{"id":13502,"url":"\/distributions\/13502\/click?bit=1&hash=a81ed6f897d123d854b91b907b479be2ea058a6a8ec03bd6f76bfc8a24665263","title":"\u0425\u043e\u0447\u0443 \u043d\u0430\u0440\u0438\u0441\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u0430\u043d\u0438\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c 3D-\u043c\u0443\u043b\u044c\u0442\u0444\u0438\u043b\u044c\u043c. \u0413\u0434\u0435 \u0443\u0447\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"7eb01878-f5ab-5bdb-ae26-b8e9a900dfa1","isPaidAndBannersEnabled":false}
Трибуна
Dauren Makenov

Как за год вдвое увеличить выручку салона красоты? Кейс сервиса Flowsell.me. Часть 1

Всем привет! Меня зовут Даурен , я из Нур-Султана, столицы Казахстана. Хочу поделиться с вами опытом создания успешного IT-стартапа в сфере бьюти, где я работаю уже более 8 лет. Сегодня мой бизнес, включающий в себя сеть салонов и сервис их продвижения Flowsell.me, оценивается в 172,8 миллиона тенге – это $403 000. Еще немного цифр – Flowsell.me за 3 месяца гарантированно увеличивает выручку салона красоты в любой точке мира на 26,7% благодаря RFM-сегментации базы клиентов. Это позволяет возвращать спящих и потерянных клиентов, которые томятся в клиентской базе – а, как известно, возвращать старых клиентов гораздо дешевле, чем привлекать новых.

С момента запуска сервиса в апреле 2020 года наши доходы продолжают расти, и я небезосновательно считаю свой проект перспективным – хотя бы по тому, насколько часто я получаю предложения по его продаже. В этом блоге я расскажу, как получал крайне дорогой, прямо-таки бесценный опыт «в поле» и поделюсь своими решениями модернизации системы бьюти-салонов в целом. Перед вами первая часть блога, назовем ее условно «Синяки и шишки».

Чтобы понимать ход моих мыслей, стоит хотя бы немного представлять себе наш рынок. Если рассказывать о казахстанских салонах красоты и парикмахерских (у нас их часто называют шаштаразками) и SPA-салонах, то практически независимо от класса заведений, размеров и расположения дела в них обстоят примерно одинаково. Салон – это небольшое количество нанятых мастеров, которые стараются по мере возможностей поддерживать квалификацию на различных курсах и работают с клиентами «с улицы» в небольшом арендованном помещении, отремонтированном по мере возможностей владельца. При необходимости мастера готовы быстро переехать на соседнюю улицу, в более доступное помещение, а иногда и под новую вывеску. Рулит ими (и посетителями) чаще всего администратор, который сидит за стойкой на телефоне, вооруженный тетрадкой с базой клиентов.

В этом мире все надеются на «органический трафик», а значит, могут прогореть в любую минуту – что и произошло с началом пандемии (статистика говорит, что несмотря на ажиотажный спрос на маникюр и окрашивание во время карантина, у нас закрылся каждый пятый салон, то есть около 20%). Об автоматизации процессов почти никто не думает – полагаются на человеческий ресурс, не доверяя big data. Думаю, такой расклад сил знаком многим сотрудникам индустрии за пределами МКАДа. К слову, аналогичная ситуация царит и в казахстанском сегменте horeca – франшизные digital cервисы доставки только начали к нам доходить, но всего за год показали свою перспективность. Но вернемся к красоте.

Довольно долго мы с супругой Айгерим, владельцы сначала одного франшизного салона, потом целой сети, а затем – создатели собственного бренда, тоже плыли по течению. В августе 2013 мы на 5 лет приобрели и запустили британскую субфраншизу TONI&GUY в Астане – сегодняшнем Нур-Султане. Обоих грела мысль о том, насколько ответственно и серьезно мы подходим к этапу, скажем так, предпродакшна. Судите сами – только согласование проекта с головным офисом в Лондоне длилось около года (еще бы, там все серьезно – самому бренду TONI&GUY более 58 лет, более 400 салонов по миру, 25 академии), затем мы обучили штат мастеров в британской академии TONI&GUY в Лондоне, закупили высококачественные расходники, технику и инструменты и сделали отличный ремонт в помещении на одной из центральных улиц столицы.

Нас подхлестывало не только осознание, что мы все делаем капитально и правильно – мы старались максимально использовать свои знания, полученные в английской магистратуре президентской программы «Болашак». Там, в Великобритании мы, собственно, и стали клиентами TONI&GUY, еще даже не мечтая сами работать в этой сети. Да и не было на тот момент в Казахстане ничего подобного. Как многим известно, TONI&GUY знаменит своими запатентованными методами стрижки, которые не требуют укладки в повседневной жизни. Любая стрижка – это очень точная геометрия, а значит – высокий уровень образования мастера, ресурсов на которое мы в 2013 году не жалели. Открыв салон, за два года мы убедились, что бизнес, конечно, работает, но не так чтобы с wow-эффектом – несмотря на все наши усилия.

