сфере вы дарите постоянных клиентов мастерам, если они таковыми станут. В лучше исходе все будут качать, найдут друг другу и забудут про бота : клиент найдёт себе пул мастеров (наполнить свой справочник парикмахером, маникюрщиком, автомойкой...) и мастер набьёт себе базу клиентов. Нюансом останется случай, если мне вдруг понадобится новый мастер по услуге или по новой услуге, то я воспользуюсь базой бота. Постоянную работы с существующим мастером через бот не вижу реалистичной, скорее разовый поиск и добавление его контакта. Что думаете?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Викторовна

Богдан, очень интересное предположение, и в чем-то вы даже правы, но мы все-таки выделяем другую уникальную особенность чат-бота Laicka. Вот представьте: у вас есть мастер-парикмахер, который обычно вас подстригает. Но именно в тот день, когда вам очень нужно подстричься, ваш любимый мастер занят. Здесь-то Laicka и помогает. Она найдет вам свободного мастера "здесь и сейчас". Что уж говорить про те случаи, когда вы отправляетесь в командировку в другой город, или вовсе на отдых в другую страну? Там ведь у вас вообще никого нет. И далеко не факт, что вы вернетесь туда снова, чтобы посетить того самого мастера. Будет проще найти нового. Таким образом, мы еще раз подчеркнем этот момент, уникальность Laicka в её мобильности и применимости практически повсеместно (как раз над последним пунктом мы и ведем активную работу).

Ответить
Развернуть ветку
Вадим

А зачем 4 скала программиста? Ужос.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Олифер

Для нас - оптимально.

Ответить
Развернуть ветку
Никон Бекбулатов

Думаю, что Богдан Фесенко прав о пуле мастеров и т.д.. И ваш проект решает только одну проблему в бьюти-сфере - когда на месте нет твоего мастера. Правильным считаю, создать удобство записи на маникюр, педикюр, стрижку и т.п. к своему мастеру через чат-бот.
Преимущество такого взаимодействия для вас в том, что вы как раз сможете создать, тот самый паттерн. Люди будут на постоянной основе пользоваться подобным сервисом. Если мастер занят, то есть возможность сделать оффер другим мастерам(то, чем вы как раз занимаетесь). Выгода для мастера: 1) Ведение статистики 2) Падает нагрузка на телефонию(заявки идут через чат-бот, нет необходимости вести переговоры по телефону) 3) Возможность получить доп.заявки. Выгода для клиента здесь понятна. Монетизировать реально.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда