MyBonus — мой телеграмм бот поднял продажи в маленькой кофейни

Все началось за чашкой кофе. Или как мой телеграмм бот помог поднять выручку с проданных напитков на 30%.

Мысль создания чат-бота возникла внезапно, стимулом послужила ситуация с одной хорошей знакомой. Она, владелица небольшого уютного кафе, традиционно открывала сезон с акции "шестая чашка кофе в подарок". И всякий раз на подготовку к акции затрачивалось несоизмеримо много времени и сил: поиск дизайнера, создание макета, договоренности с типографией, печать… для малого бизнеса это довольно энергозатратно и ощутимо по финансам.

Было обидно вдвойне, когда усилия оказывались насмарку - нередко по вине клиентов происходила потеря карточек для наклеек - люди попросту забывали их дома. Не удивительно, что энтузиазм терялся, интерес к акции исчезал. Нужно было срочно придумать решение, которое бы дало второе дыхание имеющейся идее.

Улучшить положение вещей должно внедрение бота. Я начал действовать незамедлительно, потратил вечер на продумывание логики работы системы. На следующий день удалось составить схему работы. Еще сутки были потрачены на разработку и создание ТГ бота и реализацию его на node JS.

В завершении требовалось реализовать приложение "Ассистент" или сканер QR кода. Опция имела принципиальное значение - она должна была обеспечить считывание карточки пользователя. На помощь пришел друг, реализация сканера - дело его рук и мозгов. После успешной реализации было решено сделать эту систему публичной и бесплатной для всех желающих.

Краткое описание идеи

Пример работы телеграмм бота клиентской части

Описать принцип работы связки телеграмм бота и сканера можно вкратце:

  1. Придя в кафе, человек видит рекламу, в которой указана ссылка на телеграмм бота.

  2. После перехода посетителя ждет простая авторизации. Авторизовавшись, клиент кафе получает уникальный qr код, который и будет бариста сканировать после покупки кофе.

  3. Взяв кофе, посетитель показывает полученный код работнику для сканирования специальным приложением, после чего происходит начисление одного балла.
  4. Если общая сумма накопленных баллов равняется шести, то работник списывает накопленные баллы, а клиент получает бесплатный кофе.

Немного о первой версии продукта

Под капотом имеется стек node.js и mongodb. Чтобы не раскрывать техническую сторону подробно, можно сказать, что в первой версии продукта реализованы следующие возможности:

  • организован теглеграмм бот, который создает аккаунт пользователя и добавляет его в базу данных mongo db;
  • создан сканер кода пользователя, который проверяет пользователя на наличие в базе и зачисляет бонус, после 6 накопленных бонусов их можно списать.

При первой авторизации пользователь дает личный контакт для участия в акции, а когда бариста делает скан кода - информация сверяется, бонусы зачисляются.

Методы продвижения

Для дальнейшего продвижения сделан информационный сайт, на котором вкратце описана логика работы. На сайте в числе вспомогательных материалов есть промо материалы для кафе.

Метрики и показатели успеха

Так как изначально бот был сделан для одного кафе, то метрикой и показателем успеха является рост продаж кофе по сравнению с предыдущим промо периодом.

Ко-во подаренных напитков за промо период в разные месяцы

По результатам внедренных инноваций мы имеем:

  • Число проданных чашек кофе за тот же временной промежуток возросло.
  • Посетителям было интересно принимать участие в оригинальном ивенте.
  • Смартфон всегда под рукой, да и сам qr код не нужно постоянно запрашивать в боте, принимать участие в акции стало проще и интереснее.

От клиента кафе требуется немного - сохранить картинку и предъявлять ее во время приобретения кофе, чтобы получать свои баллы. В день X - кофе в подарок.

План

Подводя итоги акции было принято решение идти дальше. Следующий этап развития программы - это перенос бота для пользователя на востребованные платформы (Viber, WhatsApp, Facebook). Обязательно локализация на несколько языков (ENG, UA).

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Azizbek Durdiev

Отличное решение. Правда статистика не учитывает сезональнальный рост. В Сентябре прохладнее чем в Июне, соответственно люди больше предпочитают горячие напитки. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Понимаю, но брать выборку за тот год не решился, там было много COVID ограничений и статистика уж совсем плачевная. 