В 2015 году мы запустили проект обучающего центра для парикмахеров. Кадры международного формата на нашем рынке были редкостью, и мы решили, что обучим в лондонской академии нашу команду на преподавание, чтобы учить мастеров у себя – так дешевле, ближе и быстрее. С 2015 года мы обучили более 300 человек для своих и чужих салонов, 80% отучившихся и сегодня преуспевают своей профессии. Разумеется, со временем мы расширили сферы обучения по направлениям hair, nail, cosmetology, manager. Чтобы создать этот центр, пришлось запросить субсидирование у местного фонда развития предпринимательства «ДАМУ» и взять кредит в местном же филиале «Сбербанка».

2019 год стал во многом решающим для нашего бизнеса – из вялотекущей фазы он вошел в фазу активного роста. Мы сменили британскую франшизу TONI&GUY на российскую сеть «Персона» – во-первых, внушал доверия их 25-летний опыт, во-вторых, нам было интересно изучить российский рынок и методы продвижения. Кроме того, в Казахстане произошла третья по счету девальвация, и фунт стерлингов стал для нас, мягко говоря, нерентабельным.

Сейчас я понимаю, что у нас попросту не было нужного опыта для работы в сегменте b2с и ритейле как таковом. Но меня научили смотреть на проблемы масштабно, применяя метод трансформации бизнеса. Навыки change management я решил применять на своем маленьком полигоне. Следом встал вопрос автоматизации.

Я понимал, что бьюти-индустрия (как и медицинский, и многие другие сегменты) в Казахстане максимально не оцифрована. Здесь была нужна автоматизация бизнес-процессов, и нужна была быстро. Главную проблему я видел в том, что в салонах успех зачастую находится в руках администратора, который слишком занят, чтобы постоянно обзванивать старых и новых клиентов. Sms-агрегаторы тоже не слишком помогают, а контекстная, как и таргетированная реклама кажется палочкой-выручалочкой только издалека – это весьма дорогой путь в никуда, так как цена за лид растет от года к году. Став владельцем небольшой сети салонов, я понял, что для такого бизнеса автоматизация – это актуальная задача, которую нужно решить прямо сейчас.

Жесткие условия, которые поставила нам «Персона», не позволяли быстро развернуть поле в Казахстане – так мы поняли, что нужно автономно развивать и свой собственный бренд SuperMe. В феврале 2019 года параллельно с франшизными салонами мы запустили пробный концепт «салонов у дома» SuperMe, где предлагали качественные услуги по доступной цене со средним чеком в 4000-5000 тенге (до 1000 рублей). Зарегистрировав собственный торговый знак, мы опять принялись сеять разумное, доброе, вечное и внедрять свои лучшие наработки: технику стрижек TONI&GUY, методологию запуска новых точек, бизнес-процессинг и маркетинг, обучение, поставщиков. Так мы открыли 4 салона в Нур-Султане и 2 в Алматы. Главное – мы добавили больше технологичности в проект, полностью его автоматизировав с помощью таких партнеров, как Yclients и AmoCRM. Но справлялись они «на троечку».

Именно в этот момент и был создан наш IT-стартап – сервис Flowsell.me, который сегодня приносит более 100 новых клиентов за полгода работы и дальнейший прирост абонентской базы на 15-20% в месяц в бьюти-индустрии Казахстана, России и более дальнего зарубежья – Израиля, ОАЭ, Украины, Грузии, Азербайджана, Испании. Думая о причинах такого успеха, я понимаю, что оцифровка, автоматизация и подключение IT к бизнесу – это, по сути, самый логичный шаг в развитии любого современного бизнеса.

Не прощаюсь – скоро выложу для вас вторую часть своей истории, где расскажу о том, как запустить стартап, если вы не IT-ники, а люди из бьюти-индустрии с простым человеческим желанием внедрить новые технологии.

Интересно ли вам знакомиться с Flowsell.me дальше?

Какие стороны работы над проектом вам было бы интересно узнать?

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Misha PHP

Человек делится опытом, в первый раз на этом сайте, сразу все минусуют, злые вы

Ответить
Развернуть ветку
Dauren Makenov
Автор

Спасибо за поддержку, очень приятно!

Ответить
Развернуть ветку
Dauren Makenov
Автор

Минусуют видимо конкуренты))) или тот кто на диване

Ответить
Развернуть ветку
В А

Работаешь в старапе более 8 лет, а сам проект запустили год назад. Это как?) Чем вы занимались 7 лет?

Ответить
Развернуть ветку
Dauren Makenov
Автор

7 лет занимались салонами красоты и продолжаем это делать, и чуть более одного года развитием стартапа Flowsell.me

Ответить
Развернуть ветку
Sanzhar Bazarbek

Интересно, жду продолжения. Было бы интересно узнать как вы в итоге поддерживаете связь API с WhatsApp

Ответить
Развернуть ветку
Dauren Makenov
Автор

Добрый день, спасибо.

интеграция также как у всех )))
Гибрид официального бизнес WABA и обычного 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null