Ответить
Развернуть ветку
tag tagi

Классно когда решаешь реальные проблемы, бизнеса, "вне интернета" так сказать. Отличная идея.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Спасибо! Надеюсь это вырастет в крупный продукт который поможет остальным еще больше 

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Зря вы не видите "деньги под ногами".
У вас на руках - почти готовый продукт для тысяч кофеен и прочих продавцов шаурмы, пончиков и шашлыков по всей России, Украине и Казахстане.
Доработать ещё пару ваших фич и предложить разумную цену на облачный сервис для владельцев стритфуда - простая идея для бизнеса ?
Неужели миллион-другой миллионов рублей в месяц (возможность купить пару квартир в Москве до 1 мая 2022 года) не мотивируют вас на этот шаг?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Албанов

Очень интересная статья! Спасибо за такую полезную и нужную информацию. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Artemyev

 @Игорь Геннадиевич  понятно описали, спасибо! Поправьте заголовок: "...продажи в маленькой кофейнЕ" или "продажи маленькой кофейни" (род. п).

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Спасибо за отзыв. Поправить заголовок уже нельзя (((

Ответить
Развернуть ветку
xsend24 Ru

Идея хорошая. Заинтересовало. Есть возможность редактировать баллы? Менять сумму начисление баллов? 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

В первой итерации нету такого функционала, но в будущем конечно же будет. Будет возможность редактирования баллов клиента!

Ответить
Развернуть ветку
xsend24 Ru

Желаю вам успехов в этом проекте. Сейчас начал продавать электронные сигареты. Так как только начинаю, акции необходимы. Ваш проект тоже мог бы оказать содействие. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Спасибо, добавлю в беклог по продукту.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Жучков

А что требуется сделать в кафе для считывание qr-кода и автоматического начисления бонуса?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Регистрация на сайте, после этого на почту придёт ключ авторизации. Вводите полученный ключ в приложение "Ассистент". После этого будет доступно сканирование кода и начисление бонусов

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Уважаемый автор!
Вы уже думали о монетизации вашей программы лояльности?
Если к вам обратиться владелец кофейни из другого города России , Украины или Казахстана, за какую сумму продадите свою программу?
Или у вас запланирована SaaS-модель оплаты программы?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Добрый день, над моментом монетизации думал конечно же. Сразу после 1-го крупного апдэйта планируется реализация подробной аналитики и еще пару крупных фич (со временем фичи будут добавляться). Все это будет входить в платную подписку для пользователей системы со стороны администрации. Дополнительный вариант монетизации (над которым я еще работаю) это реализация платной подписки для клиентской части, дли них будут дополнительные скидки и так далее. Но по факту базовый функционал всегда бесплатный, как для клиентов так и для администрации. 

Ответить
Развернуть ветку
xsend24 Ru

Ненавижу подписки:(

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Я еще думаю над тем как лучше это все монетизировать что бы это не было в минус продукту.

Ответить
Развернуть ветку
xsend24 Ru

Несколько тарифных планов.Эконом - бесплатный, но ограниченный функционал. Для начинающих.(можно ограничения на количество людей) 
Стандартный - средний класс.
Премиум - полный фарш для успешных бизнесменов.
Рефиральную систему с бонусами. Много идей к вашему проекту.

Ответить
Развернуть ветку
Nike Hurman

Зачем монго там, где MariaDB в самый раз?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Выбор на Mongo пал из-за хорошей масштабируемости и легкой интеграции с мобильными приложениями. 

Ответить
Развернуть ветку
Nike Hurman

Я про другое. Зачем завязываться на нереляционную СУБД там, где в дальнейшем, очевидно, потребуется реляционная?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Спасибо, добавлю в беклог по продукту.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Новиков

А каким образом происходит списание бонусов?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

После начисления 6-го бонуса у администратора в приложении появляется кнопка "списать бонусы"

Ответить
Развернуть ветку
Капитошка - Картошка

1. Как реализован алгоритм предотвращения накопления баллов "По братски"? Когда барист по КД будет сканировать коды, своему другу

2. Как реализована защита от повторного "Случайного" сканирования?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

1. Если бариста захочет то он просто нальет бесплатный кофе, во торой или третей итерации добавим трекинг аномальной активности.
2. После одного сканирования на сканере вылазит попап, с уведомление о начисление бонуса. это позволяет защитить от повторного сканирования. Немного влияет на скорость обслуживания, но не существенно (за месяц тестирования проблем не возникло)

Ответить
Развернуть ветку
Руслан

Просто до этого не пробивали всё заказаное кофе, а теперь приходится.

Ответить
Развернуть ветку
Пуганный Аноним

Выручка выросла на 30%, а если вычесть стоимость акционной чашки кофе?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Если вычесть то выходит 15%, но в стоимость вроде заложена какая-то часть на промо акции.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Безносенко

Отличная идея и реализация - маштабируемость колоссальная

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Вы правы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Геннадиевич
Автор

Условия акции задаются на стороне администрации, можно исключить дорогие напитки из участия в акции и оставить грубо говоря популярные.

Ответить
Развернуть ветку
Vsevolod Zhuravlev

Так есть уже уже...ASAP

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда